Автор Тема: Эволюционные корни добра и зла  (Прочитано 12147 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн langust

  • Участник форума
  • Сообщений: 6662
    • Просмотр профиля
    • LANGUST
Эволюционные корни добра и зла
« : Июнь 20, 2010, 00:57:28 »
Лекция А.Маркова прочитанная 29 апреля 2010 года в Политехническом музее в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».
http://polit.ru/lectures/2010/06/18/markov.html
Добро и зло, альтруизм и эгоизм заложены у нас на генетическом уровне. Мы готовы делиться с ближними, и против помощи чужим. То есть, эволюция продолжается... .
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

Оффлайн EnAmi

  • Добровольные помощники
  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #1 : Июнь 20, 2010, 01:13:54 »
Спасибо за ссылку, langust:) 

Оффлайн sanj

  • Участник форума
  • Сообщений: 4790
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #2 : Июнь 20, 2010, 04:11:12 »
добро и зло по отношению к эволюции использовать некорректно.

вообще это больше категории придуманные людьми для регуляции своих социальных отношений.

Оффлайн langust

  • Участник форума
  • Сообщений: 6662
    • Просмотр профиля
    • LANGUST
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #3 : Июнь 20, 2010, 07:03:47 »
За двух братьев жизнь отдам, а за трех - тем паче... .
Это эволюционно выгодно. Хотя бы по количеству генов - у трех братьев в потомстве ваших генов будет больше, чем в вашем собственном.
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

Оффлайн Николай

  • Участник форума
  • Сообщений: 1999
    • Просмотр профиля
    • http://www.n-kovalev.narod.ru
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #4 : Июнь 20, 2010, 12:55:29 »
добро и зло по отношению к эволюции использовать некорректно.

вообще это больше категории придуманные людьми для регуляции своих социальных отношений.

 В тексте статьи есть соответствующие оговорки о том, что данные термины используются в данной ситуации довольно условно. Кстати, этот вопрос уже поднимался в топике, посвящённом "Эгоистичному гену" Докинза.

 Но человеческая этика - явно оттуда. Выросла из этих, биологических, закономерностей.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Оффлайн crdigger

  • Участник форума
  • Сообщений: 728
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #5 : Июнь 20, 2010, 18:37:15 »
 Чем добрее добро, тем дальше отложена выгода и больше размер коллектива,в котором она реализуется.Обычно индивидуум ее вообще не ищет и 2 части уравнения не сравнивает.

feralis

  • Гость
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #6 : Июнь 20, 2010, 21:43:51 »
В начале июня можно наблюдать на озерах спаривание стрекоз-красоток
Они спарившись далее летают как мухи друг на дружке
а когда садятся видно что самец взепился специальными щипчиками на конце брюшка за голову самки и стоит на брюшке
мне это напоминает стойку на ушах наших начальников перед начальниками еще большими
Да было время начальников как и всех ценили за дела а теперь вот за жо.....лизанье
Да наносит сия стойка на ушах вред общему делу но если общее дело эгоизм то дело швах
Так вот установлено что самки стрекоз на головах которых сидят самци куда чаще пожираются хищниками т е популяции вред
Зато самец вцепившись в самку не дает другим самцам совукупитться т е его гены в отборе побеждают
мы правда не знаем долго ли таким популяциям жить но известно что из всех стрекоз именно
Красотки самые чуствительные к нарушению экологии т е их популяция балансирует на грани вымирания
статья о этом в природе\там на обложке стрекозы дедают стойку на ушах\


Оффлайн AleKon

  • Участник форума
  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #7 : Июнь 20, 2010, 21:58:13 »
А что, другие виды стрекоз разве по-другому как-то спариваются?  :) Все они так, и "вымирающие" и "невымирающие".

Оффлайн crdigger

  • Участник форума
  • Сообщений: 728
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #8 : Июнь 20, 2010, 22:31:55 »
Цитировать
Зато самец вцепившись в самку

Тормозит естественный отбор, паразит!

Оффлайн langust

  • Участник форума
  • Сообщений: 6662
    • Просмотр профиля
    • LANGUST
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #9 : Июнь 20, 2010, 23:06:32 »
Стекозёл прав. Он борется за приоритет своих генов, как и та чайка, которая с остервенением отнимает у брата-чайника рыбешку, хотя до этого первая увидела косяк и криком позвала своих родственников на рыбалку.
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

Оффлайн AleKon

  • Участник форума
  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #10 : Июнь 21, 2010, 10:05:59 »
Хейнрич (Heinrich 1989) изучал подобные аспекты призывных криков у воронов, которые зимой начинают кричать, завидев тушу лося, так что к ней слетаются другие вороны и начинается пиршество, при котором не обходится без агрессивных взаимодействий и проявления самого махрового эгоизма. Очень похоже на то, что было только что описано у чаек. Так вот он установил, что кричат птицы, не имеющие территорий, а туша лося всегда лежит на территории какой-то пары, которая всех одиночных-парных чужаков выгонит со "своего" лося. Но если призывными криками поднабрать группу из 12-15 таких же нетерриториальных воронов, то можно эту тушу заполучить в пользование, т.к. пара территориальных не "справится" с группой в полтора десятка. Вот вам и вполне прагматичные "ушки" у подобного "альтруизма".  Если ту же тушу обнаруживает пара-хозяйка той территории, где этот лось лежит, то эти кушают молча и никого не зовут.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2010, 10:13:48 от AleKon »

Оффлайн Vladimirkox

  • Участник форума
  • Сообщений: 502
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #11 : Июнь 21, 2010, 18:01:08 »
Цитировать
http://polit.ru/lectures/2010/06/18/markov.html
Круто.
Цитировать
Если ту же тушу обнаруживает пара-хозяйка той территории, где этот лось лежит, то эти кушают молча и никого не зовут.
Зарегистрирован ещё где-либо феномен, кроме воронов?

Оффлайн AleKon

  • Участник форума
  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #12 : Июнь 21, 2010, 20:12:24 »
Феномен чего? Простите не понял... Это лишь пример из учебника по поведению животных. У каждого вида будет своя специфика использования призывных криков во вполне прагматических для донора подаваемого сигнала целях (т.е. - для манипуляции рецепиентом). И вот тут уже примеров - целые главы учебников. Здесь нет места их приводить.

feralis

  • Гость
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #13 : Июнь 21, 2010, 21:14:12 »
а всеж вороны коллективно пирующие на чужой туше работали на свою популяцию
а вот семейная пара приватизирующая невыращеную тяжким трудом тушу это уже и эгоистический ген
и эгоистический неизвестно что ибо не популяция
главное что приватизаторы территории проигрывают социальной политике организованной стаи
с подобающей стае сигнальной системой

кстати я не видел стрекоз крупных практикующих стойку на ушах
я правда не специалист но вроде как крупные стрекозы имеют свои территории и гонят чужаков а то и сьедают
А вот стрекозы-красотки сидели стайками и все на ушах
Может просто я их за сезонным занятим застал

Оффлайн Vladimirkox

  • Участник форума
  • Сообщений: 502
    • Просмотр профиля
Re: Эволюционные корни добра и зла
« Ответ #14 : Июнь 21, 2010, 21:21:39 »
Цитировать
Феномен чего? Простите не понял...
Феномен "эгоистического молчания". Наблюдал лично, как одичавшая собака гнала зайца, абсолютно молча!
Посмотрев ряд волк-собака-динго получается, что собачий лай - приспособление для коммуникации с человеком.

Но вопрос - не в этом,  в каких-то случаях животное призывает на помощь стаю (ну как стадо буйволов, по призыву - атаковавшее львиц), а когда-то избегает сообщества соплеменников ( как уединяющаяся крыса, почувствовавшая недомогание - предотвращает распространение инфекции).

Интересна "работа коллективного разума", решающего "Когда стоит объединяться?". С пчелами-убийцами и стайной саранчёй - понятно... С сардинами и выше - не понятно :(.