Интересные новости и комментарии

Автор Дж. Тайсаев, января 15, 2009, 02:31:37

« назад - далее »

ArefievPV

Слоны чувствуют себя в собственном теле
https://www.nkj.ru/news/31109/
Азиатские слоны понимают, когда они сами себе мешают.

Свойственно ли животным самосознание? Долгое время считалось, что нет, однако недавно зоологи стали использовать в своих исследованиях тест с зеркалом: животное, видя отражение в зеркале, может воспринимать его как кого-то другого или как самого себя, и, соответственно, по-разному себя вести. Так удалось выяснить, что понимание себя как себя есть у человекообразных обезьян, дельфинов, сорок и слонов (не так давно мы писали о том, что даже скаты манта узнают себя в зеркале).

Однако зеркальный тест не всегда оказывается убедителен. В частности, порой возникает подозрение, что животные на самом деле воспринимают свое отражение как кого-то другого, однако в силу развитых социальных навыков (а те виды, что проходят зеркальный тест, очень часто живут сложной социальной жизнью) они ведут себя так, что нам, людям, кажется, будто они видят самих себя.

В таком случае можно использовать другой вариант опыта, в котором нет никакого зеркала, но в котором от животного требуется ощутить собственное тело, ощутить его как препятствие, не позволяющее выполнить какую-то задачу. Один из вариантов такого «телесного» эксперимента известен по психологическим исследованиям с маленькими детьми: ребенок должен толкать небольшую корзину на колесиках, которая, несмотря на все усилия, не трогается с места – потому что прочно прикреплена к коврику под ногами самого ребенка. Здесь требуется понять связь между собственным телом и собственными напрасными стараниями, и если малыш понимает, в чем фокус, значит, осознание себя и своего тела у него уже возникло.

Исследователи из Кембриджа приспособили этот эксперимент под слонов, от которых требовалось поднять с коврика палку и подать ее человеку. Палку прикручивали к коврику веревками, а чтобы взять ее, слону приходилось встать на коврик, и тогда, разумеется, он с палкой ничего поделать не мог. Однако он мог отойти в сторону, сойти с коврика вбок, и тем самым преодолеть затруднение. В качестве контрольного эксперимента та же палка просто лежала на том же коврике, и ее можно было совершенно свободно поднять.

В статье в Scientific Reports Рейчел Дейл (Rachel Dale) и Джошуа Плотник (Joshua M. Plotnik) пишут, что в тех случаях, когда палка была привязана к коврику, слоны сходили с коврика в три раза чаще, чем когда она была не закреплена. (Как все происходило, можно посмотреть здесь.) То есть они понимали, что они сами себе мешают сделать то, что нужно – а это значит, что они воспринимали собственное тело как что-то отличное от всего остального, что они видели вокруг себя.

Если добавить сюда и результаты зеркальных тестов, то можно с уверенностью заключить, что в какой-то мере самосознание у слонов есть, и что их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.

ArefievPV

Ссылка к предыдущему сообщению...

Необычное из жизни рыб
http://www.nkj.ru/facts/28460/
Скаты манта узнали себя в зеркале.

Наблюдая за двумя скатами манта в одном из багамских аквариумов, биологи из Южно-Флоридского университета заметили, что скаты по-особому ведут себя, когда подплывают к зеркалу, установленному у одной из аквариумных стенок: манта пускали пузыри на зеркальное стекло и шевелили плавниками, как бы проверяя, они ли это отражаются напротив. Считается, что узнавать собственное отражение могут совсем немногие животные: кроме – разумеется – человекообразных обезьян, это дельфины, слоны, сороки. Осознание того, что ты – это ты, возможно только с высокоразвитой нервной системой, и от рыб, тем более от таких древних, как скаты, такого никто не ждал. И для того, чтобы окончательно убедиться, что скаты и впрямь воспринимают отражение в зеркале как своё собственное, нужно будет поставить ещё не один эксперимент – вполне возможно, что их особое поведение было всего-навсего проявлением любопытства.

P.S. Полагаю, что это более вероятно...

алексаннндр

Если между двумя скатами будет прозрачная перегородка, они так же себя будут вести как с зеркалом или нет?

Вообще я думаю что осознание себя наверное всё-таки одно из фундаментальных изобретений психики, поэтому оно скорее всего сделано неоднократно и достаточно давно.
Но эксперименты конечно же нужны, чтобы понять на каком уровне организации появляется осознание себя и так далее, но вообще- позвоночные имеют четыре конечности, головной мозг и два, иногда три :), глаза и два уха уже очень давно, это неправильно, строго говоря, так экстраполировать, и всё же- логично было бы предположить, что и фундаментальные свойства психики тоже одинаковые уже очень давно.
Мне кажется, осознание себя, своего тела, должно бы сложиться у позвоночных очень давно, тогда зачем такой мощный и всеобъемлющий контроль за всем своим телом, куча рецепторов самого разного типа, тактильных, тепловых, везде, у нас нет неощущаемых участков тела, зачем это, как не для осознания его собой?

ArefievPV

Цитата: алексаннндр от апреля 16, 2017, 19:08:58
Вообще я думаю что осознание себя наверное всё-таки одно из фундаментальных изобретений психики, поэтому оно скорее всего сделано неоднократно и достаточно давно.
Но эксперименты конечно же нужны, чтобы понять на каком уровне организации появляется осознание себя и так далее, но вообще- позвоночные имеют четыре конечности, головной мозг и два, иногда три :), глаза и два уха уже очень давно, это неправильно, строго говоря, так экстраполировать, и всё же- логично было бы предположить, что и фундаментальные свойства психики тоже одинаковые уже очень давно.
Мне кажется, осознание себя, своего тела, должно бы сложиться у позвоночных очень давно, тогда зачем такой мощный и всеобъемлющий контроль за всем своим телом, куча рецепторов самого разного типа, тактильных, тепловых, везде, у нас нет неощущаемых участков тела, зачем это, как не для осознания его собой?

Хочу уточнить. Не только на каком уровне организации появляется осознание, но какого уровня само это осознание. Типа, самоощущение собственного тела на основе тактильных ощущений – это один уровень. Причём, безо всякой визуальной самоидентификации. И даже этот уровень требует весьма серьёзных вычислительных ресурсов (а, следовательно, и определённого уровня развития нервной системы). Поэтому, свойства психики могут различаться очень сильно в зависимости от сложности структуры ЦНС.

Более подробно ответил на этот вопрос в другой теме.
https://paleoforum.ru/index.php?topic=8969.new#new

Кроме того, важно, что понимаем под фундаментальными свойствами психики. Если способность отражать (отображать в одних нервных структурах состояние других нервных структур) – то такая способность появилась давно. Способность ощущать (формировать ощущения) тоже появилась давно. Консолидировать ощущения в образы (это уже целая функция) – появилась позднее. Ну и так далее. Типа, требуется некая классификация (хотя бы качественная) чтобы определится, что мы понимаем под фундаментальными свойствами психики...

ArefievPV

Передача знаний по наследству улучшила навигацию почтовых голубей
https://nplus1.ru/news/2017/04/18/smartpigeon

Оказалось, что почтовые голуби, которые безошибочно находят дорогу к своему дому, могут делиться знаниями, чтобы спрямить маршрут, и передавать эти знания по наследству. При этом следующие поколения могут не только передавать полученные знания дальше, но и дополняют их. Это первые известные животные с такими способностями, кроме человека и, возможно, некоторых приматов. Статью об открытии опубликовал журнал Nature Communications.

Многие животные способны коллективно собирать и обрабатывать информацию при принятии различных решений. Такая способность называется коллективным интеллектом. Им пользуются, например, пчелы при выборе места для нового улья или пользователи социальных сетей при обсуждении волнующих событий. В исследованиях коллективного интеллекта животных ученые, как правило, допускают, что предыдущий опыт группы не повлиял на принятие решения. Однако в жизни животные регулярно решают похожие задачи и могут использовать полученные знания для решения будущих задач того же типа.

Такое коллективное обучение в сочетании с индивидуальными открытиями и передачей знаний из поколения в поколения называется кумулятивной культурной эволюцией. Она позволила человеку создать современную цивилизацию. До сих пор считалось, что к кумулятивной эволюции способны только некоторые приматы.

В новой работе ученые из Оксфордского университета решили проверить, способен ли коллективный интеллект других видов к возникновению культурной преемственности. Для этого они исследовали поведение почтовых голубей, которые способны прокладывать маршруты к дому как индивидуально, так и в стаях. Сперва ученые несколько раз выпустили голубя из одного и того же места, чтобы он нашел дорогу домой. Когда голубь стал летать по стабильному маршруту, его выпустили вместе с «учеником», который раньше не летал из отправной точки. Затем исследователи имитировали смену поколений, каждый раз заменяя более опытного голубя из пары на новичка. Таким образом они сменили пять «поколений», и в каждом следующем поколении маршрут немного изменялся под влиянием «ученика».

Путь голубей из последнего (пятого) «поколения» исследователи сравнили с путями контрольных групп, одиночек и пар с неизменным составом, которые сделали столько же вылетов из одной точки, сколько все «поколения» экспериментальной группы. Оказалось, что голуби из экспериментальной группы прилетели из отправной точки более коротким путем, чем голуби из контрольных групп. Авторы статьи считают, что их способность выбирать маршрут улучшилась благодаря смене поколений и коллективному накоплению опыта — изменения в маршрут, внесенные «учениками», сделали полет более оптимальным.

Таким образом, ученые показали, что кумулятивная культура свойственна не только людям, другие виды тоже способны накапливать знания. Правда у голубей эти знания не усложняют поведение, как у людей, а только улучшают эффективность навигационных навыков.

Коллективный интеллект полезен для выживания группы, но не способствует развитию интеллекта одиночных особей. Так, например, у дятлов, которые живут в группах, по данным последних исследований мозг меньше, чем у их одиноких сородичей.

ArefievPV

Голые землекопы могут жить 20 минут без кислорода, превращаясь в "растения"
https://ria.ru/science/20170420/1492711489.html

Голые землекопы, "бессмертные" африканские грызуны, могут переживать до 20 минут полного лишения кислорода благодаря способности их клеток использовать чистую фруктозу для обеспечения себя энергией, что роднит их с растениями, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Нам первыми удалось показать, что, по крайней мере, одно млекопитающее может переключаться с глюкозного метаболизма на фруктозу при недостатке кислорода. Наш мозг и другие органы необратимо повреждаются через пару минут после остановки сердца или инсульта. Так как ДНК мышей и голых землекопов на 94% идентична, вполне возможно, что мы сможем "позаимствовать" этот необычный метаболизм в будущем", — заявил Гэри Левин (Gary Lewin) из Центра молекулярной медицины в Берлине (Германия).

Голый землекоп (Heterocephalus glaber) — уникальное млекопитающее, обладающее множеством удивительных свойств. Этот безволосый подземный грызун размером с мышь и весом 30-50 грамм обитает в восточной Африке. В 1970-е годы ученые обнаружили, что эти существа живут необычайно долго для своего размера и не подвержены раковым заболеваниям. Кроме того, землекопы практически не чувствуют боли и не реагируют на раздражение кожи кислотами.

Землекопы образуют подземные колонии из нескольких десятков особей, которые возглавляет самка — "царица", единственная особь, производящая потомство в колонии. Все остальные члены колонии остаются на положении рабочих и не участвуют в размножении, так как их половые органы не способны производить потомство. Такая социальная структура — обычное дело у пчел и муравьев, но редчайший случай у млекопитающих.

Как рассказывает Левин, у землекопов есть еще одна "суперспособность" – они спокойно переносят недостаток кислорода и выживают даже в тех случаях, когда их полностью лишают доступа к кислороду на протяжении 18-20 минут. По словам биолога, даже по прошествии этого времени землекопы не испытывают никаких проблем со здоровьем и в их организме не происходит массовой гибели клеток.

То, зачем им нужно такое умение, не является тайной – землекопы живут в узких и "перенаселенных" тоннелях и лабиринтах, где концентрация кислорода всегда ниже нормы. С другой стороны, то, как именно им удается выживать в таких условиях, не было известно и оставалось предметом споров среди ученых.

Левин и его коллеги решили раскрыть эту тайну, поместив нескольких землекопов из берлинской колонии этих грызунов в специальные клетки, где концентрацией кислорода можно было гибко управлять, и проследили за тем, как менялась работа их организма при понижении доли О2 в воздухе до нуля и ее возвращении к нормальным значениям.

Оказалось, что землекопы используют несколько приемов для защиты от недостатка кислорода. Во-первых, скорость их метаболизма понижается при нехватке О2, и со временем, примерно через пять часов после его падения до смертельных для человека значений, эти грызуны впадают в анабиоз.

Во-вторых, землекопы в очередной раз оказались самыми уникальными животными на Земле. Как выяснили ученые, в клетках из мозга и всех остальных органов этих грызунов присутствует особый набор ферментов, позволяющий им питаться не глюкозой, а фруктозой. Разложение фруктозы, в отличие от глюкозы, не требует кислорода, что позволяет клеткам выживать более часа, переключаясь на альтернативный источник пищи.

Что интересно, у других млекопитающих только клетки печени и кишечника могут поглощать глюкозу, а другие органы и ткани не имеют такой способности. В этом отношении голые землекопы гораздо ближе к растениям, чем к животным, так как разложение фруктозы является одним из главных способов извлечения энергии из питательных веществ для представителей флоры. Соответственно, можно говорить, что землекоп временно превращается в "растение", пытаясь выжить при недостатке кислорода.

P.S. Решил разместить заметку несмотря на некоторые "непонятки". В последнем абзаце, случаем, не опечатка ли? Может кто-нибудь прокомментировать?

Tiktaalik

Цитата: ArefievPV от апреля 21, 2017, 05:03:09Решил разместить заметку несмотря на некоторые "непонятки".
Какие?
Цитата: ArefievPV от апреля 21, 2017, 05:03:09В последнем абзаце, случаем, не опечатка ли?
Да.

ArefievPV

Как и почему пьянствуют животные
http://www.popmech.ru/science/357902-kak-i-zachem-pyut-zhivotnye/

Учёные часто занимаются странными и на первый взгляд бесполезными делами — например, поят допьяна лабораторных животных: то раков, то мышей. Многие виды справляются и без людей — находят и едят забродившие фрукты, а учёные в таких случаях очень любят за ними наблюдать. Но всё это делается для того, чтобы наконец понять, как и почему пьют сапиенсы.

На прошлой неделе в топы всех поисковиков вышло сообщение о том, как учёные из Университета штата Мэриленд поили раков (Journal of Experimental Biology, 2017). Оказалось, что на скорость наступления опьянения у раков влияет степень социализвции: высоко социализированные членистоногие падали пьяными намного быстрее, чем их скромные и малообщительные товарищи. Учёные связали это с разной возбудимостью огромного интернейрона — самой крупной части нервной системы раков. У социальных животных этот нейрон чувствителен к меньшим количествам возбуждающих веществ, в том числе, видимо, и этанола.

Но даже самые замкнутые раки не сравнятся в умении пить и не пьянеть с перохвостой тупайей (Ptilocercus lowii) — маленьким пушистым зверьком вроде белки, который водится в джунглях Суматры. Тупайя и ее родственники, трогательные толстые лори (Nycticebus) целыми днями едят подгнившие и забродившие фрукты, получая с ними столько алкоголя, что к ужину процент алкоголя у них в крови в семь раз выше предела, после которого нельзя за руль в большинстве стран — но животные даже не пошатываются (Addiction Biology, 2010). Механизм, позволяющий лори и тупайям перерабатывать такие количества алкоголя и не пьянеть, имеет, по мнению учёных, эволюционное преимущество: забродивший фрукт для них так же питателен и полезен, как свежий.

Из тупайи и лори получились бы идеальные разведчики, но не всем так повезло. Совсем иначе переносят возлияния желтобрюхие полёвки. Среди биологов, исследующих половое поведение животных, эти маленькие пухлые грызуны популярны как идеальное модельное животное для изучения моногамии: пару они выбирают на всю жизнь и никогда не забывают о своём партнёре. До тех пор, пока коварные лаборанты не опускают в клетки трубочки поилок со спиртным; напившись пьяными, полёвки и думать забывают о моногамии и общаются со всеми кто подвернётся (PNAS, 2008). А ещё они стараются держаться на одном уровне опьянения с собутыльником: в одной клетке две мыши всегда выпивают поровну алкоголя и воды, хотя, например, сладкий сироп они пьют, не обращая внимания на то, как часто им лакомится сосед.

Конечно, учёные спаивают животных не для того, чтобы посмеяться; в большинстве случаев задача исследователей — выяснить, как алкоголь влияет на нервную систему. Часто с помощью модельных животных учёные пытаются понять, почему пьют люди. В 2014 году профессор биологии из Беркли Роберт Дадли опубликовал книгу «The Drunken Monkey: Why We Drink and Abuse Alcohol» («Пьяная обезьяна: почему мы пьём»). Наблюдая за обезьянами в дикой природе, Дадли разработал теорию, согласно которой любовь к алкоголю выработалась у Homo sapiens как механизм, позволяющий легче находить пищу: ведь там, где земля усеяна перебродившими фруктами, велик шанс найти много свежих и спелых плодов, еще висящих на ветках.

ArefievPV

У шимпанзе зафиксировали рождение технологических традиций
https://nplus1.ru/news/2017/04/28/chimp-drink-moss

Некоторые шимпанзе из лесного заповедника Будонго в Западной Уганде научились добывать воду из глинистых водоемов необычным способом — засовывая в нее комки мха и выжимая их себе в рот. Швейцарские и британские приматологи изучили, как подобные навыки закрепляются в популяции обезьян с течением времени, и обнаружили, что вначале умения распространяются среди тесно общающихся обезьян «горизонтальным» способом, а затем механизм становится более «вертикальным» — родители начинают учить новой методике своих детей, и основное распростренение идет именно за счет второго этапа. Исследование опубликовано в Science Advances.

Работы по исследованию новых навыков у животных зачастую посвящены механизмам их приобретения и распространения в небольших временных периодах. В этом проекте ученым хотелось узнать, как новый навык отразится на популяции шимпанзе спустя три года после того, как первые восемь шимпанзе придумали делать губки из мха. Такие губки позволяют им более эффективно добывать воду из узких глинистых источников. Раньше все обезьяны пользовались для этой цели листьями, но мох более эффективно впитывает воду, поэтому такая губка позволяет быстрее напиваться. Приходя на водопой, опытные шимпанзе могут пользоваться обеими методиками, и большинство научившихся пользоваться губками из мха уже не забывают об этом способе.

Многие обезьяны способны обучаться новым методикам, причем это может происходить как за счет имитации увиденного, так и стать самостоятельной находкой животного. Японские макаки с острова Кошима, например, в пятидесятых годах научились смывать песок с бататов (сладкого картофеля) в реке, причем вначале это умение распространилось на тех макак, которые наблюдали за юной самкой по имени Имо, впервые додумавшейся до этого, а потом они стали обучать новой методике своих детей.

Ученые выяснили, что по прошествии трех лет по крайней мере пять из восьми когда-то научившихся делать губки из мха шимпанзе все еще продолжают их использовать. Кроме того, это умение передалось еще семнадцати особям (всего в популяции их жило порядка семи десятков, а полное наблюдение удалось провести за сорока особями).

Затем приматологи сосредоточились на том, чтобы определить каналы передачи этих умений. Есть два основных способа передачи знаний: «горизонтальный», обмен между тесно общающимися, социально близкими обезьянами, и «вертикальный» способ — обмен между родителями и детьми.

Исследователи сравнили реальные данные со случайной моделью, чтобы выяснить статистическую значимость связей между разными обезьянами, обладающих новым навыком. Оказалось, что обмен опытом между обезьянами, которые обладают тесными социальными связями, идет в меньшей мере, а основное обучение происходит по вертикальному способу, когда родители учат ребенка, или, в некоторых случаях, наоборот. Горизонтальный обмен, по-видимому, происходит главным образом на начальных этапах возникновения навыка, а дальнейшее его закрепление происходит уже за счет семейных связей и с годами способствует переходу навыка в традицию, характеризующую популяцию в целом.

Шимпанзе ухаживают за своими умершими, наблюдают за поведением окружающих, отдавая предпочтение менее эгоистичным личностям и отмечая случаи ложных заблуждений, хотя к особенному альтруизму и не склонны. Ученые полагают, что изучение долговременных механизмов закрепления новоприобретенных навыков в популяциях обезьян поможет лучше понять устройство самих этих популяций, а также работу подобных механизмов в человеческих сообществах.

ArefievPV

Глаза для еды и глаза для брака
https://www.nkj.ru/news/31211/
Чтобы хватило сил найти самку для продолжения рода, взрослые пауки-дейнопиды экономят на глазах.

Пауки-дейнопиды известны необычным способом охоты: они плетут небольшую сеть, которую держат передними ногами. Когда добыча приближается, паук растягивает сеть и набрасывают ее на жертву (как это происходит, можно посмотреть здесь). Если добавить сюда удлиненное, палочковидное тело и огромные глаза – считается, что у молодых самцов-дейнопид едва ли не самые большие глаза среди всех паукообразных – то в целом получается очень странное и довольно пугающее существо (по-английски некоторых дейнопид даже называют «пауки-огры»).

Большие глаза нужны паукам, чтобы лучше видеть добычу, тем более, что охотятся дейнопиды в сумерках. Однако мы не зря сказали про большеглазых самцов, что они – молодые: после последней линьки, когда самцы становятся половозрелыми и вступают в брачный возраст, их огромные глаза заметно уменьшаются. В статье в Scientific Reports исследователи из Университета Небраски-Линкольна пишут, что у самцов одного из видов дейнопид глаза с окончательным взрослением уменьшались на 25%, тогда как у самок они, наоборот, увеличивались на 21%.

Тут следует уточнить, что речь идет не обо всех восьми паучьих глазах, а лишь об одной паре так называемых вторичных глаз, которые как раз и отличаются своими размерами и которые помогают паукам видеть все движущееся. Другие, первичные глаза, которые весьма невелики и которые помогают различать форму и детали объектов, у самцов как раз увеличиваются, и довольно сильно – на целых 36%.

Причина такой оптической перестройки заключается в том, что половозрелым самцам приходится радикально менять образ жизни. Если до сих пор они, как и самки, просто неподвижно свисали  головой вниз, удерживая сеть в передних лапах и всматриваясь во все, что движется, то теперь им нужно срочно найти подходящую супругу. И, поскольку задача эта – первоочередная, то ради нее можно отчасти пожертвовать «охотничьими» глазами, которые делаются меньше, тем более, что они никак в поисках самки помочь не могут – ведь тут самец активно бегает по округе, а самка как висела в ожидании добычи, так и висит.

Перераспределение ресурсов касается и мозга самцов: по словам авторов работы, оптические центры, получающие информацию от больших глаз, у молодых самцов составляют 12% объема мозга, тогда как у половозрелых эта доля составляет уже 9%. Падение кажется совсем небольшим, однако если учесть, сколь много ресурсов требуют себе нейроны, то в целом энергетический выигрыш оказывается довольно существенным.

Кстати говоря, самцы во время брачного периода действительно охотятся так себе. Что же до малых глаз, то можно предположить, что, раз они помогают увидеть форму и детали объекта, то их увеличение как раз и нужно для того, чтобы проще было найти неподвижную самку.

ArefievPV

Как наши клетки общаются между собой
https://www.nkj.ru/news/31214/
Для общения друг с другом клетки используют несколько каналов связи.

Наши клетки постоянно общаются друг с другом, и общение их можно разделить на несколько разных типов. Во-первых, это паракринные сигналы, когда гормоны или другие сигнальные молекулы, выходя из железы или другого какого органа, не убегают куда-то далеко вместе с кровью или лимфой, а действуют рядом, на клетки и ткани, расположенные неподалеку.

Паракринный механизм межклеточного общения изучен достаточно хорошо, чего не скажешь о другом способе, когда клетки, достаточно далеко отстоящие друг от друга, посылают друг другу сложные молекулярные «посылки»: сигнальное вещество, заключенное в мембранный пузырек-везикулу.

Третий тип коммуникации: когда клетки непосредственно контактируют друг с другом и между ними формируется так называемый щелевой контакт. Щелевые контакты обслуживают разные специальные белки, от которых зависит, что за молекулы и в каком количестве проникнут из одной клетки в другую.

Наконец, четвертый тип межклеточного общения – когда соседние клетки соединены достаточно протяженными мембранными выростами-«трубами», и по этим коммуникационным трубам клетки могут сообщить друг другу, что им нужно.

Исследователи из Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В. Ломоносова и Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В. И. Кулакова опубликовали в журнале Heart, Lung and Circulation обзор, посвященный разным типам клеточного общения.

Авторы пишут, что у способов передачи сигнала нет какой-то закрепленной специализации – одни и те же каналы связи участвуют в трех основных процессах: в клеточном восстановлении и лечении с участием стволовых клеток, в омоложении тканей и органов, в убийстве опухолевых клеток.

Очевидно, что, узнавая как можно больше о молекулярных механизмах, обеспечивающих разные способы клеточной коммуникации, мы сможем использовать их в медицинских целях – например, для уничтожения тех же злокачественных опухолей или для омоложения износившихся тканей.

ArefievPV

Homo Erectus смог бы играть на пианино?
http://neuronovosti.ru/erectus/

Сделать прорыв в создании орудий труда нашим предкам помогли когнитивные процессы в мозге, участвующие в игре на музыкальных инструментах, а не развитие языковых способностей. Статья об этом опубликована в журнале Nature Human Behaviour.

Около 1,75 млн. лет назад произошел переход от орудий олдувайской культуры – сделанных из осколков камня и довольно простых, до более сложных орудий труда ашельской культуры, приспособленных для разделки туш – ножей и ручных топоров. Ранее считалось, что такой переход обусловлен развитием культуры языка и мышления древних людей.

Антропологи и психологи из Великобритании и США провели эксперимент и определили, какие изменения в мозге первобытных людей должны были произойти, чтобы изготавливаемые ими орудия труда приобрели новую форму. В эксперименте был задействован 31 человек, которых обучали делать кремневые орудия. 15 из них ученые дали посмотреть видео со словесными пояснениями изготовления каменных орудий, другая половина испытуемых смотрела видео без слов. После этого люди должны были изготовить орудие труда из камня методом скалывания кремня, а в это время исследователи следили за активностью их мозга при помощи сканирования в ближнем инфракрасном диапазоне.

В результате эксперимента было установлено, что простые орудия труда, относящиеся к олдувайской культуре, можно изготовить по инструкции из беззвучных видео. Во время их изготовления были активны только области мозга, связанные с зрительным вниманием и моторикой.

Но для создания более сложных приспособлений ашельской культуры потребовалась инструкция «со словами» и активация во время исполнения уже других областей — зрительной памяти, восприятия и обработки информации на слух, структур, ответственных за повторение и планирование действий.

«Тот факт, что эти более развитые формы когнитивной деятельности оказались необходимы, для того чтобы создать ашельские топоры, а не простые рубила, означает, что  этот тип может быть перенесен на 1,8 млн. лет назад, к homo erectus,  когда появились первые подобные инструменты. Поразительно, но те же самые области мозга активируются, например, когда вы играете на пианино», —  говорит одна из авторов статей Шелби Путт из Университета Айовы.

P.S. Маловата статистика всё же... И не совсем корректно сравнивать активность мозговых структур у разных видов. Вполне возможно, что эректусы смогли бы изготавливать орудия "вприглядку" более сложные, чем современный человек. Просто впоследствии данные способности оказались не столь востребованы (люди начали больше полагаться на речевые инструкции) и со временем существенно "притупились", так сказать. Ну а речевые инструкции, наоборот, со временем заняли главенствующее положение (соответственно, и больший импульс к развитию получили).

ArefievPV

Ученые нашли пример "эгоистичного" поведения генов
https://ria.ru/science/20170511/1494132260.html

Генетики нашли необычную пару эгоистичных "отцовских" и "материнских" генов в ДНК червей-нематод, один из которых уничтожает зародыши, а второй – защищает их от действия первого, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Наше открытие говорит о том, что многие гены, которые мы сегодня считаем критически важными для жизни, на самом деле могут отвечать не за работу клеток, а быть своеобразным противоядием к пока неизвестным для нас токсинам. Подобные "эгоистичные" гены могут встречаться гораздо чаще, чем мы думали, и скрываться от нас у всех на виду", — рассказывают Леонид Кругляк из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) и его коллеги.

Пробелы эволюции

Развитие теории эволюции, открытие генов и ДНК поставили перед учеными важную проблему – многие особенности животных, такие как альтруизм среди пчел и других коллективных животных, было крайне сложно объяснить с точки зрения естественного отбора на уровне популяций.

Для решения этой проблемы эволюционисты в 1960 и 1970 годах разработали новую концепцию, ключевым термином которой стало понятие "эгоистичный ген", получившее широкую известность благодаря книгам Ричарда Докинза, британского биолога и популяризатора науки. Он и другие сторонники этой идеи предположили, что эволюция протекает не на уровне популяций, а на уровне отдельных генов, которые "воюют" между собой.

Наличие подобных "эгоистичных" генов, как отмечают Кругляк и его коллеги, неразрывно связано с еще одним ключевым понятием этой теории, конфликтом между участками ДНК, унаследованными от материнской и отцовской особей.  Этот конфликт связан с тем, что почти каждый многоклеточный живой организм обладает двумя наборами хромосом, один из которых он наследует от отца, а второй – от матери.

Гены, расположенные на этих хромосомах, постоянно "конкурируют" друг с другом за влияние над работой организма – к примеру, гены самцов заинтересованы в максимальном продолжении рода, а самок – в более качественном потомстве. Поэтому манера работы генов может заметно отличаться для их "женских" и "мужских" вариантов благодаря различиям в их структуре или даже в их белковой упаковке, мешающей или способствующей "прочтению" ДНК.

Конечным продуктом такой "войны генов", как сегодня считают ученые, являются особые последовательности ДНК, которые в буквальном смысле убивают организм, если он не содержит в себе определенные гены, передающиеся от отца или матери. За последние годы ученые нашли несколько десятков белков, способных играть роль подобных внутренних "киллеров", но не смогли выяснить, как они работают и какие гены отвечают за их производство.

Генетические войны

Леонид Кругляк и его коллеги нашли первый пример подобных участков ДНК, изучая пару генов pha-1 и sup-35, считавшихся критически важными для развития зародышей червей-нематод (Caenorhabditis elegans). Первый ген, как думали ученые раньше, был связан с развитием рта червя, а второй – отвечал за другие критически важные фазы развития зародыша. Оба гена были связаны между собой.

Изучая вариации в этих генах, команда Кругляка заметила, что существует несколько подвидов нематод, у которых присутствовали мутации в гене sup-35 и в pha-1, что не мешало их формированию их рта и других частей тела. Ученые заинтересовались этим необычным фактом и проверили, что произойдет, если скрестить обладателей "нормальных" и мутантных версий и sup-35, и pha-1.

Эти эксперименты раскрыли удивительную вещь – оказалось, что оба этих гена не были критически важны для развития зародыша, а являлись своеобразным ядом и противоядием, оружием внутреннего "шантажа" со стороны эгоистичных генов. Роль яда в данном случае играл "материнский" ген sup-35, включение которого в отсутствие "отцовского" pha-1 приводило к смерти зародыша. Pha-1, как считают ученые, или напрямую уничтожает молекулы токсина, производимого по "инструкциям" в sup-35, или блокирует считывание этого гена.

Подобным образом, как объясняют ученые, ген sup-35 гарантирует передачу "правильной" версии pha-1, носители которой будут защищены от летального действия этого участка ДНК, а особи с другим вариантом гена будут умирать еще до рождения. Благодаря этому, и pha1, и sup35 будут распространяться по популяции быстрее, чем это диктует естественный отбор, способствуя распространению и других "материнских" генов.

По мнению авторов статьи, в ДНК нематод и других животных могут присутствовать десятки подобных "скрытых" генетических "киллеров". Сегодня они считаются критически важными "полезными" генами, но на самом деле они являются "эгоистичными" участками ДНК, главная функция которых заключается в распространении себя и своих "сообщников", а не в обеспечении выживания организма.

ArefievPV

Недосып, боль и «лечебный» кофеин
http://neuronovosti.ru/sleepless-pain-coffeine/

Хронические боли – изощрённая пытка, что подтвердит любой хоть раз испытывавший их человек. Её традиционно пытаются снимать обезболивающими перапратами, но иногда не срабатывает даже этот способ. Новое исследование, проведённое в Бостонской детской больнице совместно с Медицинским центром диякониссы Бет Исраэль (BIDMC), показывает, что хроническая бессонница повышает чувствительность к боли, но помогают при ней препараты, содержащие кофеин, причём, помогают даже лучше, чем стандартные анальгетики. Работа опубликована в Nature Medicine.

Изучающий боль нейрофизиолог Албан Латремольер (Alban Latremoliere) из Бостона и сомнолог Хлоя Александрэ (Chloe Alexandre) из BIDMC детально изучили последствия острой и хронической потери сна на чувствительность как к болезненным, так и обычным раздражителям у крыс. Затем им вводили стандартные обезболивающие (ибупрофен и морфин), а также вещества, помогающие поддержать бодрость (кофеин и модафинил). Результаты, которые получили исследователи, оказались довольно неожиданными.

Недосып и развлечения

Начала команда исследователей с измерения нормального сна, используя маленькие электроды, снимающие электроэнцефалограмму мозга и проводящие электромиографию (измерение электрической активность мышц).

«Для каждой мыши мы выяснили точные исходные данные о том, сколько они спят и что происходит с их сенсорной чувствительностью», — отмечает Латремольер.

Далее, в отличие от других работ по сну, в которых животных, чтобы они не засыпали, заставляли двигаться с помощью беговых дорожек или падающей платформы, Латремольер и его коллеги максимально имитировали для грызунов человеческие условия: они их развлекали.

«Мы разработали протокол для хронической депривации сна без стресса, давая им игрушки и подталкивая к активной деятельности в тот момент, когда они собирались идти спать. Таким образом, у мышей значительно продлевался период бодрствования. Это напоминает то, как большинство из нас иногда проводят ночные часы перед компьютером», — говорит Александрэ.

Группы, в которые входило от 6 до 12 мышей, не спали до 12 часов за один сеанс или по шесть часов на протяжении пяти дней. В это время проводились тщательный мониторинг их состояния, содержания в крови стресс-гормонов (они не должны были повышаться), а также тестирование болевой чувствительности, которую измеряли ослеплённым методом (животное не видело, что именно использовалось для проверки). Также исследователи измеряли ответы на другие раздражители (например, на громкий звук).

«Мы обнаружили, что пятидневное умеренное лишение сна может значительно усугубить болевую чувствительность с течением времени даже у здоровых мышей. И ответ был конкретно на боль, а не из-за общей повышенной реакции на любые раздражители», — говорит Александрэ.

Анальгетики и кофеин

Удивительно то, что обычные анальгетики типа ибупрофена не купировали болевую гиперчувствительность из-за депривации сна. Даже морфин терял большую часть своей эффективности у таких мышей. То есть пациентам, использующим эти препараты для облегчения боли, при недосыпании необходимо увеличивать их дозу, чтобы компенсировать потерю эффективности. Все бы хорошо, но ведь при этом растёт и риск побочного действия.

Напротив, кофеин и модафинил успешно блокировали депривационно-индуцированную гиперчувствительность. Интересно, не лишенных сна мышей, эти соединения не имели обезболивающими свойствами.

«Получается, что это новые виды обезболивающих, эффект которых ранее не проявлялся, не изучался и зависит от биологического состояния грызунов. Такие препараты могут помочь разорвать цепочку, в которой боль нарушает сон, что способствует усилению боли ещё большему нарушению сна», — комментирует Клиффорд Вулф (Clifford Woolf), директор Центра Кирби в Бостонской детской больнице.

Исследователи пришли к выводу, что вместо того, чтобы просто принимать массу обезболивающих препаратов, пациенты с хронической болью могут получить облегчение от регулярного сна или приёма лекарств, повышающих бодрость, чтобы попытаться разорвать порочный болевой круг. Некоторые обезболивающие препараты уже содержат кофеин в качестве дополнительного ингредиента, хотя механизм его действия пока не известен. Но, кстати говоря, и кофеин, и модафинил увеличивают выработку дофамина в мозге, что даёт подсказку учёным, которые будут заниматься этой проблемой в будущем.

ArefievPV

Насекомых поймали за горизонтальным переносом генов
https://nplus1.ru/news/2017/05/12/euHT

Французские ученые проанализировали 195 геномов насекомых и обнаружили около 2200 случаев горизонтального переноса генов. До этого такой способ передачи генетической информации между эукариотами считался в основном привилегией более простых организмов, таких как одноклеточные и грибы. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а кратко о ней сообщает издание Scientific American.

Эукариотические организмы, как правило, получают свою генетическую информацию вертикальным переносом генов, то есть от родителей. Но иногда, подобно прокариотам, могут приобрести ее и путем горизонтального переноса — то есть от одной особи к другой с последующей интеграцией в ее геном. Особенно широко распространен этот процесс у бактерий и архей. Например, прокариоты активно обмениваются между собой плазмидами — специальными кольцевыми ДНК, которые передаются от одной клетки к другой. Поэтому, стоит лишь одной бактерии открыть способ справиться с антибиотиком, такое умение быстро распространяется по всей популяции и даже между разными видами, что усугубляет проблему возникновения резистентности. Известно, что большинство генов, приобретенных эукариотами в результате горизонтального переноса, были получены от бактерий. Это может произойти, например, путем прямого поглощения ДНК с помощью плазмид или вирусов, а также в результате длительного симбиоза или паразитических отношений. Например, почти полный геном бактерии Wolbachia обнаружен у дрозофилы, а жуку  Callosbruchus chinensis достался фрагмент около 30%. Активный перенос митохондриальных генов зафиксирован у растений. Перенос же между эукариотами считается куда менее частым явлением.

Когда говорят о горизонтально переносимом генетическом материале эукариот, обычно подразумевают транспозоны — фрагменты ДНК, способные перемещаться с одного локуса хромосомы на другой. Эта их способность тесно связана и с умением перемещаться между организмами, чего обычные гены делать не могут.

Для изучения горизонтального переноса у эукариот ученые сосредоточились на насекомых и сравнили между собой геномы 195 видов. Оказалось, что за последние 10 миллионов лет произошло по меньшей мере 2248 случая горизонтального переноса. Исследователи считают, что это явление не ограничивается насекомыми и широко распространено, причем по ряду признаков его масштабы на несколько порядков больше полученных на данный момент цифр.

Каким именно путем происходит передача генетического материала между эукариотическими клетками неизвестно, но полученные данные указывают на значимую роль горизонтального переноса в эволюции генома насекомых.

Не так давно изучение процесса возникновения лекарственной устойчивости у бактерий привело ученых к предположению, что борьбу с распространяющейся резистентностью можно вести на этапе возникновения толерантности, что существенно снизило бы риск горизонтальной передачи устойчивости.