Рекомендации для чтения

Автор Gilgamesh, сентября 16, 2011, 21:12:28

« назад - далее »

Gilgamesh

В мире художественной литературы существует такое явление, как различные списки книг, рекомендумых к прочтению: рейтинги, премиальные списки, списки заданий филфаков и т.д. и т.п. Основные их категории перечисляются и обсуждаются здесь: http://chto-chitat.livejournal.com/8081493.html Как видно, не все находят идею использования реомендательных списков приемлемой для себя. Скорее всего, в такой позиции дает себя знать нонконформизм. Нонконформизм - штука хорошая, но применять её тоже нужно с умом и к месту. Пользуясь такими списками, человек может серьезно сэкономить своё время, повысив при этом качество своего времяпрепровождения и, следовательно, жизни.

На мой взгляд, не стоит воспринимать эти списки как какие-то эталоны, коллекционировать "подбитые" книги и меряться процентами освоения того или иного списка. Но некоторые списки недвусмысленно намекают именно на необходимость по возможности полного освоения себя: "1001 книга, которую стоит прочитать, прежде чем умереть", либо "Список книг, которые должен прочесть каждый" Иосифа Бродского http://www.childlib.ru/dep-resourses/bibliolist-6.htm . Список Бродского примечателен (я не уверен, что исключителен, т.к. просматривал не все эти списки) тем, что включает далеко не только художественную литературу, кроме неё Бродский перечисляет много философских и социогуманитарных трудов и авторов. И это весьма интересно, т.к. составление рекомендательных списков "non-fiction" (http://biblioman-reader.blogspot.com/2009/12/non-fiction-fiction.html) литературы непременно должно обладать определенной спецификой целей и средств. Список Бродского предполагался не просто как руководство для досуга, а как некая планка, нормативы культурного ГТО. Результатом прочтения этих книг предполагалось не столько приятное времяпрепровождение, сколько освоение некого массива знаний, необходимых для ориентации в мире европейской культурной традиции (немного экстремистской Индийской литературы и мой ридный эпос погоду не меняют). И откуда такому массиву взяться как целостной, более-менее упорядоченной структуре? Из "non-fiction". Безусловно, себе дороже заявлять, будто выбор того или иного художественного произведения совершенно безразличен для читателя, для дальнейшего формирования его взглядов, мировоззрения и личности и совокупность таких выбором не может составить систему. Контрагументов можно начитаться по горло. Тем не менее, взаимозаменяемость художественых произведений гораздо выше, чем научно-популярных и научных книг. Иными словами, найти компромисс в выборе художественной литературы, на мой взгляд, легче. Я могу понять, очертить, описать, что теряет человек, выбравший книгу Фейнмана вместо книги Докинза, очертить же область потери вследствие замены Ремарка на Хемингуэя я не могу. Впрочем, могут быть и другие мнения на этот счет.

В связи с этим и возникают вопросы: существуют ли рекомендательные списки литературы научной и научно-популярной?  Если нет, то нужно ли их составлять, а если нужно, то по каким принципам?

Нужно ли? Думаю, да. Человек, который захочет получить какую-либо интересующую его объективную информацию об окружающем мире, попадет в клубок противоречивых потоков информации, значительная часть которых проистекает невесть из каких пальцев, лампочек и потолков. Но и количество в той или иной мере заслуживающих доверия источников огромно. И если какой-нибудь частный вопрос можно решить толко путем отсева откровенной шелухи, то задачу расширения кругозора и получения комплексного понимания той или иной области решить уже сложнее. Конечно, для действительно ясного понимания той или иной отрасли знания нужно пойти учиться в нормальный вуз, но узкоспециальными знаниями жизнь и интересы многих людей не исчерпываются, да и затраты времени и сил с результатом соизмерять надо.

При построении такого рода списка имеются определенные сложности.
Во-первых, на какую базовую подготовку читателя рассчитывать? С художественной литератрой всё просто: человек постепенно стареет, набирается опыта личной жизни, интроспекции, эстетических, а также зачастую религиозных переживаний. Это - подготовка для чтения основной массы художественной литературы, произвеения которой самодостаточны в большинстве случаев, хотя иногда и требуются некоторые массивы знаний (например, для Эко или Джойса). Нормально развитой и получивший школьное образование человек с раннего юношеского возраста способен в той или иной мере понять значительную часть произведений мировой художественной литературы и насладиться ими. И с возрастом эта способность не проходит, а нередко крепчает. Что же с науками? Да уносится большая часть из голов после школьных экзаменов, либо после институтских. А отставание полученных знаний от современного уровня с каждым годом растет. Что-то нужно  взять за отправную точку. Пусть ею будет всё же уровень нормально, на твердую четверку (лучше с плюсом), усвоившего программу выпускника школы, дальнейшее выветривание школьных знаний не будем брать в рассчет как процесс сугубо индивидуальный. Над этой базой можно надстравивать несколько уровней сложности. Для художественной же литературы это необходимо только для детей и подростков, дальше - всё едино. Для "non-fiction" тоже можно при желании углубляться в дебри детской литературы, но желания такого лично у меня не наблюдается.

Усложнит задачу необходимость построения целого ряда подчиненных списков по разным темам: и составителей несколько надо и компромисс по количеству найти требуется. Списки, естественно, для основных отраслей знания, как естественных наук, так и социогуманитарных.

По какому критерию отбирать книги? По большему объему фактов? Ну так и написать: читайте БСЭ! Нет, нужна опора на обобщающие, синтетические труды, посвященные универсальным закономерностям в пределах той или иной науки. Хотя и замечательные фактоописательные книги тоже имеют право на внимание. А ещё лучше, если оба эти аспекта сочетаются. Можно группировать книги разных подходов.

Ещё проблема: всё более-менее значимое, что существует в мировой художественной литературе, рано или поздно переводится на русский язык. С "non-fiction" это не так, многое остается на англицских наречиях. С оцифровкой тоже не так всё шоколадно, а доступность источников нужно иметь в виду.

Важное примечание для тех, кому кажется, что я лирику излишне попираю физикой: так физика лирике и не противоречит. В идеале рекомендации по обоим сферам могут идти в одной системе.

Вот самые основные моменты по поднятой проблеме. Замечания? Предложения?
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Bogdan

Что ж, дело нужное. Но инициатива наказуема. :)

Дж. Тайсаев

#2
Цитата: Gilgamesh от сентября 16, 2011, 21:12:28
умереть", либо "Список книг, которые должен прочесть каждый" Иосифа Бродского http://www.childlib.ru/dep-resourses/bibliolist-6.htm . Список Бродского примечателен
мне вот что странным показалось весьма у любимого мной Достоевского рекомендованные лишь малозначительные произведение как «Записки из подполья», «Бесы», ну я ещё пойму любителя всё ниспровергать и готов вычеркнуть "Преступление и наказание", но "Братья Карамазовы" это святое...
Странная рекомендация «Бэкон» и всё, если имелось в виду его «Знание сила»... а так по большому счёту он ничего и не внёс, у Шекспира «Король Лир» моё любимое произведение, почему не названо, приятно, что не забыт любимый мной и забываемый многими Ауэрбах, а так список так ничего себе, не самый худший для самопознания
Так далее, если не касаться современной литературы, то Легенда о тиле Уленшпигеле почему в этот список не попала, знаменитая сага Дефо о Крузо, Декамерон Бакачо, а Золотой осёл Апулея не говоря уже о Светонии Транквиле, далее, почему забыт Эзоп, арабские авторы, особенно Омар Хайям, Низами и Ниязи, Песнь о Роланде это хорошо, но Песнь о нибелунгах чем хуже, особенно жалко Легенду о Тиле Уленшпигенле и многие острые итальянские новеллы эпохи возрождения и это только античность и средние века с возрождением... далее многое и многое можно было бы добавить
Кстати... точно не помню, но кажется и знаменитую сагу Свифта он тоже упустил в своём списке, особенно интересно Путешествие в страну гуингнгнмнов, вот уж действительно антропологическое произведение
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

chernokulsky

#3
Цитата: Gilgamesh от сентября 16, 2011, 21:12:28существуют ли рекомендательные списки литературы научной и научно-популярной?  Если нет, то нужно ли их составлять, а если нужно, то по каким принципам?
отставание полученных знаний от современного уровня с каждым годом растет.
Усложнит задачу необходимость построения целого ряда подчиненных списков по разным темам: и составителей несколько надо и компромисс по количеству найти требуется. Списки, естественно, для основных отраслей знания, как естественных наук, так и социогуманитарных.

По какому критерию отбирать книги? По большему объему фактов? Ну так и написать: читайте БСЭ! Нет, нужна опора на обобщающие, синтетические труды, посвященные универсальным закономерностям в пределах той или иной науки. Хотя и замечательные фактоописательные книги тоже имеют право на внимание. А ещё лучше, если оба эти аспекта сочетаются. Можно группировать книги разных подходов.

Замечания? Предложения?
Не буду рассуждать о том, что список может быть только индивидуальным, составленным лишь для себя — это так же ясно, как и то, что не бывает в природе носителей истины в последней инстанции.

Судя по всему, речь идёт о планомерном самообразовании, что требует: потребности в таковом; воли и целеустремлённости; регулярного наличия свободного времени в состоянии бодрости. Реально ли это? Мне представляется, что самообразованием можно заниматься эпизодически, по настроению, а чтоб систематически — это сомнительно.

Конструктивное ПРЕДЛОЖЕНИЕ: делиться в этой теме своими литературными "открытиями".

Питер

Очень  простой   вариант -   читать  журналы - "Знание-сила",  "Природа" , "Вокруг  света"  с  их  новым    приложением   о  науке и  т.д. Популярные  книги о  науке  стареют  очень   быстро  -     любимую  мной  в   школьные  и   студенческие   годы серию  "Эврика"     сейчас   читать   почти  не  возможно -  по  крайней   мере  по  биологии и  медицине.   Думаю,  что в  физике  не  лучше. 
А  оно  вам  надо  ?

Дж. Тайсаев

Недавно прочёл "Парижская любовь Кости Гуманкова", всем рекомендую. По пямяти из предисловия "Не знаю что хуже, бедный советский профессор, который унижаясь продаёт икру в Париже на блошином рынке, что бы купить своей аспирантке трусики, или нынешний академик с пулей в виске, поскольку дело всей его жизни пошло прахом". Вообще Поляков мне нравится, там нет хазановского одобрям и осуждам, всё объективно
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

chernokulsky

#6
Цитата: Дж. Тайсаев от сентября 17, 2011, 13:01:08Недавно прочёл "Парижская любовь Кости Гуманкова", всем рекомендую.

Вообще Поляков мне нравится, там нет хазановского одобрям и осуждам, всё объективно
Конечно, вслух он этого не произносит, но в данном случае мораль как в басне: мужик должен быть добытчиком, кормильцем, энергичным главой семьи, а не размазнёй, не лежебокой на диване.

Полякова я бы смело назвал современным русским классиком, и вот почему. Будучи полтора месяца на больничном, я дошёл до чтения беллетристики. Отправился в магазин и стал листать сочинения современных прозаиков. Мне показалось, что каждый стремится найти свой собственный выпендрёж и держится за него как чёрт за грешную душу, а Поляков пишет просто и естественно, в лучших традициях русской литературы.
Но Поляков при всём его таланте — писатель мрачноватый, и перечитывать его никогда не хотелось. Не хотелось и читать "Козлёнка в молоке", написанного лет пятнадцать назад. А оказалось, что это весёлая, искромётная вещь, и уже про прошествии двух недель опять к ней тянет.

Gilgamesh

ЦитироватьНедавно прочёл "Парижская любовь Кости Гуманкова", всем рекомендую.

Спасибо, конечно, но пост о несколько другом - о НЕхудожественной литературе. Вот Вы что можете порекомендовать прочитать по культурологии, чтобы не быть дураком в беседе с культурологом?
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Дж. Тайсаев

По культурологии? Ну даже не знаю, много чего, ну например Чарльз Питер Сноу "Две культуры", Шпенглера "Закат Европы", "Столкновение цивилизаций" Хантингтона или "Первобытная культура" Тайлора. Из последнего прочитанного весьма рекомендую "Нации и национализм" Геллнера или Шибутани "Социальная психология", очень полезно почитать например Ортега-и-Гассета, особенно "Востание масс"
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Gilgamesh

Ага, ага. Вот это уже - годная руда :) Тайлор ещё и в религиоведение гож.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер