Археологические культуры, где бы почитать?

Автор Dude, августа 29, 2013, 11:40:58

« назад - далее »

Андрэ Натальер

Цитата: ArefievPV от марта 07, 2020, 17:57:04Человек прямоходящий сохранил старые орудия после появления новыхhttps://nplus1.ru/news/2020/03/07/oldovan-acheulianВ Эфиопии обнаружили каменные орудия ашельской и олдувайской культур в непосредственной близости к черепам человека прямоходящего (Homo erectus), сообщается в Science Advances.
Спасибо.
В каталогах находок в Гоне эти ископаемые описываются.
Даже высказывалось мнение, что мелкий череп принадлежал не эректусам, а хабилисам. Но именно орудийный набор рядом с фрагментами черепа в Дана Ауле 5 показал продвинутость популяции стоянки. Хотя этот маломозглый мог быть добычей массивных архантропов.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Цитата: ArefievPV от марта 07, 2020, 17:57:04Возраст орудий, как посчитали авторы, совпадает с датировкой черепов. Получается, что олдувайскими чопперами и скребками человк прямоходящий пользовался и полтора, и 1,26 миллиона лет назад, а ранее считалось, что орудия ашельской культуры сменили их уже 1,7 миллиона лет назад.
Здесь, похоже, какая-то журналистская обмолвка. Чопперы (как бы "олдувайские" орудия) встречаются в коллекциях людей Каменного Века от первых орудий до границы с эпохой металла. В неолите Средней Азии в Гиссаре у сапи-сапиенсов встречаются чопперы.
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

Цитата: Андрэ Натальер от марта 09, 2020, 01:59:58Здесь, похоже, какая-то журналистская обмолвка.
Да, это автор комментария приплёл: в первоисточнике и близко ничего такого не говорится.
Первоисточник:
Semaw S., Rogers M. J., Simpson S. W., Levin N. E., Quade J., Dunbar N., McIntosh W. C., Cáceres I., Stinchcomb G. E., Holloway R. L., Brown F. H., Butler R. F., Stout D., Everett M. 2020. Co-occurrence of Acheulian and Oldowan artifacts with Homo erectus cranial fossils from Gona, Afar, Ethiopia. Science Advances  04 Mar, Vol. 6, no. 10, https://advances.sciencemag.org/content/6/10/eaaw4694 .

ArefievPV

Одно из древнейших человеческих поселений сохранило следы падения кометы в позднем дриасе
https://elementy.ru/novosti_nauki/433626/Odno_iz_drevneyshikh_chelovecheskikh_poseleniy_sokhranilo_sledy_padeniya_komety_v_pozdnem_driase
В конце плейстоцена, примерно 12 800 лет назад, на Земле произошло внезапное и резкое похолодание — наступил поздний дриас, завершающий этап последнего оледенения, который закончился около 11 700 лет назад. Во многих местах планеты в основании пород позднего дриаса находят тонкую прослойку с аномальной концентрацией платины и иридия, наличием металлических и стеклянных сферолитов, а также включениями наноалмазов и других высокотемпературных минералов. Это послужило основанием для появления гипотезы ударного воздействия (импакта) позднего дриаса, согласно которой в начале этого периода произошло падение крупного космического тела (кометы или астероида), которое, скорее всего, не долетев до поверхности Земли, рассыпалось в атмосфере, а образовавшиеся в результате взрыва частицы были рассеяны на огромной территории. Очевидно, свидетелями этого масштабного события были древние люди. При раскопках одного из древнейших человеческих поселений на планете (его возраст 12,8 тысяч лет) — Абу-Хурейра в Сирии — ученые обнаружили в культурном слое стеклянные сферолиты, образовавшиеся при космическом ударе. Это указывает на то, что это поселение как минимум серьезно пострадало от него.

P.S. Несколько цитат.

ЦитироватьАбу-Хурейра — уникальное место с точки зрения археологии. Во-первых, это одно из древнейших поселений в западной Месопотамии, основанное примерно 13 500 лет назад на берегу реки Евфрат и просуществовавшее с перерывами почти шесть тысячелетий. Уникальность его заключается в том, что, изучая многочисленные культурные слои, ученые смогли точно определить, когда жители поселения перешли от охоты и собирательства к земледелию и разведению домашних животных. Оказалось, что Абу-Хурейра — древнейшее из известных на Земле поселений ранних земледельцев.

Общая хронология событий, как ее описывают археологи (A. Moore et al., 2000. Village on the Euphrates: From foraging to farming at Abu Hureyra), выглядит примерно так. В период 13 500–12 800 лет назад деревню населяли первобытные охотники и собиратели натуфийской культуры. Было их не более 100–200 человек и жили они в небольших округлых деревянных хижинах. В них были найдены ямы для хранения пищи, по содержимому которых ученые и определили рацион ранних обитателей Абу-Хурейры — мясо диких животных (газели, овцы, крупные копытные, зайцы, птица) и дикорастущие зерновые (пшеница, рожь, ячмень). 12 800 лет назад, когда наступило похолодание позднего дриаса, поселение было покинуто, и жизнь вернулась в него 11 700 лет назад, когда климат снова стал теплее. Есть сведения, что примерно 11 050 лет назад жители Абу-Хурейры уже пытались сеять дикую рожь, но все равно больше надеялись на охотничью добычу (A. Moore, D. J. Kennett, 2012. Cosmic impact, the Younger Dryas, Abu Hureyra, and the Inception of agriculture in Western Asia).

Позднее, в IX–VI тысячелетиях до нашей эры, в период раннего неолита, население поселка составляло уже несколько тысяч человек, здесь возводили дома из сырцового кирпича, выращивали одомашненные сорта ржи, пшеницы и ячменя, а также разводили овец, коз, крупный рогатый скот и свиней. В это время Абу-Хурейра была важным населенным пунктом, находящимся в самом центре региона Плодородного полумесяца, объединяющего Месопотамию и Левант. Этот период так называемого второго поселения связан с ранненеолитической культурой PPNB (культурой докерамического неолита В).
ЦитироватьУченые обнаружили, что образцы почв из Абу-Хурейры, хранящиеся в коллекции археологов, содержат микросферолиты расплавленного стекла, наноалмазы, частицы каменного угля и образований, похожих на вулканический шлак, а также такие высокотемпературные минералы, как корунд (Al2O3, температура плавления 2044°C), муллит (3Al2O3·2SiO2, 1840°C) и зюссит (Fe3Si, 2300°C). Последний минерал редок на Земле, но распространен в метеоритах.

Все эти минералы не могли образоваться при пожаре в поселении, так как температура огня при пожаре составляет не более 1100–1200°C. Авторы также отмечают, что в данный период нигде в округе не было действующих вулканов, с которыми можно было бы связать возникновение этих высокотемпературных минералов.
ЦитироватьАвторы делают выводы, что стеклянные «шарики» возникли в результате почти мгновенного плавления и испарения местных биомассы, почв и осадочных отложений. Характеристики образовавшегося при этом аморфного стекла — низкое содержание воды (при наземных пожарах оно выше), включения высокотемпературных минералов, низкий остаточный магнетизм (у фульгуритов, образующихся при ударе молнии, высокая намагниченность) и присутствие минералов с низкой летучестью кислорода — говорят о том, что оно могло образоваться одним единственным образом — при внезапном высокотемпературном космическом воздействии. По сути, это процесс, аналогичный образованию тектитов.

Таким образом, можно говорить о том, что Абу-Хурейра — это первое место, где документально зафиксировано прямое воздействие взрыва «кометы позднего дриаса» на человеческое поселение. По мнению авторов, этот взрыв был связан с фрагментом той самой кометы, которая привела к внезапному охлаждению климата Земли и началу завершающего этапа последнего оледенения.

Через некоторое время жизнь в Абу-Хурейре восстановилась, но окружающий ландшафт после катастрофы сильно изменился — теплая плодородная равнина вследствие резкого похолодания превратилась в сухую холодную степь. Это заставило жителей коренным образом изменить свой образ жизни и привычки — перейти от охоты и собирательства к земледелию и сезонной заготовке кормов для скота. Археологи и антропологи считают эту область местом зарождения сельского хозяйства, которое, как выясняется, произошло во многом благодаря комете, упавшей на Землю 12 800 лет назад.

Андрэ Натальер

Что же произошло с населением и культурой Южной Азии в период после космогенной катастрофы?

Ашель Южной Азии в среднем плейстоцене.
По большому счёту, в основных русскоязычных источниках по нижнему палеолиту Индии обычно встречается описание именно этого периода. Даже в учебнике "Археология Зарубежной Азии" Бонгард-Левина и Деопика повествование ведётся отсюда.
Фиксируются 2 центра концентрации культуры: Соан и Мадрас - и констатируется наличие промежуточных памятников с преобладанием то бифасов, то унифасов друг над другом в коллекциях.
Кроме Соана и Мадраса в учебнике выделяются ещё несколько центров нижнего палеолита (археолита) в Индостане: Хунсги, Невасе и Бхимбетка. Однако ни их культурная принадлежность, ни их взаимная зависимость и/или место в палеолите Индии  и сопредельных территорий не указывались. Да и, собственно, связанной истории Южной Азии этого периода ещё не было.
Я не претендую на закрытие этих дыр в познании, но поделюсь несколькими соображениями по означенному поводу.
Со среднего плейстоцена территория Индостана напоминает палимпсест. Новые группы населения пишут культурную историю заново, стирая (а чаще наслаиваясь на) наследие предыдущих групп.

Отличие моих представлений о линиях культурного развития региона от представлений Бонгард-Левина, Деопика и авторов Истории Человечества заключается в том, что я выделяю в Мадрасской культуре 2 несхожих варианта: старомадрасскую и новомадрасскую культуры, тогда как прочие лишь выделяют этапы её одной. Поэтому у них 5 линий, а у меня - 6. Своё мнение я обосную, конечно, без претензий на абсолютность истины в моём изложении.
[9] Parth R. Chauhan. A review of the Early Acheulian evidence from South Asia. – 2005.
[10] Мортимер. Древний Индостан. – М. 1999?
[23] Chauhan P.R. The Lower Paleolithic of the Indian subcontinent // Evolutionary Anthropology. – 2009. – Vol. 18. – P. 62–78.
[25] Gaillard C. An early soan assemblage from the siwaliks: A comparison of processing seguences from Rajasthan // Quaternary Environments and Geoarchaeology of India. – Bangalore: Geological Society of India, 1995. – P. 231–245
[28] Mishra S. The Indian Lower Palaeolithic // Bull. of Deccan College Postgraduate and Research Inst. – 2007. – Vol. 66–67. – P. 47–94.
[35] Parth R. Chauhan. An Overview of the Siwalik Acheulian & Reconsidering Its Chronological Relationship with the Soanian. - 2004.
[36] Parth R. Chauhan. Core-and-Flake Assemblages of Central and Peninsular India. Ch.9. – in C.J. Norton and D.R. Braun (eds.), Asian Paleoanthropology: From Africa to China and Beyond, Vertebrate Paleobiology  and Paleoanthropology, Springer Science+Business Media B.V. 2010
[37] Шейла Мишра. Сравнение наиболее ранних камненных орудий из Африки, Европы, Китая и Индии:  в применении к проблеме времени «Исхода из Африки 1». - 2012.
[38] Бонгард-Левин, Деопик и др. "Археология Зарубежной Азии", М., 1986, с.192 – 232.
[39] Деревянко А.П., Шу Н.Х., Цыбанков А.А., Дой Н.З. Возникновение бифасиальной индустрии в Восточной и Юго-Восточной Азии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016.
[40] Sheila Mishra. The Palaeolithic in the Indian Subcontinent: its significance for understanding human evolution. - в Human origin sites and the World Heritage Convention in Asia. - Изд-во ЮНЕСКО, 2014.
[41] P. Biagi. The Palaeolithic Settlement Of Sindh (Pakistan): A Review. – 2009.
[42] Armand J. The Middle Pleistocene pebble tool site of Durkadi in Central INDIA. - PALEORIENT Vol.5, 1979
[43] C. Gaillard et al. Lower and Early Middle Pleistocene Acheulian in the Indian sub-continent, Quaternary International 223-224 (2010) 234–241

Итак.

и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Старомадрасская линия развития

Мадрасская археологическая культура выделялась на материалах Аттирампаккама и Вадамадурай. Причём, Аттирам считался продолжением Вадамы. Позже их древность уравнялась и, наконец, Аттирам постарел внушительно. Так постарел, что Шейла Мисра считает его древнейшим ашельским памятником Индостана. Вместе с тем, орудийный набор самых нижних слоёв (датируемых 1800-1700 тлн) и среднеплейстоценового (6сл, 780-500тлн) почти не различаются. Индустрия памятника словно застыла на своих достижениях. Пропорции количественные менялись, но типология оставалась прежней: бифасы, кливеры, пики, КОА (крупноотщеповый ашель).
Традиция Аттирампаккама отражает условное развитие первых архантропов-ашельцев Южной Азии, т/с первой волны. По моим представлениям ашель, возникнув на Кавказе, вместе с населением стал распространяться южнее, достигнув восточным своим рукавом до Индостана.
Всё. С тех пор и до появления, примерно, в 400 клн в Аттирампаккаме материалов иного круга, примесей инородных в материалах не указывалось.
Вот эту традицию я и считаю местной в дальнейших построениях.
В отличие от новомадрасской, старомадрасская занимала меньшие территории, сконцентрировавшись в Тамил-Наду. Вместе со стоянкой Вадамдурай они показывают зону реликтового обитания древних архантропов, вероятно, близких сангиран-тринильцам форм.


и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Культура бассейна Хунсги.

Эта линия так же древняя и продолжает традиции Исампура. Мы упоминали эту линию развития прежде. Она несёт следы связей с ашельцами из Ю-З Азии. Однако в среднем плейстоцене собственно в Ю-З Азию приходят иные традиции, вытесняющие автохтонов Восточного Средиземноморья или ассимилирующие их. Реликтом же популяции, смешавшейся с ашельцами Индостана станут обитатели множества стоянок вокруг Хунсги (ранее 780-350 тлн), ещё южнее в Едурвади (600- 350 тлн), и западнее: в Боури (780-540 тлн); и на севере в Раджастане, на стоянках Синги Талав и 16R (780- 390 тлн). Мы объединяем их по признаку наличия полиэдров и даже сфероидов в коллекциях. Мы ранее предположили, что пришла эта технология из области распространения Убейдо-Латамнской общности нижнего палеолита (=археолита) Леванта. И поддерживалась до расцвета Новомадрасской культуры ( после 350 тлн).
Итак от памятников мадрасской культуры они отличаются наличием полиэдров и/или сфероидов. Мы видим инвазию носителей этой культуры с севера на юг субконтинента. Возможно, что и население было сходно с убейдо-латамнцами. т.е. это были близкие лантяньцам и синантропам архантропы.
Вместе с тем формы ручных рубил и кливеров из района непосредственно Хунсги исследователями [Гаррод, 2010] сближаются с коллекциями Олоргессейлие/Вост.Африка, 990-700 тлн. Является ли это признаком функционирования приИндоокеанской контактной зоны, или признаком генетического родства популяций, не берусь судить. Поскольку то же влияние Олоргессейлие заметно в материалах Ближнего Востока, свойственного новым пришельцам туда, можно считать, что сходство обусловлено контактами, а не миграцией. Контакты вдоль побережья подтверждаются и по другим материалам. Хотя, впрочем, в Африке примерно в это время (граница нижнего и среднего плейстоцена появляются люди с признаками лантяньцев или даже синантропов: Дака/Эфиопия).
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

#667
Проафриканская традиция Индии

Моргаон,   780-670 тлн, Индия, Махараштра, р.Кара,   КОА,   техника комбева, наковальни, орудия на ядре и отщепах,   макро и нормолиты,   чопперов много, рубила и   кливеры на отщ   епах [43], [39], [37].    

Атбарапур   , 700-400 тлн, Индия, Западный Сивалик,   как Дина и Джалалпур, из Пакистана, от ДБЯ   отщепы комбева для кливеров,   ретушь на отщепах, орудия на ядрище, макро и минилиты, чопперы,       рубила: подтреугольные, миндалевидные;   кливеров на отщепах больше, чем на ядрище [43]   
Кажется была упомянута традиция пришельцев - африканцев на Севере Индостана (Атбарапур), отмеченная следующими признаками: отсутствие пик, обилие рубил и кливеров, присутствие техники предварительной подготовки ядрища к раскалыванию типа Комбева. В среднем плейстоцене эта традиция проникает дальше на юг субконтинента, в Морегаон на Западе Индостана. Морегаон - один из старейших памятников региона, около 800-600 тлн. Шейла Мишра сближает его с Исампуром и Боури в рамках крупноотщепового ашеля. Однако, отмеченные мной признаки ставят его особняком. Это отафриканская традиция. Скорее всего, близкая кругу общности Гешер-бенот-Яакова из Израиля и среднего ашеля Африки. Возможно, что она обозначила присутствие родезийских людей в Южной Азии. Отсюда и сходство более поздних нгандонгцев Ю-В Азии с родезийцами или их потомками-родственниками.
Если на севере Индостана эта традиция продержалась до 400 тлн, то на юге она была ассимилирована около 600 тлн представителями вышеописанной традиции типа Хунсги. В результате сложилась симбиотическая культура, наследница как Исампура, так и Атбарапура. О ней в следующем разделе. А северная группа продержалась дольше, будучи подпитываема родственными группами Ближнего Востока.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Соанская культура.

Махадео Пипариа   780-400 тлн,   Пакистн, Индия, Непал, р.Соан, р.Нармада, махадевий, близка Дуркади      орудия на отщепах,   1площадочные и двуплощадочные ядрища, отщепы, макроорудия, чопперы,       протобифасы; сиваликская фауна; [8], [38].
Ратнапура    780?-500 тлн,   Цейлон, архаичнее Соана, близка ему, чопперы [38].                           

В моей версии реконструкции истории раннего Каменного Века Индостана Соанская культура не является автохтонной для региона. Это культура пришельцев. Если моя гипотеза верна, то будет интересно проследить, откуда пришли эти мигранты.
Коренное отличие Соана от прочих культур Индостана это отсутствие двусторонних рубил и кливеров. Это радикально отличает стоянки от прочих, описанных нами выше.
Традиционно унифасиальные индустрии Индостана разделяют на следующие этапы:
Досоан (700-500тлн)
Ранний Соан или Махадевий (500-300тлн)
Соан (300-150тлн)
Поздний Соан (150-60тлн)
В чистом виде стоянки культуры встречаются только на С-З Индостана, на плато Потвар. И единственный памятник без бифасов - Ниттур в Карнатаке, на юге полуострова. Ещё в 2х местах слои с унифасами подстилают слои с ручными рубилами в Дараки -Читтан и в Бхимбетке. В остальных случаях учёные ХХ века говорили о смешанности коллекций Соана и Мадраса.
Мы здесь рассмотрим Соанскую традицию на фоне прочих синхронных культур.
Главное, что выделяет Соан из местных индустрий, - нежелание изготавливать бифасы. Этот фактор для матриарха индийской археологии Шейлы Мишры не является дифференцирующим. Она прямо заявляет, что в Индостане нет неашельских стоянок и культур. Соан приписывается к КОА, ведь там присутствуют орудия на отщепах в подавляющем большинстве.
Однако я дополню список различающих признаков такой характеристикой, как отсутствие пик. В Соане на всех стадиях отсутствуют пики. Проблему вакуума пик хотелось бы рассмотреть подробнее.

Вакуум пик

Если принять версию Ш.Мишры, что Соан принадлежит КОА, то следует понять, к кругу каких культур ашеля он относится. Очевидно, что к кругу культур ашеля без пик. Что нам о нем известно?
Кроме стоянок Соанской культуры, пики отсутствуют на стоянках про-африканской культуры Атбарапур-Морегаон, той, где используется техника подготовки ядрища к расщеплению типа Комбева.
Ашель без пик присутствует в линии Новомадрасской культуры (о ней несколько ниже). Ашель без пик в культуре Гешер-бенот-Яаков (Джиср-бнат-Якуб, ДБЯ) в Восточном Средиземноморье.
Ашель без пик присутствует в культуре Майян-Барух/Израиль, когда станет повсеместно внедряться мягкий отбойник и рубила типа Микок, а так же технология леваллуа. Исследование по теме мягкого отбойника и микокских рубил оставим на потом, здесь же заметим, что обе последних культуры тесно связаны с Африкой, а антропологически показывают экспансию из Африки ряда генных аллелей в хромосомах (согласно исследованиям А.Р.Темплтона).
Что же? Соан пришёл из Африки?
Кстати, на парочке стоянок Африки примерно в это время (в самом начале среднего плейстоцена), действительно, известны стоянки без бифасов и без пик (Бодо, Эфиопия, самое раннее появление родезийца; Абассиех, Египет). Они ли повлияли на ЮжнуюАзию?
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Небольшое отступление.

Раньше я возводил досоан прямиком к традициям Ривата и датировал его 1500 тыс.лн. Увы, вероятно, это было слишком оптимистично. Средний плейстоцен дал старт нескольким унифасиальным традициям Ю-З и З Евразии. Полагаю, что Соан входит в круг таких культур и маркирует некую иную линию связей и развития в регионе, чем казалось прежде (7 лет назад).

Соанская культура - единая общность?

Досоан. Стадия характеризуется односторонне обработанными орудиями на ядре. Отщепы без ретуши, крупные отщепы, чопперы. Как и ранний Соан встречается на первой террасе реки. Культуры без бифасов, как теперь стало известно, вопреки мнению Мовиуса, не так уж распространены в среднем плейстоцене. И это не культуры Африки или самой Индии. Скорее, это культуры Центра и Востока Азии, а так же Сибири. Исток инвазии следует искать среди макролитистов Центральной Азии типа Найрин Гол. Советские археологи (в частности Ранов) часто подчеркивали сходство раннего палеолита/археолита Средней Азии с Соаном. Только, если они считали Соан первичным, то я считаю ровно наоборот. Культуры Средней Азии - исток досоана. Соан - ответвление Великого Каменного Пути из Китая в Переднюю Азию [Ху Ямей, 2011].

Махадевий. Стадия контакта пришельцев с местными. Орудия пока ещё односторонние, но уже на отщепах. Отщепы активно ретушируются, стадия характеризуется обилием скребел! Появляются первые смешанные стоянки типа Дуркади/Центральная Индия, где бифасы составляют 1% орудий.
Пришельцы контактируют с группами линии Хунсги-Исампура, относящимся ко второй волне ашеля Индостана.
Портал Антропогенез даёт информацию, что человек из Нармады принадлежал культуре Махадевий. Из других источников приходят другие сведения. Указание же Дробышевским на присутствие ручных рубил, всё-таки заставляет усомниться в правильности такой атрибуции.

Соан средний. Находки приурочены ко второй террасе реки. Откровенно, эта стадия уже не должна относиться к Соану. В местонахождениях полно ручных рубил. Это типичные стоянки новомадрасской культуры с обилием галечных орудий. Фактически, мы наблюдаем процесс ассимиляции пришельцев аборигенами.
Есть однако у этого процесса один нюанс. К рубежу в 300000 лет кого более правомерно называть аборигенами: соанцев или новомадрассцев?  :)
Сочетание чопперов и рубил широко распространено: 1- в предыдущие периоды (в Африке, на Кавказе, в Ханаане), 2- к северо-востоку от Индостана в синхронное время.
В Соан на этой стадии начинают проникать леваллуазские технологии. Это говорит о важных связях с Ближним Востоком и, скорее, подтверждает мою оценку Соана, уже как субкультуры в рамках новомадрасской мегакультуры.

Поздний Соан мы рассматривать не будем, т.к. он относится к позднему плейстоцену. Однако замечу, что формальное отнесение стадий Соана к некой единой культуре - ошибочно. Как было заметно из вышеизложенного, стадии условной Соанской культуры не принадлежат ни единой культуре по происхождению, ни, скорее всего, по населению.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Культура археолита Невасе.

Стоянки Чирки-на-Праваре и Лакшми-нала древностью 780-350 тлн расположены в Центральной Индии на Деканском плато, штат Махараштра. В орудийный комплекс орудий КОА входят как пики, так и рубила (на отщепах и на ядрище), кливеры на отщепах. Диагностическими признаками считаю соприсутствие как полиэдров, так и техники типа комбева.
В отличие от культуры Атбарапура и Морегаона культура Чирки-Невасе имеет продолжение в среднем палеолите после 200000 лн. Если в линии Атбарапур-Морегаон не произошёл переход к леваллуа, то потомки Чирки-Невасе и Лакшми-нала внедрили технологии СКВ. Это значит, что они продвинулись дальше на пути сапиентации. По моим представлениям, внедрение леваллуа связано с распространением за пределы Африки популяции хомо хельми [45]. Т.о. можно предположить, что инвазия африканцев традиции Морегаона с хомо хельми не связана. Она ближе к родезийским людям. А вот становление линии Невасе, вероятно, можно относить к хельмиоидам (на позднем этапе точно).
В то же время, по наличию полиэдров мы отслеживаем связь традиции Невасе с культурой Хунсги и, вероятно, через неё близкой Латамнской культуре Ханаана, Аравии.
Важно, что синтез культуры Невасе, происходящей от Исампура в линии Исампур -Синги-Талав - Боури - Едурвади, и от Атбарапура в линии Атбарапур - Морегаон, начался здесь, на Праваре почти сразу, как только носители культур встретились. Создаётся впечатление, что традиция Хунсги двигалась с юга на север, а традиция с техникой Комбева с севера на юг (как и все почти пришельцы в Индостане).
В Рисское время, в позднем ашеле культура Чирки-Невасе сольется с позднемадрасской культурой. О её происхождении далее. Население будет вытеснено на Цейлон и в Индокитай
Не лишне будет напомнить, что с традицией Невасе связаны влияния на культуру Нгуом в Юго-Восточной Азии. Возможно, что и миниатюрные явантропы Нгандонга связаны с этой линией развития...
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Цитата: Alexeyy от февраля 24, 2020, 11:46:42
Цитата: Андрэ Натальер от февраля 23, 2020, 20:28:07Погибла пинджорская фауна (сменяется на редкую фауну валунного конгломерата) распространенная на большой части Евразии. Такая же смена фаун произошла в Центре Азии. Бассейн Средиземного моря претерпел трансгрессию, изменилась акватория палео-Каспия, в Европе изменился фаунистический комплекс (есть, правда, данные только по Восточной Европе).
Вы, случайно, не знаете когда ещё произошли сопоставимые по глубине и масштабу ближайшие изменения фауны (скажем, ближайшее до метеорита и ближайшее после)?
[1070000 лет назад] - миграция азиатских слонов в Южную Европу
[787000 лет назад] - Появление в Южной Европе и Западной Азии пещерного медведя.
[782000 лет назад] – вымирание в Африке последних непарнокопытных халикотериев.
[781000 лет назад] – вымирание в Северной Америке и Евразии последних гиппарионов.
[712000 лет назад] – львы мигрировали из Африки в Евразию.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Волны ашеля в Индии

Старомадрасская культура, принадлежащая первой волне раннего/изначального ашеля из Тамани и Кавказа, относится к ашелю с пиками. 1800-1700 тлн
Линия Исампура-Хунсги, принадлежащая второй волне ашеля с Ближнего Востока в рамках Убейдо-Латамнской общности, относится к ашелю с пиками. 1400-1200 тлн
Собственно, весь ранний ашель Африки, Ю и Ю-З Азии относится к ашелю с пиками. А вот без пик ашель зарождается в Африке, в северной её части: стоянка Гадеб, Эфиопия.

Однако ашель без пик прогрессирует изначально единственно в Африке. И, наконец, выплескивается в Азию в рамках культуры ДБЯ=Гешер-бенот-Яаков. 900 тлн на БлВостоке, а в Индостане после 787 тлн.
Тем не менее, мы видели, что в Индостане была культура из Африки без пик, но с техникой расщепления Комбева (Атбарапур).  Это третья волна ашеля. Не случайно наложение ашеля без пик и появление техники Комбева в одном регионе, повторяющее судьбу ашеля Ближнего Востока. 
Четвёртой же станет волна потомков культуры ДБЯ в её поздней стадии, в стадии Майян Барух (после 500 тлн; в Индостане после 450 тлн).
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

#673
Четвёртая волна (Новомадрасская культура)

Большинство памятников Мадрасской культуры относятся к ней. Так, например, в районе Бхимбетки известно более 500 стоянок этой культуры. При картографировании стоянок мы видим распространение Новомадрасской культуры по всему Индостану.
В коллективном исследовании по эволюции бифасов в Индии [Чиптон, Мишра, Паддайя, Дел, Ху, Гиллард и др., 2014; 46] отмечается тенденция по уменьшению размеров рубил, утоньшению их лезвия, мастерству обработки. Эта же тенденция характерна для БлВостока и самой Африки. Наблюдается отказ от пик, уменьшение количества галечных орудий.

Появление в конце среднего- начале верхнего плейстоцена микокских рубил даёт ключ к интерпретации линии развития данной культуры.
Практически полное соответствие орудийный комплекс Новомадрасской культуры имеет в лице культуры Майян Барух/Израиль (ок.500-200 тлн).
Для ашеля Индостана становится характерен мягкий отбойник, появляются в орудийных комплексах ядрища и отщепы леваллуа.
Все восторги исследователей по поводу сходства рубил Африки, Европы и Индии относятся к этому периоду и этой культурной традиции.

Древнейшие стоянки известны из долины Хунсги. Однако поверхностные сборы встречаются в низовьях Инда, в горах Виндхья, на притоках Ганга и даже в Ориссе.
Взаимодействие со старомадрасской культурой можно охарактеризовать так:
Застой технологий преодолён наплывом инноваций и нового населения.  Переход осуществлялся плавно и мирно, но неодолимо. Ощущение палимпсеста (наслоения нового на старое без уничтожения) я уже описывал. Каким-то образом стратегия освоения этого региона сохранилась до сих пор в менталитете культуры. Собственно, и традиция Хунсги преодолена через внедрение инноваций без отказа от старых форм. То же можно говорить о Невасе и о Соане.
Новомадрасская культура налегает на слои Соанской там, где известны многослойные памятники. Я назвал её мегакультурой потому, что она несла не только саму себя, замещая старое, а заражала это старое, преображая инновациями.
Что при этом происходило с населением, можно только предполагать в последующих разделах.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Некоторые памятники новомадрасской культуры

Мадрасс, 0450-150 тлн, ЮжнИндия, ашель с Ближнего Востока, макро индустрия, ручные рубила и   кливеры [38]
Алматти, 400-??? тлн, Индия, Карнатака, ашель без м/отбойника, нерегулярная ретушь, бифасы [9]               
Аттирампаккам средн, 400- 385 тлн, Индия, Тамил Наду, Кортальяр, леваллуа появляется, нет пик, ручные рубила есть   [47]               
Анагвади, 400-200 ??? тлн, Индия, Карнатака, р. Каладжи, ашель без пик, бифасы на ядрищах и отщепах, кливеры на отщепах, макро размеры, чопперы, скрёбла [48]
Лахмапур, 400-200 ?? тлн, Индия, Карнатака, р. Каладжи, мягкий отбойник, ретушированные отщепы, подготовленные ядрища, пирамидальные ядрища, отщепы и отходы, макро размеры, чопперы,    бифасы симметричных форм, кливеры   [48]   
Садаб, Теггихалли, 311-272 тлн, Индия, Карнатака, р.Хунсги и р. Байкбал, поздний ашель, бифасы есть, использовалась охра   [5], [51]   
Ванкамари низ, 300 -25 ? тлн, Индия, р.Сагилеру, Восточные Гаты,    многослойное поселение, КОашель под пеплом Тобы, выше пепла (леваллуа и микролиты), ретушированные орудия, есть и ядрища и отщепы, крупные размеры изделий, микролиты только в верхнем слое, пл/спинк, скрёбла, бифасы и кливеры на леваллуазских ядрищах, дискоид [52]         
Утнор, 236-126 тлн или старше, Индия, р.Нармада, махадевий, переход в поздний ашель, родезиец-пигмей, каменные орудия на отщепах, отщепы и чопперы, тяжёлые ручные рубила и кливеры, скрёбла [53]         
Умерти, 219-168 тлн, Индия, Гуджарат, р. Хиран, р/рубила [5]
   [44] Alan R. Templeton. Haplotype Trees and Modern Human Origins // Yearbook of physical anthropology. 48:33–59 (2005).
        [45] История человечества, т. 1. – под ред. Ван де Лаарта, ЮНЕСКО, 2003.
          [46] Чиптон, Мишра, Паддайя, Дел, Ху, Гиллард и др., Эволюции бифасов в Индии. 2014
         [47] Patrick Randolph-Quinney. The discovery of stone tools in India suggests humans may have left Africa earlier than we thought. – Quartz Daily Brief, 2018.
       [48] М.Д.Петралья. Индийский ашель в глобальной перспективе. - Лондон, 2006.
       [51] Джеймс Гаррод. Researching the Origins of Art. Religion, and Mind. – 2014
       [52] James Blinkhorn, Victoria C. Smith, Hema Achyuthan, Ceri Shipton, Sacha C. Jones, Peter D. Ditchfield, Michael D. Petraglia, Discovery of Youngest Toba Tuff localities in the Sagileru Valley, south India, in association with Palaeolithic industries, Quaternary Science Reviews, 2014
      [53] Дробышевский С.В.Предшественники. Предки? - Москва: УРСС - 2010
и опыт - сын ошибок трудных...