потребности человека и экологическая емкость территории

Автор sanj, октября 04, 2011, 20:53:41

« назад - далее »

sanj

с общем сколько ресурсов нужно человеку. в среднем, минимум и максимум.
под ресурсами подразумевается все, но прежде всего еда.

sanj

для затравки - опыт выживания японского лейтенанта:

Все, наверное, помнят младшего лейтенанта войсковой разведки японских вооружённых сил Хиро Онода, который со своим отрядом тридцать лет воевал против союзных войск на филиппинском острове Лубанг, не зная о том, что война закончилась.

"Он был в полном военном омундировании, имея на руках исправную винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней, несколько ручных гранат и самурайский меч. Японец передал свой меч командиру базы в знак капитуляции и был готов к смерти."

Цитата
1922-1945
Онода родился 19 марта 1922 года в селе Камикава префектуры Вакаямав семье Онода Сюдзиро и Онода тама. Отец мальчика работал педагогом, журналистом и депутатом совета префектуры. Молодой Онода был третьим сыном в семье и имел трёх братьев и сестру. В юности он учился в средней школе города Кайнан, где особенно упорно изучал кэндо, японское фехтование.
В апреле 1939 года, после окончания школы, Онода устроился на работу в частную торговую компанию Тадзима и переехал в китайский город Ханькоу, где овладел китайским и английским языками. Однако уже в декабре 1942 года его призвали на военную службу, и он вернулся на родину. Сначала Оноду приписали рядовым второго класса 61-го пехотного полка, но через несколько дней перевели в 218-ый пехотный полк. В июле 1943 года его повысили до звания рядового первого класса, в сентябре - до рядового высшего класса, а в ноябре - до звания капрала.
В течение января-августа 1944 года Онода учился в Первом армейском училище Куруме по подготовке командного состава. В ходе обучения в апреле того же года он получил звание сержанта, а после выпуска - звание старшего сержанта и назначение для продолжения обучения при Генеральном Штабе Японии. Однако Онода решил продолжить карьеру боевого офицера и в августе 1944 года поступил в отделение Футамата армейского училища Накано, готовившего офицеров разведки. Однако закончить обучение ему не удалось из-за срочной отправки на фронт. За два месяца Онода приписали в штаб 14-ой армии и в декабре 1944 года отправили на Филиппины в качестве командира спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу противника. В январе 1945 года он был повышен до звания младшего лейтенанта и отправлен на филиппинский остров Лубанг. Перед этим молодой офицер получил от своего командира, генерал-лейтенанта Йоко Сидзуо, следующий приказ:

Цитата
Самоубийство категорически запрещается! Держись 3-5 лет. Я обязательно приду за тобой. Продолжай борьбу, пока ещё жив хотя бы один солдат, даже если придётся питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!

По прибытии в Лубанг Онода предложил японскому командованию острова начать подготовку к длительной обороне, однако его предложения не были услышаны. В результате войска США без труда разбили японцев, а молодой разведчик со своим отрядом вынужден был бежать в горы. Онода обустроил базу в джунглях и начал вести партизанскую войну в тылу врага вместе со своими подчинёнными: рядовым первого класса Юити Акаци, рядовым высшего класса Кинсити Кодзука и капралом Симадой Сюоти.

1945-1974
15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции. Вскоре в руки Онода попали американские листовки, в которых сообщалось об окончании войны. В конце того же года самолёты сбросили в джунглях приказ командира 14-ой армии Ямасита Томоюки о сдаче оружия и капитуляции. Онода расценил эти документы как вражескую пропаганду и продолжил борьбу против США, ожидая возвращения острова под японский контроль. Из-за отсутствия связи с его группой в сентябре 1945 года японские власти объявили её членов погибшими. Однако в 1950 году Юити Акаци сдался филиппинской полиции и в 1951 году вернулся на родину, благодаря чему стало известно, что Онода и двое его подчинённых всё ещё живы.
Случай с Онода не был единичным. В этой связи японское правительство в 1950 году создало специальную комиссию по спасению японских солдат, остающихся за рубежом. Впрочем, она не могла немедленно приступить к работе из-за политической нестабильности на Филиппинах.
7 мая 1954 года в горах острова Лубанг отряд филиппинской полиции столкнулся с группой Онода. В ходе перестрелки был убит Симада Сюоти. После этого инцидента филиппинское правительство разрешило членам японской комиссии начать поиски японских солдат. На основе показаний Юити Акаци комиссия проводила поиск в течение мая 1954 года, всего 1958 года и мая-декабря 1959 года, но найти Онода и его подчинённого Кодзуку не смогла. По прошествии десяти лет, 31 мая 1969 года японское правительство вторично объявило их погибшими и посмертно наградило Орденом Утреннего Солнца 6-ой степени.
В январе 1972 года на острове Гуам, который находился под контролем США, был случайно найден уцелевший капрал японской армии Сёити Ёкои. Это случай показал, что некоторые японские солдаты продолжают скрываться на островах Тихого Океана и не знают об окончании Второй мировой войны. Между тем 19 сентября 1972 года филиппинская полиция застрелила одного японского солдата во время реквизирования им риса у крестьян. Им оказался Кинсити Кодзука, последний подчинённый Онода. В этой связи 22 октября того же года Министерство благосостояния Японии отправило на Филиппины делегацию из членов разведывательной комиссии по спасению японских солдат, а также родственников погибшего и Онода. Но поиски последнего результатов не дали.
В течение 30 лет пребывания в джунглях Лубанга Онода адаптировался к их условиям, вёл кочевой образ жизни, собирал сведения о противнике и событиях в мире, а также осуществил ряд нападений на филиппинское население. Разведчик питался сушёным мясом диких буйволов, которые были подстрелены им самим, а также плодами пальм, преимущественно кокосов. Со своими подчинёнными Онода совершил более ста нападений на американскую радарную базу, филиппинских чиновников, полицию и крестьян. В ходе этих операций им были убиты 30 и тяжело ранены более 100 военных и гражданских лиц.
Во время одного из нападений на базу противника разведчик получил радиоприёмник, переоборудовал его на принятие декаметровых волн и стал получать информацию о положении в окружающем мире. Он также имел доступ к японским газетам и журналам, которые оставляли в джунглях члены поисковых японских комиссий. Он был хорошо осведомлён о событиях в Японии: знал о женитьбе принца Акихито в 1959 году, о проведении Летних Олимпийских игр в Токио в 1964 году и о "японском экономическом чуде", но отказывался верить в поражение своей страны во Второй мировой войне. Ещё перед отправкой на фронт Онода учили в офицерском училище, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому он воспринимал все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчик думал, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Маньчжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось Онода началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.
20 февраля 1974 года молодой японский путешественник студент Норио Судзуки случайно нашёл Онода в джунглях Лубанга. Судзуки пытался склонить его к возвращению на родину, рассказывая о конце войны, поражении японцев и современном процветании Японии. Однако Онода отказался, объясняя, что не может покинуть место службы, потому что не имеет разрешения на это от своего старшего офицера. Судзуки вернулся в Японию один, но привёз фотографии японского разведчика, которые произвели фурор в японских средствах массовой информации. Японское правительство срочно связалось с Ёсими Танигути, бывшим майором Императорской армии Японии и непосредственным командиром Онода, который после окончания войны работал в книжном магазине. 9 марта 1974 года Танигути прилетел на Лубанг, вышел на связь с Онода, будучи одет в военную форму, и объявил ему следующий приказ:

Цитата
1. Согласно приказу Его Величества все военные подразделения освобождаются от выполнения боевых операций.
2. Согласно приказу № 2003 о боевых операциях «А» особая группа Генерального штаба 14-ой армии освобождается от выполнения всех операций.
3. Все подразделения и лица, которые подчиняются особой группе Генерального штаба 14-ой армии, должны немедленно прекратить бои и манёвры и перейти под командование ближайших высших офицеров. Если это невозможно, они должны непосредственно связаться с армией США или армиями их союзников и следовать их инструкциям.
Командир особой группы Генерального штаба 14-ой армии Ёсими Танигути.


10 марта 1974 года Онода принёс отчёт для Танигути на радарную станцию и сдался филиппинским войскам. Он был в полном военном омундировании, имея на руках исправную винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней, несколько ручных гранат и самурайский меч. Японец передал свой меч командиру базы в знак капитуляции и был готов к смерти. Однако командир вернул ему оружие, назвав его "образцом армейской верности". По филиппинскому законодательству Онода грозила смертная казнь за грабежи и убийства крестьян, нападения на полицию и военных в течение 1945-1974 годов, однако благодаря вмешательству МИД Японии он был помилован. На церемонии капитуляции присутствовали высокопоставленные лица обеих стран, в том числе тогдашний президент Филиппин Фердинанд Маркос. Онода торжественно вернулся на родину 12 марта 1974 года.

sanj

Эксклюзивное интервью "АиФ" японского офицера Хиро Оноды

ВОЛК-ОДИНОЧКА
Он воевал в джунглях тридцать лет, не зная, что война давно закончена
("Аргументы и факты", 2007, №6 (1371), 7-13 февраля 2007 г.)

5 марта 1974 г. весь мир потрясла сенсационная новость: на филиппинском островке Лубанг местной полиции наконец-то сдался 52-летний подпоручик японской армии, скрывавшийся в лесу... с конца 44-го!

...Именно тогда майор армейской разведки Танигучи оставил его на лесной базе вместе с тремя солдатами - совершать диверсии против войск США. Всё это время Хиро Онода, не веря в то, что Япония капитулировала, совершал нападения на военные патрули. Через пять лет сдался первый солдат, двое других погибли в стычках - в 1972 году Онода остался один. На самурая чудом наткнулся японский турист Норио Судзуки, и подпоручик поведал ему свою историю. Из Японии срочно доставили майора Танигучи, ставшего книготорговцем. Танигучи три дня ездил по джунглям на джипе с громкоговорителем, вещая: "Я приказываю тебе сдаться!" Онода вышел из леса, президент Филиппин помиловал японца. Дома его встречали как национального героя. Сейчас 85-летний Хиро Онода живёт в Токио, избегая общения с прессой. В августе 2004 года "АиФ" опубликовал статью "Последний самурай" о судьбе подпоручика, которая вызвала небывалый читательский интерес и сотни писем с вопросами: каким образом тому удалось прожить столько лет в экстремальных условиях? Ответить на них мог только сам Онода. После трёх лет переговоров он согласился на краткую встречу с обозревателем "АиФ".

"Болел только один раз"

- Честно говоря, я тоже не представляю, как можно 30 лет скрываться в джунглях...

- Человек в мегаполисах слишком оторвался от природы. На самом деле в лесу есть всё, чтобы выжить. Масса лекарственных растений, повышающих иммунитет, служащих как антибиотик, обеззараживающих раны. Умереть с голоду тоже невозможно, главное для здоровья - соблюдать нормальный режим питания. Например, от частого потребления мяса температура тела повышается, а от питья КОКОСОВОГО молока -напротив, понижается. За всё время в джунглях я болел только один раз. Не следует забывать об элементарных вещах - утром и вечером я чистил зубы толчёной пальмовой корой. Когда меня потом осматривал дантист, то он поразился: за 30 лет у меня не было ни единого случая кариеса.

- Что первым делом нужно научиться делать в лесу?

- Извлекать огонь. Сначала я поджигал стеклом порох из патронов, но боеприпасы требовалось беречь, поэтому пробовал получить пламя при по мощи трения двух кусков бамбука. Пусть не сразу, но в итоге у меня это получилось. Огонь нужен для того, чтобы кипятить речную и дождевую воду, - это обязательно, в ней есть вредные бациллы.

- Когда вы сдались, то вместе с винтовкой отдали филиппинской полиции 500 патронов в отличном состоянии. Как у вас сохранилось столько боеприпасов?

- Я экономил. Патроны шли строго на перестрелки с военными, а также на то, чтобы добыть свежее мясо. Изредка мы выходили на окраины деревень и ловили отбившуюся от стада корову. Животное убивали одним выстрелом в голову и только во время сильного ливня: так жители деревни не слышали звуков стрельбы. Говядину мы вялили на солнце, делили её так, чтобы тушу коровы можно было съесть за 250 дней. Винтовку с патронами я регулярно смазывал говяжьим жиром, разбирал, чистил. Вообще, берёг её, как ребёнка, - закутывал в ветошь, когда было холодно, закрывал своим телом, когда шёл дождь.

- Чем вы ещё питались кроме вяленой говядины?

- Варили кашу из зелёных бананов в кокосовом молоке. Ловили рыбу в ручье, пару раз совершили налёт на магазин в деревне, забрали рис и консервы. Ставили ловушки на крыс. В принципе в любом тропическом лесу нет ничего опасного для человека.

- А как насчёт ядовитых змей и насекомых?

- Когда вы годами находитесь в джунглях, то становитесь их частью. И понимаете, что змея никогда просто так не нападёт - она сама вас до смерти боится. То же и с пауками - они не ставят цель охотиться на людей. Достаточно не наступать на них - тогда всё будет нормально. Разумеется, с самого начала лес будет очень страшен. Но через месяц привыкнете ко всему. Мы опасались вовсе не хищников или змей, а людей - даже суп из бананов варили исключительно ночью, чтобы дым не увидели в деревне.

"Больше всего не хватало мыла"

- Вы не жалеете, что по тратили лучшие годы своей жизни на то, чтобы вести бессмысленную партизанскую войну в одиночку, хотя Япония уже давно сдалась?

- В императорской армии не принято обсуждать приказы. Майор сказал: "Ты должен оставаться, пока я не вернусь за тобой. Это приказание могу отменить только я". Я солдат и выполнял приказ - что тут удивительного? Меня оскорбляют предположения, что моя борьба была бессмысленной. Я воевал, чтобы моя страна стала могущественной и процветающей. Когда я вернулся в Токио, то увидел, что Япония сильна и богата - даже богаче, чем прежде. И это утешило моё сердце. Что касается остального... Откуда же я мог знать, что Япония капитулировала? Я и в страшном сне не мог себе это представить. Всё это время, что мы сражались в лесу, были уверены - война продолжается.

- Вам сбрасывали с самолёта газеты, чтобы вы узнали о капитуляции Японии.

- Современное типографское оборудование может напечатать всё, что нужно спецслужбам. Я решил, что эти газеты фальшивые - их изготовили враги специально для того, чтобы обмануть меня и выманить из джунглей. Последние два года с неба бросали письма моих родственников из Японии, которые уговаривали меня сдаться, - я узнал почерк, но думал, что американцы их взяли в плен и заставили написать такие вещи.

- В течение тридцати лет вы воевали в джунглях с целой армией - против вас в разное время задействовали батальон солдат, отряды спецназа, вертолёты. Прямо скажем - сюжет голливудского кинобоевика. У вас нет ощущения, что вы супермен?

- Нет. С партизанами всегда тяжело воевать - во многих странах десятилетиями не могут подавить вооружённое сопротивление, особенно в труднопроходимой местности. Если ты чувствуешь себя в лесу как рыба в воде - твой противник попросту обречён. Я чётко знал - по одной открытой местности следует перемещаться в камуфляже из сухих листьев, по другой - только из свежих. Филиппинские солдаты не были в курсе таких тонкостей.

- Чего вам больше всего не хватало из бытовых удобств?

- Трудно сказать. Мыла, наверное. Я стирал одежду в проточной воде, используя золу от костра как чистящее средство, и умывался каждый день... но очень хотелось намылиться. Проблема была в том, что форма начала расползаться. Я изготовил иголку из обломка колючей проволоки и штопал одежду нитками, которые сделал из побегов пальмы. В сезон дождей жил в пещере, в сухой сезон строил себе "квартиру" из бамбуковых стволов и покрывал крышу пальмовой "соломкой": в одной комнате была кухня, в другой спальня.

- Как вы пережили возвращение в Японию?

- С трудом. Как будто я из одного времени сразу перенёсся в другое: небоскрёбы, девушки, неоновая реклама, непонятная музыка. Я понял, что у меня произойдёт нервный срыв, всё было чересчур доступно - питьевая вода текла из крана, еда продавалась в магазинах. Я не мог спать на кровати, всё время ложился на голый пол. По совету психотерапевта я эмигрировал в Бразилию, где разводил коров на ферме. Только после этого я смог вернуться домой. Но и сейчас на три месяца в году я уезжаю в горные районы Хоккайдо: там я основал школу для мальчиков, где учу их искусству выживания.

- Как вы предполагаете: может ли кто-то из японских солдат и сейчас скрываться в глубине джунглей, не зная, что кончилась Вторая мировая война?

- Возможно, ведь мой случай не был последним. В апреле 1980 года сдался капитан Фумио Накахира, который 36 лет прятался в горах филиппинского острова Миндоро. Не исключено, что в лесах остался кто-то ещё...

- Но если бы майор Танигучи не отменил свой приказ... вы воевали бы до сих пор?

- Да.

КСТАТИ
В мае 2005 года агентство "Киодо Ньюс" сообщило, что в джунглях острова Минданао (Филиппины) обнаружены двое японских военных - 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути: были опубликованы их фотографии. Посольство Японии в Маниле выступило с заявлением: "Мы не исключаем того, что в филиппинских лесах всё ещё прячутся десятки (!) японских солдат, не знающих о том, что война давно закончена". На Минданао срочно выехали три сотрудника посольства Японии, однако по неизвестным причинам встретиться с Ямакаве и Накаути им так и не удалось.

А как у нас?

В ФЕВРАЛЕ 1942 года маршал Жуков писал, что партизаны Белоруссии и Украины продолжают натыкаться в лесу на склады оружия, которые охраняют одинокие советские солдаты. «Их поставили на охрану командиры за один день до начала войны или через неделю после ее начала — в конце июня. Потом о них забыли, но они не ушли с поста, ожидая разводящего или начальника караула. Одного из таких часовых пришлось ранить в плечо — иначе он не подпускал людей к складу». Летом 1943 года капитан Иоганн Вестман в Брестской крепости писал в дневнике: «Иногда ночью нас обстреливают русские, которые прячутся в казематах крепости. Говорят, их не больше пяти человек, но мы не можем их найти. Как им удается жить там два года без воды и питья? Я этого не знаю».

Не Онодой единым держалась японская императорская армия. Подобных случаев зафиксированы десятки. Конечно, остальным трудно сравниться с подвигом Оноды, так как они скорее прятались в джунглях, чем сражались, но стоит рассказать и о них.

Соити Йокои, сержант, служил на Гуаме.
В 1944 г., когда американцы занимали остров, Соити сбежал из своего полка морской пехоты и нашел укрытие у подножия гор. Он находил на острове листовки, призывающие японских солдат сдаваться согласно приказу императора, но не верил им.
Жил сержант полным отшельником. Питался в основном лягушками и крысами. Форму, пришедшую в негодность, ему заменила одежда из коры и лыка. Брился, скребя лицо заостренным куском кремня.
Соити Йокои рассказывал: «Я был совсем один столько долгих дней и ночей! Однажды попытался криком прогнать змею, которая заползла в мое жилище, но получился только жалкий писк. Мои голосовые связки столько времени были в бездействии, что просто отказывались работать. После этого я стал каждый день тренировать свой голос, напевая песенки или читая вслух молитвы».
Сержанта случайно обнаружили охотники в январе 1972 года. Ему было 58 лет. Икои ничего не знал об атомных бомбардировках, о капитуляции и поражении его родины. Когда ему объяснили, что его отшельничество было лишено смысла, он упал на землю и зарыдал. Услышав, что он скоро полетит домой в Японию на реактивном самолете, Йокои с удивлением спросил: «А что такое реактивный самолет?».

Таким образом, сержант провел в подполье 28 лет.«С большим стыдом я возвращаюсь на родину живым» - эта его фраза, сказанная журналистам, стала знаменитой.

Йокои скончался в Японии в сентябре 1997 года

Еще дольше - тридцать лет - прожили в джунглях острова Лубанг лейтенант Хиро Онода и унтер-офицер Кинсика Козука. Их отшельничество завершилось в июле 1974 года, когда они напали на филиппинский патруль, приняв его за американский.
Козука был убит в перестрелке, а Онода сдался только тогда, когда на Лубанг был доставлен прежний командир его полка. Он попросил разрешения выкопать меч и вернуться с ним в Японию.

Рекорд жизни в джунглях - 60 лет - принадлежит лейтенанту Иосио Ямакава и капралу Цудзуки Накаути. Они боялись наказания за дезертирство и скрывались в джунглях, не подозревая об окончании войны. Нашли их только в 2005 году.

Лейтенант Онода остался неразгаданной загадкой Японии

За тридцать лет, проведённых в джунглях, у него только два раза поднималась температура, и один раз его ранили, в остальном он был абсолютно здоров. Он поставил рекорд для ХХ века - воевал три десятилетия подряд.
Для всего мира война закончилась в августе 1945 года. Для него - в марте 1974-го. Двадцать один год назад все были потрясены, когда из джунглей филиппинского острова Лубанг вышел лейтенант японской армии Хиро Онода, который только что поверил, что его армия давно прекратила сопротивление.
Лейтенант сдал оружие лишь после того, как из Японии доставили его бывшего начальника - престарелого майора, который зачитал ему пожелтевший приказ по 8-й дивизии.... В ноябре 1944 года свежеиспеченный лейтенант Онода получил назначение на остров Лубанг. Задача - подготовить гарнизон к операциям против наступающих американцев.
Начальник штаба армии напутствовал молодых офицеров: - Я запрещаю вам
совершать харакири. Может быть, нам понадобится пять лет, но мы вернемся, и тогда вы поможете нам отомстить. Вы обязаны сражаться до конца.
В феврале 1945 года американцы высадились на острове, японский гарнизон был уничтожен. В джунглях укрылись только лейтенант Онода и трое солдат. Один вскоре сдался.
Япония капитулировала, война закончилась. А лейтенант Онода выполнял боевой приказ. Его солдаты жгли собранный филиппинцами рис, иногда устраивали перестрелки. - В офицерской школе, - объяснял своим солдатам Онода, нам говорили: "Есть нечто такое, что мы ценим более жизни, и есть нечто такое, что мы ненавидим более смерти". Превыше жизни - исполнение долга, хуже смерти - предательство.
В основном они питались бананами, которые ели вместе с кожурой, и кокосовыми орехами. Иногда им удавалось убить корову и украсть у крестьян рис, одежду и кофейные зерна.
Американцы сбрасывали над джунглями листовки с предложением сдаться. Листовкам Онода не верил. Через несколько лет лейтенанта Оноду стали искать уже сами японцы. Время от времени скрывавшиеся в джунглях слышали, что к ним обращаются на родном языке. Они слышали свои имена, но они были уверены, что американцы используют пленных в своей пропаганде.
Потом среди листовок появились письма родных. Онода получил письмо от старшего брата и семейные фотографии. Онода решил, что на сей раз американцы превзошли себя. Только зачем? Столько усилий ради того, чтобы выкурить из джунглей троих японских солдат?
Это укрепило Оноду в мысли, что выполняемое им задание имеет особую важность, раз враг пытается во что бы то ни стало обезвредить его группу. Со дня на день он ждал японского десанта.
Однажды Онода услышал знакомый голос:
- Хиро, выходи из леса! Это я твой старший брат. Пожалуйста, выйди из леса, чтобы мы могли поговорить с тобой.
Голос этого человека действительно походил на голос старшего брата. Онода сначала решил, что американцы запустили пластинку, но, подобравшись ближе, увидел какого- то человека с громкоговорителем. Онода не мог видеть его лица, но фигура отдаленно напоминала фигуру брата.
"Да, - подумал Онода, - американцы всерьез подошли к этому делу. Нашли пленного, похожего на моего брата, и заставили подражать чужому голосу"
Онода находил на острове японские газеты, читал их, но не верил написанному, полая, что эти газеты печатают американские части, которые занимаются разложением войск противника. У одного крестьянина они отобрали транзисторный радиоприемник и слушали передачи на японском языке, опять же полагая, что это передачи американских радиостанций.
Для них время остановилось в 1944 году, и многого они просто не понимали. После длительного обсуждения они нарисовали себе такую картину мира.
Япония превратилась в демократическое государство, но по-прежнему ведет войну с Америкой. Китай стал коммунистическим. Япония привела Мао Цзэдуна к власти. А Мао в знак благодарности выгнал из страны американцев и англичан. Япония и Китай составили Лигу совместного процветания.
- Как вы думаете, - спросил солдат лейтенанта Оноду, какие еще государства вошли в лигу?
- Мне кажется, - ответил Онода, - восточная часть Сибири оторвалась от Советского Союза и присоединилась к лиге.
- Сибирь?- удивился тот.
- Почему бы нет? Белогвардейцы в Восточной Сибири обязательно должны были восстать против коммунистического атеизма, - убежденно сказал Онода. - Там возникла какая-нибудь независимая Сибирская христианская республика.
Онода создал в своем воображении целый мир, который позволял ему не только объяснять все, что происходило вокруг, но и придавал смысл островному существованию.
Один из его солдат был убит в 1954 году, другой в 1972-м, но лейтенант не чувствовал себя одиноким. Тридцать лет он каждый день чистил свою винтовку. Тридцать лет он считал, что совершает подвиг во имя своей родины...
Сейчас в свои 73 года он смотрит на свою жизнь без гнева и горечи:
- Я не считаю, что эти три десятилетия прошли для меня впустую. Без того опыта чтобы я сейчас делал?
Двадцать лет назад японцы, которые ценят лояльность и преданность, были восхищены и тронуты историей вернувшегося на родину лейтенанта. Хотя многие называли его символом милитаризма, который обрек Японию на такие страдания.
Онода повел себя неожиданно. Отказался от встречи с премьер-министром, от визита в императорский дворец. Он уехал в Бразилию, купил ранчо, разводил скот. Потом написал воспоминания, женился, вернулся в Японию и стал директором летнего лагеря.
Онода дважды в своей жизни поступал не так, как другие. И когда воевал тридцать лет в одиночку, и когда отказался от роли национального героя. Он так и остался одной из неразгаданных загадок Японии.
Теперь он рассказывает детям, как ориентироваться в лесу. Они наслаждаются природой, ловят рыбу, готовят на костре, и 73-летний бывший лейтенант учит детей тому, чему научился за те три десятилетия, проведенные на острове Лубанг.

Леонид Млечин. "Известия" от 8 августа 1995

sanj


sanj

вот наткнулся на такой текст:

Что такое Восток?


   
Что же это такое - Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии - скорее об историко-культурном, социополитическом, цивилизационном... Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе - той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток - Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счете ее породило?

Как известно, история начинается именно на Востоке. В плодородные долины и предгорья Ближнего Востока уходят своими корнями древнейшие очаги мировой цивилизации. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: «Ex Oriente lux» («Свет с Востока»).

Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы. Смешение таких популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных мутаций, которые привели в конечном счете к возникновению именно в этом районе мира человека современного типа - Homo sapiens. И хотя специалисты расходятся во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь около сорока тысячелетий назад появились первые сапиентные люди, миграция которых в различные районы ойкумены с вытеснением из них обитавших там досапиентных гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в различных районах земного шара многочисленных расовых типов.

Первые сапиентные неоантропы были в основном охотниками и собирателями и перемещались вслед за служившими им пищей животными, зоны обитания которых изменялись в зависимости от колебаний в климате, от вызывавшихся геологическими катаклизмами ледниковых периодов. Наиболее благоприятной для существования зоной при этом по-прежнему оставалась ближневосточно-средиземно-морская; именно здесь 10-12 тысячелетий назад начался переход от палеолита (древнекаменного века) к неолиту. Суть перехода сводилась к постепенному оседанию коллективов бродячих охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах ближневосточных предгорий (Палестина, Анатолия, Загрос и др.). Осевшие здесь группы вначале лишь охотились за обитавшими в горах мелкими животными и собирали дикорастущие растения, ocoбенно злаки. Позже они нашли способ приручить животных и одомашнить некоторые растения, что положило начало скотоводству и земледелию.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему, т. е. к регулярному производству пищи, получил в науке наименование неолитической революции (иногда ее именуют также аграрной революцией - термин менее удачный из-за невозможности избежать лишних совпадений и ассоциаций). Этот переход действительно сыграл поистине революционную роль в истории человечества, так что в смысле открывшихся перед людьми новых возможностей и перспектив он может быть поставлен в один ряд с промышленным переворотом раннего европейского капитализма и современной НТР. Суть его в том, что оседлый быт с гарантированной пищей способствовал резкому ускорению дальнейшего развития производства и культуры, что, в свою очередь, привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, производству разнообразного и высококачественного каменного инвентаря (неолитические орудия), керамических сосудов для хранения и приготовления пищи, а также к изобретению прядения и ткачества с последующим изготовлением различных одежд. Однако для истории наибольшее значение имеют те следствия, причиной которых была революция в производстве. Среди них следует обратить внимание на два главных и наиболее важных.

Во-первых, новые условия оседлой и обеспеченной пищей жизни земледельцев сыграли важную роль в кардинальном изменении всего образа жизни человека, приобретшего благоприятные возможности для гарантированного стабильного существования. Увеличение рождаемости (рост фертильности женщин) и выживаемости детей в новых условиях привело к резкому росту темпов прироста населения, за счет чего заметно усилился процесс миграции и распространения вширь достижений земледельческого неолита: спорадически расселявшееся за пределы родного поселка избыточное население быстро осваивало новые пригодные для земледелия территории - сначала в районе плодородных речных долин Ближнего Востока, затем в других землях, включая Северную Африку, европейское Средиземноморье, Иран и Среднюю Азию, Индию и Китай. При этом новые дочерние поселения, как правило, сохраняли выработанный уже ранними земледельцами генеральный стереотип существования, включая социально-семейную и общинно-родовую организацию, мифологию, ритуалы, производственные навыки и технологию и т. п. Разумеется, со временем и в зависимости от обстоятельств на новых местах обитания все это подвергалось определенной трансформации и обогащалось новыми элементами культуры.

Во-вторых, производственный потенциал земледельческого неолита оказался столь значительным, что уже на ранних этапах существования земледельческих общин - особенно тех из них, которые располагались в наиболее плодородных районах речных долин, в оптимальных экологических условиях ближневосточной зоны,- появилась объективная возможность создания избыточного продукта, за счет которого можно было содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, именно на основе появившихся в результате неолитической революции производственных возможностей и возникли в конечном счете древнейшие очаги урбанистической цивилизации со свойственными им надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Итак, история человека, его производящего хозяйства, культуры, равно как и история в полном смысле этого слова, т. е. история человеческой цивилизации,- все это восходит к неолитической революции, имевшей место в ближневосточной зоне около 10 тысячелетий назад, не говоря уже о том, что в той же зоне сложился и сам сапиентный человек. Вот уж поистине ex Oriente lux! К этому стоит добавить, что на базе производственных возможностей земледельческого неолита возникли первые известные науке протогосударственные структуры, подавляющее большинство которых существовало опять-таки на Востоке, причем не только Ближнем.

Важно заметить, что до эпохи античности такого же типа протогосударства были и на территории Европы, в частности в Греции, начиная с микенского периода ее истории. Едва ли есть основания для сомнений в ближневосточных истоках раннеевропейской земледельческой культуры, равно как и параметров ее предантичной государственности. Для доантичной Греции, предстающей перед миром наиболее ярко со страниц гомеровского эпоса, характерны были примерно те же отношения, что существовали и в иных ранних протогосударствах, в частности восточных: господствовали общинные связи, существовали мелкие правители-вожди (базилевсы и др.), тогда как частнособственнические отношения были еще неразвитыми. Иное дело - времена античности. Собственно, именно с возникновения во второй трети I тысячелетия до н. э. античной Греции и берет начало дихотомия Восток - Запад, ибо именно с этого времени греки стали ощущать и фиксировать весьма заметные отличия своего образа жизни от образа жизни соседних с ними цивилизованных народов Востока, не говоря уже о нецивилизованных «варварах». К чему же сводились эти отличия?

http://bibliotekar.ru/istoriya-vostoka/3.htm

sanj

прошу спецов откоменнтировать на предмет верности изложения в плане антропогенетических аспектов (архантропы-неоантропы) и на предмет перехода к регулярному производству пищи..

shuric

#6
Выше цитируется "История Востока"   Васильева - труд который основной массой востоковедов оценивается глубоко скептически. Очередной образчик подгонки фактов под теорию (Васильев воскрешает восходящую к Монтескье одиозную теорию "восточной деспотии")

sanj

нет,
меня интересует не творчество васильева в целом, а именно данный отрывок..

shuric

Данный отрывок излагает обшеизвестные истины.  Правда о тех же самых вопросах лучше читать не у Васильева. Они хорошо изложены у Даймонда ("Ружья микробы сталь")  и у Мак-Нила ("Восхождение запада")

sanj



crdigger

  Суть в том,что первое земледелие - это сугубо субтропики , долины рек и связанная с этим общественная организация, а не распахал чистое поле и посеял.Восток - это условно, Египет не совсем на востоке.


shuric

Цитата: crdigger от февраля 21, 2012, 03:48:06
Восток - это условно, Египет не совсем на востоке.

В Египте земледелие появилось достаточно поздно.