Ваши вопросы Экспертам портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Автор chief, октября 17, 2010, 22:26:52

« назад - далее »

Yuriy2000

Это как так?! А всё-таки, деградировала человеческая психика, каким-то образом утратив биологические механизмы реализации поведения? Или всё-таки эволюционировала, надстраивая над низшими психическими функциями высшие психические функции, для которых отсутствуют генетически закрепленные «инструменты» выполнения (по теории Л.С. Выготского).

Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 18, 2016, 15:14:38Это как так?!

Описание поведения поведение человека в рамках его "разума" (в частнгости, его ошибок), вообще говоря, не исключает того, что оно может быть корректно описано и в рамках существующих биологических представлений. Что будет означать, что соответствующие высшие психические функции получили биологическое объяснение. И в подобном случае и "то" и "другое" может быть верным. Но сомневаюсь, что все "высшие" психические функции можно так объяснить в рамках существующих, биологических представлений. И в этом смысле  какое-то из объяснений может быть и не верным как Вы и предполагали. Но, в таком случае, каждое из них ограничено и, в определённых случаях  не может обойтись без другого и в этом смысле и "то" и "другое" не верно, если их рассматривать по отдельности.

Цитата: Yuriy2000 от октября 18, 2016, 15:14:38А всё-таки, деградировала человеческая психика, каким-то образом утратив биологические механизмы реализации поведения? Или всё-таки эволюционировала, надстраивая над низшими психическими функциями высшие психические функции, для которых отсутствуют генетически закрепленные «инструменты» выполнения (по теории Л.С. Выготского).

  Мне не понятно почему вопрос ставится как "или" "или"? Почему бы не могло быть и то и другое? Ведь миллионы лет отбор благоприятствовал и тому и другому вместе (про теорию  Л. С. Выготского, к сожалению, не знаю). По-моему было было бы странно, чтобы он не реализовал развитие и по тому и по другому пути одновременно.

Yuriy2000

А если «включить» логику? Какие миллионы лет эволюции могут быть для вида Хомо Сапиенс, появившегося в пределах 200 тысяч лет назад? Но за это время, вроде бы, никаких существенных морфологических изменений мозга этого вида «животных» ни в каких исследованиях не отмечается. А если эволюция психики полностью подчиняется основным закономерностям эволюции и, в частности, закону ведущей роли функции по отношению к органу (появление сначала функционального органа, и только затем – морфологического), тогда этот промежуток времени с 200 тыс. лет сокращается практически до исторически обозримых пределов. Подробное описание этапов развития глобальной человеческой цивилизации (Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V: Цивилизации: прошлое и будущее: Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. 576 с.) позволяет установить хронологическое соотношение появления и развития высших психических функций с этими этапами.
И коротко об этих теориях, чтобы понятно было, о чем речь. Одно из положений концепции Л.С. Выготского (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.) заключается в том, что овладение методами преобразования природы для собственных нужд не прошло бесследно для человека: по образцу управления природой он научился управлять и собственной психикой, у него появились высшие психические функции (или сознание), имеющие социальную природу и выражающиеся в формах произвольной деятельности. К низшим психическим функциям Л.С. Выготский относил такие, которые осуществляют приспособление к среде обитания. Под высшими психическими функциями понимаются две группы функций: во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления, и, во-вторых, функции, позволяющие организовать свою собственную умственную деятельность и «заставить себя» выполнять действия по собственной воле: произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т. д. При их наличии человек может абстрагироваться от данной конкретной ситуации и сам определять свое поведение при помощи искусственно созданных стимулов-средств (знаковых средств), но в его психике отсутствуют генетически закрепленные «инструменты» выполнения этой функции.
В соответствии с описанием последовательности развития человеческих сообществ, предлагаемой наукой о цивилизациях, этим периодам соответствуют: овладение методами преобразования природы происходит на этапе неолитической цивилизации, начавшемся около 7500 лет до н.э., и только затем (3,5-3 тыс. лет до н.э.) начинают развиваться и распространяться высшие психические функции, относящиеся к первой группе (процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления). Высшие психические функции, относящиеся ко второй группе (позволяющие организовать свою собственную умственную деятельность и «заставить себя» выполнять действия по собственной воле), начинают развиваться и распространяться только с началом средневековья, примерно с 5 века н.э.
Причем возникновение каждой более «высокой» группы психических функций сопровождалось так называемыми «суперисторическими цивилизационными кризисами» (первый: кризис конца мезолита – начала неолита, второй: средневековый кризис), со значительным уменьшением численности населения мира и глубокой трансформацией всей структуры общества. С эволюционной точки зрения в эти цивилизационные «суперкризисы» происходил движущий отбор, закрепляющий в популяции возможность осуществления новых для неё психических функций. Промежутки между этими «суперкризисами» носят название «исторических суперциклов» (всего их пока что было два). А с конца ХХ века начался новый глобальный «суперкризис», связанный с переходом к третьему историческому суперциклу.
В соответствии с законом ведущей роли функции по отношению к органу можно предположить, что после окончания нынешнего цивилизационного «суперкризиса» впервые в эволюционной истории человека появится возможность морфологических эволюционных изменений мозга, генетически закрепляющих «инструменты» выполнения высших психических функций. Тогда уже можно будет на практике проверить все эти теории.

И ещё: «к концу XX в. практически все критерии, которые были сформулированы для отличия психики человека от психики животных, оказались «не работающими» в свете новых данных, полученных при экспериментальных исследованиях и наблюдении за высшими животными в природе, а также новых открытий в антропологии» (Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 40.). Так стоит ли раз за разом возвращаться к этим критериям и «перемалывать» их?

Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 20, 2016, 16:01:59А если «включить» логику? Какие миллионы лет эволюции могут быть для вида Хомо Сапиенс, появившегося в пределах 200 тысяч лет назад?
Какой вопрос - такой и ответ: Вы в самой постановке вопроса на предыдущей странице (предпоследний пост) говорили именно о человеке, а не о человеке разумном (т.е. это - уже, как минимум, 2 млн. л.).

Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 20, 2016, 16:01:59И ещё: «к концу XX в. практически все критерии, которые были сформулированы для отличия психики человека от психики животных, оказались «не работающими» в свете новых данных, полученных при экспериментальных исследованиях и наблюдении за высшими животными в природе, а также новых открытий в антропологии» ... Так стоит ли раз за разом возвращаться к этим критериям и «перемалывать» их?
А кто возвращается?

Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 20, 2016, 16:01:59В соответствии с описанием последовательности развития человеческих сообществ, предлагаемой наукой о цивилизациях, этим периодам соответствуют: овладение методами преобразования природы происходит на этапе неолитической цивилизации, начавшемся около 7500 лет до н.э., и только затем (3,5-3 тыс. лет до н.э.) начинают развиваться и распространяться высшие психические функции, относящиеся к первой группе (процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления). Высшие психические функции, относящиеся ко второй группе (позволяющие организовать свою собственную умственную деятельность и «заставить себя» выполнять действия по собственной воле), начинают развиваться и распространяться только с началом средневековья, примерно с 5 века н.э.
Как-то, по-моему, это всё, мягко говоря, надуманно и искусственно. Так и хочется сказать - бред и даже пояснять дальше не хочется ... Но всё же черкну ... Так с ужасом представляю себе Демокрита, у которого не было действий по собственной воле. Или тех, кто без собственной воли уже в Египте Древнего царства (начало III тыс. до н.э.) ответственен за то, что там «медицина достигла значительных познаний в области терапии, хирургии, фармакологии, появились специалисты-врачи по глазным болезням, хирурги, стоматологи и т.д. Во 2-ой половине III тыс.» (3-2,5 тыс. л. до н.э.) «в Египте появился 1-ый учебник по хирургии» (Виргинский В., Хотеенков В., 1993).
  И, кроме того, все ключевые неолитические, технологии появились ещё в верхнем палеолите (чуть ли не в его начале).

Виргинский В., Хотеенков В., 1993. Очерки истории науки и техники с древнейших вре-мен до середины XV века, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Virg/index.php .

Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 20, 2016, 16:01:59Причем возникновение каждой более «высокой» группы психических функций сопровождалось так называемыми «суперисторическими цивилизационными кризисами» (первый: кризис конца мезолита – начала неолита ...)
А что это за такой гигантский кризис конца мезолита-начала неолита не поясните?

Yuriy2000

Что касается терминологии (человека разумного) - явно мой "косячок". А над остальным надо подумать, да и Виргинского почитать, вроде интересно написано.

Alexeyy

А на счёт гигантского кризиса в конце мезолита подробности знаете или просто мельком прочитали, как понимаю, у Выгодского? В сети есть, нет?


Yuriy2000

Еще более кардинальная оценка неолитического кризиса предложена Н.Н.Моисеевым: "По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы. ... И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять" (Моисеев Н.Н.  Судьба цивилизации. Путь разума. — М.:МНЭПУ, 1998.)

Gundir


Alexeyy

Цитата: Yuriy2000 от октября 22, 2016, 14:56:08
" И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять"

Так мезолитического и ли неолитического?

Alexeyy


Yuriy2000

Да, странно как то адрес копируется, совсем не тот сайт открывается. Правильно открывается через поисковик или адресную строку. Там есть таблица "Демографические оценки по континентам".
А названия исторических событий далеко не всегда совпадают с определенной датой. Октябрьская революция по современному календарю тоже произошла в ноябре.