Природа мистических страхов

Автор Юрич, января 17, 2006, 10:00:02

« назад - далее »

Сталкивались ли Вы лично с мистическими событиями / явлениями?

Нет, никогда.
8 (57.1%)
Не уверен – вроде да, но возможно, это было не более, чем моё ощущение.
3 (21.4%)
Да, был такой опыт. Уверен, это было проявлением "потустороннего".
3 (21.4%)
Иное [желательно пояснить].
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 13

Голосование закончилось: января 17, 2006, 10:00:02

Юрич

Ну хорошо, чем же Вы тогда, Нестор, объясняете страх мертвых?.. Откуда он берется?..
"существуют полянки, которые можно отыскать только заблудившись" (Х. Манкелль)
"как объяснить англичанину, что судьба мира решается на Тибете?" (Л. Пауэлс)

Nestor notabilis

у меня нет объяснения, Юрич. Просто нет.
есть ощущения, и не более того, и озвучивать их на этом форуме я не стану.
если в двух словах - я думаю, что смерть - это феномен, а не отсутствие такового, и в силу этого она обладает своей бытийностью... враждебной живому. И многие это чувствуют. В зависимости от того, кто умер, многое меняется в ощущениях живых. Все это очень сложный комплекс, можно кучу понаговорить всякого разного, но не хочу, простите.

Юрич

Цитата: "Nestor notabilis"есть ощущения, и не более того, и озвучивать их на этом форуме я не стану.

что ж, очень жаль.... было бы очень интересно.
"существуют полянки, которые можно отыскать только заблудившись" (Х. Манкелль)
"как объяснить англичанину, что судьба мира решается на Тибете?" (Л. Пауэлс)

Вопрошающий

Цитата: "Nestor notabilis"Насчет пример с ежом, Вопрошающий, - да просто это как орех - домашний ежик не сталкивался с реальной угрозой никогда и действие инстинкта было ослаблено. Столкнулся - врожденный стереотип реакции на ЛЮБОЕ живое существо "опасного" размера восстановился. С учетом развитости органов чувств ежа, особенно зрения - он может вообще не сразу понимать, кто к нему приближается - собака, кошка, или, не дай Бог, лиса.
Я боюсь ВСЕХ собак, включая той-терьеров, после нескольких случаев в глубоком детстве. Однако я не ощущаю потребности превращать их в грозный тотем.  :lol:
Да ! Теперь Вы и сами видете  что  адаптивная экстерполяция фобий  животных  "это просто как орех" - оно позволяет мобилизовать жизненно важный инстикт ,и избежать дополнительного ,возможно негативного ,и,даже летального опыта. Вот ,даже эта ваша псинофобия легко обьясняется с этих позиций : в детстве , столкновение с некой собакой создало у Вас ощущение РЕАЛЬНОЙ угрозы (реальность  значимости угрозы значения не имеет) прямо как у моего ежа Крецика ,и в точности как он ,Вы экстерполировали свои ошущения на "ВСЕХ собак ,включая тойтерьеров",как Вы говорите сами ,и добавляете ИСКОМОЕ :"....после нескольких случаев в глубоком детстве", о чем собственно ,я и говорил выше. Далее Вы пишете ,что "неощущаете потребности превращать их в грозный тотем" .... Кого ??? Если это о той-терьерах ,то Вы их УЖЕ превратили в "грозный тотем" ,приписав им вовсе не адекватную степень опасности ! Ну как Вы могли этого незаметить ?!

Nestor notabilis

Не верно. - это рядовая фобия, а не мистический ужас. - Характер ощущений разный, Вопрошающий. КРоме того, я боюсь, что меня укусят за ахелессово сухожилие, что любят делать такие шавки, а это больно!  :lol:
Плюс - резкие звуки и неспровоцированная агрессивность - вот, что больше всего бесит и пугает лично меня в собаках.
Или здесь есть что-то не понятное?

Вопрошающий

Рассмотрим ме-зм возникновения кадаврофобии ,которая ,почему-то представляет для форумян некий "сакральный" интерес. Прежде всего отметим ,что этот феномен вовсе не равнозначен для  различных этнокультурных образований ,и если в случае с Христианством можно(с натяжкой) говорить о вторичной редукции кадаврофобии ,то в отношении Ламаизма ,это будет уж совсем неоправданым упрощением .Скажу  ,что дети ранних возростов вовсе не испытывают отвращения ни к запаху экскрементов ,ни к запахам тления - это отвращение является НАВЕДЕННЫМ ,и формируется под влиянием воспитания ("бяка ,кака ,фу" ,сопровождаемые протестующими жестами матери и соответствующими гримассами). Точно так же дети этого возраста совершенно равнодушны к трупам незнакомых им людей. Дети постарше пугаются "необычного поведения" мертвых ,и здесь не столь важно ,знакомый это чел или нет ,но подлинный страх возникает  в случае смерти близкого человека ,и ,прежде всего ,матери : кроме "необычности поведения" ,появляется целый комплекс эгоистических переживаний ,связанных с утратой источника позитивных эмоций ,что приводит ,в ряде случаев ,к нежеланию расставаться с телом ,что  характерно ,увы ,нетолько для детей. Такое поведение характерно не только для чел ,но ,и например ,для слонов - они подолгу задерживаются у трупа павшего товарища и неспешат его покинуть. Как видете ,отвращение к трупу и стремление поскорей от него избавиться восе не служат примером врожденной фобии. Ясно ,что она возникает под влиянием воспитанием и давлением этно-социальных факторов ,которые ,как уже говорилось выше ,совсем не тождественны друг другу.

Вопрошающий

Цитата: "Nestor notabilis"Не верно. - это рядовая фобия, а не мистический ужас. - Характер ощущений разный, Вопрошающий. КРоме того, я боюсь, что меня укусят за ахелессово сухожилие, что любят делать такие шавки, а это больно!  :lol:
Плюс - резкие звуки и неспровоцированная агрессивность - вот, что больше всего бесит и пугает лично меня в собаках.
Или здесь есть что-то не понятное?
Конечно ! Тут мого непонятного : 1) между рядовой фобией и  мистическим ужасом есть качественные различия ,иль только количественные ? 2) За ахилку укусят ? Понимаю ,но разьве кошка не способно нанести Вам куда более опасные повреждения ? Почему б и на кошек не экстерполировать свои  страхи ? Вот почему Вы пчел не боитесь ? Может просто по тому ,что они не похожи на собак ? 3) Вот вы приписываете собакам неспровоцированность агрессии ,но ведь сами знаете ,что это неверно ! Т.е. ,конечно бывает ,но это не правило. Видете ? Вы явно мифологизируете степень опасности .... а развитие этой мифологизации вполне стандартно и понимаемо.

Nestor notabilis

"кадаврофобия" = страх мертвых? Простите, а что означает "кадавр" буквально?

Касательно замечания разнице в восприятии таких страхов в разных культурах - согласен. Помимо ламаизма еще и практики Западной Африки и Карибов есть.
Касательно развития страха мертвых в онтогенезе человека - интересно, спасибо. Правда, из ваших объяснений не очень понятно, почему он приобретает такую окраску у взрослых. Горе ребенка у тела матери ничего мистического в себе не несет. Да и взрослого тоже.

сообщение 2.
1) качественные.
2) важно то, что кошки не похожи на собак не внешне, а внутренне. - У них нет неспровоцированной с моей личной точки зрения агрессии по отношению к человеку и более того, они граздо рациональнее и прекрасно знают, что их ждет в случае нападения на врага такого размера, как человек. - И не нападают первыми.
3) В отличие от ситуации с кошкой, я не понимаю языка собак. Вообще. Причина этого, вероятно, в некоем блоке, сформировавшемся в детстве, в результате чего я не могу и не хочу интересоваться их переживаниями и сигналами, и не могу прогнозировать их поведение. - Мне проще оказалось поставить красную этикету "животное опасно не подходить" и успокоиться. - Но причем тут мистика, Вопрошающий   :?: :shock:

Вопрошающий

1) Слово "кадаврофобия" - буквально , трупобоязнь ,я ввел умыщленно ,чтоб не путать последнюю со страхом смерти. 2)Разумеется ,горе от смерти близкого человека ничего общего с мистикой не имеет. Я говорил об этом ,чтоб пояснить НЕврожденную природу кадаврофобии. 3)Агрессивность кошек и собак  вполне сопоставима ,просто проявляется по разному ,и в разных обстоятельствах. 4)А мистика ,здесь вот при чем : вы УЖЕ приписали мелким собакам несвойственную ,и явно гиперболизированную степень опасности ,только Ваша образованность и матереалистическое мировоззрение удерживает Вас от дальнейшей мифологизации ,вплоть до присвоения собачьке способностей к гипнозу и телепатии.ИМХО.

Nestor notabilis

Хорошо-хорошо, мы поняли друг друга, спасибо!   :)  Мы по-разному толкуем понятие "мистический страх". Для Вас это все, что иррационально, как я понимаю. Для меня - нет.
Мировоззрение мое лично далеко от материализма  :lol:  :lol:  :lol: - Просто даже в случае его антитезы здравый смысл присутствовать у носителя должен. - Вот именно он и удерживает меня от "мифиологизации" собак  :lol:

А со смертью все куда сложнее, чем даже со змеями.

Вопрошающий, Вы голосовали за пункт №1?

Вопрошающий

Цитата: "Nestor notabilis"
Вопрошающий, Вы голосовали за пункт №1?
Нет  ,я вообще не голосовал Не хочется разделять наблюдаемый мир по нашим умозрительным "ИЗЬМАМ" !Это, несомненно,монизм ,и при том решительно контрпродуктивный. А ,мистический страх  я понимаю вполне рационально ,как гиперэргическую реакцию ,типа ШОКА ,там конечно ,совсем другие  ме-ы работают ,но адаптивный смысл ,несомненно общий. В этом ,собственно, и состоит качественное отличие таких страхов от банальной фобичности. Далее Вы пишете о СМЕРТИ ,а мы ведь говорили о МЕРТВЫХ ,это очччень разные вещи. Впрочем ,я уже повторяюсь .....

Nestor notabilis

я сделал частичную отсылку к самому верхнему постингу, на который отреагировал Юрич, а не только на наш диалог о кадаврофобии.
Но не важно, в общем, я понял Вашу позицию, с ней не согласен, и закончим спор.
:)

Gilgamesh

Для понимания природы мистических страхов полезно ознакомиться с такими авторами как Токарев, Фрезер, Леви-Брюль. У которых сказано о приписывании магических причин и личностных характеристик всем предметам окружающего мира. Первобытному типу не в лом ругать и пинать камень, об который он споткнулся, ему мало попадания копья, как причины смерти - подавай вмешательства колдуна. Не проистекает ли эта вера в духов и магию (и мистический страх) из постоянного, тесного межсубъектного взаимодействия в человеческом обществе. Соседнее существо постоянно болтает и что-то делает - так почему не говорить и не действовать камню? (детеныш кенгуру привык находиться в сумке - почему бы без родительской опеки, в человеческом "плену", не поискать сумку у плюшевых игрушек). Мистика - экстраполяция социального на произвольно выбранные объекты, побочный результат социальности.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Юрич

Цитата: "Nestor notabilis"Но не важно, в общем, я понял Вашу позицию, с ней не согласен

Я тоже не согласен.

Вопрошающий. Любопытно, кому-нибудь, кто заглядывал в данную тему, ваше "объяснение" показалось адекватным?.. Может, это только до нас с Нестором не доходит?..  :?

Примеры с ежиком и собаками абсолютно иррелевантны, т.е. не имеют ни малейшего отношения к рассматриваемому вопросу. Собаки - это реальные существа, могущие нанести реальный вред тому, кто их боится. Привидения, ожившие мертвецы и прочая "нечисть" никому никогда вреда не приносила (в моем представлении). Тем не менее, на протяжении веков люди продолжают испытывать "страх мертвых", нагоняют на себя жуть с участием всякой нечисти и т.д.

Цитата: "Вопрошающий"Скажу  ,что дети ранних возростов вовсе не испытывают отвращения ни к запаху экскрементов ,ни к запахам тления - это отвращение является НАВЕДЕННЫМ
Вы можете это обосновать?.. Т.е. сослаться на достоверные научные источники? У меня другая информация (упоминал).

Цитата: "Вопрошающий"Точно так же дети этого возраста совершенно равнодушны к трупам незнакомых им людей.
Какого "этого"?.. И что с того?.. Дети раннего возраста очень много к чему "равнодушны", т.к. их психика, их восприятия еще не развиты. Я когда был маленьким, на четвереньках гонялся за тараканами, ловил их, а сейчас чувствую к ним сильнейшее отвращение, и не потому что мне кто-то его внушил - такого не было, просто сам "дозрел", восприятие изменилось.

Цитата: "Вопрошающий"Как видете ,отвращение к трупу и стремление поскорей от него избавиться восе не служат примером врожденной фобии. Ясно ,что она возникает под влиянием воспитанием и давлением этно-социальных факторов
Да ведь вы это никак не обосновали. Чисто врожденного у человека вообще очень мало. Никто ведь и не утверждает, что это как сосательный рефлекс (вот он чисто врожденный). Даже простая реализация полового инстинкта у человека (и не только у него) практически невозможна без научения / подражания того или иного рода. Но даже если предположить, что "страх мертвых" и т.п является в чистом виде результатом "научения", поражает его устойчивость, ведь эти фобии бесполезны, они не охраняют от реальных опасностей. Тем не менее, человеческая психика достаточно легко поддается им.

Цитата: "Вопрошающий"Рассмотрим ме-зм возникновения кадаврофобии ,которая ,почему-то представляет для форумян некий "сакральный" интерес. Прежде всего отметим ,что этот феномен вовсе не равнозначен для  различных этнокультурных образований ,и если в случае с Христианством можно(с натяжкой) говорить о вторичной редукции кадаврофобии ,то в отношении Ламаизма ,это будет уж совсем неоправданым упрощением .

Кстати, что значит "вторичная редукция кадаврофобии"? Не понял, о чем речь..
"существуют полянки, которые можно отыскать только заблудившись" (Х. Манкелль)
"как объяснить англичанину, что судьба мира решается на Тибете?" (Л. Пауэлс)

Nestor notabilis

Юрич, вторичная редукция трупобоязни в Христианстве, насколько я понимаю, связана с тем, что Бог по вероучению - это абсолютный Свет, и любая нечисть с Ним - не страшна. С другой стороны - в Христианстве наложен полный запрет на магию любого рода, в том числе трупомагию. - Т.е. еще запретительные меры, защищающие обывателя от целенаправленных вредоностных магических манипуляций, в том числе с умершими. Это не очень помогало (вспомним инквизицию), но помогало.
В упомянутом ламаизме и, тем более, вуду - таких запретов нет. Про гадость вуду говорить не буду, а в ламаизме существует до сих пор мощный субстрат автохтонной добуддийской тибетской религиозной традиции "бон", которая впрямую занималась некромантией. В ламаизме часть этих традиций сохранилась... Насколько я представляю себе силы, которыми могут управлять адепты этих систем, достаточно велики, чтобы оказывать реальное воздействие на психику живых... а возможно, и на тела мертвых. К счатью - лично никогда не сталкивался, все из третьих рук, но отрицать существование феноменов никогда не стану.

Насчет наведенности разных страхов и фобий - согласен с Вопрошающим по поводу экскрементов и тухлятины - действительно наведенное.
Далеко не полностью согласен по поводу страха мертвых - во-первых, ни он, ни Гильгамеш не объяснили "мистический" характер переживаний такого рода. Все что было ими сказано - довольно-таки неуклюжая попытка объяснить простым материалистическим подходом генезис переживаний, характер которых материализму не соответсвует вообще. Ни горе ребенка или взрослого, ни одушевление всего окружающего сами по себе не приводят к "мистицизму". Ну не дают они такого результата эмоционально. Депрессию, попытки суицида, просто страх, отчаянье - сколько угодно. А вот мистический ужас - нет. Не оно.

И еще одно, Вопрошающий - детеныши шимпанзе не боятся и не понимают мертвых, как и детеныши человека. Взрослые шимпы реагируют очень нервно (кроме случаев с трупом младенца - там все спокойно). Еще - лошади боятся мертвых. Коровы и свиньи - нет. Хищники - собаки, гиены и пр. - тоже нет, но это понятно, однако у травоядных почему такая реакция, и откуда у лошадей (!) страх перед мертвым человеком? - Где тут социальный импринтинг?