Интересные новости и комментарии

Автор Дж. Тайсаев, января 15, 2009, 02:31:37

« назад - далее »

ArefievPV

Амеба справилась с вычислениями лучше современного компьютера
https://www.popmech.ru/technologies/news-457042-ameba-spravilas-s-vychisleniyami-luchshe-sovremennogo-kompyutera/

Для решения сложной вычислительной задачи японские ученые использовали одноклеточное существо, которое парадоксальным образом справилось с ней быстрее и проще, чем мощный компьютер.

Группа исследователей из токийского университета Кейо решила использовать амебу для решения так называемой «задачи коммивояжера», известной в области компьютерных наук проблемы. Суть ее такова: представьте, что вы — путешествующий от города к городу продавец, предлагающий свои товары. Вы стремитесь максимально увеличить свою эффективность, чтобы заработать как можно больше денег, а потому хотите найти кратчайший маршрут, который позволил бы вам добираться от одной точки к другой.

Универсальной формулы для этого не существует. Единственный способ решить проблему — это рассчитать длину каждого из возможных маршрутов и выбрать из них самый короткий. Кроме того, с добавлением новых городов на этот маршрут сложность вычислений возрастает экспоненциально. Так, для 4 городов нужно построить всего 3 маршрута, а для 6 — уже 360. А если ваш путь предполагает посещение 10 и больше городов, то счет пойдет уже на миллионы.

Решение ученых из Университета Кейо отличается от всех прочих алгоритмов, разработанных исследователями. Причина тому — одноклеточное существо Physarum polycephalum, а именно его слизь. P. polycephalum сам по себе очень простой организм, который умеет делать две вещи: двигаться в сторону еды и прятаться от света. Миллионы лет эволюции сделали его аномально эффективным в выполнении обоих этих процессов.

https://www.youtube.com/watch?v=8GCJq-HQbyk

Для эксперимента амебу поместили в камеру, состоящую из каналов, при этом в конце каждого было немного еды. Одноклеточное инстинктивно вытягивало жгутики в сторону конкретного канала — и тем самым вызывала срабатывание сигнализации, отключавшей свет. Схема простая: каждый канал — аналог города из задачи, а выбор одного из них влияет на вероятность того, что свет погаснет в других каналах. Чем дальше такой «город» находится от текущей точки — тем чаще в нем гаснет свет.

Со стороны это может показаться окольным и не очень понятным способом решения проблемы, однако у него есть одно важное преимущество: амебе, в отличие от компьютерного алгоритма, не нужно рассчитывать каждый отдельный путь. Вместо этого она пассивно реагирует на текущие условия, тем самым вынужденно выбирая самый выгодный маршрут. Сколько «городов» не добавляй на пути — время достижения конечного результата от этого не изменится.

Парадоксально, но простейший организм в результате решает алгоритм быстрее любого современного компьютера. Ученые еще не совсем поняли то, почему это происходит. «Механизм, благодаря которому амебе удается каждый раз выбирать кратчайший маршрут, пока остается загадкой», признаются они. Но если таких вот одноклеточных существ можно будет поставить на службу науке — это поможет не только в решении гипотетических задач: возможно, с их помощью удастся пересмотреть подход не только к современным алгоритмам вычисления, но и к системам компьютерной безопасности.

Шаройко Лилия

ЦитироватьНо если таких вот одноклеточных существ можно будет поставить на службу науке — это поможет не только в решении гипотетических задач: возможно, с их помощью удастся пересмотреть подход не только к современным алгоритмам вычисления, но и к системам компьютерной безопасности.

А может эээ даже будет КОНТАКТ?

:)

Вообще здорово. Я давно подозреваю, что не только совы не то, чем кажутся(с).
::)

Кроме шуток - механизмы адаптации простейших только начинают исследовать смотря на них в таких широких пределах
Нам еще много предстоит увидеть.

ArefievPV

Поедающие падаль зайцы-беляки впервые попали на видео
https://nplus1.ru/news/2019/01/13/snowshoe-scavengers

Американские зайцы-беляки, обитающие на северо-западе Канады, оказались падальщиками и каннибалами. Как пишут канадские биологи в Northwestern Naturalist, зайцы чаще питаются падалью зимой, вероятно, восполняя таким образом нехватку питательных веществ. Помимо мяса, зайцы поедают и перья погибших птиц. Ранее в научной литературе встречались упоминания о зайцах-падальщиках, но доказательства подобного поведения биологи получили впервые.

Американские беляки (Lepus americanus) обитают на территории Канады и США в хвойных и лиственных лесах, питаются преимущественно растительной пищей. Весной и летом их рацион довольно разнообразен — листья, молодые побеги и трава. Зимой зайцы поедают кору, небольшие ветки и стебли, хвою. Ранее исследователи сообщали о том, что американские беляки едят падаль (1, 2), но документальных свидетельств этого не было.

Биологи из Торонтского и Альбертского университетов под руководством Руди Бунстры (Rudy Boonstra) такие доказательства получили — они сняли на видео американских беляков, поедающих падаль, в том числе тела других зайцев. Ученые исследовали сообщества падальщиков, обитающих вблизи озера Клуэйн на северо-западе Канады, и в 2015-2017 годах раскладывали в разных местах трупы разных видов животных. В нескольких метрах от них исследователи прятали камеры с датчиком движения и оставляли их на месте до тех пор, пока падаль не съедали.

Оказалось, что беляки съедали падаль в 12 процентах случаев (20 тел из 161). В основном они питались так зимой, по-видимому, восполняя недостаток белков и других питательных веществ. В период с мая по август зайцы к падали не притрагивались. Беляки ели как млекопитающих, так и птиц; в частности, трупы канадской рыси — хищника, который преимущественно охотится на них самих, тела других зайцев, разных видов рябчиков и черноклювых гагар. Исследователи отмечают, что беляки отдавали предпочтение телам рябчиков, причем в этом случае поедали не только мясо, но и перья. Предположительно, перья способствуют пищеварению механически, либо меняют кишечный микробиом, или таким образом зайцы восполняли недостаток пищевых волокон в рационе.

Канадский исследователь Кевен Каукилл (Kevan Cowcill) рассказал «National Geographic», что после того, как он раскладывал по лесу полуоткрытые банки сардин, ими приходили лакомиться не волки и куницы, а американские беляки. Известны случаи хищничества и других животных, которых мы привыкли считать травоядными. Например, американские кролики и белки-летяги поедают трупы рябчиков, а белохвостые олени и коровы разоряют птичьи гнезда.

Ранее исследователи неоднократно сообщали о том, как «добыча» поедает хищников. В частности, о том, как слизни забираются в птичьи гнезда и пожирают птенцов, а крупные богомолы охотятся на взрослых птиц.

ArefievPV

#1743
Как обонятельные нейроны выбирают обонятельные гены
https://www.nkj.ru/news/35357/
В каждом обонятельном нейроне работает один-единственный обонятельный ген, пока остальные пребывают в молекулярном архиве.

Чтобы чувствовать запахи, у нас в носу есть около 10 миллионов нейронов с обонятельными рецепторами – особыми молекулами на поверхности клетки, которые связываются с запаховыми молекулами и посылают сигнал в мозг.

Обонятельные рецепторы – это белки, и, как и любые белки, они зашифрованы в генах. Таких обонятельных генов у нас более четырёхсот. Но в каждом отдельном нейроне работает только один ген, и каждый отдельный нейрон в ходе собственного созревания выбирает его случайным образом.

Считается, что именно благодаря такой организации, когда у нейрона есть только один тип обонятельных рецепторов, мы и прочие млекопитающие можем чувствовать огромное количество запахов со всеми их оттенками. Однако до сих пор не было ясно, как так получается, что в одном нейроне работает только один ген.

Обонятельные гены сидят на разных хромосомах. Однако уже довольно давно биологи знают, что внутри клеточного ядра эти гены находятся вместе. Хромосомы в ядре перепутаны друг с другом, их части сближаются и расходятся, и вот обонятельные гены с разных хромосом собираются в кластер. Но гены сами по себе – ещё не всё. В ДНК есть много разных регуляторных элементов, которые никаких белков не кодируют, но которые управляют активностью генов. Такие регуляторные элементы приманивают к себе белки, которые нужны для считывания информации с ДНК, и передают эти белки тем или иным генам.

Среди регуляторных элементов есть группа под названием энхансеры. Они могут находиться довольно далеко от тех генов, которыми управляют, так что тут тоже нужны пространственные сближения одних участков ДНК с другими. Эксперименты на мышах показали, что у них есть 63 обонятельных энхансера примерно на тысячу генов (намного больше, чем у людей – у других зверей обоняние играет намного более важную роль, чем у нас).

В статье в Nature исследователи из Колумбийского университета описывают, как мышиные обонятельные энхансеры, расположенные на 16 хромосомах, собираются в кластер, чтобы выбрать один из обонятельных генов, собранных в свой отдельный кластер по соседству с энхансерами. Авторам работы нужно было построить трёхмерную карту того, как разные участки хромосом расположены в ядре и какие из них сближены друг с другом (для этого был использован метод Hi-C, о котором мы уже как-то рассказывали). Всякий нейрон развивается из стволовых клеток. В стволовых клетках же никаких кластеров обонятельных генов нет, они болтаются отдельно друг от друга. Но как только стволовая клетка начинает дифференцироваться в обонятельный нейрон, так разные участки ДНК разных хромосом начинают сближаться.

Однако кластер обонятельных генов, который тут образуется, почти полностью неактивен. ДНК с генами плотно запечатана специальными архивирующими белками, и те ферменты, которые могут считывать генетическую информацию, просто не могут добраться до обонятельных генов. За пределами архивного кластера случайным образом остаётся только какой-то один ген – он-то и даст нейрону тот самый один-единственный тип обонятельных рецепторов.

Одновременно с генами, которые собираются в кластер, объединяются и регуляторные энхансеры, до этого тоже «размазанные» по всему пространству ядра. Но регуляторный кластер ни от чего не запечатан, энхансеры в нём активны и обеспечивают работу того единственного обонятельного гена, который остался за пределами архивного обонятельного кластера.

В общем, происходит следующее: участки разных хромосом с обонятельными генами сближаются друг с другом и попутно сводят вместе регуляторные элементы, затем обонятельные гены упаковываются в архив, а один из них, оставшийся за пределами архива, начинает работать под управлением собранных вместе регуляторных элементов. Авторы работы также выяснили, что все эти структурные перестройки происходят благодаря двум белкам, которые сидят как раз на энхансерных последовательностях, то есть энхансеры играют роль ещё и в организации «обонятельного отдела» генома.

Но ген – всего один, а энхансеров почему-то много. Объяснить такую энхансерную избыточность можно тем, что для обонятельные энхансеры – слабые, что они плохо удерживают активирующие белки, и чтобы ген заработал, нужно действительно много таких регуляторных элементов. По другой гипотезе, чтобы выдернуть ген из архива, нужно в принципе много тех белков, которые сидят на энхансерах и помогают структурировать «обонятельный отдел» – эти белки, собравшись вместе, удерживают ДНК с геном рецептора от запечатывания в архиве.

Портал Nature подчёркивает, что речь здесь идёт о дальнем взаимодействии между участками разных хромосом. По сравнению с дальними взаимодействиями внутри одной и той же хромосомы, межхромосомные контакты наблюдают намного реже, и пока непонятно, играют ли они какую-то значимую роль в жизни клетки. Но, возможно, нечто похожее на то, что происходит с обонятельными генами и регуляторными элементами, имеет место с другими генами и в других клетках.

P.S. Почему случайно оказывается вне архива только один ген? Не два, не три? Или вообще ни одного? Объяснения какие-то "сырые", на мой взгляд...

Да и вторая гипотеза тоже не объясняет единственности "выдернутого" гена...

ArefievPV

В костях нашли новые кровеносные сосуды
https://www.nkj.ru/news/35439/
Новооткрытые капилляры идут поперёк кости, помогая выйти из неё новорождённым клеткам крови.

Кости, как и всякие другие органы, должны дышать и питаться. И кислород, и питательные вещества даёт кровь, которая приходит к костям по кровеносным сосудам. Где именно находятся кровеносные сосуды? Во-первых, они идут в надкостнице – соединительнотканной оболочке, одевающей кость снаружи. Во-вторых, сосуды есть в так называемом компактном веществе. Кость состоит из менее плотного губчатого вещества, которое находится поглубже внутри кости, и более плотного компактного вещества вокруг губчатого. В компактном веществе есть специальные каналы, по которым проходят кровеносные сосуды, питающие клетки кости.

В губчатом же веществе мы часто обнаруживаем красный костный мозг, в котором рождаются новые клетки крови. Очевидно, что эти клетки должны как-то выходить в кровоток, то есть для них должны быть специальные сосуды. И если ввести внутрь кости какое-то лекарство (такая процедура называется внутрикостной инфузией), то мы вскоре увидим, что лекарство появилось в крови – то есть, очевидно, оно ушло из костей по каким-то сосудам. Но долгое время этих сосудов никто не видел – пока исследователи из Университета Дуйсбурга–Эссена и других европейских научных центров не попытались обнаружить их с помощью метода, делающего ткани прозрачными.

Про такие методы мы уже как-то рассказывали. Суть их в том, чтобы убрать всё, что рассеивает и поглощает свет, то есть в первую очередь липидные молекулы, и зафиксировать те структуры, которые мы рассчитываем увидеть. Когда таким образом сделали прозрачной одну из костей мышиной ноги, то оказалось, что в ней есть огромное число капилляров, идущих сквозь кость. Причём в капиллярах были, например, иммунные клетки нейтрофилы, которые родились в костном мозге и которые начали выходить из него в общий кровоток. Сами капилляры содержали характерные молекулы, по которым можно отличить артериальные и венозные сосуды. Число новых костных сосудов зависело от активности клеток, формирующих костную ткань, и от состояния самой кости – в статье в Nature Metabolism говорится, что у мышей с хроническим артритным воспалением в костях новые капилляры формировались в течение недели.

Есть ли у человека эти транскортикальные сосуды (trans-cortical vessels – TCV), как их назвали авторы работы? Видимо, да – как пишет портал LiveScience, один из исследователей провёл в аппарате для магнитно-резонансной томографии (МРТ) несколько часов, и на его МРТ-снимках можно было увидеть характерные отверстия в костной ткани. Самих сосудов по МРТ было не увидеть, но вкупе с другими данными (в том числе и с теми, которые были получены другими исследовательскими группами) полученные результаты позволяют с большой уверенностью говорить, что такие капилляры есть и в человеческих костях. Наши кости страдают от множества болезней, в том числе и аутоиммунных, и открытие новых кровеносных сосудов, скорее всего, должно помочь в лечении таких заболеваний.

Это не первый раз, когда, казалось бы, давно изученная анатомия человека преподносит сюрпризы. Мы как-то писали о том, что в мозге нашли представительство лимфатической системы, и что кровяные клетки рождаются не только в красном костном мозге и других «классических» органах кроветворения, но и в лёгких, и даже в кишечнике. И кто знает, какие ещё неведомые вещи откроются нам в нас самих по мере развития научных методов.

ArefievPV

#1745
Случайная изменчивость генной экспрессии у Arabidopsis thaliana подчиняется строгим закономерностям
http://elementy.ru/novosti_nauki/433419/Sluchaynaya_izmenchivost_gennoy_ekspressii_u_Arabidopsis_thaliana_podchinyaetsya_strogim_zakonomernostyam

ЦитироватьФенотип определяется не только генами и средой, но и «случайным шумом», который неизбежно присутствует на всех уровнях организации живых систем, в том числе на уровне экспрессии генов. Сравнив транскриптомы 168 проростков Arabidopsis thaliana, генетически почти идентичных и развивавшихся в одинаковых условиях, британские биологи обнаружили закономерности, которым подчиняется случайная изменчивость генной экспрессии. Оказалось, что гены сильно различаются по размаху такой изменчивости. Многие из генов с наиболее изменчивой экспрессией отвечают за реакцию растения на внешние стимулы и выполняют защитные функции, тогда как гены с наиболее стабильной экспрессией обычно отвечают за базовые клеточные процессы. Повышенная изменчивость экспрессии у одних генов наблюдается только ночью, у других — днем, у третьих — круглые сутки. Гены с самой вариабельной экспрессией отличаются от остальных генов меньшей длиной, более сложной регуляцией и более «закрытым» состоянием хроматина, хотя средний уровень экспрессии у них примерно такой же, как и у генов со стабильной экспрессией. Исследование показало, что размах случайной изменчивости не случаен; он явно регулируется организмом. Регулируемая случайная изменчивость может способствовать выживанию в непредсказуемой среде по принципу «хеджирования ставок».
ЦитироватьКроме того, работа показала, что случайная изменчивость подчиняется строгим закономерностям. По-видимому, это значит, что пределы случайной изменчивости генной экспрессии аккуратно регулируются организмом. Хаос, по идее, должен быть изначально присущ всем биологическим процессам. Однако в ходе эволюции неизбежно развиваются механизмы, накладывающие определенные рамки на случайную изменчивость. Под действием отбора случайная изменчивость одних признаков сводится к минимуму, в то время как другим признакам отбор оставляет больше свободы. В каких-то ситуациях это может оказаться полезным. Например, случайные флуктуации уровня экспрессии защитных генов могут повышать выживаемость в непредсказуемой среде, когда нельзя предугадать, с какими напастями организму предстоит бороться в течение следующего часа. Дальнейшие исследования покажут, действительно ли случайная изменчивость экспрессии генов является адаптацией, направленной на повышение выживаемости путем «хеджирования ставок».

ArefievPV

#1746
Пчел научили складывать и вычитать
https://nplus1.ru/news/2019/02/06/bees-know-arithmetic

ЦитироватьУченые выяснили, что медоносные пчелы понимают арифметические действия — их можно научить складывать и вычитать, говорится в Science Advances. Насекомые научились распознавать голубой и желтый цвета, как репрезентацию сложения и вычитания, и выбирали правильный ответ (добавляли или вычитали единицу из нескольких элементов).

Многие животные способны оценивать и сравнивать количество разных объектов. Некоторые виды, в частности, шипманзе, макаки-резусы, голуби и попугаи-жако даже могут складывать и вычитать числа. Причем некоторые животные совершают простые арифметические действия спонтанно, их не надо этому учить. Так, пауки-кругопряды могут сосчитать свою добычу и замечают, если часть ее исчезла или, наоборот, прибавилась. Отдельные животные понимают более сложные концепции. Так, шимпанзе и жако, предположительно, понимают, что такое численные значения, и могут складывать числа, используя изображения арабских цифр или английских символов.

Медоносные пчелы (Apis mellifera) — модельные насекомые в когнитивных исследованиях насекомых — способны выучить некоторые правила и различать понятия «право-лево», «больше-меньше», «одинаковый-разный». После тренировки они могут узнавать числа и, даже понимают концепцию нуля. Поэтому австралийские и французские биологи под руководством Адриана Дайера (Adrian Dyer) из Мельбурнского технологического королевского университета сочли их подходящей моделью для изучения сложных понятий — численных значений. Исследователи научили пчел распознавать яркий голубой или желтый цвет, как символы сложения и вычитания.

Ученые сконструировали Y-образный лабиринт с одним входным отверстием. Рядом с ним ученые помещали картинку-стимул, на которой были изображены одна, две или четыре геометрические фигуры ярко-голубого цвета на сером фоне, которые символизировали сложение; либо две, четыре или пять геометрических фигур ярко-желтого цвета, которые символизировали вычитание. Во внутренних комнатах лабиринта пчелам нужно было выбрать из двух картинок, с правильным или неправильным ответом. При сложении на «правильной» картинке число фигур должно было быть на единицу больше, чем на картинке перед входом в лабиринт. В случае вычитания — на единицу меньше. Если пчела выбирала правильный ответ, ей давали каплю сахарного сиропа, если неправильный — каплю хинина, вещества с горьким вкусом. В экспериментах участвовало 14 рабочих медоносных пчел, которые выполнили 100 тренировочных тестов.

В основном эксперименте пчелам нужно было выбрать правильные ответы четыре раза: дважды сложить и дважды вычесть числа. При этом правильный и неправильный ответ каждый раз меняли местами. Во время теста им не давали ни сиропа, ни хинина. В качестве стимула пчелам показывали по три голубые или желтые фигуры. Во время тестов это число насекомым не показывали.

Схема эксперимента. А. Вычитание. Перед входом картинка с тремя фигурами, из которых одну нужно вычесть. В лабиринте справа — картинка с правильным ответом, слева — с неправильным. В. Сложение. Перед входом картинка с двумя фигурами, к которым нужно прибавить одну. В лабиринте справа — картинка с неправильным ответом, слева — с правильным.

В основном эксперименте пчелы выбирали правильные ответы как минимум в 63 процентах случаев, то есть гораздо чаще, чем случайным образом. В тестах на сложение количество правильных ответов, в среднем, было 72,1 и 66,4 процента. В тестах на вычитание — 63,6 и 67,9 процентов.

Как пишут авторы, их эксперименты показали, что медоносные пчелы способны использовать цвета, как символическую репрезентацию арифметических действий, и могут научиться складывать и вычитать. Более того, они могут успешно применять полученные навыки к незнакомому им раньше числу. «Вы должны уметь удерживать правила сложения и вычитания в вашей долговременной памяти и одновременно манипулировать набором заданных чисел в вашей кратковременной памяти», — говорит Дайер. «Кроме того, наши пчелы использовали кратковременную память, чтобы решить арифметические задачи. Они, скорее, научились распознавать плюс и минус как абстрактные концепции, а не как наглядные пособия. Наши результаты показывают, что репрезентация чисел, как символов, может встречаться в животном мире гораздо чаще, чем мы думали».

Ранее энтомологи нашли среди пчел «правшей» и «левшей». Насекомые могут иметь индивидуальную склонность к выбору правой или левой стороны во время полета.

P.S. Настораживает, что малое количество особей (14) участвовало. Конечно, 63% правильных ответов, это, наверное, хорошо. Но называть такое: "пчёл научили складывать и вычитать" - это уж слишком громко...

Представляете, школьник так (целых 63% правильных ответов  :)) научился сложению/вычитанию?
У педагогов и у родителей появилась бы куча вопросов - и к школьнику, и к процессу обучения, и к педагогам...

Питер

Пчеле    можно   ...   Хотя      отклонение  от     случайного   в  13 %  -   это   авторам  надо  двойку  ставить.  По   статистике.
А  оно  вам  надо  ?

Шаройко Лилия

ЦитироватьПредставляете, школьник так (целых 63% правильных ответов  ) научился сложению/вычитанию?
У педагогов и у родителей появилась бы куча вопросов - и к школьнику, и к процессу обучения, и к педагогам...

В курсе открытого образования - проходной бал к экзаменам 58% правильных ответов.
Там система такая: есть видеолекции, есть презентации по этим лекциям - тексты и картинки (не у всех, у Дубынина есть и еще в нескольких курсах изложено текстом, я на 8 курсов записана но только 3 сдавала, остальное просто просмотрела)

Дальше идут вопросы по принципу выбрать правильный из 4 ответов, дается 3 попытки на ответ.

При этом при первом наборе баллов можно пользоваться лекциями и текстовыми их отображениями. Можно ctrl F по тексту на ключевое слово найти ответ, но не во всех случаях. Я была страшно честная и такое практиковала только когда уставала в конце и уже не лезла в голову терминология  в таких количествах. Но теоретически это возможно и все двоечники наверное сразу догадались.

3 попытки на ответ - это значит если ты три раза просто ткнул во что попало, то у тебя для экзамена все равно остается 4-й ответ про который ты узнал таким методом, что он правильный.

Но при таком слепом тыкании конечно 58% набрать маловероятно.

Я, так как для себя это делаю, таких экспериментов не проводила - сразу разбиралась что и как в вопросе, поэтому у меня почти все было отвечено с первой попытки и набрано 100%

Но студенты которым просто это обязаловка могли пытаться химичить

Потом правда на экзамене пользоваться ничем нельзя но нужно просто правильно ответить  - (тоже выбрать правильно) на   20 вопросов выбранных системой в хаотичном порядке из тех, к которым ты готовился и ответы на которые при подготовке были точно известны (У Дубынина 168 вопросов, У Сурдина было 280  или что-то вроде этого)


система такого типа широко распространена сейчас в США и Европе.

При сдаче экзаменов получение 58% правильных ответов дает просто зачет, больше 92% сертификат с отличием. У меня было 100% и еще примерно у 10% тех кто сдавал экзамен. Слушателей у Дубынина было в этом семестре по Нейрофизиологии поведения больше 10000 человек, обычно экзамены сдает пятая или десятая часть слушателей.

То есть у пчел с этой точки зрения все ок.



ArefievPV

Возможно, я неправильно понял суть опытов и/или неправильно интерпретирую результаты...

Давайте уточним.

Например, если Вас научили складывать и вычитать, то Вы должны на экзамене правильно решить шесть примеров из десяти, верно? Типа, если Вы выдали правильно шесть ответов, значит, научились складывать и вычитать?

Шаройко Лилия

ЦитироватьНапример, если Вас научили складывать и вычитать, то Вы должны на экзамене правильно решить шесть примеров из десяти, верно? Типа, если выдали правильно шесть ответов, значит научились складывать и вычитать?
В курсе открытого образования так.
только про сертификат с отличием я неправильно написала -там позволяется одна ошибка, вероятно списание на возможный фактор стресса.
И в любом экзамене возможен фактор ошибок, у нас тут на форуме очепатки я часто вижу, у себя чаще всех. Если мы не ведем машину или не делаем хирургическую операцию - ошибки не смертельны.

Что касается самих опытов с пчелами - я там тоже не все понимаю, например по каким ориентирам они тут работают:

Цитироватьосновном эксперименте пчелам нужно было выбрать правильные ответы четыре раза: дважды сложить и дважды вычесть числа. При этом правильный и неправильный ответ каждый раз меняли местами. Во время теста им не давали ни сиропа, ни хинина. В качестве стимула пчелам показывали по три голубые или желтые фигуры. Во время тестов это число насекомым не показывали.

Я убегаю сейчас - вечером вернусь, поищу может подробности еще в каких то публикациях, или лучше исходник статьи открою,

http://advances.sciencemag.org/content/5/2/eaav0961

там англицкий, то есть быстро у меня не получится.

Но интересно докопаться до сути.

Шаройко Лилия

Я пришла немного раньше, скинула статью в

https://translate.yandex.ru

почистила несообразности и думаю это интересно рассмотреть в деталях. Меня конечно интересует как в таких опытах в тестах действовал мой собственный мозг и я потом напишу, если автор темы не будет возражать.
Статья длинная,  поэтому выкладываю по частям, тут есть конечно обороты типа как в теме юмора - акваобработка керамических и металлических поверхностей в просторечии именуемое мытье посуды, но в основном хорошая вещь

плюсс перечисление предыдущих опытов, в исходнике в каждой цифре ссылка, но такое количество исходного материала я пока ленюсь переварить поэтому можно начать с веры что тут действительно написано то, что в тех статьях является смыслом опыта


пока я ее переводила пришлось вникать в каждую фразу и у меня возникло множество сравнений с моим тестированием на курсах открытого образования. там системы есть разные и я потом опишу то, что я сдавать не стала и почему.

Первая половинка статьи

http://advances.sciencemag.org/content/5/2/eaav0961

АНОТАЦИЯ
Многие животные понимают цифры на базовом уровне для использования в основных задачах, таких как фуражирование, мелководье и управление ресурсами. Однако сложные арифметические операции, такие как сложение и вычитание, с использованием символов и/или надписей, были продемонстрированы лишь у ограниченного числа позвоночных, не являющихся людьми. Мы показываем, что медоносные пчелы с миниатюрным мозгом могут научиться использовать синий и желтый в качестве символических представлений для сложения или вычитания. В условиях свободного полета отдельные пчелы использовали эту информацию для решения незнакомых проблем, связанных с добавлением или вычитанием одного элемента из группы элементов. Такое проявление числительности (работы с числами) требует от пчел усвоения долгосрочных правил и использования кратковременной рабочей памяти. Учитывая, что медоносные пчелы и люди разделены более чем 400 миллионами лет эволюции, наши результаты показывают, что продвинутое численное познание может быть более доступным для нечеловеческих животных, чем предполагалось ранее.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует значительная дискуссия вокруг способности животных иметь или изучать сложные числовые навыки (1-5). Проводится различие между видами, способными использовать квантовое (например, количественное различение) и числовое (точное, символическое) познание (2). В то время как многие виды способны использовать квантовое  когнитивное восприятие корма, принимать решения и решать проблемы, обсуждалось ли, что  какие-либо из нечеловеческих или неприматных животных могут достигнуть численного познания, такого как точные числа и арифметические операции, например, решить проблему сложения и вычитания (1, 2).

Такая способность требует комплексного управления количества в рабочей памяти и долгосрочной основе правил памяти (6). Существуют исследования, которые показывают, что обезьяны-верблюды (6), шимпанзе (7-9), орангутанги (10), макаки-резусы (11), один африканский серый попугай (12, 13), голуби (14), пауки (15, 16) и человеческие младенцы (17, 18) имеют возможность складывать и/или вычитать.
Некоторые исследования показывают очень сложные способности сложения и вычитания, как, например, в случае шимпанзе и африканского серого попугая, которые могли бы маркировать результат сложения суммы, используя арабские символы или английский ярлык. Соответственно, что будет представлять собой точное числовое познание (7, 12, 13). Другие исследования показывают, что некоторые виды способны выполнять задачи сложения и вычитания спонтанно, без обучения. В более натурализованной задаче пауки, которые могут считать предметы добычи и замечать, когда добыча добавляется или вычитается (15) и макаки-резусы, которые предпочитают приближаться к скрытой пище в дикой природе, когда сумма вычитания должна привести к присутствию пищи (11).

Эта диковата фраза в инглише - when a subtraction sum should result in food being present

Вероятно смысл - когда вычисления должны привести к пониманию наличия пищи

Пчелы являются моделью для познания насекомых и зрения (19, 20). Пчелы продемонстрировали способность изучать ряд правил и концепций для решения таких проблем, как "влево/вправо" (21), "выше/ниже" (22), "то же/другое" (23) и "больше/меньше" (24-26).
Медоносные пчелы также продемонстрировали некоторую способность к подсчету и количественной дискриминации при обучении с использованием системы дифференцированных условий аппетита (только вознаграждение) (27-30).

Недавние достижения в протоколах обучения показывают, что пчелы значительно лучше справляются с перцептивно трудными задачами при обучении с помощью системы дифференцированного обусловливания аппетита (вознаграждение-наказание) (31). Это улучшение способности к обучению связано с вниманием у пчел (31), и внимание является ключевым аспектом продвинутой способности к числительности(способности работать с числами) и пространственной обработке в человеческом мозге (32, 33).

Используя этот протокол обусловленности(в инглише Using this conditioning protocol), медоносные пчелы недавно приобрели числовые правила "больше" и "меньше" и впоследствии применили эти правила, чтобы продемонстрировать понимание того, что пустое множество, ноль, лежит в нижней части числового континуума (34). Таким образом, чтобы проинформировать текущую дискуссию о числовых навыках у животных, исследование насекомых с миниатюрными мозгами позволяет ценно сравнить, чего могут достичь мозги разных размеров и архитектуры.

Шаройко Лилия

В этом исследовании медоносные пчелы были обучены входить в Y-лабиринт и просматривать визуальный образец стимула, представленный вертикально, содержащий набор элементов в изоляции (рис. 1). Затем пчелы пролетали через отверстие в камеру принятия решений и выбирали один из двух возможных вариантов (рис. 1). Образец стимула может содержать один, два, четыре или пять элементов (один, два или четыре элемента, если синий/сложение; два, четыре или пять элементов, если желтый/вычитание).

Если бы элементы были синими, пчелам нужно было бы выбрать опцию стимула в камере принятия решений, которая была на один элемент больше, чем образец; однако, если бы элементы были желтыми, пчелам нужно было бы выбрать стимул, который содержал бы на один элемент меньше, чем число образца (рис. 1).

Цвет элементов и, таким образом, арифметическая задача, которая должна быть решена, были случайным образом назначены для каждой пчелы для каждого испытания. Правильные и неправильные варианты во время экспериментов варьировались от одного до пяти элементов, и неправильный вариант мог быть выше или ниже правильного варианта (который также включал число образца как возможный неправильный вариант). Номер выборки из трех элементов никогда не показывался во время обучения и использовался только в качестве нового номера выборки во время тестирования. Дополнительные сведения см. В разделе Материалы и методы ниже.

Рис 1
Экспериментальный аппарат, используемый для обучения и тестирования свободно летающих пчел на их способность учиться сложению и вычитанию.
Установка аппаратуры для (A) вычитания и (B) испытаний на сложение. Диаграмма показывает части Y-лабиринта и положения стимулов. Когда пчелы видят желтый стимул образца (а), они должны вычесть из него один элемент, а когда пчелы видят синий стимул образца (б), они должны добавить к нему один элемент. (На этой диаграмме не видна входная стена в первую камеру).





_____________________________________________________________________


То есть нормально  по русски говоря в формате не "акваобработка керамических и металлических поверхностей", а в формате "мытье посуды"

пчела летит в куб, где она ожидает что-то вкусное по предыдущему опыту тестирований

на входе видит картинку  - образец числа и цвета, который является ориентиром типа че надо делать когда она влетит внутрь

если (как на картинке А) она видит желтый цвет, это значит надо будет от картинки на входе следующего шага отнимать один. Или сразу отнять один от образца и дальше искать то число, которое вычислено на входе

то есть в реальном опыте - летит пчела,  видит отверстие, на входе три квадратика желтых, дальше летит внутрь, видит справа три желтых и слева два желтых, ага думает :), надо отнимать один, значит вкусная капля там где два (3-1=2)

потом летит в другой (рис2) видит на входе два синих кубика, ага, значит дальше надо будет прибавлять один, правильный ответ три , влетает внутрь, видит два входа, залетает туда, где три квадратика.

Ориентироваться что всегда нужно лететь вправо или всегда влево нельзя так как правильный ответ может находиться как справа таки слева

Как я понимаю тестирование может идти от простого к сложному, то есть дальше выбор может состоять 3, 4, 5 разных нарисованных квадратов, но выбирать нужно всегда из двух вариантов, и вычитать и прибавлять в зависимости от цвета всегда именно единицу

Шаройко Лилия

#1753
Теперь самое главное - как пчелы дошли несчастные  до такого состояния, что они начали отнимать и прибавлять единицу. Потому что самое сложное - это не отнимать и прибавлять, а понять, че эти придурки, которые разложили сладость и гадость по разным коробочкам от тебя хотят ваще. Вам то исследователи это сразу обьяснили-написали в привычном для вас логическом-текстовом варианте. А им, в их логике и привычном типе общения танцем-запахом никто не позаботился объяснить условия задачи

:)

_______________________________________
Этап обучения
В течение 100 усиленных вариантов аппетитно-неприятия (вознаграждение-наказание) (31) медоносных пчел обучали добавлять или вычитать один элемент в зависимости от цвета образца стимула (рис. S1).

Пчелам давали 10 мкл раствора сахарозы 50% (CS+) или 60 мм раствора хинина (CS-) в качестве вознаграждения или наказания за правильный или неправильный выбор, соответственно (см. Материалы и методы). На этом этапе обучения наблюдалось значительное увеличение числа правильных выборов, сделанных в течение 100 обусловленных выборов (z = 8.14, P < 0.001), демонстрируя, что пчелы научились одновременно добавлять или вычитать по одному на основе цвета стимула образца (рис. 2A). Каждая отдельная пчела, по-видимому, учится по-разному, возможно, из-за случайного представления стимулов и индивидуальных различий в когнитивных способностях (дополнительные материалы, методы и результаты и рис. S2).




Рис 2 Результаты обучения и тестирования.
A) результативность на этапе обучения. Пунктирная линия на 0.5 указывает на производительность уровня шанса. Сплошная черная линия представляет собой функцию, описывающую фазу обучения n = 14 пчел, моделируемую обобщенной линейной моделью смешанного эффекта (GLMM). Точки (замкнутые круги) вдоль кривой указывают на наблюдаемые средние ± 95% доверительные интервалы (CIs) (фиолетовые) правильного выбора для пчел.


Повышение производительности на этапе обучения было значительным. B) эффективность на этапах испытаний на сложение и вычитание. Розовые столбцы (слева) показывают результаты, когда неправильный ответ был в том же направлении, что и правильный ответ, а синий столбец (справа) показывает результаты, когда неправильный ответ был в противоположном направлении от правильного ответа. Цифры под Столбцами (1, 2, 3 и 4) соответствуют операциям в основном тексте. Пунктирная линия на 0.5 указывает на производительность уровня шанса. Значение от уровня производительности обозначена *Р < 0,05, **Р < 0,01, и ***Р < 0,001. Показанные данные границы CI Середин ± 95% для всех испытаний.

______________________________________

выделенное мной шрифтом на мой взгляд показывает, что пчелы в поиске принципов решения задачи пробовали ориентироваться на то что может надо лететь всегда вправо или всегда влево, натыкались на гадость(хинин), думали, может они (злые-гоблины-исследователи) хотят, чтобы мы летели в противоположном направлении, хрен их знает что у них там в голове.

В этом ракурсе я хочу привести пример  из двух курсов, в принципе неплохих, которые я сдавать не стала. Может пчелы в таких условиях при задачах которые им давали справились бы. Сейчас зайду и пороюсь в них найду через минут 20, это давно было несколько месяцев назад,  в начале осени





Шаройко Лилия

Итак вот мы типа пчелки, курс психология сознания, несколько преподавателей -лекторов, основной лектор Аллахвердов Виктор Михайлович
Доктор психологических наук  Должность: профессор, заведующий кафедрой общей психологии

но эту лекцию (2)  ведет Гершкович Валерия Александровна Кандидат психологических наук
Должность: доцент кафедры общей психологии

лекция 2 Модуль 3. Рациональность сознания (Закон Юма) > Сознание и случайность > «Заключение»

https://openedu.ru/course/spbu/PSYCON/


[МУЗЫКА] Итак,
подведем итоги нашего занятия.
Цель сознания, как мы говорили — избавиться от противоречий.
Наибольшее противоречие, с которым сталкивается человек — это случайность,
именно потому, что случайность никогда не соответствует нашим ожиданиям.
Мы говорили о том, что для того чтобы справиться с этой случайностью,
сознание придает случайности статус закономерного.
И это мы назвали законом Юма.
Мы рассмотрели несколько феноменов: из области социальной психологии,
психологии памяти, психологии восприятия и мышления.
Мы говорили об очень разных феноменах,
и внутри каждой из этих областей безусловно существует большое количество
разнообразного рода исследований, конкурирующих гипотез,
экспериментальных исследований, и ведутся до сих пор дискуссии.
Мы бы хотели прояснить, что мы попытались посмотреть на столь разнообразные феномены
через призму одного закона, попытаться увидеть то единое,
что во всех них проявляется.
Таким образом, мы показали что человек случайное совпадение не
воспринимает и интерпретирует их и дает им объяснение.
Мы также увидели, что сознание структурирует реальность,
и находит структуру даже в самых случайных последовательностях.
Мы обнаружили, описывая, что если сознание
строит детерминацию явления, видит причинно-следственную связь,
то это позволяет человеку действовать на его основе, то есть предсказывать события.
Это связано с тем, что если у человека совпадают внутренние переживания и
внешние реалии, то он приписывает себе причину этих явлений.
Иногда это ведет к успеху и позволяет человеку действовать.
Однако, если эти случайные совпадения никак не поддаются контролю,
то человек аттрибутирует себе неуспех, и в итоге останавливается от действия.
На самом деле, третье следствие закона говорит нам о том,
что сознание не переживает случайность как данность,
и поэтому не способно генерировать случайных последовательностей.
И так как он обладает логическим концептом случайностей то пытается использовать
разнообразные стратегии.
Конечно, мы рассмотрели не все явления, а увидели лишь отдельные аспекты
мифологического мышления, мышления детей, иллюзию контроля, парейдолические иллюзии.
Однако, мы только начали наше путешествие по законам сознания.
И чуть дальше вы узнаете, как различные законы могут попытаться объяснить те
вопросы, которые у вас еще может быть остались.
А мы попытаемся объяснить всю работу сознания через призму серии единых
законов.
[МУЗЫКА]

После этого задается вопрос

Древние греки, как известно, назначали должностных лиц по жребию. Как Вы думаете, какой логикой они при этом руководствовались?
1. Случай отражает законы судьбы, и потому никакое назначение не будет случайным
2. Нельзя предсказать, кто будет хорош на той или иной должности, и потому следует положиться на случайность
3. Дань традиции, которая не несла никакого дополнительного смысла


Система в этом вопросе устроена так: Количество ответов может быть любым, то есть не один из трех, а например первый и третий , все три, только второй, только третий, вроде 24 варианта ответа

В лекциях мнение авторов по вопросу как думали греки не высказывается вообще.

В Википедии про эту систему написано так

https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборы_по_жребию

ЦитироватьВыборы по жребию существовали в прошлом у некоторых народов, но наибольшую известность получили выборы по жребию, применяемые в демократическом устройстве древних Афин. В Афинах классического периода (V век до н. э.) большинство должностных лиц и члены коллегиальных органов управления выбирались путём жребия. Обычно выбор производился с помощью бобов. В один сосуд клали соответствующее количество черных и белых бобов, а в другой имена кандидатов. Выемка из сосудов производилась одновременно. Белый боб означал, что кандидат избран. Древние греки считали, что таким образом проявляется воля богов. Однако кроме сакрального смысла они осознавали и практическую ценность данного метода, который сводил на нет усилия кандидатов, которые в современных терминах можно назвать «предвыборными технологиями» и которые в то время осуждались, как антиобщественные[1][2]. Выборы по жребию могли ограничиваться гражданами определенного имущественного ценза, или проводиться среди кандидатур, выбранных прямым голосованием.

Что я понимаю, зная немного историю религии, психологию греков и прослушав курс, в котором авторы в самом начале сообщают, что

____________________________________

(этому посвящена вся лекция 2) описываются приемы, которые заявлены как притягивание доказательств за уши (типа правильные лебеди малиновые, вам только кажется что вы видели сон про облака, на самом деле это были разновидности пениса). Потом с помощью тех же приемов начинают доказываться другие постулаты, на этот раз как верные.

Словосочетание случайные явления повторяется так часто, что девушка лектор воспринимается, как считающая их доминирующим в окружающем пространстве (часто в примерах случайными объявляются события, имеющие физически вполне внятные закономерности), на базе этого аксиомата начинаем усиленно утверждать закономерности, структурировать реальность вокруг себя по произвольным критериям, обьявлять правильных лебедей малиновыми, по дороге непрерывно объясняя, что сознание ищет закономерности там, где они и не ночевали даже(Законы Юма).
________________________________________

я понимаю, что в данном случае при такой политике авторов любое сочетание ответов может быть занесено ими в панели управления как правильное

Возможностей ответить - неизвестное число. В каждом тесте оно разное, здесь не указано вообще.

Что я делаю как пчела. Прослушиваю все лекции, как версия мира интересно. Сдавать даже не собираюсь начинать. Шансов ноль.