татуировки архаичных племён

Автор Дж. Тайсаев, октября 03, 2011, 09:40:52

« назад - далее »

Дж. Тайсаев

У меня такие вопросы возникли. Совсем не праздная причина, дипломница решила об этом написать. Обнаружил, что в сети сколько угодно про современные татуировки и боди-арт, но практически нет ничего об архаичной раскраске. Найти можно при желании и самому, но уверен что это интересно будет не только мне,  да и неспециалисту подчас бывает трудно отделить в сети зёрна от плевел.
Вопросы.
1. Какие бывают типы раскраски (символизирующие гендерность, инициацию, статус или может быть боевые, для охоты и т.д.)
2. Особенно меня интересует вопрос раскраски как средства идентификации свой-чужой. Например те же яномао как то ведь различают чужака, а то неровен час и своего так прибить можно. Мне, честно говоря, в связи с этим кроме ирокезки ничего на ум и не приходит
3. Есть какие либо трансцендентные мотивы в раскраске, какие то символы, отражающие мифологию, религию или философское видение мира
4. Ну и сайты, которым можно доверять разумеется
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

sanj

можно попробовать поискать про африканцев, меланезийцев, японцев, индейцев, некоторые народы сибири.
из архаичных вспоминается инфа про алтайскую принцессу, вроде татуирована была.

Gilgamesh

Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Дж. Тайсаев

Цитата: Gilgamesh от октября 05, 2011, 07:02:47
http://maximus101.livejournal.com/26356.html таримские мумии тоже местами с татуажем.
Спасибо большое!!! Уже что то, на руке особенно татуированный орнамент хорош
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

#4
У Влада ещё была интерессная ссылка, жаль не успел сохранить, там правда про расскраску совсем немного было
sanj. За алтайскую принцессу тоже спасибо, весьма симпатишная особа
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

sanj

я когда то книжку качал про мумии синьцзяна, на английском. тяжелая. ссылки не помню, если найду, брошу.

идрис

Несколько лет назад на какую то смешную премию (типа самого бессмысленного названия книги) выдвигали работу международной группы исследователей о татуировках женщин дагестана. Я даже лично присутствовал на защите кандидатской диссертации по истории, которая была посвящена исследованию этой темы. Автор приводил много разных рисунков, фото татуировок и т.д.

То есть в том же Дагестане раньше нанесение татуировок при чем именно на женщин было весьма распространенно. Фактически еще лет 100 тому назад все женщины региона имели такие татуировки. Сейчас остались только в самых глухих местах Дагестана. Но наверняка ту кандидатскую можно найти в сети. Если вам нужно, могу к той сотруднице из Института истории ДНЦ РАН подойти и спросить контактные данные.

sanj

странно. а смысловая нагрузка на эти тату есть, социальное положение там или статус (замужем/незамужем м.б. что-то еще). тату на дагестанских женщинах не ожидал. там ведь ислам кругом, тело закрыто одеждой, какой смысл в тату?

Арон.

  Старый, традиционный кавказский ислам перенял очень много местных законов и обычаев и очень сильно отличается от т.н. "чистого" ислама. Я не уверен, например, что арабо-мусульманские богословы одобрили бы лезгинку.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Дж. Тайсаев

Цитата: идрис от октября 05, 2011, 19:41:44
Если вам нужно, могу к той сотруднице из Института истории ДНЦ РАН подойти и спросить контактные данные.
Конечно нужно, а то что это наш регион вдвойне интерессно!!! Мы не только дипломную планируем, но и статью, так что со всеми полагающимися ссылками естественно. Тем более женские традиционные татуировки цивилизационных культур это большая редкость
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

Цитата: ARON от октября 05, 2011, 20:30:24
  Старый, традиционный кавказский ислам перенял очень много местных законов и обычаев и очень сильно отличается от т.н. "чистого" ислама. Я не уверен, например, что арабо-мусульманские богословы одобрили бы лезгинку.
Не только лезгинку, а любую музыку, кроме духовной не одобряют, хорошо что их никто и не слушает  :)
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

идрис

Как я понимаю в таких татуировках множество разных смыслов. Это с одной стороны обереги и на разных этапах жизни наносят разные обереги (чтоб девочка с рождения выросла, чтобы потом успешно вышла замуж, чтобы потом родила детей, чтобы потом дети ее не болели и т.д.), Также есть татуировки которые свидетельствуют о этапах социализации женщины и вероятно есть какие то родовые и т.д. тату.

Здесь в Дагестане имеется могучий пласт дорелигиозных обрядов. Включая паломничества на святые места. Например всем известен подъем на г. Шалбуздаг (а это 4 тыс.метров), видел фото так там в день по несколько сотен человек идет на такую высоту - просто фантастическое зрелище. Про более мелкие объекты молчу. Есть разные обряды вызывания дождя и т.д.

идрис

Оказывается было несколько диссертаций на эту тему. Вот например http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-tatuirovka-v-dagestane-k-probleme-semantiki-i-funktsii
Женская татуировка в Дагестане. К проблеме семантики и функций

Вот статья в дагестанском журнале http://www.proji.ru/show_ann.php?jid=1&jnum=5&jcat=C0000029&id=151
Там есть несколько фото женщин с татуировками

Gilgamesh

Попробуйте ещё анализировать аналогии с уголовными татуировками  провести - тоже нательный графический язык кхм... "людоедов"  (российскими татировками и не только см. напр. http://ttolk.ru/?p=6472 тут люди шагнули прямо из джунглей и саванн на нары или http://ttolk.ru/?p=5937). Функции могут быть сходными, могу предположить, что места нанесения и часть символов могут быть закономерно повторяющимися.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Дж. Тайсаев

идрис спасибо за интереснейший материал, ислам сейчас многие традиционные элементы ассимилировал, хорошо что что то осталось и их нужно сохранять, во всяком случае знать о них, пока и они не утеряются
Gilgamesh. Да паралели это и есть основная цель работы. Связать традиционные элементы с новоделом. У криминала свои старые традиции, может быть с пиратскими татуировками много общего можно обнаружить. Тут ещё важно, что в жестких условиях заключения обостряются ранговые отношения и они становятся ближе к архаичным отношениям, что отражается и на татуировках. Так что постараемся что то накопать и здесь.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).