Особенности человеческого мозга.

Автор Cirill, января 24, 2014, 17:31:47

« назад - далее »

sanj

Обучение активизирует в мозге область удовольствия от секса и наркотиков
Удовлетворение, которое человек испытывает в процессе обучения, отчасти сравнимо с удовольствием от секса, азартных игр, или, например, от употребления шоколада. К такому выводу пришла команда испанских и немецких ученых по итогам эксперимента на 36 добровольцах.

В ходе первого этапа исследования волонтеры узнавали значения новых слов через контекст, а в ходе второго употребляли изысканную пищу и играли в азартные игры на деньги.

Используя магнитно-резонансную томографию, авторы работы обнаружили, что изучение новых слов повышает активность вентрального стриатума — области головного мозга, связанной с удовольствием, которая обычно активизируется при употреблении определенных продуктов питания, наркотиков, занятии сексом или участии в азартных играх. При этом люди, мозг которых реагировал на обучение наиболее ярко, оказались и более способны к усваиванию новых слов.

Ученые считают, что эксперимент показал важность эмоционального аспекта в развитии языка. Это знание поможет объяснить, как ощущение удовольствия могло повлиять на развитие человеческих коммуникаций.

http://www.popmech.ru/science/50311-obuchenie-aktiviziruet-v-mozge-oblast-udovolstviya-ot-seksa-i-narkotikov/

ArefievPV

Способность к предсказанию может быть обусловлено генами...
http://news.mail.ru/society/20052785/
"Любой человек с большей или меньшей точностью, подсознательно основываясь на собственном опыте, может предсказать, с какой вероятностью случится то или иное событие. Учёные это называют чувством вероятности и до сих пор выясняют, является ли эта способность приобретённой с опытом или же врождённой.
Команда исследователей из венецианского университета ИУАВ (Università Iuav di Venezia) провела эксперимент с участием множества людей разных возрастов, социального положения и уровня образования. Ведущий автор исследования Витторио Джиротто (Vittorio Girotto) предложил привлечь в необычное тестирование даже жителей древних городов цивилизации майя.
Поскольку потомки легендарного народа не имеют формального образования, то их пример можно использовать как основную группу людей, не имеющих того опыта, которым располагает большинство жителей современного мира. Также тестирование на чувство вероятности проходили дети школьного возраста потомков майя и взрослые итальянцы (в качестве контрольной группы).
Результаты эксперимента, описанные в статье журнала PNAS, показали, что задания на чувствительность к вероятности все участники испытания проходили приблизительно одинаково, что указывает на то, что жизненный опыт не влияет на этот тип интуитивного мышления.
Некоторые исследования показывают, что для осознания вероятности событий требуется формальное школьное образование. Об этом говорили учёные, которые задавали детям задачки на ощущение вероятности, и получали от дошкольников неверные ответы. В то же время школьники чаще давали правильные ответы, а это значит, что чувство вероятности обостряется при выполнении задач на устный счёт, визуальное распознавание образов и других заданий, которые, как правило, выполняют в школе.
Тем не менее, учёные доказали, что и у младенцев может быть обострено чувство вероятности. Опыты показывают, что когда годовалый ребёнок видит коробочку с одним синим и тремя жёлтыми прыгающими шариками, он удивляется, когда именно синий шарик выскакивает наружу. В силу количества жёлтых мячиков, именно один из них с большей вероятностью должен вылететь из коробки.
Чтобы поставить точку в споре о врождённости или приобретении навыка определения вероятности, Джиротто и его коллеги отправились в сельскую местность Гватемалы, где проживали различные народности майя, формально не имеющие образования. Все испытуемые проходили серию тестов на чувство вероятности. К примеру, им показывали чашку с тремя синими и одной жёлтой фишкой и спрашивали, какую из них, вероятнее всего, они вытянут наугад.
Позднее в более сложном испытании добровольцам показывали чашу с восьмью фишками, четыре из которых были круглыми, а четыре — квадратными. При этом пять из них были одного цвета, а три оставшиеся — другого. Испытуемые должны были сделать ставку на цвет фишки, которую они могут случайно вытянуть. После этого экспериментатор вытягивал фишку и сообщал, какой она формы, а добровольцы вновь должны были угадать цвет.
Ещё одно задание заключалось в том, чтобы человек указал на набор фишек, из которого вероятнее всего будет вытянута та, на которую он поставил. Также испытуемые должны были угадать, будут ли две фишки, вытянутые из множества других, скорее одного цвета или разных цветов.
И взрослые представители народа майя, и их 7-9-летние дети, и образованные итальянцы демонстрировали в ходе этих тестов одинаковый уровень обострённости чувства вероятности, что поистине удивило учёных.
«Разница в результатах, полученных нашей командой и полученных нашими коллегами-предшественниками, может быть объяснена типом заданий, которые выполняют добровольцы. Исследователи, которые пришли к тому, что чувство вероятности является приобретённым, чаще давали сложные задачи, где необходимо было подсчитывать процент вероятности. Наши же тесты были похожи на детскую игру, которая не требовала много усилий», — поясняет Джиротто.
Более того, учёные поясняют, что способность к предсказанию вероятности может быть и врождённой, но истинное понимание того, что случится, скорее всего, приходит с годами по мере накопления соответствующего опыта."


ArefievPV

Нейрофизиологические корни феномена призраков...
http://lenta.ru/news/2014/11/07/ghosts/
"Швейцарские ученые раскрыли нейрофизиологические корни феномена призраков. Оказывается, ощущение присутствия рядом с человеком незримых существ (привидений, ангелов или демонов) может быть связано с искажениями сенсорно-моторных сигналов мозга. Такие сигналы участвуют в формировании самосознания человека, собирая информацию о его движениях и местоположении тела в пространстве. Результаты нового эксперимента представлены в журнале Current Biology, а коротко о нем сообщается в пресс-релизе Федеральной политехнической школы Лозанны.
Группа Олафа Бланке (Olaf Blanke) из Федеральной политехнической школы Лозанны перестроила сенсорно-двигательный аппарат таким образом, что люди начали воспринимать эти сигналы не как свои, а как исходящие от чужого тела. Для начала ученые обследовали с помощью магнитно-резонансной томографии мозг 12 пациентов, страдающих от расстройств нервной системы, прежде всего от эпилепсии — у всех них был опыт встречи с «призраками». Нарушения обнаружили в работе трех участков мозга: островковой коре, теменно-лобной коре и височно-теменной коре. Все эти зоны отвечают, в частности, за самосознание, движение и проприорецепцию (ощущение собственного места в пространстве).
Затем нейрофизиологи провели «диссонансный» эксперимент: добровольцы с завязанными глазами махали рукой перед собой. За их спиной те же движения совершал робот, касаясь их спины. Когда пациенты привыкли к роботу, ученые разорвали синхронность движений машины и человека. Такой временной задержки (на 500 миллисекунд) оказалось достаточно, чтобы создать иллюзию призрачного присутствия.
Участникам эксперимента не сообщали о его задачах. Спустя три минуты после задержки в движениях робота ученые спросили у пациентов, что они чувствуют. Те же рассказали о том, что рядом с ними кто-то появился. Некоторые добровольцы насчитали до четырех привидений. Для кого-то эти ощущения оказались настолько сильными, что они попросили остановить эксперимент.
«Наш мозг обладает несколькими источниками информации о расположении тела в пространстве. При нормальных условиях человек собирает из них цельный образ себя. Но когда система дает сбой — при болезни или, в данном случае, из-за действий робота — у человека возникает второй образ его тела, который воспринимается уже не как "я", а как присутствие "другого"», — объясняет ведущий автор исследования Джулио Роньини (Giulio Rognini).
Нейрофизиологи подчеркивают, что их открытие вряд ли заставит кого-либо перестать верить в привидения. Однако для ученых это стало еще одним подтверждением того, что призраки существуют только в мыслях человека."

ArefievPV

Прослушивание грустной музыки улучшает настроение...
http://www.popmech.ru/science/50772-proslushivanie-grustnoy-muzyki-uluchshaet-nastroenie/
"Психологи из Свободного университета Берлина решили проанализировать, какие чувства мы испытываем, когда слушаем грустные песни. Они собрали 772 добровольцев, 408 человек из которых были европейцами, а остальные — из Азии и Северной Америки. Каждый участник должен был ответить на вопросы о том, как часто он слушает печальную музыку, какие ситуации побуждают его к этому, и как он себя при этом чувствует.
Исследователи обнаружили, что в процессе прослушивания грустных песен респонденты испытывали широкий спектр положительных эмоций, таких как ностальгия, миролюбие и нежность. Самой распространенной эмоцией оказалась именно ностальгия, которую испытали 76% участников.
Что же заставляет участников чувствовать ностальгию, миролюбие и нежность — а главное, что общего у всех этих эмоций? Все они являются здоровыми эмоциями и свидетельствуют о хорошем самочувствии, благополучии и утешении. Все дело в том, что грустная музыка вызывает выброс в мозг пролактина — гормона, который имеет отношение к приему пищи, физической нагрузке и, что главное, сексу. Таким образом, грустная музыка активирует химическое вещество, которое тонизирует и регулирует негативные настроения."

ArefievPV

Некоторые функции, которые мозг выполняет во время сна...
http://www.popmech.ru/science/50862-5-funktsiy-kotorye-vypolnyaet-mozg-vo-vremya-sna/
"1. Принимает решения
Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, говорит о том, что мозг более чем способен принимать решения во время сна. Участников этого исследования просили сортировать слова на две категории нажатием кнопки, причем во время испытаний позволялось уснуть. Однако эксперимент продолжился и во сне — мозг участников был способен принимать решения даже после того, как организм погружался в сон.
2. Сортирует воспоминания
Во сне мозг обрабатывает новые воспоминания, проверяет связи со старыми, и сортирует память так, чтобы человек не забывал нужные моменты. По словам доктора Мэтью Уокера из Калифорнийского университета, если человек занимается фортепиано после после здорового сна и в следующую ночь спит еще восемь часов, то пройденное на уроке воспроизводится им на 20−30% лучше, чем при проверке знаний сразу же по окончании занятий.
3. Создает ассоциации
Во время сна мозг строит ассоциативные связи между, казалось бы, не связанными между собой вещами. Это может привести к появлению необычных идей или углубленному пониманию окружающего мира. Поэтому возникающие порой в голове неожиданно оригинальные идеи не так уж и спонтанны.
4. Избавляется от токсинов
Серия исследований показывает, что во сне мозг мышей очищается от нейродегенеративных клеток и токсинов, увеличение концентрации которых может привести к развитию болезней Альцгеймера и Паркинсона.
5. Обучается физическому труду
Во время фазы быстрого сна новая информация о двигательной функции организма передается из коры головного мозга, отвечающей в том числе за моторику, в височную долю. Это помогает нам «осмысливать» и эффективнее выполнять задачи, касающиеся физической активности."


ArefievPV

"Режим ребёнка"...
http://www.popmech.ru/science/50938-rezhim-rebenka-pozvolit-vzroslym-bystree-obuchatsya/
"В детстве наш мозг способен образовывать новые нейронные связи чрезвычайно быстро, что необходимо нам для того, чтобы быстро научиться ходить, говорить и познавать мир. Но, как только мы становимся старше, эта способность исчезает и, к сожалению, нам требуется куда больше времени, чтобы запоминать новые вещи.
Ученым из Стэнфордского университета (США) удалось разблокировать детскую «гибкость» во взрослом мозге мышей путем блокирования функций белка, известного как LilrB2.
Белок LilrB2 является рецептором, стабилизирующим нервные связи в головном мозге. Это чрезвычайно полезно для хранения информации, но «тормозит» процесс обучения. Очевидно, белок активно подавляет нейронную «гибкость» в зрительной коре и, возможно, по всему мозгу.
Однако в отличие от лабораторных мышей, у людей все гораздо сложнее: есть пять разных версий белка LilrB2, и теперь ученым предстоит выявить из них нужный, чтобы разблокировать аналогичные преимущества в нашем мозге, равно как и изучить побочные эффекты блокировки.
В случае успеха получится не только разрабатывать новые препараты для улучшения мозговой деятельности, но и понять, как сделать мозг более способным к обучению и помочь ему быстрее восстанавливаться после повреждений."

ArefievPV

Активация участков мозга при чувстве ненависти...
http://www.popmech.ru/science/50941-chto-proiskhodit-v-mozge-kogda-my-ispytyvaem-nenavist/
"Ученые из Университетского колледжа Лондона провели исследование, в ходе которого выяснили, какие участки мозга активизируются, когда мы испытываем сильную неприязнь.
В эксперименте участвовала группа добровольцев, которым провели МРТ, пока они просматривали портреты людей. Среди этих изображений нужно было выбрать ненавистных персон, и указать тех, к кому испытуемые относились нейтрально. В ходе эксперимента для каждого снимка зафиксировали «оценку ненависти» по шкале от 0 до 72 баллов.
Результатом эксперимента послужила значительная активация путамена, инсулы, медиальной фронтальной извилины и некоторых участков коры головного мозга (премоторной и фронтополярной коры).
Исследователям удалось обнаружить четкую связь между уровнем мозговой активности и оценкой, которую добровольцы присваивали фотографиям: чем сильнее была ненависть, тем активнее себя вели указанные участки мозга."

ArefievPV

Строение головного мозга пересмотрено впервые за 100 лет...
http://www.popmech.ru/science/51390-stroenie-golovnogo-mozga-peresmotreno-vpervye-za-100-let/
"Крупный проводящий путь, связывающий дорcальный и вентральный потоки головного мозга, был открыт более 100 лет назад, но открытию не придали должного значения, и оно ушло в небытие.
Современные методы магнитно-резонансной томографии дают ученым беспрецедентные возможности для понимания структуры человеческого мозга. Именно благодаря современным технологиям проводящий путь длиной более пяти сантиметров, который не замечали целое столетие, был переоткрыт неврологом Джейсоном Итманом из Вашингтонского университета.
Вертикальный затылочный пучок, состоящий из белого вещества, связывает дорсальную и вентральную зрительную кору. Впервые он был обнаружен немецким психоневропатологом Карлом Вернике, но его руководитель Теодор Мейнерт категорически отказался признавать это открытие, поскольку был убежден, что все проводящие пути мозга ориентированы горизонтально. Упоминания об открытии встречаются в медицинских трудах конца XIX и начала XX века, но затем о нем забыли.
Очевидно, одной из главных причин этого было распространение методов исследования, которые использовали разрезание мозга на тонкие слои: в них почти невозможно было разглядеть вертикальный затылочный пучок, описанный Вернике. Когда же Джейсон Итман в ходе своего исследования его обнаружил, то был крайне удивлен, что последний раз об этом проводящем пути упоминали еще в 1912 году."

ArefievPV

"Почему всего 10% людей являются левшами?
Кажется вполне логичным, если бы левши и правши встречались среди нас в соотношении 50/50. Ведь животные тоже чаще используют какую-то одну переднюю конечность — но у них эта вероятность как раз составляет около 50/50.
Это видео — попытка ответить на вопрос: почему до сих пор не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости?"
http://www.popmech.ru/science/50725-pochemu-vsego-10-lyudey-yavlyayutsya-levshami/

Dessa

#69
http://discovermagazine.com/2010/sep/25-modern-humans-smart-why-brain-shrinking

If Modern Humans Are So Smart, Why Are Our Brains Shrinking?

Here are some leading theories about the why the human brain has been getting smaller since the Stone Age.

"You may not want to hear this," says cognitive scientist David Geary of the University of Missouri, "but I think the best explanation for the decline in our brain size is the idiocracy theory." Geary is referring to the eponymous 2006 film by Mike Judge about an ordinary guy who becomes involved in a hibernation experiment at the dawn of the 21st century. When he wakes up 500 years later, he is easily the smartest person on the dumbed-down planet. "I think something a little bit like that happened to us," Geary says. In other words, idiocracy is where we are now.

Cow

#70
Цитата: Dessa от ноября 20, 2014, 17:51:17
http://discovermagazine.com/2010/sep/25-modern-humans-smart-why-brain-shrinking

If Modern Humans Are So Smart, Why Are Our Brains Shrinking?

"You may not want to hear this," says cognitive scientist David Geary of the University of Missouri, "but I think the best explanation for the decline in our brain size is the idiocracy theory."
И похоже он весьма  не далек от истины. Среди таких понятий, как разум, интеллект, мышление - мышление, самый примитивный вариант ВНД. Оперирует только уже известным и только допустимыми методами . Ну очень похоже абстрактное мышление, на приложение "мелкой моторики  пальцев" к объектам, типа "понятие". Вот выход на речь только имеет, как преимущество.  А вся западно-европейская цивилизация сапиенсов, на речи  построена и наращивать или даже сохранять , наработанный эволюцией объем мозга вроде и ни к чему. И такого количества хватит, чтобы биосферу на следующую итерацию эволюции перебросить.  От нынешнего тривиального  и вырожденного решения на  основе западно-европейской науки и денег.
А слышать и видеть подобное и в самом деле мало,  кто хочет.
Как то так.

ArefievPV

Разброс по объёму мозга и по интеллектуальным способностям у людей довольно большой. По некоторым данным в каменном веке в среднем объём мозга был больше, по интеллектуальным способностям информации нет. Но вот у сходных видов животных (дикие и домашние) - у диких объём побольше... Почему? Может условия существования "вынуждают" (очень разнообразна среда обитания) "напрягать мозги" и соответственно большее кол-во потомства оставляют более мозговитые и смышлёные. А в условиях цивилизации, культуры среда обитания более-мене "подогнана" под "рамки культуры", выживать легче: освоил "правила поведения" - без куска хлеба не останешься (да и потомство оставить попроще (плотность населения не последнюю роль играет) и выживаемость повыше (общество поможет выходить и тех которые в дикой природе погибли бы). Потому и снижается "планка" требований к объёму мозга и смышлёности, главное человеческой коммуникации обучиться, а там "язык до Киева доведёт" - изобретать особо ничего не надо (подскажут, расскажут, укажут). И учиться можно не на собственном опыте, а на опыте поколений (здесь опять в первую очередь умение говорить, а потом и писать)...   

Neska

Уменьшение объема мозга, вероятно, связано и со специализацией в человеческом обществе.
Примитивизируя: Знахарь аккумулирует знания о травках, мастер кремневых наконечников - о камне. Искусный строитель лодок - о деревьях, подходящих для этого... И далее: Земледельцу не так важно знать что-то о скотоводстве - мясо он получает уже в виде тушки. А скотовод хлеб - в виде мешка с зерном.
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!

За сознательное искажение русского языка порву на британский флаг (преимущественно, высмеиванием)
We share the same biology
Regardless of ideology

Preguntador

Цитата: Neska от ноября 23, 2014, 09:08:40
Уменьшение объема мозга, вероятно, связано и со специализацией в человеческом обществе.
Примитивизируя: Знахарь аккумулирует знания о травках, мастер кремневых наконечников - о камне. Искусный строитель лодок - о деревьях, подходящих для этого... И далее: Земледельцу не так важно знать что-то о скотоводстве - мясо он получает уже в виде тушки. А скотовод хлеб - в виде мешка с зерном.
Очень этот взгляд похож на правду, но смущает, что, как вскользь упоминал где-то Дробышевский, такое уменьшение объёма мозга наблюдалось и у аборигенов Австралии. Может быть, конечно, что у них были другие причины (нехватка пищи?), но параллелизм тут всё равно... странный.

Cow

Цитата: Neska от ноября 23, 2014, 09:08:40
Уменьшение объема мозга, вероятно, связано и со специализацией в человеческом обществе.
Примитивизируя: Знахарь аккумулирует знания о травках, мастер кремневых наконечников - о камне. Искусный строитель лодок - о деревьях, подходящих для этого... И далее: Земледельцу не так важно знать что-то о скотоводстве - мясо он получает уже в виде тушки. А скотовод хлеб - в виде мешка с зерном.
Условные рефлексы вырабатываются даже  у одноклеточных. А у них как то мозга в принципе  нет. А Каспарова вообще безмозглый(бессознательный) комп обыграл. И использование ресурсов ВНД искусным строителем лодок, полагаю  не превышают таковое у бобров при постройке плотин. А среди инженеров, спецы по гидросооружениям и более редки и более высоко оплачиваемы, чем кораблестроители.  Но все они живут и работают  в унифицированной искусственной   среде обитания. И объем мозга , наработанный эволюцией у неандера, очевидно излишен становится в такой среде. Тот же принцип "выворачивания уже вывернутого" похоже работает. То, что раньше было вредным для вида, нынче полезным становится. Осталось довести унификацию  среды обитания до уровня шахматной доски, и бытие - до шахматных правил и ЦНС вообще паразитным рудиментом  станет.