Легенды и мифы о вымерших животных- плейстоценовые страшилки

Автор Krokodil, августа 04, 2007, 02:02:02

« назад - далее »

Alexy

Кстати на Мадагаскаре ходят легенды о карликах вазимба, которые жили на Мадагаскаре до Мальгашей. Но их следов ни археологич. ни по ДНК вроде не обнаруживалось.

DB

Цитата: "DNAoidea"
Ну в принцыпе почему бы нет - физичиская возможность на то есть- и удалятся в океан далеко не надо, и воды тёплые. правда вот как там обстоит дело с проидусами-мореплавателями?
Вы же понимаете, что _в принципе_ возможно все. Реально мы знаем, что протоиндийцы успешно плавали в Шумер.

DNAoidea

Ну Шумер и Индия недалеко, а в принцыпе всё-таки не очень всё - к примеру едва ли они на Луну летали, по карйней мере шанс тут стремится к нулю куда сильнее, чем в случае с плаваньями по индийсккому океану.

Krokodil

Вот отсюда пункт 1:

http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%CB%C5%C3%C5%CD%C4%C0+%CE+%CC%C0%CC%CE%CD%D2%C5+%F5%EE%E1%EE%F2%EE%EC+%EF%EE%E4+%EC%EE%F1%F2%EE%EC

Как показали результаты сравнительного лингвистического и этнографического анализа, в сказках и преданиях остались следы глубокой древности - эпохи охотничьего хозяйства в каменном веке. Так, Н. В. Новиков [53] проанализировал эпизод боя богатыря с чудищем на «калиновом мосту», который встречается в разных сказках в 20 сюжетах. В этих сюжетах отмечались такие признаки: мифическое чудовище идет по калиновому мосту (хотя все знают, что калина – кустарник и его ветки гибкие, не выдержат и человека, тогда как чудище огромно и непомерно сильно); «змий о 12 головах и 12 хоботах», «бежит - земля дрожит»; своих противников «вбивает в землю»; после схватки - чудище бывает под «мостом»; чудище «огнем пышет». Автор сделал предположение, что здесь описана сцена битвы с мамонтом, когда загоняли мамонтов в ямы, бросали в него горячие головни, от которых могла загореться его шерсть. Следует учесть, что одно поколение (дед рассказывает внукам) занимало порядка 50 лет, крестьян-сказочников середины XIX в. отделяли реальные события охоты на мамонтов порядка 240 поколений, а для Сибири - 150 поколений. Схватки же с мамонтами происходили на глазах живых участников в течение по крайней мере 500 поколений. Б. А. Рыбаков [72] предполагает, что этот сюжет не был самостоятельной сказкой, но скорее был связан с ритуальным действием, полезным в подготовке молодых охотников. Однако по своему эмоциональному воздействию этот эпизод выделялся и хорошо запоминался, обрастал другим контекстом, включался в другие сюжеты.

http://sventovid.narod.ru/TXT7B/ryb1/ryb_p03.html

Начну с распространеннейшего сюжета "бой на калиновом мосту". Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдет массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них. Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой героя с чудовищем, у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем, то заимствованным из былин Идолищем. Когда оно приближается к месту своей гибели, то "гром гремит, земля дрожит". Крылатость Змея, как доказал В. Я. Пропп, является позднейшим наслоением 79. "Змей, - пишет исследователь, - есть механическое соединение из нескольких животных". "Связь Змея с огнем - постоянная черта его" 80.

Если мы подытожим все признаки сказочного чудища, с которым герою (иногда с помощниками) неминуемо надлежит сразиться, то получим следующее.
1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно "хоботисто" или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище "вбивает в землю".
Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины).

Очень важны общие наблюдения фольклористов над жизнью и местом в сказочном фонде сюжета "победитель змея". А. И. Никифоров установил его повсеместность, широкое проникновение в разные сказки и вместе с тем отсутствие специальной сказки, посвященной только бою с чудищем. За этим сюжетом "неправомерно сохранять наименование особой сказки, а более правильно видеть в нем только подвижной эпизод, вовлекаемый в связь с другими по мере надобности" 85. Эту мысль поддерживает и новейший исследователь волшебных сказок Н. В. Новиков, упоминая, что "этот подвижной эпизод в русском материале входит в сочетание более чем с 20 сюжетами" 86.
Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой (потому что возник в досказочный период), но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли

DB

Угу. Борис Александрович Рыбаков - один из крупнейших юмористов советской исторической науки. 8) Уже одного этого достаточно, чтобы сделать разговоры о народной памяти о вымерших животных несерьезными

Gilgamesh

Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Alexy

Ящер, называемый также коркодел, жил у нас в Киевской Руси по крайней мере в конце 1 тыс. н.э.

Gilgamesh

ЦитироватьЯщер, называемый также коркодел, жил в Киевской Руси или по крайней мере в конце 1 тыс. н.э.
Рыбаковское?
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Alexy

Да, из "язычества др. Руси".
О ящере есть до сих пор в народных песнях. Кажется он в них привязан к воде (этого я уже точно не помню).
Как он соотносится со змеем тоже не помню.

b-graf

Прошлой зимой загадка "коркодила", кажется, разрешилась: в Новгороде видели каланов, причем понять, что это за животные можно было лишь из просмотра видеосъемки (а в Древней Руси не было не только сигарет "Друг" :-)).

Gilgamesh

Много лет назад читал его книжку "Язычество древних славян", про мамонта помню, про крокодила не помню
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Alexy

Значит о ящере было в "язычестве др. Руси", а не "... славян".
Я читал именно первую.

А что он писал о мамонте?

Doctor Bo

Ящер, дракон, змей, пожалуй, самый распространенный, интеркультурный образ.
Наверное, легче перечислить культуры в которых его нет. Не знаю имеет это отношение к криптозоологии. Не вижу причин, почему в славянской, русской культуре не этот образ должен отсутствовать.

Некотрорые параллели охоты на мамонтов и "боя на калиновом мосту" совершенно очевидны. Я лично не сомневаюсь, что коллективная память может хранить и более древние пласты истории.
Всегда Ваш.
Doctor Bo.

Gilgamesh

ЦитироватьА что он писал о мамонте?
Про калинов мост и про унаследованность меандровых-ромбических орнаментов славянской вышивки от текстуры среза мамонтового бивня.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Alexy

Это в принципе возможно. Не предполагает никакой криптозоологии в отличие от ящера-коркодела.