Эволюция армий на примере армии Древнего Рима

Автор bukren, марта 26, 2008, 09:02:11

« назад - далее »

bukren

Во времена, которые я указал, воинскую повинность выполняли только патриции. А поскольку они были конными, их называли "всадниками". Название оказалось живучим и сохранялась еще долго, хотя утратило свой первоначальный смысл.

Neska

Цитата: "bukren"Во времена, которые я указал, воинскую повинность выполняли только патриции. А поскольку они были конными, их называли "всадниками". Название оказалось живучим и сохранялась еще долго, хотя утратило свой первоначальный смысл.
:shock: Да что Вы говорите?  :roll: Этакие монголы Аппенинского полуострова - стопроцентно конные? :lol:  :lol:  :lol:
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!

За сознательное искажение русского языка порву на британский флаг (преимущественно, высмеиванием)
We share the same biology
Regardless of ideology

Ярослав Смирнов

Цитата: "bukren"Во времена, которые я указал,
От реформы Сервия Туллия до...? Поконкретнее, плз. А то, учитывая что переход "на контракт", и формирование стационарных легионов относится к 90-70 годам до н.э., мы можем предположить, будто Вы утверждаете, что почти весь период Республики, воинскую повинность несли исключительно патриции... Учитывая то, что базисом для формирования республиканской  формы правления является именно сильная и массовая пехота, это утверждение было бы более чем просто странным.
Цитироватьвоинскую повинность выполняли только патриции.
Круто. Очень круто. А как же разделение по имущественным цензам, с указанием вида оружия, с которым должен был являться призывник, в законах того же Сервия Туллия?
Нам лунный свет работать не мешает.

bukren

Опять не читаете. Я же написал: до реформы Сервия Туллия.

     Беллярминов И.И. Элементарный курс всеобщей и русской истории:

    "Сервий Туллий старался сблизить граждан с плебеями, обязал последних ходить на войну, тогда как до него на войну ходили только одни патриции. С этою же целью Сервий разделил патрициев и плебеев по их имуществу на пять призывов, или классов Римляне, вошедшие в первые классы, ходили на войну в тяжелом и дорогом вооружении, сравнительно с теми, которые принадлежали к последним классам. Для совещания о военных делах как патриции, так и плебеи в полном вооружении сходились на общие собрания, происходившие за городом, на Марсовом поле. На этих собраниях первыми подавали голоса тяжело вооруженные, т.е. богатые граждане, патриции, и все дела обыкновенно решались ими. За привлечение плебеев к воинской повинности патриции возненавидели Сервия, так как они справедливо думали, что плебеи, проливая кровь за отечество, потребуют себе новых прав. Составив заговор против Сервия, патриции убили его. В числе заговорщиков находился зять Серви Тарквиний, который после того и сделался царем."
http://his95.narod.ru/bl/bl5268.htm


    С.Т .Zumpt, "Ueber die гоmischen Ritter und den Ritterstand" (Берлин, 1840); Marquardt, "Historia equitum Romano rum" (Берлин, 1840); Belot "Histoire des chevaliers romains" (Париж, 1873); Mommsen, "Romisches Staatsrecht" (III, I, 476 - 569).:

    "В древнейшие времена выражение "римский В." (eques romanus) применялось исключительно к служащему в коннице римскому гражданину; в эпоху Цицерона с ним соединяется представление о принадлежности к известному сословию, обладающему известными политическими и социальными правами, между тем как представление о конной службе отходит совершенно на задний план. Взамен военного термина мы имеем перед собой термин политический; в этом переходе заключается история всаднического сословия. Переход был уже подготовлен реформой Сервия Туллия, в силу которой 1800 римских граждан, которые служили в коннице и получали обязательно коня от государства (equites romani equo publico), должны были подавать голоса в народном собрании отдельно от других, причем каждая сотня (центурия) обладала одним голосом."
http://brokhaus.narod.ru/v/0961.htm

    Коптев А.В. "Архаический Рим: от царей к консулам":
    "Созданные Ромулом, всадники сохранили верность царям до конца, как показывает судьба молодых Юниев, Аквилиев и Вителлиев, казненных как заговорщики в пользу Тарквиниев (Liv.II,4–5)."
http://ancientrome.ru/publik/koptev/koptev07.htm

    Токмаков В.Н. "Римское всадничество и центуриатная военная организация ранней республики (V – начало IV в. до н.э.)":
   В историографии периода раннего Рима есть немало работ, так или иначе касающихся места и роли всаднической организации в постсервианской социально-политической системе формирующейся римской civitas. Тем не менее проблема значения всадничества для староримского войска остается наименее разработанной и наиболее спорной, что объясняется как более пристальным вниманием исследователей к пехоте, так и гораздо более скудными данными традиции о раннеримских всадниках.

    Большинство исследователей считают наиболее обоснованной третью версию, сформулированную еще Б.Нибуром, А.Швеглером и отчасти поддержанную Т.Моммзеном. По этой версии sex suffragia представляли собой древние конные контингенты первоначальных трех триб15, рекультивировавшиеся из патрициев.

    Между тем А.Розенберг использует в качестве доказательства реорганизации конного войска гипотезу о постоянном относительном сокращении доли патрициев в составе населения Рима, которые к концу царского периода могли выставить максимум 600 всадников, а недостаток патрициев должен был компенсироваться за счет квалифицированных плебеев4. Однако источники содержат косвенное указание на то, что начало формирования плебса связано лишь со временем царствования Анка Марция (Liv.,I,22,2)5, а потому плебеи не могли до реформы Сервия входить в военную организацию и, тем более, составлять основную массу такого элитарного института.
http://ancientrome.ru/publik/tokmakov/tokm01.htm

Ярослав Смирнов

Хорошо. Римскими царями были Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.
Ромул основал (по официальной римской легенде), или захватил город, основанный Эвандром за 60 лет до троянской войны, либо дембелями троянской войны (широко распространённая латинская легенда, ныне подтверждается археологическими раскопками). Сам Ромул выделил 100 юношей, благородных по происхождению, и обладающих всеми достоинствами - и организовал из них сенат. Некоторое время он правил совместно с сабинянским царём Титом Тацием. Учитывая сильное этрусское влияние, и данные археологических раскопок можем утверждать, что армия Ромула во многом напоминала этрусскую и греческую - более многочисленная тяжёлая пехота, и намного менее многочисленная конница. Именно Ромулу приписывается выделение по сотне всадников от трибы (триб всего три - Тициеи, Рамны и Луцеры),  300 целеров, и пехоту, формирующуюся по куриям 30 курий - 3000 пехотинцев.   Из литературных источников можно отметить Диониссия, повествующего о взятии Ромулом города Антемны. Царь-победитель въехал в него на квадриге, а за ним следовало остальное римское войско из пеших и конных.....  В одном из погребений была даже обнаружена боевая колесница (эсквилинское погребение № 94), правда датировка его спорна. Поехали дальше.
Следующий царь - Нума Помпилий, войны вообще старался не вести, целеров - распустил.
Следующим царём был Тулл Гостилий, он сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по тпи бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В предании сохранились даже подробности этой битвы. Братья Горации и Куриации сражались в пешем порядке. После победы над Альба-Лонга Тулл Гостилий создал ещё 10 альбанский турм, т.е. ещё 300 всадников.
Следующий царь Анк Марций, вёл  две войны с южнолатинским городом Политорием, который подвергся разрушению, воевал с Фиканой, Медуллией, с Фиденами, сабинами и вольсками, основал в устье Тибра Остию, завладел соляными варницами (салинами). Анк расширил и укрепил город. В состав Рима вошли холмы Авентин и Яникул на правобережье Тибра, служивший сторожевым постом против этрусков, соединенный с Римом свайным мостом. Между Целием и Авентином был вырыт так называемый ров квиритов, на склоне Капитолия построена тюрьма.
Исследование некрополей Политория (совр. Кастель ди Дечима) и Фиканы (совр. Ачилия) показало, что после VII в. до н. э. эти города действительно опустели и обеднели и жизнь возродилась там практически только в IV в. до н. э. Согласно античным авторам, Анк переселил жителей Политория, Теллен, Фиканы и Медуллии в Рим, причем переселенцев из трех первых городов определил на Авентине, а медуллийцев - в долине Мурции, соединяющей Авентин с Палатином. Появление в Риме разных групп латинян находит отражение в латинском языке: некоторые слова в нем существуют в двух вариантах с чередованием гласных корня "о" и "а", что характерно соответственно для языка северной и южной частей Лация.
Судьба насильно переселенных латинян в Риме оказалась различной. Только политоряне были включены в трибы, а значит получили доступ к куриальным и общеримским резервным землям и возможность участвовать в куриатных комициях. Остальные из депортированных стали называться плебсом. Т.е. плебс появился только при Анке Марции.
Следующий царь – Луций Тарквиний Приск (Лукумон). Согласно Ливию (Liv. I. 36), Тарквиний Древний собирался создать новые центурии всадников и дать им свое имя, однако отказался от этого намерения из-за противодействия авгура Атта Навия и лишь удвоил число центурий. Три добавленные им центурии назывались рамны, тиции и луцеры младшие (Posteriores). Итого мы видим, что к началу царствования Сервия Туллия имелось 1200 всадников и минимум 3000 пехотинцев – патрициев. Имеется очевидный пример патриция Л. Тарквития, который по бедности вынужден был служить в пехоте (458 г. до н. э.) (Liv. III. 27)
Нам лунный свет работать не мешает.

bukren

Я предоставил все данные. Вам надо было только их сопоставить.

    Итак. Когда это было, еще ничего не было. Не было многочисленных "железных" легионов, той их организации и вооружения. Пехота конечно была - куда без нее. Но она была довольно разношерстной массой, хотя наверное все же была ближе к греческой фаланге. Не хуже, но и не лучше, чем у соседей Рима.

    Не было еще больших захваченных территорий и ресурсов. Наоборот, население доисторического Рима было относительно небольшим, соответственно немного собиралось налогов. Это как старт в бизнесе без начального капитала. Не удивительно, что даже став богатыми и могущественными римляне сохранили прагматизм и рационализм. Никаких "свадебных генералов", когда речь идет о римской армии. Воинскую славу и привилегии можно было добыть только в бою за реальный вклад в становлении Рима.

    Как сумел Рим имея небольшую армию (исходя из небольшого дохода) "выбиться в люди"? Зачем тратить деньги на дорогую и довольно многочисленную конницу (лошадь для всадника приобреталась за счет государства), которая вроде бы заведомо хуже пехоты? За какие такие заслуги в становлении Рима "всадники" (конница) получили привилегии и положение в обществе. Они должны были сделать что-то очень и очень существенное, чтобы заслужить уважение всего Рима.

    "Выбиваясь в люди", римляне сделали то, что после них делали бесконечное количество раз многие и что вошло в каноны военного искусства. Люди знакомые с современной тактикой знают эти принципы наизусть. Маневренность – составная часть ударной силы. Используя ее можно осуществить атаку с фланга (охват) и или атаку с тыла (обход). При необходимости можно быстро и неожиданно для противника сблизиться с ним. Причем вступить в бой с ходу, поскольку конный переход требует меньше затрат сил от воинов, чем пеший. Или наоборот – быстро уйти из-под удара: "не уйдешь и не догонишь". Можно существенно меньшим количеством ратников контролировать одну и ту же территорию. Можно раньше противника занять господствующие высоты, что дает существенное преимущество при обороне и использовании метального оружия. Разумеется конница - это не танки, но недаром многочисленные отряды и банды в гражданскую войну были конными. Поэтому для доисторического Рима конница, в качестве основной ударной силы, была оптимальным вариантом. Правда использовалась она не в традиционном виде. Она скорее напоминала драгунов во времена Петра I. Но все равно, по большому счету, римская доисторическая конница была конницей. Даже когда необходимость в коннице, как основной ударной силе, отпала, для повышения маневренности своих войск римляне строили дороги и использовали мулов, быков.

    Вообще такое положение дел было свойственно Риму. Пехотинец зачастую выполнял функцию не воина, но строителя и рабочего. При временной остановке, для защиты своего лагеря, вокруг него, римляне строили укрепления. При осаде крепости, вокруг нее строилась стена и укрепления. А так же с опасных направлений создавалась замаскированные ловушки. Римские пехотинцы больше "брали" потом, чем кровью. Поскольку римляне использовали катапульты даже в полевых битвах, то почти наверняка они также использовали легкие фортификационные сооружения и ловушки для прикрытия опасных направлений на поле боя, если в этом была необходимость и было время. Их наличие позволяло эффективнее использовать катапульты и ручное метальное оружие.

    Кстати, на Руси тоже использовали ловушки, например, для уничтожения конницы кочевников. На площадке, где предполагался (провоцировался) проезд вражеской конницы рысью (в любом случае не шагом), снимался дерн и рылись узкие канавки ("гребенка") поперек движению. Земля уносилась, а на канавки клались ветки и возвращался обратно дерн. Все тщательно маскировалось. Организовывалась засада из лучников.

Neska

Цитата: "bukren"При временной остановке, для защиты своего лагеря, вокруг него, римляне строили укрепления.
Со времен войн с Пирром, следует отметить.
Цитата: "bukren"Поскольку римляне использовали катапульты даже в полевых битвах, то
А римляне использовали катапульты даже в полевых битвах? Источник, пожалуйста!
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!

За сознательное искажение русского языка порву на британский флаг (преимущественно, высмеиванием)
We share the same biology
Regardless of ideology

bukren


Ярослав Смирнов

Цитата: "bukren"Зачем тратить деньги на дорогую и довольно многочисленную конницу (лошадь для всадника приобреталась за счет государства), которая вроде бы заведомо хуже пехоты?
Ну, не всегда лошадь приобреталась за счёт государства. К примеру, Ливий, упоминая осаду Вэй (V,7), упоминает что все граждане, обладавшие всадническим цензом, но не имевшие государственного коня (quibus census equester erat, equi publici non erant), добровольно вызвались служить со своими собственными конями (tum primum equis merere equites coeperunt).
Нам лунный свет работать не мешает.

bukren

Реформа Сервия Туллия была до реформы Камилла.