Особенности человеческого мозга.

Автор Cirill, января 24, 2014, 17:31:47

« назад - далее »

ArefievPV

Власть и одиночество связали на анатомическом уровне
https://nplus1.ru/news/2016/02/12/loneliness
"Американские исследователи обнаружили в мозге участок, отвечающий за чувство одиночества. Эта же структура оказалась связана с иерархическим положением в группе. Результаты их работы опубликованы в журнале Cell.
Мотивация к установлению и поддержанию социальных контактов может быть позитивной и негативной. Позитивная заключается в активации дофаминергических нейронов центра награды мозга, в частности вентральной области покрышки и прилегающего ядра, что вызывает удовольствие от социализации. Негативная связана с психологическим дискомфортом от социальной изоляции и поиском ее преодоления. Какая структура мозга отвечает за этот дискомфорт, до сих пор известно не было.
Исследователи из Массачусетского технологического института провели электрофизиологическое исследование малоизученных дофаминергических нейронов дорсального ядра шва в срезах мозга мышей. Выяснилось, что у животных, взятых из клетки с сородичами, и тех, что провели сутки в одиночестве, различается соотношение глутаматных AMPA и NMDA рецепторов на поверхности изучаемых нейронов.
В другой серии экспериментов исследователи, используя оптогенетический метод, наблюдали за активностью дофаминергических нейронов дорсального ядра шва. Оказалось, что эти клетки практически неактивны при непрерывном пребывании животного в группе, однако активируются при встрече с сородичами после периода изоляции.
Когда с помощью того же оптоволокна активность нейронов подавили, животные перестали демонстрировать повышенную социализацию после нахождения в одиночестве. Кроме того, выяснилось, что мыши, занимающие более высокое иерархическое положение, обладают повышенной чувствительностью к изменениям активности дорсального ядра шва.
Таким образом, дофаминергические (но не серотонинергические) нейроны этого ядра оказались ответственными как за социализацию после изоляции, так и за стремление к доминирующему положению в сообществе.
Дофамин — один из важнейших нейромедиаторов. Синтезирующие его нейроны расположены в мозговых ядрах, отвечающих за движения, эмоции, принятие решений, чувство удовольствия и другие функции."

ArefievPV

#196
Как победить прокрастинацию с научной точки зрения?
http://www.popmech.ru/science/236587-kak-pobedit-prokrastinatsiyu-s-nauchnoy-tochki-zreniya/
"Как бороться с прокрастинацией? Как вовремя делать все свои дела и не зависать часами в Интернете? Нейрология может подсказать метод. Нужно только немного мотивации и МРТ-сканер.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Neuron, мы можем научно определить то, что действительно способно мотивировать человека. Несколько испытуемых поместили в МРТ-сканер, а ученые сосредоточились на области мозга, которая ассоциируется с мотивацией и концентрацией, после чего сказали испытуемым получить мотивацию. Приложить все усилия, чтобы мотивироваться.
Нейрологи не задействовали электрическую стимуляцию, вообще никак не воздействовали на мозг. Они только наблюдали, и когда люди находили правильный мотиватор, та зона в мозге, за которой велось наблюдение, вспыхивала. К примеру, если человек думал о том, как его подбадривает жена, то зона активировалась. Каждый участник выбирал какой-то свой способ мотивации: кто-то представлял, как на него кричит злой тренер, кто-то пел песни Queen. Исследователи полагают, что такой стимул работает чем-то вроде моста между памятью и обучением.
Поначалу система работала плохо, но затем людям позволили смотреть на дисплей, куда шли данные об активности мозга и основной наблюдаемой зоны. И когда участники эксперимента видели, как растет ее активность, это мотивировало их еще больше, получалась своеобразная петля мотивации.
Таким образом, люди выясняли тот оптимальный путь, схему образов или стимулов, которая помогала им мотивироваться. Результаты эксперимента могут быть очень важны, особенно в таких областях психологии как когнитивная поведенческая терапия, главной целью которой является изменение поведения с помощью конструктивных умственных упражнений. Как только люди смогут найти то, что действительно их мотивирует, они смогут с большей легкостью приняться за те дела, которые не могли решить.
Интересно, что с помощью МРТ можно не только определить наиболее мотивирующий стимул, но, как показали предыдущие исследования, выяснить причину лени."

ArefievPV

Лень имеет физиологические причины
http://www.popmech.ru/science/231780-len-imeet-fiziologicheskie-prichiny/
"Все мы когда-либо испытывали непреодолимое желание ничего не делать, даже когда время подгоняло. Оказывается, дело не в силе воле, а причиной апатии и лени могут быть физиологические процессы, проходящие у нас в мозге.
Причиной этого могут служить недостаточные связи между определенными зонами мозга, из-за которых некоторым людям тяжело принять решение действовать. Конечно, это не объясняет лень всех и каждого, но проливает свет на патологическую, экстремальную лень, которая часто проявляется у людей с болезнью Альцгеймера или пациентов, выздоравливающих после инсульта.
Для понимания нейрологической основы апатии нейрологи из Оксфордского университета стали изучать различия между молодыми людьми, которые судя по тестам были достаточно мотивированы, и теми, кто были не столь активны. Участники исследования играли в игру, где надо было принимать решения, а нейрологи наблюдали за тем, что происходило в их мозгах с помощью МРТ.
В каждом раунде игры исследователь предлагал подопытному награду в обмен за какое-то усилие. Участники решали, надо ли принять предложение, базируясь на том, стоит ли усилия обещанной награды. В соответствии с ожиданиями более апатичные люди с меньшей охотой брались за задания, даже если награда за них была большой — но когда апатичные подопытные все-таки принимали предложения, то у них на МРТ отражалось гораздо больше активности в премоторной области мозга, чем более решительных и активных участников. Такого результата ученые не ожидали. Они предполагали, что у ленивых в премоторной зоне будет гораздо меньше активности при непосредственном переходе к делу.
После дополнительного исследования выяснилось, что у более апатичных людей наблюдаются менее эффективные связи между передней поясной корой мозга, той его части, которая задействована в принятии решений и оценке награды, и дополнительной моторной области, зоной мозга, помогающей контролировать движения.
«Мозг использует пятую часть всей энергии, которую вы потребляете за день. Если для планирования действия требуется гораздо больше энергии, чем обычно, то и для совершения действия требуется непривычно большое количество энергии», — объяснил глава исследования Махуд Хусейн, профессор нейрологии и когнитивных наук Оксфордского университета. Статья о проведенном исследовании опубликована в журнале Cerebral Cortex."

Егор Козлов

Насколько Дмитрий Жуков безумнее Савельева Сергея?
И почему такие архетипы появляются?
Чем дальше в лес, тем толще обезьяны?
Каковы шансы у обывателя уберечь мозг от вредных влияний лженауки(?)?

ArefievPV

7 самых распространённых мифов о мозге
http://www.popmech.ru/science/236592-7-samykh-rasprostranyennykh-mifov-o-mozge/
За последний десяток лет нейробиология, наука, изучающая функционирование мозга, сделала огромный шаг вперед. Конечно, наше понимание того, как на самом деле работает человеческий мозг еще не полно, но кое-какие устоявшиеся мифы, возникшие из-за былого недостатка знаний, ученые уже могут с уверенностью опровергнуть.

Короткое видео...

slon

http://moshekam.livejournal.com/1882632.html

Ученые признали, что женский мозг работает эффективнее мужского

ArefievPV

Как новые нейроны улучшают память
http://www.nkj.ru/news/28397/
Новые нервные клетки, образующиеся во взрослом мозге, позволяют старым нейронам сосредоточиться на специфической информации.
Нет нужды напоминать – но мы всё же напомним – что новые клетки во взрослом мозге всё-таки образуются, правда, не везде, а всего в двух местах: в субвентрикулярной зоне, рядом с желудочками мозга, и в зубчатой извилине гиппокампа.
Нейроны из субвентрикулярной зоны у животных отправляются в обонятельную луковицу, а у человека они вместо обонятельного тракта идут в полосатое тело (об особой судьбе этих нервных клеток в человеческом мозге шведские нейробиологи два года назад писали в Cell). Что же до «новорождённых» нейронов в гиппокампе, то они, видимо, там и остаются. Гиппокамп служит одним из основных центров памяти и потому нейрогенез здесь привлекает повышенное внимание.
Считается, что новые клетки прямо влияют на процессы запоминания, и что особенно они важны для способности различать схожий опыт, когда некая старая ситуация, которая давно отложилась в памяти, и новая, в которую мы только что попали, отличаются друг от друга всего лишь несколькими деталями. Например, если мы идём по давно знакомому маршруту и видим, что улицу перекопали, мы, благодаря способности видеть новое в старом, легко можем найти обходной путь, сравнивая привычные и новые детали ландшафта.
На уровне нейронных сетей выбор модели поведения сопровождается разной активностью у «нейронов входа» и «нейронов выхода». Стимул, поступающий в нейронную сеть, вызывает одинаковую реакцию у принимающих нейронов, но вот после внутрисетевой обработки сигнала те клетки, которые предъявляют готовый результат, срабатывают по-разному: их импульсы отличаются друг от друга. Если у подопытных животных в гиппокампе подавляли нейрогенез, то такое разделение импульсов исчезало, и мозг терял способность замечать новые детали и мелкие изменения в окружающем. Однако здесь возникал другой вопрос: как в этом случае распределяют обязанности между собой старые и новые клетки?
Ответ попытались найти Аттила Лозончи (Attila Losonczy) и его коллеги из Колумбийского университета. В эксперименте мышам нужно было запомнить, чем отличаются между собой две клетки: обе были очень похожи, но только в одной из клеток животных слегка били током. Обычные мыши запоминали отличия в обстановке, и, если их сажали в «электроклетку», они в страхе замирали на месте, тогда как в безопасной камере никакого страха мыши не испытывали. Но если у них целенаправленно отключали появление новых нервных клеток в зубчатой извилине гиппокампа, то животные переставали различать клетки, и испытывали стресс и там, и там.
Следующий опыт был сложнее: мышей ставили на беговую дорожку, одновременно организовывая им что-то вроде виртуальной реальности с помощью звуков, запахов, каких-то видов и тактильных стимулов. Искусственное окружение в разных вариантах эксперимента было похожим, но не до конца. Животные несли генетическую модификацию, так чтобы молодые нейроны сами по себе светились красным, но при том и молодые, и старые светились зелёным в момент активности. Целью было увидеть, как отличаются в работе старые и новые нервные клетки, когда мозгу нужно «поймать» небольшие различия в окружающей обстановке – и вот, пока мышь шла сквозь виртуальный мир, в её мозг смотрели с помощью специального микроскопа, способного различить флуоресцентное свечение из глубин нервной ткани.
Распределение активности между нервными клетками оказалось несколько неожиданным. Если мы несколько раз подряд оказываемся в одном и том же месте, в котором только некоторые детали меняют положение, то информацию об этом месте можно разделить на более общую, неспецифичную, имеющую отношение ко всему вообще – и на новую, менее специфичную, имеющую отношение к изменениям, к отличиям от прежнего. И логично было бы предположить, что за новое отвечают новые нейроны.
Однако, как пишут исследователи в журнале Neuron, всё оказалось наоборот: молодые нервные клетки реагировали на всё сразу, старые же реагировали именно на специфическую комбинацию импульсов. Грубо говоря, «новорожденные» нейроны не видели разницы между старой и новой обстановкой, а вот старые нейроны её как раз и видели.
На самом деле, существует гипотеза, что нейрогенез нужен не только для того, чтобы было где держать накапливающуюся информацию, сколько для улучшения контроля над памятью. Новые нейроны, согласно такой модели, подавляют активность старых, одновременно делая их более разборчивыми, так что старые нейроны начинают отвечать не на все стимулы, а только на некоторые. В результате в центре памяти образуется множество отчасти перекрывающихся групп нервных клеток со своими специализациями, что позволяет различать блоки информации по самым мелким признакам.
Если гипотеза верна, то подавление активности новых нейронов, или подавление нейрогенеза вообще, должно усилить неспецифическую активность старых клеток и, как следствие, ослабить способность запоминать детали и частности. В будущем авторы работы собираются как раз это и проверить.
Кстати говоря, именно неспособность чувствовать разницу между новым и старым особенно остро проявляется в разных психоневрологических нарушениях, вроде депрессии и посттравматического синдрома – человек перестаёт понимать, что что-то изменилось, что всё вокруг уже не такое грустное и страшное, как раньше. Так что как видим, изучение взрослого нейрогенеза имеет и вполне конкретные медицинские перспективы.

По материалам Science.

ArefievPV

Мозг отличает расчетливое добро от бескорыстных порывов
http://elementy.ru/novosti_nauki/432714/Mozg_otlichaet_raschetlivoe_dobro_ot_beskorystnykh_poryvov
"Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и реципрокного (взаимного) альтруизма, работающего по схеме «ты мне — я тебе». Поведенческие эксперименты были совмещены с томографическим сканированием мозга, поэтому удалось показать и явный эффект той или иной стимуляции (эмпатия или альтруизм), и скрытую картину работы мозга. Общий результат действия обоих стимулов был сходным: испытуемые одинаково высоко оценили и сострадательные порывы (эмпатия) и поступки с расчетом на награду (реципрокный альтруизм). Однако картины активированных связей в мозгу, приводящих к этим внешне сходным результатам, оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами."

ArefievPV

Не про человеческий мозг, но всё же размещу...
Как мозг стирает воспоминания, или есть ли пределы у вашей памяти?
http://www.popmech.ru/science/236887-kak-mozg-stiraet-vospominaniya-ili-est-li-predely-u-vashey-pamyati/
"Говорят, что у мозга безграничная память, но, судя по последним исследованиям, Шерлок Холмс все-таки был прав, и у нас не так много места для хранения воспоминаний."

ArefievPV

В догонку... Заметка не новая.
Как работает человеческая память?
http://www.popmech.ru/science/13943-khimicheskiy-klyuch-pamyati/#full
"Загадка человеческой памяти — одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь."

Небольшой обзор.

ArefievPV

Недостаток сна заставляет нас много есть
http://www.popmech.ru/science/236892-nedostatok-sna-zastavlyaet-nas-mnogo-est/
Сейчас практически каждый человек так или иначе испытывает недостаток сна, и это ведет к самым разным расстройствам организма. Например, недосып может привести к значительному набору веса.

ArefievPV

6 советов о том, как улучшить свой сон
http://www.popmech.ru/science/236893-6-sovetov-o-tom-kak-uluchshit-svoy-son/
И еще немного о сне в честь недавно прошедшего Всемирного дня сна. Как мы хорошо знаем регулярный сон позитивно сказывается на нашем здоровье, но в современном мире недосып — практически постоянный спутник человека.

ArefievPV

Почему дурной пример заразителен?
http://www.popmech.ru/science/236969-pochemu-durnoy-primer-zarazitelen/
Большинство из нас начинает зевать, когда вокруг зевают другие люди, и инстинктивно смеются вместе со всеми, даже если считают, что шутка не удалась. Теперь ученые выяснили, почему дурной пример заразителен, и почему мы легко рискуем, глядя на то, как рискуют другие.

ArefievPV

#208
Не новость, заметка уже старая...
Однако, обзорчик не плохой... Целая гипотеза. :)
Мы теряем мозг: Выживает глупейший
http://www.popmech.ru/science/11200-my-teryaem-mozg-vyzhivaet-glupeyshiy/#full
Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?

slon

ЦитироватьТеперь ученые выяснили, почему дурной пример заразителен, и почему мы легко рискуем, глядя на то, как рискуют другие.

Мне не удалось понять почему.