Биолог-попаданец 2

Автор shuric, февраля 21, 2012, 22:04:00

« назад - далее »

Арон.

#210
 Кстати, идея про шёлк, как причину гибели Др. Рима исходит, кажись, от Гумилёва. А какой из Гумилёва историк, особенно по Риму? Никакой! Настоящие историки про эту странную причину вообще не писали - и они правы.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Дж. Тайсаев

Цитата: алексаннндр от февраля 25, 2012, 23:48:12
Пауков чем кормить- тараканов разводить, крупных...
:)
Мороки с этим. Мы помнится кого только не разводили на работе. Тараканов и сверчков, когда выкармливали бурозубок и белозубок, а ещё кожеедов, которых привезли из Чехии, они шикарно подъедали тушки, потом чистенькие скелеты оставались. Вот только после формалина приходилась дедовским методом, скальпелем скоблить. Но в промышленных масштабах это сложно и дорого. Вообще насекомоядных никогда не было выгодно выращивать по понятным причинам, да и др. плотоядных, ну разве что мех будет архиценным как у норки
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

shuric

#212
Цитата: ARON от февраля 25, 2012, 23:50:45
Кстати, идея про шёлк, как причину гибели Др. Рима исходит, кажись, от Гумилёва.
Не только Гумилев.
http://www.simposium.ru/ru/node/633
«Античная культура и римское государство были бы так же немыслимы при отсутствии большого количества золота и серебра, как и при отсутствии большого количества железа... Но в III столетии стал ощущаться недостаток в благородных металлах.Источники нам прямо не указывают на то, каким образом это произошло...
Плиний же сообщает нам, что очень много золота и серебра ушло в Индию и в Китай, с которыми поддерживалась значительная, но почти совершенно пассивная торговля, что подтверждается и монетами, которые даже в наши дни были найдены в этих странах. Уже Тиберии жаловался на то, что римляне отдавали свои деньги чужим народам за драгоценные камни, а при Веспасиане ввоз с Востока равнялся не менее чем 100 млн. сестерций (22 млн. марок) в год.»

Патроиотичные римляне (имп. Аврелиан в частности) даже запрещали своим женам носит шелковые одежды



shuric

Впрочем  в античном мире делали нечто вроде шелка.  Я  помнил, что на острове Кос производили ткани вроде шелка, но думал что такую ткань делали из нитей двустворчатых моллюсков.  Однако я ошибался: http://idelsong.livejournal.com/298035.html
«Аристотель  (История животных 5:19) говорит о том, что некоторые женщины разматывают коконы большой рогатой гусеницы и получают нити, из которых ткут ткань. Он не называет эту ткань по имени и говорит, что это изобретение некой Памфилы, дочери Платея с острва Кос.
 
Плиний упоминает три вида ткани из коконов гусениц: coa (от острова Кос);  bombycina (от Bombyx = шелкопряд) и serica (от Серес = Китай, или наоборот, название Китая - от шелка). Из них только serica получается путем разматывания нити кокона, а греческие технологии - чесанием и выщипыванием. От слова serica произошло современное слово silk - шелк, а технология bombycina впоследствии распространилась на другой материал - хлопок - и в таком виде название ткани вошло во французский язык – bombasine, а затем и в русский - бумазея.»

Perolan

Маленький Юлий ракету нашёл.
Больше на Форум никто не пришёл.
Долго смеялись гальские гости,
Как разлетались римские кости.
Любопытство создало человека.
Любопытство его и погубит.

shuric

Цитата: ARON от февраля 25, 2012, 23:32:57
 Ну что предложить римлянам, кроме спирта:
 1) По де Кемпу - тоги с карманами. Очень практично.
Вряд ли римляне такое примут.  Они ведь и штаны категорически не хотели носить

Цитата: ARON от февраля 25, 2012, 23:32:572) Ещё по де Кемпу - оконное стекло. Но придётся немало экспериментировать. Я бы не справился.
Оконные стекла у римлян были

Цитата: ARON от февраля 25, 2012, 23:32:573) По Александру - объяснить козлам-римлянам, что свинцовые трубы очень вредны для здоровья..
Еще важнее обьяснить что нельзя добавлять в вино свинец для лучшей сохранности (данная технология применялась до 18 века)

 
Цитата: ARON от февраля 25, 2012, 23:32:574) Увеличительные стёкла для подзорных труб, пенсне. .
Увеличительные стекла в античности умели делать.  Они еще у Аристофана упоминаются.  Но подзорных труб конечно тогда не знали


Арон.

#216
Цитата: Perolan от февраля 26, 2012, 09:56:41
Маленький Юлий ракету нашёл.
Больше на Форум никто не пришёл.
Долго смеялись гальские гости,
Как разлетались римские кости.
Оптимистично - попаданцу надо было изобретать "пояс шахида".
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Арон.

#217
   To Shuric - about шёлк: Представленные Вами источники, конечно, достовернее Гумилёва. Но, думаю всё же, что проблема была не в шёлке, а поглубже - Римское государство, экономика, общество не смогло решить проблему оттока драгметаллов. Будь Древний Рим на тот момент здоровым организьмом - нашли бы решение.
    Про оконные стёкла - посмотрел чуть источники. В самом деле, они у римлян были.
   
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

shuric

Цитата: ARON от февраля 26, 2012, 13:09:32
Но, думаю всё же, что проблема была не в шёлке, а поглубже - Римское государство, экономика, общество не смогло решить проблему оттока драгметаллов. Будь Древний Рим на тот момент здоровым организьмом - нашли бы решение.
   

Я согласен.  Но это не значит, что проблема в принципе не имела решения.

Ярослав Смирнов

Цитата: shuric от февраля 26, 2012, 09:44:23
«Аристотель  (История животных 5:19) говорит о том, что некоторые женщины разматывают коконы большой рогатой гусеницы и получают нити, из которых ткут ткань.
А что это за гусеница?
Нам лунный свет работать не мешает.

василий андреевич

Цитата: алексаннндр от февраля 25, 2012, 23:48:12Нужен плохо уничтожаемый носитель, я не знаю, практично ли это-
Извините, Александррр, что именно так Вас обрезал.
  Но подмывает. Постоянно-периодически.
  А не "попаденцы" ли мы в собственную иторию настоящего? Ведь что произошло со мной? Графически, из "мракобесных" фомул выходила некая периодичность, сложная периодичность. Сам бог велел проверить ее на исторических "фактах". Попался историк от сантехники, который сказал, ну тя к черту, почитай, если хочешь, Фоменко.
  Взялся читать, что бы только уличить во лжи. Но проникся. И самое удивительное, что легла на графики "другая история". И жажду вопить - всё это ерунда несусветная. Но мы, может так устроены, что необходимо выживать, что бы иначить то, что было?
  Палеонтология может дать ответ о последовательностях. Но строя графики, она исходит из неопровержимости критерия детермированности этапов. И казус в мозгах моих. То, что выглядит дивергенцией на виды - есть плод досужого умозаключения. И только. Мы достраиваем дивергенцию, как этапы, уже свершившегося. Но не хотим знать, что только тупиковая ветвь доводится быть зафикифорованной в слоях земных. В летописи. В сознании. Всё остально скрыто. Как казус. Как междометие.
  Короче, нужен опять диалог-дискуссия о восприятих схем истории. Ну не может не быть, что бы не постигли мы провалов истрии "темных" веков. Как так - через тысячилетия - возрождение! Необъяснимость, граничащая с "внезапностью видообразования".

Ярослав Смирнов

Цитата: василий андреевич от февраля 28, 2012, 02:45:02
А не "попаденцы" ли мы в собственную иторию настоящего?
Так о чём и речь! Рассуждая о том, как мог бы тот или иной человек изменить прошлое, мы рассуждаем о том, как мог бы изменить будущее тот или иной специалист - биолог, теолог, полководец, государственный деятель. В сущности - умственные эксперименты на тему роли личности в истории. Впрочем, если дело касается времён Цезаря, то тогда самые лучшие побуждения приводили к крайне мерзким и нелогичным результатам. Как там у Андрея Валентиновича?

Нет, нет, не как всегда - хуже!
Получилось с точностью наоборот, с обратным знаком. Можно сказать и поэтичнее:
благие намерения выстилали Риму дорогу в Ад.

Объяснюсь подробнее. Неприятностей Риму и так хватало, но прежние были попроще,
какие-то линейные. Вот, например, Югурта, воевавший с Римом с помощью подкупа
римской же верхушки. Тут все ясно: хитрый враг. Или вот Митридат, перерезавший
за один день под сто тысяч римских граждан. И тут ясно: враг, причем жестокий и
кровожадный. Кимры с тевтонами перебили римскую армию. Тоже понятно: за тем и
шли.
[...] начинало
казаться, что все римские неприятности постепенно остаются позади и дела идут на
поправку.

Перечислим главное:

1. Сулла железной рукой ликвидировал последствия нескольких гражданских войн и
навел в стране относительный порядок. Что ни говори, а диктатура лучше, чем
повальная резня.

2. После того как Сулла сам (сам!) отказался от власти, началась постепенная
либерализация режима. Знакомо, правда? Например, был посмертно реабилитирован
враг Суллы, великий римский полководец Гай Марий. Этого, кстати, добился его
родственник Гай Юлий Цезарь.

3. Был подавлен мятеж Сертория в Испании.

4. Был разбит Спартак.

5. Несколькими годами позже Помпеи разнес вдребезги пиратские эскадры во всем
Средиземноморье. На какое-то время плавать стало безопасно. Цены на хлеб и иные
нужные продукты тут же упали.

6. В Риме Марк Туллий Цицерон раскрыл и подавил опаснейший заговор Каталины.

7. И, наконец, все тот же Помпеи довел до конца Третью Митридатову войну.
Митридат, враг Рима, был лишен власти и убит, разгромлена Великая Армения,
пределы Римской республики расширились до Синая и Евфрата.

Впечатляет? Можно добавить и еще одно, тоже немаловажное. Выросло поколение
политиков-центристов, которые при всех своих различиях стремились действовать в
рамках закона. Не мятежники вроде Гая Гракха и Сатурнина и не диктаторы вроде
Мария и Суллы - по крайней мере, тогда так вполне могло показаться. За примерами
ходить далеко не надо, возьмем все тот же год (61 до Р.Х.), когда Цезарь
готовился примерить генеральские погоны и отправиться в Испанию. Как выглядели в
глазах добрых римлян уже известные нам персонажи?

Помпеи - великий полководец и одновременно очень умеренный политик, относящийся
к диктатуре с явным отвращением.

Красс - политический неудачник, но тоже очень умеренный. Желает закрепиться на
самом верху, но только в рамках римских законов.

Цезарь - уже не очень молодой честолюбец, чуть-чуть неудачник, зато любимец
народа. Тоже против крайностей. В молодости сам пострадал от репрессий, а посему
всяческий их противник.

Цицерон - Спаситель Отечества. Тоже пострадал, был даже изгнан, но, вернувшись,
никому не стал мстить. На верности законам и обычаям прямо-таки помешан.

Катон-Младший - это уже явный параноик, но с все тем же уклоном. Любит законы и
ненавидит политическое насилие. Честен, взяток и незаслуженных наград получать
не желает.

Чем плохи державные мужи?

И кто же знал, кто предвидеть мог, что все они (кроме убитого на войне Красса)
станут активнейшими участниками очередной гражданской войны, ВСЕ погибнут
насильственной смертью - и все одновременно подведут Рим к краю гибели.

А теперь о дороге в Ад и ее вымостке. Повторюсь: ужас в том, что все в каждом
случае начиналось именно с благих намерений. Действительно благих. Примеров
тьма, берем первые попавшиеся.

- Красс и Помпеи поссорились, не поделив славы победителей Спартака и, стало
быть, Спасителей Отечества. Помпеи, желая помириться, всячески помогает Крассу
стать консулом. Во время совместного консульства Красс и Помпеи разругались уже
окончательно. Можно сказать, смертно.

- Цицерон раскрыл заговор Каталины и спас Отечество. В результате были
спровоцированы новые политические разборки, причем невиданной силы и мерзости.
Сам Цицерон был изгнан, а дом его разобрали по камешку - чтобы знал, как
Отечество спасать.

- Помпеи раздвинул римские границы на Востоке - и наткнулся на Парфянскую
державу. Парфяне оценили ситуацию и принялись вслед за Спартаком
коллекционировать римских Орлов.

- Цезарь и Помпеи стали друзьями, Цезарь выдал свою дочь за Помпея, и тот ее
очень любил. Цезарь и Помпеи вместе сделали очень много полезного для
государства и хотели сделать еще больше. Итогом стала очередная гражданская
война, страну разорвали на части, а голову Помпея прислали Цезарю.

- Цезарь Отечество спас, порядок навел, но, не желая проливать кровь, простил
почти всех уцелевших врагов. Именно эти уцелевшие-прощенные Цезаря зарезали и
начали новую гражданскую войну.

- Цезарь простил и приблизил Марка Брута, относился к нему как к сыну (по
слухам, тот и был его незаконным сыном), хотел сделать его своим преемником.
Марк Брут стал во главе заговорщиков, убивших Цезаря.

- Брут и его подельщики убили Цезаря, чтобы спасти Отечество от диктатуры. В
результате началась гражданская война, и в диктаторы стали рваться несколько
личностей, значительно более неприятных, чем Цезарь.

- Марк Антоний, один из генералов покойного Цезаря, считался самым опасным
претендентом в диктаторы. Цицерон и прочие умеренные, пытаясь спасти Отечество,
противопоставили ему Гая Октавия (будущего императора Августа). Гай Октавий
Антония разбил, но тут же с ним помирился и устроил в Риме резню, каких еще не
бывало. Цицерону отрубили голову, руку тоже отрубили.

Достаточно?

Не знаю, как кому, а мне чудится за этим какой-то Рок. Ведь все, о чем
говорилось выше, делалось не ради наживы и славы. Хотели как лучше! Хотели,
чтобы людям хорошо стало! Отечество спасали!

...Кстати, можно посчитать, сколько раз.

И не просто Рок. Впечатление такое, что римлян за что-то наказывают, за что-то
карают. Более того, римляне явно догадываются, за что именно, пытаются что-то
изменить, но без малейшего успеха. Вот и начинается перманентное спасение
Отечества с заранее известным результатом.

Отечество не спасли - Ад был уже на пороге. Рим не погиб, но был от гибели
буквально на волосок.
Нам лунный свет работать не мешает.

Ярослав Смирнов

Теперь немного о римской религии, из того же Шмалько:

Да и сами римляне, как уже приходилось упоминать, о
своих богах вслух говорить не любили и стихов не писали. В результате же мы
знаем о небесных заступниках Вечного города не больше мудрого грека Плутарха, а
если и больше, то совсем ненамного.

Тут грамотный читатель меня поправит. То есть как поэм не писали? А тот же
Вергилий, что "Энеиду" сочинил, а Овидиевы "Метаморфозы"? Там же все о богах и о
богах. Верно, о богах, только не о своих, а о ГРЕЧЕСКИХ. И предание об Энее
греческое, и все мифы, которые Овидий поминает, тоже. Не свои! О своих римляне
предпочитали помалкивать. Это первое.

А вот и второе. В любой религии есть как бы два слоя. Внешний - для большинства:
обряды, обычаи, служба в храмах, все то, что можно увидеть со стороны, так
сказать, религия для старушек-богомолок. Но есть слой внутренний, сокровенный,
доступный немногим посвященным. Эти посвященные ведают не только о форме, но и о
содержании, о смысле всего, что происходит в храмах и вне храмов. А вот и
пример. Есть иудаизм, которому детишек в соответствующих школах учат, а есть
"Каббала". Сравните, кто разумеет, много ли сходства?

И есть еще третье. Мы на религии древние, и на греческую, и на римскую, через
две призмы смотрим. Первая призма - христианская. Для христиан античные боги -
только идолы, камень да бронза, кумиры в дыму жертвенном, кои свергать и рушить
надлежит. Вторая же призма - атеистическая. Для атеистов нынешнего разлива все
плохо - и христианство, и древние боги. Но христианство близко, рядом, с ним
борьба идет непримиримая, Юпитер же и Зевс - дело прошлое, давно забытое.
Поэтому и родилась сказка о "светлых богах" Греции и Рима, погубленных
злокозненными христианскими фанатиками. Столкнулись бы господа атеисты с этими
"светлыми" хотя бы разок!

...Про "светлых богов" не я придумал, это Гете учудил. Умнейший вроде бы человек...

В результате мы воспринимаем римских богов чисто эстетически - обломки чудных
статуй, мраморные колонны храмов, резьба алтарей. Прекрасное детство
человечества, не иначе. Не боги - игрушки. Вот и пишут неглупые люди о том, что
римская религия - это лишь обряды, в душе же великий Рим был холоден и пуст, и
вообще, не было там никакой духовности. То ли дело мы, у нас духовности - хоть
цистернами вози!

А мы в эти сказки верить не станем. Поглядим на римских богов свежим взглядом.
Понять до конца не поймем, но кое-что...

Начнем с того, что римская религия мало чем отличалась от иудаизма, мною
помянутого. Не верите? А зря! Римляне, как и иудеи, заключили с богами ДОГОВОР.
Само слово "религия" (римское слово!) означает "связь", "привязка", даже "путы"
- те самые, что лишнее движение делать не дают. Принцип такой же, что и в
Договоре Синайском: Ты мне, я Тебе. Тот, Кто мирами всеми правит, обещает
способствовать народу Своему, взамен же народ обязуется что-то делать, а от кое-
чего, напротив, воздерживаться. За нарушение договора - санкции. Помните? "Ибо Я
- Бог ревнивый..."

То, что в Риме богов было много, а на Синае - один, картину меняет мало.
Христиане, к примеру, тоже монотеисты, но если со стороны взглянуть, что увидеть
можно? Тут вам и Святые, и Богородица, и Ангелы - Божьи посланцы. Всем храмы
ставят, всем молитвы полагаются. Даже Господь - Он-то, конечно, един, но един в
трех Лицах. То-то мусульмане, души простые, христиан "троебожниками" величают.

У римлян все очень похоже. Богов тьма, но вот договаривались с одним - с
Юпитером, Деусом Патером, Отцом богов. Поклонялись всем, но главный - Он,
остальные лишь "сыны божьи", что Его волю выполняют. Точно как в Библии. Помните
книгу Иова? "Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа..."

Итак, Договор, можно сказать, Завет. С римскими богами Договор заключил второй
царь Рима Нума Помпилий. Сам Нума не римлянин, он сабинянин, его затем и
пригласили, чтобы с богами договориться. Ведь ранний Рим, город Ромула, - всего
лишь поселение удалых разбойников, почти Запорожская Сечь. Вот и решили квириты
свою державу утвердить Заветом, чтобы стояла в веках. Нума Помпилий слыл
боговид-цем, с Ними знался, поэтому и позван был. Он-то и получил от Юпитера
римские Десять Заповедей. Было их, конечно, не десять, а куда больше, но
главными являлись три, которые и "связывали" Вечный город с Ними. Каждая
"высокая договаривающаяся сторона", как и полагается, обещала свое. Как говорили
сами римляне, творя молитву: "Я даю, чтобы Ты дал". Слишком прозаично, скажете?
А разве в иных религиях иначе? Римляне просто любили точные формулировки и были
по-своему правы.

Заповедь первая, само собой, жертвы. Добрые римляне обещали исправно и регулярно
подкармливать Небожителей. Все оговорено - в какой праздник что именно Им
полагается, в каком порядке и с какими обрядами. За отдельные услуги - отдельная
плата, в зависимости от сложности и трудности задачи. Все логично - если какая-
нибудь мелочь требуется, можно и десятком луковиц откупиться, а вот если что
более серьезное, то без крови на алтаре не обойтись. Чьей крови? Всякой, но для
дел самых главных, понятное дело, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Вот, скажем, обряд очищения
государства, один из самых важных.

Плутарх:

"Бог в гневе возвестил, что очищение надлежит произвести головами.
"Луковичными?" - подхватил Нума. "Нет, человеческими", - начал Юпитер. Желая
обойти это ужасное распоряжение, Нума быстро переспросил: "Волосами?" - "Нет,
живыми..." - "Рыбешками", - перебил Нума... Тогда Юпитер удалился, смилостивившись..."

Как вам этот торг, дорогой читатель? Интересно, Моисей на Синае о том же речи
вел? В данном случае Нума-Моисей человеческие головы выторговал, рыбешками с
луком обошелся. Но только в данном. Как мы помним, очистительные жертвы бывали
всякие.

Синезий:

"Крикс и Спартак - люди из низких гладиаторов, предназначенных быть на арене
цирка ОЧИСТИТЕЛЬНЫМИ ЖЕРТВАМИ за народ римский".

Подземные боги и души умерших, как мы уже знаем, тоже требовали крови, а не
луковиц. Отсюда и гладиаторы - те, кого этим демонам и духам посвящали. Но не
только обитатели царства Плутона людской крови жаждали. Человеческие жертвы в
Риме приносили весьма регулярно. В обычное время это делалось тайно, но в случае
большой беды стесняться переставали. Скажем, после Канн, когда судьба Вечного
города на волоске висела, людей убивали прямо средь бела дня - дабы Те побыстрее
узрели и помощь оказали.

Тит Ливии:

"Принесли необычные жертвы: между прочим галла и его соплеменницу, грека и
гречанку закопали живыми на Бычьем рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и
прежде уже свершались человеческие жертвоприношения..."

Зря скромничает Тит Ливии! Какие же это "необычные" жертвы, если их "и прежде"
приносили? Просто раньше резали да в землю живьем закапывали без особой огласки,
а тут и крыться перестали.

Этот случай чрезвычайный, но и в повседневной жизни человеческой крови не
жалели. А вот и пример - триумф римский, о котором речь уже шла. Триумф, как мы
уже выяснили, это благодарность Юпитеру Капитолийскому за великую победу. А
благодарить Его должно от всей души. Помните, дорогой читатель, картинку в
учебнике? Процессия праздничная, легионеры торжественной колонной идут, несут
трофеи - и ведут пленников. Не простых, а царей с царевичами и королей с
королевичами. Ведут не только для того, чтобы победой похвалиться. Пока
триумфатор на алтаре храма Капитолийского быка режет, самых знатных пленных в
подвал под этим храмом отводят и душат - или как-то иначе к богам отправляют.
Если победа особенно трудной была, пленников надлежало казнить мучительно,
неспешно. Югурту, лютого врага римского, целую неделю голодом морили, пока не
умер. Чтобы он, вражина, прочувствовал - и Они, иже на Небеси, тоже ощутили.
Пролонгированное удовольствие, так сказать. Так что венки праздничные, бык с
золочеными рогами - все это мишура и суета. Иное римляне богам своим жертвовали,
другую цену платили. Люди откупались ЛЮДЬМИ...

И не думайте, дорогой читатель, что все это - только римский обычай, у греков
ничуть не лучше было. Вот, скажем, битва Саламинская. Что делают просвещенные
эллины, дабы персов победить?

Плутарх:

"Все в один голос взывают к богу и, подведя пленников к алтарю, заставили, как
приказал прорицатель, совершить жертвоприношение".

Даже у иудеев такое случалось. Помните, как с дочерью Иеффая поступили? Это лишь
в христианстве все жертвы были искуплены Его кровью. Потому и запрещал Господь у
алтарей языческих жертвы приносить. Сегодня мукой с ячменем идола порадуешь,
завтра петуха зарежешь, а послезавтра...

Итак, первая римская заповедь - жертвы, в том числе НАСТОЯЩИЕ, человеческие.
Вторая же - обычаи. Нума-Моисей все расписал - что делать можно, а что никак
нельзя. Перечислять всего не стану, просто примеры приведу. Весталки,
хранительницы священного огня, обязаны были девственность блюсти, фламин,
верховный жрец Юпитера, не имел права верхом ездить и Рим надолго покидать.
Почему? Объяснения есть, но, уверен, ненастоящие. Эти объяснения для обычных
людей придумали, для тех самых бабушек в храмах - и для любопытных иностранцев
вроде Плутарха. О подлинных причинах знающие люди молчали. Нельзя - значит
нельзя. Мицва! Табу!

Ограничений таких в Риме было неисчислимое множество. Достаточно птичке не там
взлететь, не с той стороны крылышками махнуть или, скажем, грому грянуть - и
все, распускай народное собрание, даже если дело спешное. И если бы только
птички да гром! Каждый шаг продумывать приходилось, а посему жрецов-толкователей
в Риме было хоть пруд пруди. Одни по птичкам, другие по тучкам, третьи по кишкам
бараньим. Потому-то и слыли римляне суеверными. Только не суеверие это, а ЗНАНИЕ
- знание о Них.

Но это частности, хотя и важные. Главное ограничение, главное табу заключалось в
ином, и связано оно было с тем, ЧТО ИМЕННО Они пообещали Риму. Боги (и демоны
также) точность любят не меньше римских юристов. Помните фильм "Призрак оперы"?
Некий музыкант договор заключил с кем не надо о том, что будет людей музыкой
своей пленять. "Но только музыкой", - уточнил "кто не надо" и тут же беднягу
изуродовал. Все верно, речь только о музыке шла, а не о внешности смазливой.

В Риме - сходная история. Чего просили у Них римляне? Что им обещано было и что
не обещано?

Вергилий:

      Смогут другие создать изваянья живые из бронзы
      Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
      Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
      Вычислят иль назовут восходящие звезды, - не спорю:
      Римлянин! Ты научись народами править державно -
      В этом искусство твое! - налагать условия мира,
      Милость покорным являть и смирять войною надменных!

Это не Вергилий сладкоголосый придумал. "Энеиду" он писал по заказу самого
Августа, дабы в душах квиритов римские ценности утвердить. И все остальные
сходно считали: Риму обещано было могущество, обещана власть над Ойкуменой - но
не больше. Значит, нечего искусством увлекаться, нечего гранит науки грызть. Это
не только бессмысленно, но еще и ОПАСНО. Боги не велят, не дают они на это
Своего разрешения! Поэтому почти все ученые и художники в Риме - иностранцы. Им
можно, римлянам - нельзя.

Впрочем, и науки, и искусства всякие - это тоже частности, главное в Завете
иное. Риму обещали ВЛАСТЬ, но не БОГАТСТВО. Отсюда противоречие - величие без
блеска, могущество без роскоши, правители полумира - в скромной домотканой тоге.
Про домотканую тогу я не обмолвился, настоящий римлянин именно такую и должен
носить. И не только тогу, конечно. В доме - ни золота, ни серебра, обед - на
тарелках и мисках глиняных, ничего лишнего, ничего роскошного. Само собой,
хозяйка под стать хозяину: ноль косметики и маникюра, волосы под покрывалом, ни
брошей, ни ожерелий с каменьями. И в гости ходить не полагается - сиди дома,
матрона, шерсть пряди, детей воспитывай. Если же что не так, если в семье
раздрай, то это беда не только супругов, но и всей державы. Прямо как у нас во
времена недавние - жене изменил, значит, Родину предал. А уж если матрона, очага
хранительница, загуляла...

Между прочим, традиционный римский идеал - это не победоносный воин, а
обыкновенный пахарь, скромный трудяга, что возделывает свой надел. Позовут
такого властвовать, он утрет праведный пот, наденет тогу с красной каймой,
послужит Отчизне - и назад, в землице ковыряться.

Итак, залог римского могущества - СКРОМНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ. И еще -
ЧЕСТНОСТЬ, верность клятве и слову. На первый взгляд диковато как-то, особенно
насчет скромности. Зачем могущество, ежели на золоте едать не позволено? А уж
что касаемо честности!.. Какая честность, если каждый год выборы?

Но если задуматься, то и здесь резон есть. За все платить надо, и за власть над
Ойкуменой тоже. Призван властвовать - властвуй, а не звезды считай и не за
пиршественным столом залеживайся или по девкам продажным бегай. Владыка же,
настоящий, не "демократический", слову своему всегда верен. Недаром говорится:
царское слово - золото.

Это вторая заповедь. Но и есть и третья. Она самая понятная: не чти чужих богов.
Понятная, но трудная. Римская держава быстро расползалась, иные народы в себя
включала. И не просто включала, но и адаптировала. Были, скажем, этруски, а
стали римляне этрусского происхождения. А у них - свои боги. И у сабинов свои, и
у галлов, и у греков. Что делать, как заповедь соблюсти? Вначале соблюдали
строго. Запрещали в Риме чужие святилища воздвигать, обряды проводить. Но потом
- делать нечего! - поступили с иноземными богами, как и с теми, кто в них верил,
- начали их адаптировать. По всем правилам, со всеми юридическими
формальностями. Проще всего с греческими богами вышло. Их, Олимпийцев, просто
переименовали, а точнее, назвали по-римски. Был "чужой" Зевс-Диус Патер - стал
"свой" Юпитер-Деус Патар, был Арей - стал Марс, был Геракл - Геркулесом
обернулся. В общем, сделали вид, что у греков те же боги, только зовутся по-
другому. С прочими небожителями сложнее было, но их тоже как-то пристраивали.

А вот откровенно ЧУЖИХ богов чтить запрещалось и обряды иноземные справлять -
тоже. Вот, к примеру, в Риме театр так и не прижился. Удивлялись такому греки,
театралы заядлые, и объясняли сие врожденной римской дикостью. И о том подумать
не хотели, что театр изначально - это священный праздник Диониса, а у римского
Вакха праздники были совсем иные, непохожие. Вот и не любили римляне театр. Со
всякими восточными богами обходились куда круче. Чаще всего "незаконные" храмы
разрушали, а жрецов изгоняли. Помогало, признаться, плохо.

Итак, заповеди Нумы, как видим, ничуть не сложнее, чем Моисеевы. И с их
выполнением дело обстояло приблизительно так же. Пока Рим был беден, пока все
Римское государство в долине желтого Тибра умещалось, все шло, как должно. И
обряды справляли, и весталки девственность блюли, и тоги были исключительно
домотканые. Соблюдались заветы - и боги Риму помогали от всей души. Росла
Республика всем на удивление, крепла. Сначала Италию проглотила, затем землями
заморскими занялась...

Продолжать? Чем сильнее становилось государство, тем труднее было заповеди
соблюдать. С праздниками и обрядами еще куда ни шло, а что касаемо скромности и
чужих богов... И в самом деле, какая скромность, если от добычи корабли чуть не
тонут? И чем плохи чужие боги, ежели могут помочь? Сначала нарушали изредка,
стыдясь - а потом и стыд отбросили. Напрасно жрецы и старики-староверы пугали
молодежь Их гневом, напрасно взывали к древним римским добродетелям, напрасно
Сенат законы строгие принимал. Не помогало! Сначала увлеклись греческой
культурой, затем - восточными богами... С каждым годом все лучше жилось в Риме,
все веселее, пока в один далеко не прекрасный день поняли квириты, что точка
возврата пройдена - родные боги больше Риму НЕ ПОМОГАЮТ.

Сами римляне точно знали, когда это случилось. 146 год до Р.Х. - год гибели
Карфагена. Напрасно наиболее мудрые и дальновидные в Сенате кричали, что этот
город трогать нельзя, что вместе с ним исчезнет последняя преграда римскому
своеволию. И вправду! Если не будет вековечного врага - чего бояться, зачем у
Них помощи просить?

...Когда Карфаген горел, римский командующий Сципион Эмилиан плакал. Не по
вражеской столице - по родному Риму. Неглуп был Сципион, чувствовал.

Не зря плакал! Там, на карфагенских руинах, все римское счастье и кончилось.
Начались позорные годы, те, о которых говорить уже приходилось: Югурта, кимры с
тевтонами, Аристоник, сицилийские бунты, Спартак - и так до самой великой резни
после смерти Цезаря.

Римляне ПОНИМАЛИ, что случилось. Понимали, пытались что-то исправить, да только
как исправить? Разгневались боги на неразумных!

...Атеперь вспомним, когда гладиатура в Риме стала делом государственным.
Вспомнили? 105 год до Р.Х., самый разгар кризиса. Вот и решили мудрецы римские
богов обильной кровью ублажить, державу от гибели охраняя. "Очистительные
жертвы" - не забыли? С каждым годом игры все обильнее, все больше трупов, все
больше жертв. Да только и это не помогало.

Дорогой читатель! Вы наверняка в римских богов напрочь не верите. Не верьте и
дальше, но только учтите - сами римляне понимали происходящее именно так. Боги
отступились от Вечного города, и не только отступились, но и КАРАЛИ тех, кто
заповеди не соблюдал. И чем дальше, тем страшнее. Конечно, римляне продолжали
молиться, жертвы приносить, праздники справлять. Но все без толку, без толку...
Нам лунный свет работать не мешает.

Арон.

  Ну..., дай бог каждой цивилизации, чтобы бог(и) "наказали" её также, как римлян. Вместе с греками, Др. Рим - величайшая цивилизация своей эпохи.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

AdmiralHood

Цитата: ARON от февраля 28, 2012, 13:18:07
  Ну..., дай бог каждой цивилизации, чтобы бог(и) "наказали" её также, как римлян. Вместе с греками, Др. Рим - величайшая цивилизация своей эпохи.
Лучше быть живым сейчас, чем прожить 1000 лет и уже умереть :~)
Уверуйте в электричество, племянники!