Русский голубой цвет

Автор Alexy, января 08, 2014, 22:30:15

« назад - далее »

Alexy

ЦитироватьЭффект желтой морковки

По телевизору и в прессе регулярно выступают эксперты, дающие советы о том, как легко воздействовать на человека через цвет. Слушать их можно, а верить – совершенно не обязательно.
В словах правды нет

В одном американском фильме начинающий политик в исполнении Мэтта Деймона в порыве точно рассчитанной искренности признается своим избирателям, что цвет его галстука выбирала группа экспертов, получившая за это приличный гонорар. Крупные производители продуктов питания, такие как Nestle, тратят миллионы на изучение связи цвета упаковки с предпочтениями потребителей. Голландское правительство недавно заказало Университету Твенте исследование о том, в какой цвет следует выкрасить железнодорожные станции, чтобы пассажирам было не так скучно ждать поезда. Все эти разрозненные усилия сводятся попытке дать ответ на один общий вопрос: как мы воспринимаем цвета?

В современной науке этот вопрос отается запутанным. Люди различают множество цветовых оттенков, для которых в разных языках существует по несколько тысяч терминов. Самые влиятельные за последние полвека исследователи цветовых терминов, антрополог Брент Берлин и лингвист Пол Кей, предложили разделить все цвета на «основные» и «второстепенные». В своей книге «Основные цветовые термины», вышедшей в 1969 году, они выделили 11 «основных» цветов – красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, черный, белый и серый.

В некоторых языках синий и зеленый обозначаются одним словом, а в других нет четких границ между желтым, оранжевым и красным
В экспериментах, проведенных по всему миру, Берлин и Кей демонстрировали основные цвета представителям разных языковых групп и обнаружили, что не во всех языках присутствуют все 11 терминов. В некоторых языках (например, в языке племени бернимо из Новой Гвинеи) синий и зеленый обозначаются одним словом, а в других (например, во вьетнамском) нет четких границ между желтым, оранжевым и красным. В языке племени дани (тоже из Новой Гвинеи) вообще всего два термина для обозначения цветов: светлый и темный. Эти нестыковки исследователи объясняют эволюционной отсталостью подобных языков по сравнению с западными. В целом же теория основных цветов провозглашает универсальность цветового восприятия человечества вне зависимости от используемых в разных языках цветовых терминов.

Голубой да синенький

Существует, правда, язык, который не укладывается в стройную схему Берлина и Кея. К неудовольствию универсалистов, в русском языке, который никак нельзя назвать отсталым и неразвитым, основных цветов не 11, а 12. Русский язык имеет самостоятельный термин для светлого оттенка синего – голубой. Слово «голубой» отвечает всем критериям «основного» термина: это простое слово, которое легко приходит на ум любому носителю русского языка, причем большинство людей единодушны в том, какой именно цвет считать типичным голубым.

«Открытие» русского голубого цвета в середине 1990-х вызвало бурную дискуссию в научных кругах и возродило интерес к прочно забытой к тому времени гипотезе лингвистической относительности Сепира и Уорфа. Еще в 1930-е годы эти ученые утверждали, что мы воспринимаем мир сквозь призму понятий, выработанных в языке, и что эскимосы, в языке которых существует множество терминов для обозначения снега, различают больше оттенков белого, чем европейцы. Проблема в том, что проверить эту гипотезу непросто: этнографы и лингвисты, знающие экзотические языки, не привыкли проводить строго контролируемые эксперименты, а психологи, которые это умеют, обычно используют для своих экспериментов доступных им участников – студентов. Даже если эти студенты этнические китайцы или арабы, они обычно прекрасно говорят по-английски и уже научились воспринимать реальность сквозь призму языка своих преподавателей.

Немцы называют цвета светофора красным, желтым и зеленым, а голландцы называют средний сигнал оранжевым
Однако у русских, по-видимому, подобной адаптации не происходит. В исследовании, проведенном исследователями из Стэнфордского университета, принимали участие русские и американцы, живущие в окрестностях Бостона. И тех, и других просили сравнить между собой разные оттенки синего. Если сравниваемые цвета оказывались по разные стороны воображаемой границы между голубым и синим, русские справлялись с заданием быстрее американцев, а если оба цвета были разными оттенками синего или разными оттенками голубого, то различий между двумя группами не было. Этот эксперимент доказывает, что языковые категории действительно влияют даже на такие элементарные сенсорные механизмы, как восприятие цвета.

Депрессивные черно-белые бордюры в Москве скоро будут перекрашены в желто-зеленые. Власти мотивировали это заботой о гражданах со слабым зрением, которые хорошо видят желтый. А также тем, что зеленый – «божественный цвет», – видимо, имея в виду заботу о мусульманах
Фото: Антон Новодережкин/ИТАР-ТАСС




Красный, оранжевый, зеленый

Другой пример влияния словесных обозначений на восприятие – светофор. В Европе все светофоры светятся стандартными цветами, которые предписаны общеевропейскими нормами. Однако немцы, как и русские, называют эти цвета красным, желтым и зеленым, а голландцы называют средний сигнал светофора оранжевым. Исследователи из немецкого Аахена и голландского Маастрихта объединились, чтобы выяснить, влияет ли это различие на то, как воспринимают желтый и оранжевый цвета немцы и голландцы. Они показывали двум группам участников изображения трех предметов – светящегося среднего сигнала светофора, морковки и банана, варьируя цвет каждого предмета от типично желтого до типично оранжевого, и просили назвать, какой цвет они видят. Немцы чаще называли цвет светофора желтым, даже если он был типично оранжевым, а голландцы, наоборот, называли цвет светофора оранжевым, даже если он был типично желтым. Другим интересным результатом было то, что и немцы, и голландцы чаще называли цвет банана желтым, а цвет морковки оранжевым, независимо от того, какого цвета они были в эксперименте. Результаты объясняются тем, что на наше восприятие цвета влияет наше знание о мире. И немцы, и голландцы знают, что морковка оранжевая, а банан – желтый. Точно так же немцы знают, что средний сигнал светофора желтый, а голландцы – что он оранжевый. И видят они именно то, что знают.

Комната для сонных

Еще одно направление исследований пытается ответить на вопрос о том, какие цвета людям больше нравятся. Многочисленные попытки найти универсально предпочитаемые цвета приводят к противоречивым результатам. У одних исследователей получается, что в разных странах люди единодушно выбирают синий как самый популярный цвет, у других – что существуют различия в цветовых предпочтениях людей в зависимости от пола, возраста и культуры

По мнению многих специалистов, задавать вопрос об универсальных цветовых предпочтениях вообще глупо, потому что даже если люди любят синий цвет «вообще», это не значит, что они согласятся есть синий бифштекс или красить губы синей помадой. Все зависит от контекста.

Покупатели ведут себя в супермаркете точно так же, как их далекие предки, собиравшие в лесу плоды
В одной из теорий, сформулированной еще в 1970-е годы, но популярной до сих пор, утверждается, что красный цвет действует на людей возбуждающе, а синий – успокаивающе. Это действие цвета является автоматическим, но люди по-разному реагируют на него в зависимости от ситуации. Например, в приемной зубного врача нервное возбуждение воспринимается нами как страх перед предстоящим визитом, поэтому лучше, чтобы интерьер там был выдержан в спокойных синих тонах. А вот в университетской аудитории спокойное состояние студента скорее всего означает, что ему скучно и его тянет ко сну. Чтобы пробудить интерес студентов к лекциям, стены в университетских аудиториях теперь рекомендуют красить в красный цвет.

Исследования, проведенные в 1980-х годах, показали, что красная и оранжевая упаковка фруктовых соков стимулирует их потребление. Объяснялось это тем, что покупатели ведут себя в супермаркете точно так же, как их далекие предки, собиравшие в лесу плоды, то есть автоматически реагируют на оранжевый и красный цвета как на свидетельство спелости и пищевой ценности фруктов. Повторив тот же эксперимент через 30 лет, исследователи пришли к прямо противоположному выводу: красная упаковка заставляет пить меньше сока, потому что действует как запрещающий дорожный знак: стоп! калории!

Будет ли пользоваться спросом у голландцев оранжевый холодильник? Стоит ли выпускать розовый мобильный телефон специально для девочек? Все помнят знаменитую фразу Генри Форда о том, что цвет автомобиля может быть любым при условии, что он черный. Интересно, что бы он сказал о розовом кадиллаке Элвиса Пресли? Так что если сегодняшние исследования говорят о рыночной бесперспективности, например, синей колбасы, это еще ничего не значит. Возможно, именно этот продукт станет культовым у нового поколения потребителей, не сохранившего памяти о вкусе и запахе синей колбасы советских времен
"Многочисленные попытки найти универсально предпочитаемые цвета приводят к противоречивым результатам. У одних исследователей получается, что в разных странах люди единодушно выбирают синий как самый популярный цвет, у других – что существуют различия в цветовых предпочтениях людей в зависимости от пола, возраста и культуры" - а где об этих исследованиях можно почитать поподробнее? В чем причина противоречивости результатов? Но результаты абсолютно одинаковых экспериментов хоть повторяемы?

Дж. Тайсаев

Цитата: Alexy от января 08, 2014, 22:30:15Многочисленные попытки найти универсально предпочитаемые цвета приводят к противоречивым результатам. У одних исследователей получается, что в разных странах люди единодушно выбирают синий как самый популярный цвет, у других – что существуют различия в цветовых предпочтениях людей в зависимости от пола, возраста и культуры" - а где об этих исследованиях можно почитать поподробнее? В чем причина противоречивости результатов? Но результаты абсолютно одинаковых экспериментов хоть повторяемы?
Ещё как повторяемы, одна моя аспирантка как раз пишет о цветовых архетипах диссер. Правда пока нифига не получается, материала мало, но она не хочет писать ни о чём другом, принципиально. Там есть фишка, в архетипах. Вот только грань с ненаучностью тут больно зыбкая. Сложно найти твёрдую почву.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Alexy

Твёрдая почва и критерий научности - это именно повтрояемость по моему?

А нельзя ли у нее добыть список использованной ею литературы (русской и иностанной)?

Был бы очень очень за это благодарен!

Дж. Тайсаев

Цитата: Alexy от января 08, 2014, 22:46:47
Твёрдая почва и критерий научности - это именно повтрояемость по моему?

А нельзя ли у нее добыть список использованной ею литературы (русской и иностанной)?

Был бы очень очень за это благодарен!
Хорошо. Дам координаты.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Николай

#4
В моей проф. среде народ стремительно переходит на компьютерные/полиграфические термины. Впрочем, это, конечно, не показатель; потому что художники и дизайнеры изначально привыкают обозначать своими терминами большее количество оттенков.

--------
Кстати, ещё один забавный момент, с которым я столкнулся на работе.  По старой советской привычке, выработавшейся при чтении специальной литературы и во время учёбы в изостудии и детской художественной школе, я привык обозначать словом "розовый" сильно разбеленный красный. И считал, что его все так понимают. Оказывается в последнее время (думаю, в силу как раз распространения компьютеров, принтеров, повсеместного использования в одежде и аксессуарах основных цветов для субтрактивного синтеза - CMYK) розовым обзывают цвет magenta, или похожий на него. Раньше этот цвет называли малораспространённым термином "фуксия". Или пурпурный. Хотя "пурпур" - это скорее диапазон от фиолетового до пунцового.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Ромашишка1971

Цитата: Николай от января 12, 2014, 13:16:55
Кстати, ещё один забавный момент, с которым я столкнулся на работе.  По старой советской привычке, выработавшейся при чтении специальной литературы и во время учёбы в изостудии и детской художественной школе, я привык обозначать словом "розовый" сильно разбеленный красный. И считал, что его все так понимают. Оказывается в последнее время (думаю, в силу как раз распространения компьютеров, принтеров, повсеместного использования в одежде и аксессуарах основных цветов для субтрактивного синтеза - CMYK) розовым обзывают цвет magenta, или похожий на него. Раньше этот цвет называли малораспространённым термином "фуксия". Или пурпурный. Хотя "пурпур" - это скорее диапазон от фиолетового до пунцового.
Всегда интересовал вопрос: "голубой" - это разбелённый "синий"("синий"+"белый") или яркий "циан"("синий"+"зелёный")?
По определению, "голубой" - 485-500 нм., но многие люди назовут "голубым" просто светло "синий" цвет.
Электромагнитный_спектр
Видимое_излучение

Ромашишка1971


Дж. Тайсаев

Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дем

Цитата: Ромашишка1971 от января 12, 2014, 23:45:21...
Видно же, синий - #0000ff, зелёный - #00ff00, голубой - #00ffff
Т.е. ровно посерединке, как желтый между красным и зелёным.

Alexy

#9
Цитата: Николай от января 12, 2014, 13:16:55Еще один забавный момент, с которым я столкнулся на работе.  По старой советской привычке, выработавшейся при чтении специальной литературы и во время учёбы в изостудии и детской художественной школе, я привык обозначать словом "розовый" сильно разбеленный красный. И считал, что его все так понимают. Оказывается в последнее время (думаю, в силу как раз распространения компьютеров, принтеров, повсеместного использования в одежде и аксессуарах основных цветов для субтрактивного синтеза - CMYK) розовым обзывают цвет magenta, или похожий на него. Раньше этот цвет называли малораспространённым термином "фуксия". Или пурпурный. Хотя "пурпур" - это скорее диапазон от фиолетового до пунцового
Розовый - это цвет розовых роз - так я привык думать с детства (я не имел отношения ни к какому специальному обучению рисованию)

Разбеленный красный (истинный - тот, который Вы привели) мне кажется чуть чуть оранжеватым

А наверное то, что Я считаю розовым, является разбеленным слегка фиолетоватым красным?

Alexy

#10
ЦитироватьЦветовой тон определяет качество цвета и его название: красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый и т. д

Насыщенность отражает количественный аспект: от белого, насыщенность которого равна нулю, через более густые пастельные оттенки до полностью насыщенного, например, багряно-красного

Яркость определяется амплитудой световых волн. В зависимости от этого цвет воспринимается нашим глазом с различной степенью интенсивности. Темные оттенки менее яркие, поскольку они ближе к черному. Светлые оттенки содержат больше белого, поэтому являются более яркими http://irbis.tomsk.ru/fulltxt/192119.pdf
Тон - это длина волны монохромного цвета (воспринимается нами, насколько я понимаю, просто как цвет

Яркость это, как я понимаю, интенсивность (монохромного) цвета - тоже чисто физическая характеристика (если правильно понимаю, нами яркость воспринимается по шкале яркий/темный - то есть интуитивно как степень "зачернения"?)

А что такое насыщенность?
Я правильно понимаю, что это некая характеристика, характеризующая соотношения интенсивностей разных монохромных цветов в смешанном (немонохромном) цвете и воспринимаемая нами то ли по шкале яркий/сероватый (для темных цветов) то ли по шкале яркий/бледный (для светлых цветов), то есть (в зависимости от темности/светлости) как степень то ли "посерения" то ли "забеления"?

Но как например отличить насыщенный, но при этом очень темный (то есть неяркий?) синий цвет от ненасыщеного (сероватого), но при этом чуть менее темного (чуть более яркого?)? По крайней мере мы часто будем их путать и не сразу ( с некоторым трудом) сможем представить?

Alexy

#11
Что такое коричневый цвет и что такое оливковый (хаки) цвет?

Коричневый - это наверное и темный оранжевый (причем, если правильно себе представляю в воображении, этот оранжевый может быть от красно-оранжевого до оранжево желтого?) и сероватый оранжевый?
Кстати, а очень темно-желтого цвета я что-то вообще не могу представить!

А цвет хаки (оливковые тона) - это только сероватый желто-зеленый? Или еще и темный желто-зеленый? А может еще и как раз темно-желтый (а иначе как бы мог быть хорошо мысленно воображаемый переход от коричневых к оливковым тонам?)?

Николай

#12
Отвечаю всем по порядку. :)

Ромашишка1971

Традиционно русские называют голубым (0 187 255 RGB) несколько более близкий к синему (0 0 255 RGB)цвет, нежели циановый (0 255 255). Циановый - это по-русски "бирюзовый" (хотя компьютерный teal какой-то жухлый, как видите), "зелёно-голубой" или "цвет морской волны" (aqua на компьютерном :), как видите разницы с cyan нет)
Разбел синего будет скорее охарактеризован, как сиреневый (цвет 170 170 255 в пространстве RGB)

Что касается "темнее-светлее". Насыщенные цвета В ПРИНЦИПЕ имеют разную визуальную светлоту. Например, самый насыщенный жёлтый будет смотреться очень светлым. А насыщенный синий или фиолетовый довольно тёмным.
Ну и как вывод:
Русский голубой цвет не является "светло-синим", хотя визуально он заметно светлее синего (если его, конечно, не зачернять специально; тогда у нас получится тёмно-голубой и по определению менее насыщенный). Русский голубой цвет не тождественен циану, поскольку циан определяется у нас другими терминами. В спектре он занимает промежуточное положение между глубоким синим и цианом (но ближе, наверное, всё же к циану).
----------------------

Alexy

Оранжеватость розового может быть связана с цветопередачей Вашего монитора.

"Розовый - это цвет розовых роз - так я привык думать с детства"

Там, конечно, не точная спектральная характеристика, а некоторый диапазон оттенков, подходящих под определение "розовый". Ваш тоже подходит (разбел magenta - 255 204 255 RGB).

"Яркость...
  Насыщенность...
  Коричневый и оливковый цвета..."

В принципе все догадки справедливы.  Только для полноты понимания надо не ограничиваться физикой, а почитать про палочки с колбочками. ;) Точнее, просто про колбочки (коих три типа), поскольку палочки отвечают в основном за восприятие яркости при слабом освещении, а не цвет.

Плюс такие комментарии:

"Но как например отличить насыщенный, но при этом очень темный (то есть неяркий?) синий цвет от ненасыщеного (сероватого), но при этом чуть менее темного (чуть более яркого?)?"

С трудом. :) Точнее, отличить - легко, а вот сравнить степени насыщенности уже сложнее. Во-первых, мы вообще тяжело различаем оттенки в тёмных тонах. Во-вторых, надо понимать, что наше зрение - это не спектрофотометр. Мы не заточены на определение точных спектральных характеристик света, попавшего на сетчатку. Для выживания это не требуется. Для выживания требовалось точно определять характеристики предмета, от которого прилетел собственный, либо отражённый свет. Свет - всего лишь посредник, передающий значимую информацию.
Поэтому т.н. "локальный цвет" (яблочко красное, небо голубое, травка зелёная) - это сильно субъективная штука, которая есть результат анализа нашим зрительным аппаратом всей ситуации, всей картинки, и сравнения характеристик предмета с его окружением. Не говоря уже о том, что даже на начальном этапе - раздражении колбочек - сигнал о цвете и его характеристиках формируется через сравнение уровней возбуждения всех трёх типов колбочек. То есть большее значение имеет разница, а не абсолютные величины.
Надеюсь изложил не очень сумбурно.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Николай

#13
Вообще, мне вот эта лекция по теории цвета нравится:
http://youzhick.livejournal.com/174815.html

Ещё можно загуглить законы Грассмана, но там будет много матана; хотя, при наличии базовых представлений о цвете, многое может стать яснее.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Alexy

#14
А есть ли какая-то математическая теория цветовой гармонии (подобная теории музыкальной гармонии)

А то в интернете встречаются самые разные представления о том, какие пары и тройки цветов (из 12-цветного цветового круга) являются гармоничными

А степени яркости-темности и чистости-серости(белости) в этих правилах гармоний вообще не рассматриваются