Эволюция сознания

Автор Некто_Владимир, июля 01, 2007, 23:13:01

« назад - далее »

василий андреевич

Цитата: Савелий от июля 10, 2019, 21:48:06Таким образом, в последних хранится только высокоуровневая обработанная информация о специфических характеристиках лица
Сочетание "хранится информация" придется раскрывать. Работающему геному "по силам" построить систему рефлекторных дуг. И все. Нет, например, инстинктивных сетей, как нет думающих сетей.
  Если "палочки-колбочки" выдают кодированный сигнал, который не может проложить однозначный путь от рецептора к приемнику, то сложный сигнал распределяется по вееру путей, согласно принципу: уровень сигнала тем выше, чем ближе характеристика пути, характеру сигнала. Потому вполне естественно, что малым количеством дуг удается распознать множество нюансов.
  Но тогда подвисает идея триггерного нейрона-сумматора, которая выдвинута вкупе с термином "обучение".

  Научение - это перевод новизны в рутинную суть однозначно распознаваемых сигналов, которые удобно в таком раскладе назвать эталонами. То, что выучено, не требует подключения сознания, как "работника палаты мер и весов" - сигнал декодируется и распределяется автоматически, через исторически закладываемую структуру нейронных каналов и синапсов.
  Сознание с этапом "внимание", таким образом - это остаточное возбуждение после распределения сигнала по сети. Релаксация этого возбуждения заторможена ввиду отсутствия приемников, рассчитанных на данное возбуждение. Остается только ждать, когда новизна, повторяемая извне или возбуждаемая искусственно, не достигнет той стадии обесценивания, когда превратится в рутину, возможно, через построение "нового нейрона".

Савелий

Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 02:24:31Что касается рефлексов, то про них речь уже шла, написанное в этом посте вы не учли

С какого испугу я должен учитывать ваши  перлы? http://www.sciteclibrary.ru/yabb26/Attachments/from2_Nm5.pdf
Вы в основном только ссылаетесь на них не смотря на то , что вас банят на форумах за саморекламу уже не единожды.
Не пора ли поменять пластинку самиздата  и заниматься научными фактами?
Такое впечатление , что вы только "понюхали" факты и пытаетесь их интерпретировать на свой лад.
Прежде чем на скорую руку отписаться :
ЦитироватьПроцесс обучения можно описать по-другому. Обстоятельства, имеющие врождённый смысл,
то есть безусловные раздражители — например вкус молока матери, совмещаясь с пока ещё
нейтральными элементами окружающего — например голосом матери, придают
нейтральным элементам свой смысл. Возникает условный рефлекс: голос матери становится
условным раздражителем, запускающим определённый набор безусловных рефлексов:
выработку желудочного сока, слюноотделение и т. д..
Возникая в контексте других
потребностей, ставшие знакомыми элементы наполняются новым смыслом, проявляясь в
опыте всё более чётко. В свою очередь, они сами становятся источником смысла для новых
элементов, возникающих в их контексте. В результате в обобщении элементов, имеющих
разный смысл, в опыте сначала проявляются границы воздействий, в их обобщении
выделяются и наполняются смыслом объекты, в целом проявляются детали, а детали
уточняют смысл целого. Тем самым построение движений постепенно происходит с учётом
всё более сложных и множественных обстоятельств прошлого опыта, определяя всё более
«осмысленный», сложный характер действий, поведение приобретает «стратегическую
глубину».
http://www.sciteclibrary.ru/yabb26/Attachments/from2_Nm5.pdf

Почитайте хотя бы нейрофизиологию детского возраста. Сроки развития коры , миелинизация и т.д. https://scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
Здесь факты с ссылками на различные исследования.
Не надо сюда приплетать "собак Павлова"с выработкой слюноотделения с постепенным переходом "всё более «осмысленный», сложный характер действий".
Такая интерпретация даже для школьной программы опасная так как формирует убогие представления об обучении.
В общем я понимаю , что ваш мир замкнулся на ваших собственных опусах.
Что то изменить в вашем мировоззрении - уже возраст не позволит.
Ломка привычного и горячо любимого это болезненное мероприятие , которое может привести к серьёзным последствиям.
ЦитироватьДинамические стереотипы - это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка стереотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как соматического, так и психического характера. «Переучивание», смена обстановки в ряде случаев становится причиной неврозов.
https://studref.com/323325/meditsina/dinamicheskiy_stereotip
Уже хотя бы на динамическом стереотипе Павлова, можно проследить истоки эволюции сознания. А вы про " слюноотделение". :D
Это же надо так примитивно , имея огромный арсенал фактов - пытаться описывать обучение !

Шаройко Лилия

#2237
Я хочу задать вопрос уважаемому Савелию. Не обязательно отвечать сейчас, не хочу прерывать сложившееся направление разговора, можно потом, когда будет время.
:)
Мы когда-то давно касались уже этого. Речь идет о расщеплении личности и границ когда смена нормальных ролевых переходов типа "сотрудник на работе", "дома", "родитель", "ребенок", "художник", "поэт", "увлечен наукой", "нахожусь в пространстве кино" и т.п. знакомых каждому (каждому  - разный спектр граней личности) переходит в стадию полного расщепления, когда человек даже не помнит, что именно он делал в другой конфигурации сознания. Типа Джекил-Хайд, но не обязательно.

Широко известно это как последствие травм-потрясений, человек создает новую личность, которая об этом не знает и прячется в ней.
Но есть и нормальные очень разнообразные стадии такого процесса -уход в работу, в творчество, просто вытеснение негатива положительными впечатлениями.

Мне кажется такие уходы в другое пространство и создание новых личностей имеют один корень, просто разные стадии.

Вроде Савелий в формате ника Макрофаг давал даже ссылки на довольно интересные статьи по этому поводу, но сейчас не могу вспомнить где это искать.

Лаплас

#2238
1. Савелий, условно-рефлекторная теория не способна объяснить высокую вариативность поведения. Поэтому, например, ещё в 30-х годах прошлого века в СССР ей на смену пришла ТФС П. К. Анохина. Точнее, попыталась прийти, потому что из рамок общей идеи ТФС так и не вышла. За границей, начиная по крайней мере с середины прошлого века, получила развитие нейросетевая модель мышления, которая сейчас и является общепринятой. Поэтому и рефлексы, и рефлекторные дуги есть, но сейчас они понимаются как часть нейронной сети мозга со всеми вытекающими, а не как основа поведения и самостоятельные образования. Вы работу нейронных сетей понять, по-видимому, в принципе не способны, поэтому объяснить вам, что означают эти «вытекающие», невозможно.

2. Что вы пытались опровергнуть ссылками на развитие мозга в детском возрасте непонятно, так как ровно то же написано и у меня — читайте главу «Нейронная сеть» внимательнее, с научными источниками у меня разногласий нет. Ну, а чтобы рассуждать об «эволюции сознания», вам прежде надо хотя бы на каком-то минимальном научном уровне понять нынешние представления о мышлении. Пока вы от этого более чем далеки, поэтому кроме как, я бы сказал, клинической галиматьёй то, что вы пишете, назвать нельзя.

3. Что касается подтверждения научной обоснованности написанного в моих статьях, то там изложены общепринятые положения, которые из научных работ уже давно перекочевали в энциклопедии и обзорные статьи. Ссылки на всё это есть в отдельной статье: «Краткое описание основных физических принципов работы организма и мозга». Единственное, там не хватает ссылки на синаптическую пластичность, как основной механизм обучения.

4. Происходящее на других сайтах я обычно не комментирую, но если вам известны какие-то опровергающие меня аргументы — неважно, где они были изложены, то вы можете их привести. Остальное к данному обсуждению отношения не имеет.

Vladimirkox

#2239
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 16:53:44За границей, начиная по крайней мере с середины прошлого века, получила развитие нейросетевая модель мышления, которая сейчас и является общепринятой.
Не ври. Учи мат.часть.
NEUROSCIENCE
The Neuron Doctrine, Redux
Theodore H. Bullock, Michael V. L. Bennett, Daniel Johnston,
Robert Josephson, Eve Marder, R. Douglas Fields
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 16:53:44но если вам известны какие-то опровергающие меня аргументы — неважно, где они были изложены, то вы можете их привести.
"На колу мочало..."
Я на Вас  (на концепцию отстаиваемую Вами) достаточно много времени потратил на нейросаенс, так что, аргументы супрпотив нейроной сети Вам хорошо известны, подкреплены ссылками, но Вами проигнорированы.

Лаплас

1. Vladimirkox, написанное выше Савелию относится и к вам. Пока вы не поймёте работу нейронных сетей, вы не поймёте и значение в этой работе глии. Как следствие, ваши «глиальные» теории так и останутся не более чем бессмысленным проявлением идеи фикс, которые поэтому никому кроме вас не интересны.

2. Что касается Neuroscience.ru, то и там вы ничего умнее не писали и, естественно, ни о каком «опровержении нейросетей» и речи идти не могло — то, что там происходило, было не более чем попыткой объяснить вам очевидные вещи и общепринятые теории. Но если вы считаете иначе, можете привести ссылки, цитаты и так далее, где вы там чего «опровергли».

3. Роль глии в мышлении у меня в статьях учтена — в том числе и на основе работ Филдза. Ссылка на Филдза («Другая часть мозга») есть в статье из моего поста выше, а описана роль глии, например, в главе «Распределённый опыт», в 9-ом абзаце, статья «Проявление самоорганизации в работе организма и мозга».

Vladimirkox

Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 19:32:55которые поэтому никому кроме вас не интересны.
Вообще-то, мои работы в блоге просмотрело более 80 тысяч пользователей. Я ничего не накручивал, т.к. интересует востребованность.
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 19:32:55Пока вы не поймёте работу нейронных сетей, вы не поймёте и значение в этой работе глии.
Вообще-то, я уверен, что работу мозга и нейронного коннектома я понимаю лучше Вас.
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 19:32:55было не более чем попыткой объяснить вам очевидные вещи и общепринятые теории.
Я достаточно хорошо знаю общепринятые теории, чтоб иметь возможность находить там несуразности.
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 19:32:55Роль глии в мышлении у меня в статьях учтена
Как я Вам говорил, мышлением я не интересуюсь. А роль глии ещё не достаточно изучена, чтоб кто бы то ни было мог её учесть на сегодняшний день.
Цитата: Лаплас от июля 11, 2019, 19:32:55«Распределённый опыт», в 9-ом абзаце, статья «Проявление самоорганизации в работе организма и мозга».
Мистическая суть самоорганизации, в употребляемом Вами смысле,  проявляется в том, что эту самоорганизацию невозможно фальсифицировать. Не научно это.

Савелий

Цитата: Шаройко Лилия от июля 11, 2019, 10:18:44Широко известно это как последствие травм-потрясений, человек создает новую личность, которая об этом не знает и прячется в ней.
Но есть и нормальные очень разнообразные стадии такого процесса -уход в работу, в творчество, просто вытеснение негатива положительными впечатлениями.

Мне кажется такие уходы в другое пространство и создание новых личностей имеют один корень, просто разные стадии.

Вроде Савелий в формате ника Макрофаг давал даже ссылки на довольно интересные статьи по этому поводу, но сейчас не могу вспомнить где это искать.

Множественные модели личностей и переход между ними :

Билли Миллиган

ЦитироватьБилли Миллиган — первый человек, оправданный в суде в связи с диагнозом "множественные личности". Психотерапевтам удалось доказать, что ряд преступлений, по которым обвинялся Миллиган были совершенны без его "участия".

Уильям Стэнли Миллиган собрал в себе полный дом людей разных возрастов, полов и национальностей, но все смешалось в этом доме и в какой-то момент он потерял контроль над ситуацией, вернее его лишили того самого контроля. Билли — персонаж склонный к самоубийству и угрожающий жизни всей "семьи" был "усыплен". Периодически "просыпаясь" в тюрьме, за рулем машины(которую он не умел водить) или в середине разговора, он совершенно не понимал, что происходит, ведь свято верил в то, что предыдущая попытка самоубийства увенчалась успехом и принимал следующую. На ряду с самим "обладателем тела" бездейственным персонажем был Учитель, которого упоминают как 24-ю личность. Но в отличии от Билли, он прекрасно знал, что происходит, он отчетливо помнил всякое действие и причины каждого персонажа, но предпочитал оставаться сторонним наблюдателем, в дальнейшем именно Учитель составит полную картину, которая поможет Дэниелу Кизу составить полную биографию Миллигана, которая выпускается под названием "The minds of Billy Milligan" ("Множественные умы Билли Миллигана" в русском переводе).
https://dystopia.me/billy_milligan/

Рождение разума Вилейанур С. Рамачандран

Цитировать... даже несмотря на собственную принадлежность «Я» — по самому его определению, - оно в огромной степени расширено за счет социальных взаимодействий и, безусловно, может эволюционировать уже в социальном контексте.

Первыми на это указали Ник Хамфри и Хорас Барлоу на конференции, которую организовали Брайан Джоузефсон и я в 1979 году. Позвольте мне развить эту мысль. Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри имитаций нам также нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. (Это положение называется «теория другого разума»).) Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Например, вам нужно понять, был ли укол зонтиком чьим-то злым умыслом, а значит, он может повториться, или это была случайность — тогда инцидент исчерпан. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга, достигая вершины самосознания, которое характеризует Ното Зйгдепз.

На самом рудиментарном уровне мы уже видим наличие этого взаимодействия «Я» и «других» всякий раз, когда новорожденный младенец имитирует поведение взрослых. Высуньте язык перед новорожденным ребенком, и он высунет язык вам в ответ, трогательным образом размывам границы (условные барьеры) между «Я» и другими. Чтобы сделать это, он должен создать внутреннюю модель вашего действия, а затем «разыграть» ее в своем собственном мозгу. Удивительная способность, учитывая, что младенец даже не может видеть свой собственный язык, а значит, должен искать соответствие зрительному образу в ощущении его положения в пространстве.

Мы знаем, что этот процесс производится специальной группой нейронов в лобных долях, называемых зеркальными нейронами. Я предполагаю, что эти нейроны хотя бы частично вовлечены в формирование «материального воплощения» самосознания, а также нашей способности «сопереживать» другим. Неудивительно, что дети, страдающие аутизмом (которые, по моим предположениям, имеют дефектную систему зеркальных нейронов}, неспособны воссоздавать «теорию другого разума», не могут сопереживать другим, а также участвовать в самостимуляции, чтобы усилить свое восприятие собственного «Я», воплощенного в теле.
https://scorcher.ru/neuro/science/ramachandran/ramachandran.php

Здесь кстати и про синестезию ( по моему Vladimirkox, как то интересовался)

Множественной персональности синдром

ЦитироватьМНОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРСОНАЛЬНОСТИ СИНДРОМ — психическое заболевание, состоящее в локализации в рамках одного и того же физического тела двух или более "я"-подобных образований, отличающихся типами и характером воспоминаний о их прошлой жизни, внутренне согласованными совокупностями мотивов или верований, потоками сознания, в ряде случаев — наборами физических характеристик, включая язык тела и расположение морщин на лице, позволяющими говорить о последовательной смене либо о сосуществовании в рамках одного психологического субъекта нескольких персон или "я". М. п. с. привлек к себе внимание философов и гуманитарной общественности в силу того, что поставил под вопрос традиционные представления, культивируемые в философии и клинической психологии относительно единого "я". Необходимость осмысления данного феномена способствовала активизации исследований в области философских проблем психологии и психиатрии, а также оформлению пограничного между философией и психопатологией направления исследований общих проблем сознания и бессознательного в их социокультурном контексте.
https://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/lichnost/lichnost2.php

Здесь обобщение с выводами на основе вышеприведённого материала:

Личность. Множественность личностей в голове и социуме

ЦитироватьТаким образом, мы в своей голове оказываемся представлены разными личностями, которые могут быть активны одновременно, но только одной из них передано управление поведением в виде отслеживающей функции сознания [123], другие же реализуют свое предназначение автоматически, "слепо", без выбора подходящего ветвления, по наиболее отработанным путям, как алкоголики, топая по лужам, вместо того, чтобы обойти ее). Этим объясняются подчас нелепые действия, пока внимание занято чем-то более важным.

Это - общая картина параллельного существования множества подчас очень мало связанных между собой личностей как в одном мозге, так и в социуме.
https://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/lichnost/lichnost.php

Шаройко Лилия

Огромнейшее спасибо ув. Савелий
:)
Я обязательно все прочту, у меня просто тут некоторые мелкие внезапные катаклизмы ремонтного характера, но они уже почти закончились не принеся ощутимого вреда, просто все время и внимание было ими занято.
Мне хотелось разобраться именно с границей, когда эта множественность личностей носит характер нормального функционирования организма и при каких обстоятельствах и как физиологически это переходит в патологию.
По вашему сообщениям я вижу, что приведена информация в многих направлениях. Это то что нужно, я давно хочу посмотреть эту область мышления.
Еще раз огромное спасибо
:)
Не обижайте Лапласа, он очень несчастный человек и может даже не виноват в этом. И явно просто не может справиться со своей конфигурацией сознания. Понятно же ему, что она причиняет ему вред в течение всей его жизни.

Vladimirkox

Цитата: Савелий от июля 12, 2019, 09:31:52( по моему Vladimirkox, как то интересовался
Это не я.
"Т. А. Строганова является одной из самых известных российских нейропсихологов за рубежом (её индекс Хирша равен 18)" На полит.ру есть её статьи, а там и про синестезию.

Лаплас

Савелий, сайт Форнит (Scorcher) является лженаучным. На этом сайте отрицаются и коверкаются современные научные теории, взамен которых читателям предлагается поверить в идеи админа сайта. Ваши ссылки на этот сайт содержат не только научный материал, взятый со сторонних ресурсов и размещённый на Форните, но и лженаучный в виде комментариев к этому материалу админа сайта или его авторских статей. Вы, по-видимому, отличить науку от не науки не способны, но пытайтесь хотя бы.

Например, идея нескольких одновременно активных личностей в голове, «прорывающихся в сознание», ничем, кроме как чушью, не является. Разные «личности», как разные стороны опыта одного человека, максимум могут сменять друг друга, но одновременная активность нескольких «личностей» возможна только в случае бессмысленного условия нахождения нескольких нервных систем в одном теле.

Цитата: Шаройко Лилия от июля 12, 2019, 14:49:51Не обижайте Лапласа, он очень несчастный человек и может даже не виноват в этом. И явно просто не может справиться со своей конфигурацией сознания. Понятно же ему, что она причиняет ему вред в течение всей его жизни.

Шаройко Лилия, поддерживая Савелия, как своего друга, вы вроде бы поступаете правильно, однако то, чем вольно или невольно занимается Савелий, — это пропаганда лженауки. Поэтому аккуратнее, сочувствие не должно переходить грань соучастия.

Шаройко Лилия

Лаплас, конечно в поддержке Савелия основная мотивация дружественная.
:)

Но может Вы рассмотрите хотя бы как возможный вариант аргументации на форуме без непрерывного потока обзывательств оппонента. Согласитесь, половина воздействия аргумента при этом теряется - просто в силу того, что ваша речь воспринимается как поток брани.

И читатель тоже воспринимает это как целое, значимость таких аргументов для внешнего мира падает, личность автора воспринимается как не стоящая внимания.

Так работает мозг. Вы не можете этого не знать - вы им занимаетесь, изучаете мышление. Можно не отвечать, но хотя бы подумайте. Больше не вмешиваюсь, читаю ссылки Савелия, если буду еще здесь писать в ближайшие дни, то только по расщеплению личности.

Савелий

Цитата: Лаплас от июля 12, 2019, 18:47:17Савелий, сайт Форнит (Scorcher) является лженаучным. На этом сайте отрицаются и коверкаются современные научные теории, взамен которых читателям предлагается поверить в идеи админа сайта. Ваши ссылки на этот сайт содержат не только научный материал, взятый со сторонних ресурсов и размещённый на Форните, но и лженаучный в виде комментариев к этому материалу админа сайта или его авторских статей. Вы, по-видимому, отличить науку от не науки не способны, но пытайтесь хотя бы.

Например, идея нескольких одновременно активных личностей в голове, «прорывающихся в сознание», ничем, кроме как чушью, не является. Разные «личности», как разные стороны опыта одного человека, максимум могут сменять друг друга, но одновременная активность нескольких «личностей» возможна только в случае бессмысленного условия нахождения нескольких нервных систем в одном теле.
Если кто коверкает так это вы в силу своей невнимательности.
В приведённых мною ссылках ни о какой "одновременной активности нескольких личностей не говорится.
Фокус внимания может выделить только одну личность, которая будет доминировать в текущий актуальный момент.
О существовании нервных моделей личностей только очень ленивый исследователь  забыл упомянуть.
Хотя бы система Станиславского , с вживанием в другой образ говорит о многом.
Актёр живёт совершенно другой жизнью другого человека на базе одной и той же НС.
 

Шаройко Лилия

#2248
Возможно я преждевременно пишу, ссылки пока не прочла, посторонней суеты было много, но хочу привести пример. Не оцениваю ситуацию, это просто вопрос.
Есть у психологов понятие ролей в социуме, нельзя сказать что это именно разные личности, я думаю так но не буду этого утверждать. Это социальные роли -самый распространенный пример роли родителя и ребенка и вообще члена семьи - мужа и жены, свекрови, тещи, снохи например.

Частый пример  - очень сложно совмещать одновременно роли родителей и детей при проживании в одной квартире. Поколения разъезжаются часто по этой причине - бабушки живущие вместе с внуками большая редкость. Но есть люди которым это удается и они даже вполне счастливы если в такой большой семье есть гармония.

Что касается одновременного нахождения разных личностей - я воспринимаю это как активацию разных участков клеточной памяти. Сложность в том что активированные одновременно они плохо согласованны, возникают внутренние конфликты. У меня очень много разных личностей и мне это не мешает - когда я рисую и когда занимаюсь биофизикой я разный человек. Но я, конечно, помню все события, происходившие со мной в разных состояниях восприятия. Эта смена логической концентрации и цветового или музыкального восприятия ощущается как естественное явление. Когда я управляла зданиями мне плохо давалось домашнее поведение в семье и отчасти из за этого моя деятельность была мужем прекращена - я начала превращаться в постоянного начальника -там нужно было проявлять настолько сильную волю постоянно что это начало формировать что-то вроде уже стабильного характера.

Такие вещи знакомы многим -это широко распространенные явления.

Есть люди которые занимаются в основном одним делом - это более цельные существа. Есть наоборот люди фейерверки и оркестры - таковы действительно актеры - у меня как раз возник новый арендатор три дня назад - профессия - организация праздников. От детских до корпоративов и пения в церковном хоре - гитара, соло и тп. Это нечто
:)
Но нельзя сказать что нечто ужасное - просто фейерверк.

Какой то диапазон таких явлений  - норма. Паталогией это становится когда разница между состояниями слишком раздвигается в противоположные стороны.
Это может быть наследственным - моя мама - это сплошная смена настроений, постоянное актерство в бытовой жизни. При этом основная профессия - химик-аналитик - чуть не 40 лет стажа в одном предприятии. Сцена очень много потеряла от ее отсутствия.
:)

Я наоборот внешне человек спокойный, внешнее актерство практически отсутствует, но внутренняя смена личностей как состояний восприятия мира - широкого диапазона и очень большого разнообразия и даже есть потребность такой смены - рутина и однообразие конвейерного типа меня образно говоря убивает.

Савелий

Цитата: Шаройко Лилия от июля 12, 2019, 22:23:41Есть у психологов понятие ролей в социуме, нельзя сказать что это именно разные личности, я думаю так но не буду этого утверждать. Это социальные роли -самый распространенный пример роли родителя и ребенка и вообще члена семьи - мужа и жены, свекрови, тещи, снохи например.

Роли, это представления.
Личность , это переживание.
Надеюсь вы помните , что я проф. театр. режиссёр. :)
Роли придумали шуты на театральных подмостках, когда гримасничать выглядело смешно и прибыльно . Роль , это ремесло.
Актёр представляет переживание , но не живёт жизнью героя.
Гениальный актёр ( каких со смертью О. Табакова, уже не осталось) - переживает , живёт по настоящему жизнью героя.
Такое состояние достигается путём работы над предлагаемыми обстоятельствами.
Актёр приобретает личность своего героя.Личность специализируется как адаптивность в данных условиях в виде стереотипа действий.
Стереотип , который может видоизменяться осознанно приспосабливаясь к новым условиям.
Вот тогда можно говорить о сиюминутном творчестве актёра. Это то , за что мы любим актёров называя их талантливыми и гениальными.
В этом разница между ролью и жизнью и представителями "школы представления" и "школы переживания".
Можно сыграть роль президента как это делает Зеленский , но не быть президентом, а быть шутом.
Люди научились интуитивно отделять роль от жизни когда говорят "Не верю !"
Поэтому вы правы когда говорите : "Есть у психологов понятие ролей в социуме, нельзя сказать что это именно разные личности, я думаю так но не буду этого утверждать".

Иногда человек не может понять какая модель личности подходит к текущим  условиям и теряет свою данность .
Про таких С. Шакуров , говорит "театр , это медленное саморазрушение актёра".
Так же как и Билли Миллиган потерял контроль над ситуацией.

Билли Миллиган — первый человек, оправданный в суде в связи с диагнозом "множественные личности". Психотерапевтам удалось доказать, что ряд преступлений, по которым обвинялся Миллиган были совершенны без его "участия".

Уильям Стэнли Миллиган собрал в себе полный дом людей разных возрастов, полов и национальностей, но все смешалось в этом доме и в какой-то момент он потерял контроль над ситуацией, вернее его лишили того самого контроля. Билли — персонаж склонный к самоубийству и угрожающий жизни всей "семьи" был "усыплен". Периодически "просыпаясь" в тюрьме, за рулем машины(которую он не умел водить) или в середине разговора, он совершенно не понимал, что происходит, ведь свято верил в то, что предыдущая попытка самоубийства увенчалась успехом и принимал следующую. Наряду с самим "обладателем тела" бездейственным персонажем был Учитель, которого упоминают как 24-ю личность. Но в отличии от Билли, он прекрасно знал, что происходит, он отчетливо помнил всякое действие и причины каждого персонажа, но предпочитал оставаться сторонним наблюдателем, в дальнейшем именно Учитель составит полную картину, которая поможет Дэниелу Кизу составить полную биографию Миллигана, которая выпускается под названием "The minds of Billy Milligan" ("Множественные умы Билли Миллигана" в русском переводе)



Итого: мы постоянно имеем на текущий момент одну из моделей личностей.
Это наше субъективное ощущение.
Модель , это уже отработанный стереотип, который имеет возможность видоизменяться для других условий .
Одна из функций сознания - корректировка стереотипа в новых условиях.
Условия меняются и мы не сможем пользоваться, пускай и надёжным но не изменным стереотипом.
В силу каких либо патологий (например в норме мозжечок защищает от иллюзий)
ЦитироватьСогласно новому исследованию мы не испытываем галлюцинации потому, что наш мозг постоянно сверяется с действительностью,он сомневается в своих ожиданиях и убеждениях.

Галлюцинации же возникают, когда эта перманентная активность, этот «факт-чекинг» нарушается. По словам авторов научной работы из Йельского университета, данное открытие позволит разработать более эффективные средства против шизофрении и других психических нарушений..
https://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=529
Вот на этом фоне разные модели личностей в одной голове и вступают в конфликт, попеременно сменяя друг друга .
Т.е не все модели одновременно а поочерёдно.
Когда человек сам с собой разговаривает , спорит - это проявление реализации стереотипов пока без патологий . Но проявление чередования моделей личностей -очевидное.
Конечно здесь необходимо понимание того , что множественные модели , это обычное и полезное явление для быстрой смены стилей поведения( ситуационный контекст).
Главное следить за своей  "крышей" и всё будет ОК.  ;)