эволюционная гипотеза возникновения религиозности

Автор amoeba2, марта 14, 2010, 17:36:12

« назад - далее »

amoeba2

При обсуждении религиозных тем достаточно часто сталкиваешься с тем, что некоторые люди заявляют, что они не просто верят в бога, но и «ощущают его присутствие», «чувствуют его». Часто такое чувство является основным их аргументом в пользу религии, однако здесь я не хотел затрагивать этот спор.
Я хотел бы обсудить гипотезу, которая у меня возникла в связи с этим, а именно, что такое «чувство бога», имеет биологическую природу. Известно, что многие животные имеют врожденное (инстинктивное) представление о родителе. Причем оно может фиксироваться и на постороннем объекте. Например, если показать новорожденным цыплятам мячик, то они будут следовать за ним как за матерью. Так вот я предположил, что описанное «чувство бога» и есть проявление подобного врожденного образа, зафиксированного на некой абстрактной сущности.
Причем у человека такое чувство может проявляться не только в детском возрасте (и не столько, т.к. в детстве оно вероятнее будет зафиксировано на реальном родителе). Где-то на этом форуме я прочитал, что собаки в процессе одомашнивания стали проявлять черты инфантильности, т.е. взрослые особи имеют психологические особенности щенков. Так вот я предположил, что человек в процессе своей эволюции «сам себя одомашнил», т.е.у него тоже появилась тенденция к инфантильности, одной из черт которой является сохранение врожденного представления о родителе во взрослом возрасте. Однако по различным причинам это представление уже не может (не у всех) фиксироваться на реальных родителях, а переносится на другие объекты, в т.ч. воображаемые. Религиозность как раз и является одной из форм такого переноса.

Следствия из этой теории:
1.   При прочих равных условиях к религиозности более расположены люди с меньшей связью с родителями. Как, например, при ранней смерти родителей или разлучении с родителями; в многодетных семьях и при недостатке внимания от родителей; а также при утрате родителями авторитета.

2.   Наиболее естественной (первичной) формой религии является культ предков, т.е. представление о том что после смерти родители в бестелесной форме продолжают покровительствовать своим потомкам. С течением поколений число почитаемых предков могло накапливаться, а реальные сведения о них забываться. Это могло вызвать трансформацию культа предков в другие формы религии, например, анимизм, фетишизм, политеизм, путем подмены образа далекого предка соответственно животным, природным объектом или абстрактным существом (богом или духом).

3.   В мозгу должна существовать область, способная отвечать и за восприятие родителей и за восприятие бога.

Дж. Тайсаев

У Фрейда есть что то подобное. Кстати он именно сублимацией отца в Бога объясняет почему Бог практически у всех народов ассоциируется с мужчиной. Импринтинг действительно здесь сыграл не последнюю роль и инфантилизация (фетализация) человека также.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

augustina

Это явление называется импринтинг, характерно для многих животных, в том числе и для млекопитающих. http://www.galactic.org.ua/Xomo/m993.htm
ЦитироватьВ одной серии экспериментов с цыплятами Стивен Роуз и его коллеги сделали все, чтобы устранить посторонние влияния. Для цыплят характерна особая естественная форма научения - так называемый  импринтинг, или запечатление. Они запоминают первый движущийся объект, который видят после того, как вылупились из яйца и начали ходить (обычно в первые 16 часов жизни), и начинают всюду следовать за ним. Движущийся предмет - это, как правило, их мать, хотя в специальных экспериментах можно приучить цыплят следовать за мячом, механической игрушкой и даже самим экспериментатором.

crdigger

 Религия и подобные ей явления возникали не только в древности.Они возникают в историческое время на глазах исследователей и записываются в книги, и даже у шимпанзе , обученных языку глухонемых.Классических форм несколько,они описаны в советском учебнике истории для 5-го класса : культ предков, тотемизм, анимизм, и все они тесно связаны с психологией ,в частности с вышеописанным.

f_evgeny

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 14, 2010, 17:56:14Бог практически у всех народов ассоциируется с мужчиной
Это что-то новое. Вы точно уверены?

Николай

 Недавно мне в инете даже попадалась инфа по "Культу Лучезарной Гаечки". :) Да-да, той самой Гаечки из мультфильма.  ;D Которая за считанные минуты изо всякого подручного барахла собирает вполне работающие девайсы.

Всем, кто возится с техникой:
Да поможет Вам Лучезарная!!!  :D
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Дж. Тайсаев

Цитата: f_evgeny от марта 14, 2010, 20:24:30
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 14, 2010, 17:56:14Бог практически у всех народов ассоциируется с мужчиной
Это что-то новое. Вы точно уверены?
А давайте сыграем с вами в простенькую игру, Вы называете культ в котором верховный бог асоциируется с женщиной, а я с мужчиной, посмотрим кто выиграет (богоматерь не в счёт :), в царстве кесаря ведь тоже королева мать не царствует, если есть сын). Кроме того, это ведь не я писал, а Фрейд, по мне всё ещё проще, культ богов есть антропоморфное переложение человеческого в божественный мир.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

f_evgeny

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 14, 2010, 22:10:00
Цитата: f_evgeny от марта 14, 2010, 20:24:30
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 14, 2010, 17:56:14Бог практически у всех народов ассоциируется с мужчиной
Это что-то новое. Вы точно уверены?
А давайте сыграем с вами в простенькую игру, Вы называете культ в котором верховный бог асоциируется с женщиной, а я с мужчиной, посмотрим кто выиграет (богоматерь не в счёт :), в царстве кесаря ведь тоже королева мать не царствует, если есть сын). Кроме того, это ведь не я писал, а Фрейд, по мне всё ещё проще, культ богов есть антропоморфное переложение человеческого в божественный мир.
Может сразу в русскую рулетку? Чего по мелочам размениваться? :)
Это единый бог как правило мужчины, а среди локальных божеств, которых, которых полно было при политеизме, полно было и богинь. А там ведь как правило боги локально управляли.

f_evgeny

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 14, 2010, 23:34:58
Цитата: f_evgeny от марта 14, 2010, 22:50:58Это единый бог как правило мужчины, а среди локальных божеств, которых, которых полно было при политеизме, полно было и богинь. А там ведь как правило боги локально управляли.
Ну хорошо, по порядку, индуизм - ну там действительно непонятно, зороастризм – бог Отец - Аши, ну с аврамическими религиями и так всё ясно, в нашем нартском эпосе также верховный Бог Тха, бог души, бог-Отец. В скандинавской мифологии Один – тоже отец богов. Вот в шумерском эпосе много женских образов богинь, но верховный также являет образ скорее мужской Ан, у греков и римлян Зевс или Юпитер. Среди верховных богов я даже не вспомню ни одного женского образа, хотя они наверняка есть, но являются скорее исключением
А есть ли при политеизме ярко выраженный верховный бог? Скорее, там у каждого свой участок, верующие и культ. И вполне себе много женщин.

Дж. Тайсаев

Ну хорошо, по порядку, индуизм - ну там действительно непонятно, зороастризм – бог Отец - Аши, ну с аврамическими религиями и так всё ясно, в нашем нартском эпосе также верховный Бог Тха, бог души, бог-Отец. В скандинавской мифологии Один – тоже отец богов. Вот в шумерском эпосе много женских образов богинь, но верховный также являет образ скорее мужской Ан, у греков и римлян Зевс или Юпитер. У славян также насколько помню весь пантеон верховных богов связан с мужскими образами, во всяком случае верховный Бог Перун точно. Среди верховных богов я даже не вспомню ни одного женского образа, хотя они наверняка есть, но являются скорее исключением.

Ярко выраженного нет, на то он и поллитеизм, а поскольку женщина всегда играла важную роль, то естественно и ей здесь тоже уделили важное место
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

amoeba2

В какое-то странное русло перетекло обсуждение  :-[
Я вот не пойму какая разница? Вы серьезно полагаете что половая принадлежность бога (родителя) зашита в мозгу заранее? Если да, то интересно, на основании каких признаков?
И интересно, а на вопрос "что такое Дао?" даосисты отвечают "точно не знаем, но оно мужского рода"?  ::)

василий андреевич

Цитата: amoeba2 от марта 14, 2010, 17:36:12
такое «чувство бога», имеет биологическую природу. Известно, что многие животные имеют врожденное (инстинктивное) представление о родителе.
По мне - это не столько чувство Бога, сколько более приземленное желание иметь защитника и покровителя. За приобретение способности к постороению абстрактных моделей, человеку пришлось расплатиться потерей огромной части базы врожденных инстинктов. Это привело к необходимости выживать при длительном воспитательном процессе. Таким образом, "бог" не может быть у амебы, но появляется у высиживающих яйца птиц через звуковое и тепловое общение зародыша с родителем. В инкубаторах даже включают магнитофон с записью кудахтания. Инстинкт следования то же является хотя и врожденной, но необходимостью восполнить воспитанием дифицит "бессознательного" поведения. Человек же воспитывается средой практически всю жизнь. Необходимость же именно в Боге различна у людей разных психологических типов, а эти типы, скорее, не генетически врожденные, а приобретаются плодом в пренатальный период.

gans

Мало того, выяснена физическая локация этого чуства - височные доли мозга. При их магнитной стимуляции вызывалось ощущение беспокйства и присутствие чего-то непонятного. Кстати не у всех. У меня есть смутное чуство, что это как-то связано со способом родовспоможения. Импритинг наступает в момент родов.

augustina

Цитата: amoeba2 от марта 14, 2010, 17:36:12
«чувство бога», имеет биологическую природу
Фактами не подтверждается. У тех же "маугли" ни один исследователь не наблюдал религиозных признаков.
У первобытного племени, найденом в джунглях ЮВАзии - нет ни каких культов. Дети , рождённые и воспитанные в семье атеистов, где даже не упоминалась тема бога, не имеют религиозных чувств.
Так что религиозность - это культурные заморочки.

crdigger

 Типичная культурная особенность - да, но возникает всегда,спонтанно и быстро.