мегалиты

Автор Дж. Тайсаев, декабря 21, 2011, 16:56:46

« назад - далее »

Дж. Тайсаев

Цитата: идрис от марта 24, 2012, 11:46:49
Разнообразие то конечно на Кавказе есть. Но оно не слишком грандиозное. И как раз двумя гаплогруппами и измеряется. На западе-центре группа G, а на востоке группа J.
если я скажу что всё равзнообразие культур на Кавказе сводится в основном только к христианству и исламу это будет в чём то верно, но это будет одностороний взгляд. То же и с гапплогруппами, ведь это только маркеры, можно выделить сколько угодно маркеров и по ним можно находить сколько угодно расхождений, в зависимости о того, кто и с кем генетически пересекался.
Цитата: идрис от марта 24, 2012, 11:46:49
Вероятно что генетические миграции все таки отличались по времени от социальных (культурно-языковых) и значимой корреляции между ними нет
невозможно просто так прийти и дать гены и не дать вместе с ними и культуру. Всё заимствуется в комплексе и потому для изучения этногенеза необходим комплексный подход
Можно дать культуру без генов, например через религию или просвещение (да и то это стало актуально относительно недавно), но нельзя дать гены без культуры. Ну разве что наложниц воровать ещё малыми детьми :)
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

идрис

Религии легко приходят и уходят. А например какая религия у жителей Западного Кавказа вообще сказать сложно. Так что религиозный аспект в этой связи малозначим. Те же аварцы например раньше были язычниками. Потом были в массе христианами, при чем сменилось два варианта. Один - албанская церковь, а потом юго-западные попали под влияние грузинской церкви. Потом несколько веков Серир воевал с арабами, а потом они стали мусульманами. Но народные особенности от этого никак не изменились. А например жители восточного Дагестана между язычеством и исламом были частично зороастрийцами.

Особенно показательна Джума-мечеть г. Дербент. Мало того что она 5 по счету в мире (после Мекки, Иерусалима, Багдада и Дамаска). Так еще ее строили вероятно на месте зороастрийского сасанидского храма, а его в свою очередь на месте христианской албанской церкви. Так что религия в вопросах специфики населения добавляет лишь определенные штрихи. Но ее роль не надо преувеличивать.


Просто гены вероятно передаются с большим трудом и для значимого влияния необходимо большое число носителей, сравнимое с автохтонным населением. А культуру язык и прочее могут передать несколько человек. Вот например в Ямайке 99% населения негры из Африки, а язык у них английский. То есть язык и часть культуры им передало микроскопическое меньшинство. Которое практически никакого следа в генофонде этого населения не оставило. А например негры из африки оставили след в местном индейском субстрате, вернее полностью его сменили за счет своего количества. И через 3-4 тысячи лет когда его будут изучать то увидят что произошла смена и генов и культуры. И какой вывод можно будет сделать. если например сравнить следы индейской культуры и останков 14 века и следы современной культуры. Кто на что повлиял и каким образом? Потому все таки гены и культура идут разными путями и эти пути реконструировать по всей видимости очень и очень сложно.

Дж. Тайсаев

по разному бывает. Иногда, на стыке культур (например на юге Франции, Испании или Италии) мигранты практически полностью вытесняют автохтонный субстрат, а на культуре это почти не сказывается, бывает и наоборот, когда в результате аккультураций, целые народы превращаются в другие, практически не меняясь генетически, например при тюркизации некоторых автохтонов во времена монголо-татарской экспансии.
А религия тут часто играет не последнюю роль, иногда для интеграции два народа принимают одно вероисповедание, иногда напротив, для снижения аккультурационного давления, народ может принять неосознанно другую религию. Невозможно в общем случае сказать, что важнее гены или культура в этногенезе, в каждом конкретном случае это решается отдельно
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

идрис

Ну я об этом и написал. Значит вы согласны с тем, что языковые или религиозные особенности современных народов (равно как и древних) в принципе не могут быть критерием их происхождения. Потому что эти свои языковые или культурные или религиозные особенности эти общности могли приобрести самым разным путем?

Дж. Тайсаев

Цитата: идрис от марта 24, 2012, 20:30:10
Ну я об этом и написал. Значит вы согласны с тем, что языковые или религиозные особенности современных народов (равно как и древних) в принципе не могут быть критерием их происхождения. Потому что эти свои языковые или культурные или религиозные особенности эти общности могли приобрести самым разным путем?
я согласен, что эти критерии весьма условны и относительны, как впрочем и генетическая общность. Этнос наследуются буквально посредством воспитания в большей степени, чем с кровью. Через генетику мы выясняем биологическую наследственность, через язык, традиции и мифы - культурную. Иногда культура тянет за собой генетику (эндогамия по принципу мы с тобой одной веры, духа, традиции и т.д.), иногда генетика тянет за собой культуру (следуй за традициями отцов). Чаще они совпадают, иногда разбредаются и вновь сходятся, поэтому лучше всё смотреть в комплексе
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

sanj

хорошие посты, их бы в генографию..

василий андреевич

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 24, 2012, 22:48:13
Иногда культура тянет за собой генетику (эндогамия по принципу мы с тобой одной веры, духа, традиции и т.д.), иногда генетика тянет за собой культуру (следуй за традициями отцов). Чаще они совпадают, иногда разбредаются и вновь сходятся, поэтому лучше всё смотреть в комплексе
Комплексно, оно завсегда хорошо, кругозорно, так сказать. Но комплеск - это еще и единство функционального, системность. Следовательно, есть и в культуре, и в генетике единые физические принципы развития. Вот эти принципы бы и "ковырять", дополняя фактическим материалом из разных областей знания. Тут ведь появляется надежда не столь коленопреклоненного благоговеть пред генетическим кодом.

jogger

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 23, 2012, 11:08:45
Цитата: jogger от марта 23, 2012, 06:24:58
В районе Джубги со слов местных метрах в трехстах от берега на дне лежит плита с отверстием по размерам примерно подходящая довольно крупному дольмену, вроде того, что есть в самой Джубге, в парке. Самого дольмена, из которого "выпала" эта плита в окрестностях нет. У меня было мало времени этим летом, да и организовывать погружение не зная место с точностью до метров - серьезные затраты. Возможно, просто байка. Вы об этой плите на дне моря ничего не слышали?
Ну не знаю насколько это ей понадобится, я ей конечно передам. Наверняка у археологов этот камень числится в реестре и если бы там было бы что то уникальное, думаю его бы уже подняли. Но проверить не помешает
Это скорее мне нужно. Хотел проверить, есть там что-то это или нет, но пока ничего не нашел. Увидел этот разговор и решил спросить. Что касается реестра, то Вы ведь знаете, сколько всего на Черноморском побережье и вообще на Кавказе. Реестр еще пополнится не раз:) В любом случае спасибо, даже если информации об этом месте не будет

идрис

А вы занимаетесь подводными исследованиями?

А то тут в Дагестане есть целая группа затопленных объектов. Уровень то Каспия за последние 3-4 тысячи лет менялся на порядок более сильно чем уровень Черного моря.

Тут вам и нижняя часть Дербента. Его ведь строили при уровне примерно -35-40, а сейчас -27. Далее вдоль берегов также можно предполагать наличие ряда древних пунктов. Плюс воды Каспия очень опасны и много скал и тут вдоль берегов идет активное каботажное судоходство и было множество кораблекрушений. Начиная от сасанидов и далее через хазар на которые наступали тысячи кораблей славян в Семендер и потом к арабским мореплавателям и купцам, а потом русские купцы 15-17 веков (можно вспомнить что торговый флот Афанасия Никитина был разбит о скалы и он потом 2 года жил в Дербенте пытаясь вернуть хоть что то с судов). Потом были походы Петра 1 и там тоже штормы погубили множество кораблей. Потом в гражданскую войну тут воевали чуть ли не с английскими самолетами и авианосцами. Потом во вторую мировую был могучий процесс перевоза людей в Среднюю азию, а потом обратно.

Так что тут в море всего полным полным.

jogger

Цитата: идрис от марта 28, 2012, 09:42:11
Так что тут в море всего полным полным.
Для меня древность - увлечение :) Поэтому приходится выбирать свободное время и точку, куда отправиться. Ведь одно дело читать, другое - видеть самому, возможность прикоснуться. Спасибо за информацию, когда-нибудь доберусь и до Каспия. Но даже Гермонасса-Тмутаракань для меня почти современность. Это очень интересно, но интереснее более древний период нашей человеческой истории.

идрис

В морях непрерывно откладываются осадки и чем древнее тем больше слой осадков и тем сложнее что то найти.


Вот например наверняка есть подводные курганы. Их строили когда уровень морей был намного ниже современных. Потом море затопило курганы и они ждут на дне своих исследователей. Конечно их осадками присыпало. Но вероятно можно найти если поискать. Если они долгое время затоплены, то можно ожидать что они не разграблены.

jogger

Это очень сложно и дорого. Плюс ко всему нужно иметь уникальные организаторские способности. Хейердал бы потянул организацию таких исследований, Баллард смог бы. Таких людей из любителей по пальцам пересчитать можно. Да и из профи:) Впрочем, это уже немного не по теме

Арон.

#87
   Коллеги! Полагаю, вы не станете возражать, если обсуждение темы индоевропейцев и ностратов мы продолжим в виде вопроса лингвистам. Всё же это группы языков - лингвистам и карты в руки. За последние 20-30 лет они тоже могли чего-нибудь "откопать".
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

идрис

А при чем тут индоевропейцы и ностраты?

Тема вроде про мегалиты и мегалитические культуры бронзового века.

Арон.

#89
Цитата: идрис от апреля 16, 2012, 13:42:02
А при чем тут индоевропейцы и ностраты?

Тема вроде про мегалиты и мегалитические культуры бронзового века.
Но значительную её часть составило обсуждение индоевропейцев - отсюда и вопросы к лингвистике.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!