Интересные новости и комментарии

Автор Дж. Тайсаев, января 15, 2009, 02:31:37

« назад - далее »

ArefievPV

Создан полусинтетический организм, способный бесконечно воспроизводиться
http://www.popmech.ru/science/320742-sozdan-polusinteticheskiy-organizm-sposobnyy-beskonechno-vosproizvoditsya/
Ученые из Исследовательского института Скриппс, три года назад дополнившие генетический алфавит двумя новыми «буквами», смогли заставить свои бактерии с полусинтетическим геномом делиться сколько угодно раз, не теряя искусственных элементов своей ДНК.

Все живое на нашей планете записывает генетическую информацию четырьмя «буквами» — азотистыми основаниями (аденин, гуанин, тимин, цитозин). При построении двойной спирали ДНК они объединяются в пары A-T и C-G.

В 2004 году группе биологов из Исследовательского института Скриппс удалось внедрить в ДНК живой клетки два искусственных азотистых основания, получившие названия X и Y. ДНК с новыми азотистыми основаниями функционировала в течение жизни клетки: например, X и Y размыкали связь по требованию специальных ферментов так же, как это делают пары A-T и C-G.

Правда, для поддержания всех этих процессов нужно было постоянно «подкармливать» бактерии веществами, необходимыми для синтеза синтетических азотистых оснований, иначе синтетические X и Y постепенно заменялись природными A, C, G и T. Но эту необходимость создатели «рукотворной бактерии» за недостаток не считали. Наоборот, рассуждали они, это очень удобный механизм контроля за растущими культурами: прекратив доставку питательных веществ, их можно превратить в совершенно обычную кишечную палочку с естесственым набором оснований.

Проверить, будет ли происходить транскрипция участков полусинтетической ДНК, то есть синтез РНК на её основе, тогда не удалось: ученые внедряли X и Y только в некодирующие участки генома, которые не переписываются на РНК и не служат для дальнейшего синтеза белков.

Искусственная ДНК даже удваивалась. Единственное, чего ей не хватало, чтобы стать основой настоящей жизни — способности бесконечно передаваться из поколения в поколение без потери искусственной пары оснований.

За три года, прошедшие с первого прорыва, группа Флойда Ромесберга (Floyd Romesberg) добилась того, чтобы синтетический геном без изменений передавался потомству при каждом делении. Для этого пришлось отредактировать систему транспорта «строительных блоков» X и Y, а также изменили одно из искусственных азотистых оснований так, чтобы оно легче подвергалось воздействию белков, помогающих «собрать» ДНК во время удвоения.

Теперь бактерии, чья ДНК состоит отчасти из несуществующих в природе азотистых оснований, живут и размножаются, не теряя своей биоинжиниринговой природы. По словам ученых, следующим шагом должен стать синтез РНК по синтетической ДНК. Конечная же цель изысканий — создание бактерий, которые будут синтезировать не существующие в природе белки с заранее заданными свойствами. Возможно, уже в недалеком будущем главными рабочими на фабриках, производящих лекарства, станут огромные культуры живых синтетических микроорганизмов.

Оригинальная статья опубликована в журнале PNAS.

ArefievPV

Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором
http://elementy.ru/novosti_nauki/432918/Geny_sposobstvuyushchie_polucheniyu_khoroshego_obrazovaniya_otseivayutsya_otborom

В современных человеческих популяциях уровень полученного образования обладает высокой наследуемостью, то есть сильно зависит от генов. Выявлены десятки аллелей, влияющих на этот признак. При этом образование, как правило, отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью: образованные люди хуже размножаются. Это указывает на возможный отбор против «генов образования». Новое исследование, основанное на данных по 110 000 исландцев, родившихся между 1910 и 1975 годами, показало, что «гены образования» действительно подвергаются отрицательному отбору. Эти аллели, многие из которых коррелируют также с повышенным интеллектом, крепким здоровьем и долгой жизнью, снижают приспособленность независимо от того, реализовал ли человек обусловленную ими склонность к получению хорошего образования. Исследование подтвердило опасения о том, что эволюция современного человечества направлена в сторону ухудшения генетического базиса признаков, связанных с интеллектом. Социально-культурное развитие пока с лихвой компенсирует генетическую деградацию, но со временем ее последствия могут стать существенными.

ArefievPV

Осы-сверхпаразиты манипулируют осами-паразитами
http://www.popmech.ru/science/321282-osy-sverkhparazity-manipuliruyut-osami-parazitami/

Американские энтомологи обнаружили, что в ветках североамериканских дубов ежегодно разворачивается триллер: в тела ос-паразитов внедряются личинки ос-сверхпаразитов, которые превращают первых в гигантские свёрла.

Некоторые паразиты способны управлять своими хозяевами. Поселившись в теле, они выделяют вещества, которые заставляют хозяев сводить счеты с жизнью или вести себя настолько беспечно, что их легко находят и съедают хищники, которые становятся новыми хозяевами паразитов. Например, осы-дементоры жалят тараканов в голову, и нейротоксин, содержащийся в осином яде, превращает тараканов в безвольных зомби. Оседлав таракана-зомби, оса едет в свою нору и там откладывает в теле таракана личинки, которые еще долго питаются его тканями.

Американские энтомологи из Университета Райса в Техасе нашли еще один пример «зомбификации», причем в этом случае один паразит манипулирует другим, а тот уже пользуется услугами хозяина. Осы Bassettia pallida оставляют яйца в стволах североамериканских дубов Quercus geminata, и личинки заставляют ткани растения разрастаться в крипту — полость, в которой личинки с комфортом проводят юность. По-английски «крипта» и «склеп» обозначаются одним словом crypt, поэтому в названии статьи об осах-паразитах ученые позволили себе немного пошутить: статья озаглавлена «Байки из склепа: паразитоид управляет поведением своего хозяина-паразита» (Tales from the crypt: a parasitoid manipulates the behaviour of its parasite host). Вырастая, личинка прогрызает в стенке крипты отверстие и выбирается наружу.

Энтомологи Келли Вейнерсмит (Kelly Weinersmith) и её коллеги заметили, что многие осы умирают на пороге своего «дома детства»: продырявив дерево, они выставляют наружу голову и умирают. Оказалось, что эти смерти на совести суперпаразита — ос ранее неизвестного вида Euderus set.

Личинки Euderus set тоже хотели бы жить в криптах, но они слишком малы, чтобы прогрызть себе путь наружу. Поэтому личинки Euderus set селятся в теле более крупных личинок Bassettia pallida и постепенно съедают их изнутри, пока те прокладывают путь на свежий воздух. Как только голова насекомого показывается над поверхностью древесины, личинки-сверхпаразиты убивают хозяина окончательно и вылезают через его голову.

Сначала энтомологи наблюдали такое поведение в природе, а затем и в лаборатории. Закрыв выход из крипты щепкой, ученые установили, что у Euderus set не хватает сил выбраться наружу самостоятельно. Но если рядом находится личинка орехотворки, маленькие паразиты используют ее как большую бурильную машину и буфет одновременно, и с её помощью выбираются из крипты.

Gundir

Американские ученые - лучшие друзья британских
ЦитироватьУченые из США назвали главное преимущество отказа от алкоголя, передает "Экономика сегодня".
Они провели эксперимент, который установил, что люди, не имеющие вредных привычек, обладают сильной волей.
Первая группа участников эксперимента придерживалась здорового образа жизни, отказавшись от употребления алкоголя. Вторая группа, напротив, увлекалась спиртными напитками.
После завершения исследования выяснилось, что респонденты из первой группы уверенно держали себя и могли легко отказаться от предложенного алкоголя. Однако людям из второй группы было сложно отвергнуть искушение выпить спиртное.
https://news.rambler.ru/science/35944257-uchenye-opredelili-preimuschestva-otkaza-ot-alkogolya/?utm_medium=read_more&utm_content=news&utm_source=copylink

алексаннндр

Это прям на шнобелевскую премию претендует исследование.

ArefievPV

Как летает муха
http://www.nkj.ru/news/30614/
Дрозофилы маневрируют в полете с помощью двенадцати рулевых мышц, каждая из которых управляется только одной нервной клеткой.

Крылья насекомых устроены иначе, чем крылья птиц или летучих мышей. У позвоночных это преобразованные передние конечности, которые состоят из костей плеча, предплечья, запястья, кисти и прикреплённых к ним мышц. У насекомых же в крыльях нет ни костей, ни мышц, а с телом они соединены с помощью хитроумного соединения, которым управляет специальная мускулатура груди. Хотя разные насекомые летают по-разному, кто-то хуже, кто-то лучше, среди них есть настоящие асы вроде мух, комаров и других представителей отряда двукрылых, которые маневрируют в полете с исключительным искусством.

Исследователи из Калифорнийского технологического института попытались выяснить, как насекомым – точнее, мухам дрозофилам – удаётся так точно контролировать собственный полет. Летательные мышцы у них делятся на две группы, силовые и направляющие. Силовые мышцы насекомых действительно чрезвычайно сильны и считаются едва ли не самыми мощными в животном мире, и маневрировать с их помощью невозможно. Здесь нужны направляющие, «рулевые» мышцы – их у насекомых двенадцать.

Чтобы понять, как работает вся эта система, дрозофил сажали в специальный полётный симулятор, в котором муха махала крыльями, оставаясь на месте, а обстановка вокруг нее менялась, заставляя ее как бы менять направление полета. Дрозофилы были генетически модифицированными – в их мышцах синтезировался белок, который флуоресцировал в ответ на изменения уровня кальция. Мышечные сокращения зависят от ионов кальция, и с помощью светящегося белка можно было отличить одну мышцу от другой.

В статье в Current Biology Теодор Линдсей (Theodore Lindsay) и его коллеги пишут, что рулевые мышцы у дрозофилы отличаются по функциям: пять из них активны в полете всё время и нужны для небольшой корректировки курса, другие же семь большей частью неактивны и включаются только тогда, когда нужно совершить быстрый маневр, требующий большого мгновенного усилия. И те, и другие крепятся к четырём особым структурам в основании крыла, причём на один «рычаг» приходится по меньшей мере по одному рулевому мускулу обоих сортов.

Стоит также добавить, что каждая из двенадцати направляющих мышц контролируется только одним нейроном. То есть насекомым удалось решить довольно сложную биомеханическую задачу, ограничившись минимумом управляющих ресурсов, и, возможно, как это часто бывает, «наработки» насекомых пригодятся тем, кто пытается сделать летательные аппараты более маневренными и самостоятельными.

ArefievPV

Антибиотики ускоряют рост бактерий
http://www.nkj.ru/news/30676/
Пытаясь устоять перед антибиотиком, кишечная палочка начинает размножаться в три раза быстрее.

Мы знаем, что антибиотики действуют против бактерий, однако часто бывает так, что бактерии приспосабливаются к антибиотикам. И тогда биологам и медикам приходится искать новые вещества, которые бы действовали на бактерий. Ища такие вещества, крайне полезно знать, как вообще проявляется лекарственная устойчивость, как развивается и от чего зависит.

Исследователи из Эксетерского университета экспериментировали с кишечной палочкой и антибиотиком доксициклином из группы тетрациклинов, которые тормозят на биосинтез белка в бактериальных клетках. Кишечная палочка после обработки доксициклином, как и ожидалось, стала устойчивой к антибиотику, но, кроме того, бактерии начинали расти быстрее, и в результате их колонии оказывались в три раза больше, чем колонии бактерий, не отведавших доксициклина. Способность к ускоренному росту сохранялась и после того, как антибиотик убирали из питательной среды.

Адаптации бактерий к окружающей среде, с ее неблагоприятным фактором – самый наглядный пример того, как работает естественный отбор: благодаря тому, что бактерии размножаются с огромной быстротой, в их популяции довольно скоро закрепляются индивидуумы (если так можно сказать об одноклеточных) с подходящими мутациями, позволяющими выжить в новых условиях.

Вот и сейчас авторам работы удалось найти в геноме доксициклин-устойчивых кишечных палочек две зоны, в которых произошли крупные изменения. Во-первых, бактерии обзавелись дополнительными молекулярными насосами, выкачивающими антибиотик из клетки (впрочем, это «ноу-хау» наблюдали много раз и раньше, и у разных видов микроорганизмов).

Во-вторых, из генома кишечных палочек исчезли куски, соответствующие «спящему» вирусу. Многие вирусы могут встраивать себя в ДНК хозяина, да так в ней и оставаться, переходя из поколения в поколение и пребывая в неактивном состоянии. Вирусные гены могут даже в чем-то пригодиться клетке – например, кишечная палочка с их помощью запускает процесс саморазрушения. Зачем ей это нужно?

Дело в том, что когда бактерии растут на твёрдом субстрате, они формируют так называемые биоплёнки, в которых бактериальные клетки погружены в особое межклеточное вещество – матрикс. Биопленка очень прочно держится на поверхности субстрата и очень устойчива к физическим и химическим воздействиям. Молекулы биопленочного матрикса высвобождаются из разрушающихся клеток, так что, саморазрушаясь, бактерии помогают росту колонии.

Но сейчас кишечных палочек выращивали в жидкой среде, где сформировать биопленку было просто невозможно. Зато, избавившись от вирусных генов саморазрушения, бактерии увеличили «рождаемость»: ведь если клетка не погибла, она начнет делиться и увеличит численность колонии – что особенно своевременно, когда вокруг плавает опасный антибиотик.

Полностью результаты исследований опубликованы в Nature Ecology & Evolution. Конечно, у бактерий есть и другие способы приобрести лекарственную устойчивость и приумножить собственную численность, несмотря на терапию. Однако в некоторых случаях (и особенно – в случае патогенных штаммов кишечной палочки) лечение может стать более эффективным, если мы научимся учитывать обе молекулярно-генетические уловки, о которых только что шла речь.

ArefievPV

Самосборкой получены структуры из 144 молекулярных компонентов
http://elementy.ru/novosti_nauki/432928/Samosborkoy_polucheny_struktury_iz_144_molekulyarnykh_komponentov

Группе химиков из Японии удалось побить установленный ею же рекорд самосборки молекулярных геометрических фигур. Ученые смогли так подобрать условия и компоненты, чтобы в растворе прошла реакция самосборки молекулярного многогранника, подобного вирусным капсидам (белковым оболочкам). Новый рекордсмен состоял из 144 молекул. Это открытие имеет огромный прикладной потенциал, поскольку меньшие структуры уже давно используются для катализа, гиперчувствительных сенсоров, хранения энергоносителей, стабилизации взрывчатых веществ и многого другого.

Если смотреть на экспериментальную химию философски, вся она по сути — самосборка. Химик только добавляет одни реагенты к другим, а взаимодействуют в растворе они уже сами по себе: как правило, ничто, кроме диффузии и электростатики, их друг к другу не подталкивает. Так же растут кристаллы: одна молекула «приклеивается» к другой, «выбирая» наиболее энергетически выгодную конформацию.

В принципе, так происходит и в живой клетке. Молекулы, плавая в цитоплазме, сами собираются в структуры, потом эти структуры катализируют самосборку других структур, вплоть до многоклеточного организма. Всё это выглядит как огромный работающий завод без единого рабочего, начальника цеха, директора или уборщицы. Всё работает по (био)химическим законам без чьего-либо сознательного надзора или управления — это результат эволюции, постепенного усложнения, выживания работающих систем и отмирания неработающих.
....
....


Рис 1. Молекулярная структура многогранника, полученного самосборкой из 144 молекул (расшифрованная методом рентгеноструктурного анализа): 48 четырёхвалентных палладиевых акцепторов (показаны шариками) и 96 лигандов — бипиридиновых (см. Bipyridine) доноров (показаны прямыми линиями; на самом деле это изогнутые молекулы с углом 152°). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

ArefievPV

Межгрупповой отбор формирует социум, а внутригрупповой его поддерживает
http://elementy.ru/novosti_nauki/432929/Mezhgruppovoy_otbor_formiruet_sotsium_a_vnutrigruppovoy_ego_podderzhivaet

Колонии факультативно социальных пауков Anelosimus studiosus, обитающих на территории Северной Америки, состоят из смеси «мирных» и «агрессивных» самок, которые совместно охотятся и заботятся о коммунальном потомстве. Оба поведенческих фенотипа являются генетически обусловленными, то есть наследуются по классическому менделевскому типу. Новые колонии формируются выселяющимися дочерьми, но значительная часть колоний просто вымирает, не оставляя отпрысков. Такая ситуация благоприятствует действию группового отбора, который, как доказали авторы исследования, и формирует оптимальную структуру сообщества. Однако до сих пор оставалось неясным, какой же, собственно, механизм обеспечивает поддержание оптимального соотношения «мирных» и «агрессивных» в функционирующей колонии и в ее отводках. В новом исследовании авторы продемонстрировали, что особи избыточного фенотипа в колонии производят меньше яиц, чем особи дефицитного фенотипа. То есть структура внутри колонии поддерживается благодаря частотно-зависимому отбору, реализуемому через генетически обусловленные (наследуемые) механизмы саморегуляции в репродуктивной системе самок.

ArefievPV

В сетчатке нашли «клетки близорукости»
http://www.nkj.ru/news/30700/
Специальные клетки сетчатки оценивают, видим мы изображение в фокусе или нет.

При миопии, или близорукости, лучи света фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Чаще всего причина тут в том, что глазное яблоко выросло слишком большим, слишком длинным, так что сетчатка «ушла» из фокальной плоскости. Наши глаза активно растут, пока мы еще дети, и как раз в детском возрасте близорукость чаще всего и проявляется, когда механизм, контролирующий рост глазного яблока, почему-то не срабатывает.

Но как устроен этот механизм? Считается, что главная роль тут принадлежит как раз сетчатке: ведь именно она воспринимает изображение, и, когда глазная оптическая система приобретает оптимальные параметры, сетчатка тормозит рост глаз. Однако что именно тут происходит, что за клетки тут участвуют и т. д., долгое время никто не знал.

В статье в Current Biology исследователи из Северо-Западного университета сообщают, что им удалось найти в сетчатке глаза клетки, которые могут непосредственно влиять на размер глаза. Как известно, сетчатка устроена чрезвычайно сложно: она состоит из десяти разных клеточных слоев, один из этих слоев образован так называемыми ганглионарными клетками, которых существует пятьдесят разновидностей, каждая со своей функцией. Сами по себе они не воспринимают свет, но собирают нервные сигналы от фоторецепторного слоя, от палочек и колбочек; какие-то из ганглионарных клеток специализируются на движении, какие-то на цвете, и т. д.

Однако у некоторых из них обнаружилось уникальное свойство: они по-разному работают в зависимости от того, попадает ли изображение точно в фокус или нет. Время отклика этих клеток зависело от того, насколько близко расположен видимый объект: на далёкие предметы они реагировали с сильной задержкой, но если предмет делался ближе, то время их отклика уменьшалось, и наиболее чувствительными они становились тогда, когда «картинка» находилось точно в фокальной плоскости. По сути, они реагируют на контрастность изображения, будучи объединены в сложные нейронные сети с другими элементами сетчатки.

Конечно, еще предстоит выяснить, как эти клетки управляют ростом глазного яблока и как они связаны с развитием близорукости. Авторы работы полагают, что тут все дело в особенностях искусственного освещения, в балансе световых волн разной длины, на который клетки реагируют как на обычный контраст, так что из-за их гиперактивности глаз вырастает в длину больше, чем нужно – и потому-то, сидя дома в детстве, мы и зарабатываем миопию. Однако какими бы правдоподобными ни были здесь гипотезы, их все равно нужно проверять дополнительными экспериментами.

ArefievPV

Шмелей научили играть в футбол
http://www.nkj.ru/news/30790/
Шмели могут решать абсолютно незнакомые для них задачи, просто понаблюдав друг за другом.

Общественные насекомые – пчелы, муравьи, термиты – демонстрируют исключительно сложное поведение, но это поведение у них мы наблюдаем в связи с их обычной жизнью, когда они строят себе жилье, ищут пищу или общаются с другими членами колонии.

Могут ли они решать нестандартные задачи? Эксперименты со шмелями показали, что могут, и что они даже способны учиться друг у друга: прошлой осенью мы писали о том, что шмели повторяют действия своих товарищей, которые вытаскивали за веревочку кормушку с угощением.

Однако задачу достать что-то за веревочку все же нельзя было назвать совсем-совсем непривычной. И тогда те же исследователи, Ларс Читтка (Lars Chittka) и его коллеги из Лондонского университета королевы Марии, решили поставить такой опыт, в котором шмелям нужно было сделать нечто, что вообще никак не походило бы на их обычные занятия.

На сей раз шмелей решили научить играть в футбол: чтобы получить награду – порцию сиропа – шмель должен был загнать небольшой шарик в специальную лузу. Сначала экспериментатор сам подталкивал шарик в нужное место, а глядящий на все это шмель получал возможность угоститься сладким. Потом шмель постепенно сам начинал гонять «мяч» по полю, направляя его в «ворота».

Затем брали другого, нетренированного шмеля, и давали ему посмотреть, как его товарищ манипулирует «мячиком». И шмель-зритель, как пишут авторы работы в своей статье в Science, довольно быстро понимал, что нужно делать, и сам начинал закатывать шарик в нужное место – естественно, получая свою порцию сиропа. (Как все это происходило, можно посмотреть здесь.)

Для сравнения шмелей пытались обучить и другим способами: некоторые, например, видели, как шарик катится в лузу под действием невидимого магнита, то есть сам собой; другим же показывали «мяч», уже попавший в ворота, с которого можно было слизывать сладкое. Оказалось, что живой пример все-таки лучше всего – шмели быстрее усваивали, что нужно сделать, только глядя на других шмелей.

Еще более любопытными оказались результаты следующего опыта, когда перед шмелями был не один, а целых три шарика, расположенный на разных расстояниях от лузы. Шмель-тренер во время демонстрации всегда брался за самый дальний, потому что, когда его учили, ближние шарики всегда оказывались прочно приклеенными, и сдвинуть их с места не представлялось никакой возможности.

Шмели-зрители, посмотрев на тренера, в конце концов выбирали уже не самый дальний, а самый ближний шарик, который теперь можно было свободно катать. Похожие результаты получились и в эксперименте с разноцветными «мячами»: хотя шмель-тренер катал только желтые «мячи», шмели-зрители потом спокойно брались за шарики других цветов.

Получается, что когнитивная пластичность шмелей (и, возможно, прочих общественных насекомых) позволяет им решать даже такие задачи, с которыми в своей обычной жизни они не сталкиваются. Более того, у них даже получается анализировать условия задачи – ведь сумели же шмели выбрать наиболее удобный по расстоянию шарик, а заодно и понять, что цвет тут не главное. Если так пойдет дальше, то не исключено, что список животных-интеллектуалов, к которым традиционно относят приматов, попугаев, врановых и дельфинов, придется изрядно расширить.

ArefievPV

Все кости динозавров на одной карте
http://www.popmech.ru/science/333902-vse-kosti-dinozavrov-na-odnoy-karte/

Энтузиасты создали интерактивную карту, на которой можно найти каждую находку, связанную с окаменелостями динозавров. На карте можно найти место нахождения каждой кости доисторических животных, найденных учеными, начиная от ранних млекопитающих и заканчивая динозаврами.

Карта сделана на основе данных из Paleobiology Database. Найти ее вы можете, проследовав по следующей ссылке. Для поиска на карте вы можете выбрать различные геологические эпохи, геологические пласты, где были найдены организмы, или же то или иное семейство животных. По умолчанию все континенты на карте показываются так, как они существуют сейчас, но если вы выберите другую геологическую эпоху, то они перестроятся, и можно будет сразу увидеть, насколько сильно сдвинулись тектонические плиты за миллионы лет.

Если вы не ищете какое-то особенное создание, то можете просто пощелкать наугад и посмотреть, что выпадет. Можно увеличить любую страну мира и увидеть, какие окаменелости там находили, ну и заодно узнать, какие животные бродили в вашей местности миллионы лет назад.

Карта:
https://paleobiodb.org/navigator/

ArefievPV

Низкоранговые инноваторы
http://www.nkj.ru/news/30785/
Шимпанзе охотнее берут новые технологии от тех, кто стоит невысоко на социальной лестнице, нежели от своих лидеров.

Обезьяны учатся друг у друга: если кто-то из группы открыл ящик с угощением, то прочие, посмотрев на «первооткрывателя», сделают то же самое. Иногда им для этого даже не обязательно наблюдать за настоящей обезьяной – в 2014 году в Biology Letters была опубликована статья, в которой говорилось, что южноамериканским игрункам вполне хватает видеоурока: посмотрев видеозапись с другой обезьяной на ноутбуке, игрунки могли повторить то, что увидели.

Но как именно распространяется новое знание среди обезьян? Чьи действия сочтут не стоящими внимания, а кто, наоборот, станет признанным инноватором? Считается, что тут все зависит, во-первых, от того, свой или чужой служит образцом – то есть если обезьяна смотрит на кого-то из своего клана, то она с большей вероятностью «собезьянничает» за ним. (Хотя вышеупомянутые игрунки перенимали необходимые для получения угощения манипуляции у чужаков, а у шимпанзе новые технологии приходят в стаю именно вместе с новичком, присоединившимся к группе со стороны.)

Немалую роль играет также пол того, кто додумался до какой-то уловки, и его социальный статус. И если говорить, например, о шимпанзе, то у них обычно все следуют за высокоранговым самцом, за лидером – во всяком случае, об этом говорят многочисленные наблюдения за шимпанзе, содержащимися в неволе.

Однако исследователи из Университета Сент-Эндрюс вместе с коллегами из США обнаружили нечто иное: оказалось, что шимпанзе могут отдавать предпочтение в «инновациях» не слишком высокопоставленным членам группы. Эксперимент был такой: из каждой из четырёх групп обезьян, содержащихся в специальном исследовательском центре, отбирали кого-то одного, чтобы обучить его открывать ящик с фруктами. В двух группах секрету обучали низкоранговых самок, в двух других – альфа-самцов. Затем обученные обезьяны демонстрировали свои умения перед «одногруппниками». и дальше оставалось только дать «аудитории» такой же ящик и посмотреть, что они с ним будут делать.

В статье в American Journal of Primatology авторы пишут, что открывать ящики по чужому образцу предпочитали те обезьяны, которые наблюдали за низкоранговыми особями, причем за низкоранговыми самками повторяли и те, кто стоял заметно выше их на социальной лестнице. Те же, которые смотрели на альфа-самцов, тоже пытались как-то достать угощение, однако они явно не стремились повторять в точности действия начальства.

Наконец, в одном случае альфа-самец, который только что показывал своим, как открывать ящик, сам сменил технологию после того, как увидел действия двух подведомственных ему самок. Дело в том, что до угощения можно было добраться разными способами, более эффективными и менее эффективными, и вот как раз эти две самки освоили более эффективный метод, нежели тот, которым пользовался альфа-самец, и сам он, как было сказано, предпочел забыть собственное «ноу-хау» и начал повторять за подчиненными.

Иными словами, инноваторами (или, если угодно, трендсеттерами) оказались не лидеры, а второстепенные члены группы. Объяснить это можно тем, что в данном случае членов группы больше заботили другие особенности поведения вожака. Известно, что у шимпанзе альфа-самцы порой отличаются вспыльчивым и непредсказуемым характером, поэтому все прочие будут, скорее, следить за тем, в хорошем ли настроении «шеф», а не за тем, что он там делает с ящиком. С другой стороны, у капуцинов и макаков резуса вообще не принято копировать действия начальства в его же присутствии – вот когда отойдет подальше, тогда другое дело – и, возможно, у шимпанзе тоже есть такое правило поведения.

По материалам ScienceNews.

Andrey_D

Oldest fossil ever found on Earth shows organisms thrived 4.2bn years ago – and provides strongest evidence yet for similar life on Mars
http://www.telegraph.co.uk/science/2017/03/01/oldest-fossil-ever-found-earth-shows-alien-life-mars-likely/

ArefievPV

Что общего у голых землекопов и «голых обезьян»?
http://elementy.ru/novosti_nauki/432949/Chto_obshchego_u_golykh_zemlekopov_i_golykh_obezyan

Голые землекопы и люди отличаются от своих родственников (соответственно, грызунов и приматов) двумя редкими особенностями: высоко развитой социальностью и долголетием. Российские и германские биологи проанализировали факты, свидетельствующие о том, что у этих двух видов млекопитающих есть еще одна важная общая черта: ювенилизация (неотения), то есть задержка развития, ведущая к сохранению у взрослых особей ряда детских и даже эмбриональных признаков. Не исключено, что все три необычные особенности голых землекопов и «голых обезьян» — социальность, долголетие и неотения — тесно связаны между собой.

P.S. Интересные вопросы ставятся в заметке...