Эволюция сознания

Автор Некто_Владимир, июля 01, 2007, 23:13:01

« назад - далее »

василий андреевич

Цитата: Gundir от февраля 03, 2025, 08:06:55Но разве поведение, т.е., действие человека для достижения цели иррациональны?
Вот простенький эксперимент. Игрушечная круговая железная дорога с паровозиком заезжающим в туннель. Испытуемым предлагается всего-то нажатием кнопки остановить паровозик перед туннелем. Но практически все испытуемые (кто в большей, кто в меньшей степени) стараются нажать кнопку стоп как можно ближе к туннелю, как можно ближе к опасной черте. По условиям задачи - это иррационально.

  Цель без препятствий к ее достижению, целью не является - это тоже из области иррационального. Адреналиновое счастье в преодолении препятствий на пути к цели. Для преодоления препятствий необходимы средства. Поиск средств для преодоления препятствия, называется промежуточной целью.
  Вот с этими промежуточными целями и "беда" - в них застревают. Например, накопление денег для преодоления препятствия к цели, практически всеобще превращается в цель. На этом и играют, воспитывая культ потребителя.

  Жизненный опыт, как сложный комплекс рефлексов, формируется в "среде эмоционального фона" (хотя можно и другое Имя). Рассмотреть этот "фон", как аналог полезной работы психики - это моя отсебятина, продиктованная соображениями редукционизма.

Gundir

Цитата: василий андреевич от февраля 03, 2025, 08:21:39
Цитата: Gundir от февраля 02, 2025, 17:27:49а что такое - "иррациональное поведение"?
В узком обсуждаемом смысле - поведение мотивированное эмоциональным состоянием, неадекватно превалирующим над текущей ситуацией. Но лучше почитать в сети.
  И да, в русле сказанного Питером - это "умный в гору не пойдет, умный гору обойдет". Но "эйнштейны показывают языки", ломая установленные рациональным опытом рамки и выворачивая причинность наизнанку.
Мы все, так или иначе, мотивированы эмоциональным состоянием. И Ваши рационалисты точно так же при своих достижения получают вброс гормонов, как награду за результат.
А самое простое - нюхнуть кокаину, или шлепнуть стакан водки. Счастье наступает без всяких промежуточных заморочек. Почему многие этим и занимаются.
Как у Жванецкого, если бы я не пил, не курил, не гулял бы с бабами, а упорно учился, окончил бы университет, защитил докторскую, получил бы Нобелевскую премию, и уж на нее, стал бы пить и гулять с бабами, что я сейчас и делаю без всяких заморочек....

Gundir

Цитата: василий андреевич от февраля 03, 2025, 08:51:29Вот простенький эксперимент. Игрушечная круговая железная дорога с паровозиком заезжающим в туннель. Испытуемым предлагается всего-то нажатием кнопки остановить паровозик перед туннелем. Но практически все испытуемые (кто в большей, кто в меньшей степени) стараются нажать кнопку стоп как можно ближе к туннелю, как можно ближе к опасной черте. По условиям задачи - это иррационально.
Нет, просто ошибочно. Люди недопоняли условий задачи. Обычное дело. К тому же, если они его таки остановили до туннеля, они же задачу выполнили? В чем проблема?

Gundir

Цитата: василий андреевич от февраля 03, 2025, 08:51:29Цель без препятствий к ее достижению, целью не является - это тоже из области иррационального.
Нет. Цель без действий по ее достижению целью не является. Либо ее невозможно достигнуть, и тогда это не цель, а пустопорожние мечтанья. Либо она и так наступит, и тогда это тоже не цель, а данность. Ничего иррационального.

Питер

Понимаете,  в  шестерочном  пороге до   посадки в   упоры  делается  все  -  траектория,   спасатели,  снаряга.   Но   это все  равно  не  гарантия   выживания   конкретно вашей  тушки в  конце  порога. При  этом     сплавщик  не  призает  себя   адреналиновым  наркоманам  -   будут  найдены     много  других  причин  пойти  в  порог.
А  оно  вам  надо  ?

Аркадий Ник.

Цитата: василий андреевич от февраля 02, 2025, 08:18:29в базе принципиально одинаковая для Всех нейрофизиология,

Нет, это не так. Т.е я понимаю, чо Вы хотите сказать, добавляя слово «принциально», но это не соответствует контексту. Т.к. конечный вывод  при такой посылке – «у нас у всех принципиально одинаковая схема мира».
Если мы говорим о конкретном состоянии сознания – то НЕТ, моментальное состояние нейрофизиологии у всех разное.
Вторая ошибка – формирование субъективного образа идет не «снизу вверх», а «сверху вниз». Основная часть информации для формирования образа приходит из рабочей памяти (содержание которой у всех разное), внешние сигналы лишь «подправляют» этот образ.

Цитата: василий андреевич от февраля 02, 2025, 08:18:29Исключительно, как технарь, я называю эмоцией результат последовательностей (стадийностей) нейронального акта. И результат двояк, потому что приходится выделять полезную работу акта для себя любимого, и ту что выплескивается, как наблюдаемое поведение, хоть жестовое, хоть мимическое, хоть восклицательное.

Это описание «полового акта», который Вы почему-то называете «нейрональным». Вероятно, в качестве эвфемизма.



василий андреевич

Цитата: Аркадий Ник. от февраля 03, 2025, 18:38:04Основная часть информации для формирования образа приходит из рабочей памяти (содержание которой у всех разное), внешние сигналы лишь «подправляют» этот образ.
Расскажите, какая "рабочая память" у зиготы, из которой приходит информация? Геном или процесс "считывания" генома?

  Как только произнесли термин "разное", положенный в базу дальнейших суждений, то получаете возможность менять причинность в зависимости от следствия. И поиск "одинаковости", допустим, видовой для сапиенса, окажется конвергентным сборником под условным термином сознание.
  Ныне становится всё более модным вводить сознание "одно на всех живых". Лично я даже с удовольствием соглашусь так вывернуть эволюцию на ретроспективную изнанку. Но только при условии примера в студию. Например, геном зиготы - это квинтэссенция "пращурного опыта" и этот "опыт" принимается за константную единицу.
  Другой подход. Все клетки на поверхности копят Потенциал Покоя, срывающийся в Потенциал Действия, нейроны - клетки "адаптированные" на выживание за счет получения награды от АТф при "правильном" токе Потенциалов Действия. Вот пусть ПП и ПД будут одинаковыми, что бы появилась возможность вводить сигнальное поле, из которого нейрональная сеть выуживает информацию, дабы получить АТэфную награду.
  Стадиальность акта. 1.Накопить ПП, как отобранные из среды сигналы. 2.Рассортировать ПП по поверхности, как концентрационные неоднородности. 3.Активировать срыв ПП в ПД, как сложную волну сопутствующих процессов. 4.Подготовиться для накопления следующих ПП.
  Вопрос, где сигналы, а где информация? Хотите назвать акт "половым", пожалуйста, но только высветив его, как целевой, желательно, без фаллической символики.

  Главное, на чем мы уперлись - это значение эмоции в нейрональном (половом) акте, тогда как сам акт эмоции не содержит. Вот я и предлагаю, что бы эмоция была "плохим или хорошим" следствием, как то, что родилось в среде, после выполнения всех стадий акта. Соответственно, следующий акт будет происходить уже в иной эмоциональной среде, которая таким образом, становится "рабочей памятью".
  Вот Вам и двоякость эмоции. И полезная работа, и бесполезный (эмоционально-игровой) выброс "адреналина". Без этого выброса нет возможности подготовиться к новому акту с учетом новой обстановки, как следствия предшествующего акта.

  Совокупность живых организмов (или клеток) потому и выглядит, как работающая с кпд больше ста процентов, что выброшенная одним эмоция (налог на энтропию), становится уже не тупым сигналом, а информацией для способного ее обрабатывать себе на пользу.

василий андреевич

Цитата: Gundir от февраля 03, 2025, 09:50:48Люди недопоняли условий задачи. Обычное дело. К тому же, если они его таки остановили до туннеля, они же задачу выполнили? В чем проблема?
Все всё поняли, не надо их считать тупее нас с Вами. А вот предписание выполнять тупое задание (рыть канаву отсюда и до обеда) они отказываются, привнося в него личностное творчество.
  А вот выполнить задание "сотворить подвиг до обеда" рационал сочтет ниже своего достоинства, тогда как иррационал вполне вдохновится, дескать, нате вам, выкусите.
  По Юнгу, логика или этика, стоящие, как "входной фильтр" для разумных - это рационально, а сенсорика или интуиция - иррационально. Рационал совместно с иррационалом не могут создать "дуальную пару", ибо информация от одного приходит "не в то место" другого. Но две пары, рационалов и иррационалов, обменивающихся мнениями о реальности - это плодотворная сила.

Некто_Владимир

Итак, есть сознание, в сознании есть информационные образы. Эти понятия я использовал давно. Вои появился ещё один термин, «представления», Представления тоже находятся в сознании. Мне понравился этот термин.

Попробую вместо термина сознание использовать термин представления. То есть, у всех живых существ есть какие-то представления об окружающем мире. Какие представления в мозгу у людей мы знаем. Мы можем общаться, обсуждать эти представления, обмениваться этими представлениями, изучать эти представления. С представлениями человека всё выглядит довольно просто и понятно.

По поведению многих животных мы можем догадаться о некоторых представлениях этих животных об окружающем мире, и о других живых существах вокруг них. Во всяком случае, мы можем догадаться о многих представлениях этих живых существ  без использования термина «сознание». Мы просто признаем, что у всех живых существ есть какие-то представления об окружающем мире и о них самих, и будем изучать эти представления без использования термина «сознание». Вообще, попробуем считать, что никакого сознания не существует, у живых существ есть только какие-то представления. Сознание – это что-то абстрактное, чему даже трудно дать определение. А представления конкретно к чему-то привязаны, их изучать будет проще и понятнее.

Пробегу ещё раз по разным уровням организации жизни. На нашей планете самый высокий уровень жизни обеспечивает мозг. Мозг управляет очень сложными многоклеточными организмами, у человека к этому управлению подключается логическое восприятие. Также на уровне логического восприятия мозг позволяет воспринимать окружающий мир. В общении между живыми организмами постепенно усиливается логический оттенок. В представлениях об окружающем мире всё большую роль играют логические представления.

На более простом уровне организации жизни окружающий мир воспринимается на уровне инстинктов, чувств и эмоций.  Общение между живыми организмами осуществляется тоже за счёт инстинктов, чувств и эмоций. Представления об окружающем мире тоже формируются на основе        инстинктов, чувств и эмоций.  Пока в это углубляться не будем. 
На ещё более простом уровне жизни царят инстинкты, в основе которых лежат ощущения. И жизнь, и восприятие окружающего мира происходит за счёт инстинктов.  Представления об окружающем мире тоже формируются на основе инстинктов и ощущений. 
 
Глубже жизнь вообще основана на ощущениях. Клетки и одноклеточные организмы живут за счёт ощущений.  Это химический уровень жизни. На этом уровне можно ощущать только атомы и молекулы, например, ворсинками, или  мембранными каналами. Представления об окружающем мире ограничены атомно-молекулярным уровнем. Клетка может только оценивать температурные условия в окружающей среде, и полезность окружающих атомов и молекул. Вот это и все представления клетки. Но если они есть, то такие  химические представления нужно изучать. Эти химические представления могут быть элементами будущего сознания, или уже являются элементами первого простейшего сознания.

Внутриклеточная жизнь регулируется генетикой.  Основным регулятором должна  быть ДНК. Но процессы в клетке сложные и многообразные. И скорее всего они начали формироваться ещё на доклеточном уровне. Живых клеток ещё не было, но в химическом бульоне в подходящих условиях появлялись какие-то соединения атомов, фрагменты РНК , фрагменты белков, фрагменты клеточных мембран и т. д. Наконец, за миллиарды лет, из этих фрагментов собирались прообразы будущих живых клеток. Как то так... Были ли какие-то представления у этих фрагментов, или это чистая химия?

Возможно, все прообразы будущих клеток собирались только на основе химических законов, Но, возможно, атомы, которые подходили для сборки, например, белков, подходили не только химически. Возможно, в них уже была заложена какая-то глубинная жизнь, которую  некоторые атомы могли ощущать. Всё это нужно изучать. Примерно вот так!

Некто_Владимир

Лет 20 – 30 назад мне стало понятно, что мир погружается в эпоху технологического варварства. Сейчас это становится понятно всем... Но из этой эпохи нам придётся выходить. Это затронет всех и всё, в том числе всю науку.  Старшее поколение это мало затронет, а вот молодым студентам об этом нужно думать.
Поэтому я продолжу гнуть свою линию о сознании.

Некто_Владимир

Ближе к старости мы с женой решили, что больше держать домашних животных не будем. Но позвонил сын и сказал, что он уезжает работать не вахту и привезёт нам кошку. Кошка оказалась шотландской. Она привыкла жить в городской квартире. А у нас дача. Кошка сразу спряталась в доме, на всех шипела и никого к себе не подпускала. К дому она быстро привыкла, но на улицу выходить отказывалась. Очевидно, по её представлениям, жизнь должна проходить в доме.
Мы пытались её выносить на улицу, но она немедленно возвращалась в дом. Улицы она боялась. В общем, первое лето она у нас провела в доме. По её представлениям так и должно быть.
На второе лето всё начало повторяться. Но я тоже упорный, стал её выносить в загороженную беседку, и оставлял там. Иногда пытался с ней прогуливаться по саду. Бесполезно, она сразу убегала в дом. Её жизненные представления за второе лето не изменились.
Чудо произошло на третье лето. Весной кошка подошла к двери на улицу и мяуканьем стала просить её выпустить. Сама вышла на террасу, посидела и вернулась в дом. В этот де лень всё повторилось, но теперь она спустилась на траву, долго сидела и смотрела по сторонам... В общем, за неделю она освоила двор и сад. Ей это явно понравилось. Вечером тоже стала проситься на улицу и на ночь не хотела заходить в дом. Её представления об окружающем мире явно изменились.
К нам она стала более терпимой, перестала шипеть. Естественно, во дворе бродят чужие кошки и коты. Между собой они дерутся, но её не трогают. Они признали её право быть хозяйкой двора. Мышей она не ловит, на воробьёв   тоже ноль внимания. Любит гонять бабочек и сверчков. Кроме своей кошачьей еды, стала есть ряженку и кефир, некоторые сорта колбасы и рыбу.  В общем, её представления об окружающем мире явно изменились.
Это пример того, что нам нужно изучать не ментальное сознание, а конкретные представления в мозгу, то есть конкретные информационные образы. Все представления находятся в сознании, сознание состоит из разных представлений, их и нужно изучать. Изучая представления, мы тем самым будем изучать сознание.

Некто_Владимир

Есть окружающая реальность. Мозг создаёт свои представления об этой реальности. Как правило, представления не совсем совпадают с реальностью. Более того, часто мозг создаёт такие представления, которые вообще не имеют никакого отношения к реальности. У каждого из нас мозг создаёт свои представления, и мы спорим об этих представлениях, а не о том, что существует в реальности. Вы хотя бы это понимаете?
Если понимаете, тогда нужно стремиться к тому, чтобы эти представления были близки к реальности. А не просто так, говорить ни о чём и обо всём сразу...

Некто_Владимир

Недавно внучка прислала мне вопрос. Привет,  мы с папой не можем понять, почему такой ответ..,  Вот эта задача.   Урожайность зерновых культур – величина изменчивая, ей способствуют определённые факторы. Фермер высаживает пшеницу.  Фактическая масса семян составляет 27 ц. Допустимое отклонение по всхожести примерно  составляет плюс – минус 13 %. Какой может быть номинальная масса семян, которые взойдут? Полученные ответы округлите до целого числа. Выберите верные ответы среди предложенных ниже: 23, 24, 33, 31, 35, 30.
Отмечены ответы 23 и 31.
Не задумываясь, я всё просчитал и отправил внучке. Она ответила «понятно».
И тут вмешался её папа. Пишет, мне не понятен последний ответ. Как это, посадили 27 ц, а взошло 31 ц... Как такое может быть? Говорю, ты прав. И на этом дискуссия окончилась.

Вот такая у нас стала математика. Но об этом я думал давно. И для затравки привожу статью, которую писал лет десять назад. У нас в сознании действительно путаница, мы часто не понимаем, что у нас ментально, а что реально.

Некто_Владимир

Роль математики в современной науке.

У меня всегда было много своих идей, вначале они носили частный характер и до фундаментальности не дотягивали. Может быть, от переизбытка мелких идей и возник вопрос, а откуда берутся глобальные идеи, которые затрагивают основы мировоззрения? Занимаясь проблемой сознания, конечной целью было создание математических методов изучения сознания. Поэтому о роли математики я задумывался часто.
Первая фундаментальная идея у меня возникла в возрасте 30 лет, это мысль о том, что сознанием обладают все формы жизни. Но в то время я не придавал значения, насколько эта идея фундаментальна, более того, даже не задумывался над этим, просто занимался проблемой сознания. Примерно 25 лет шёл процесс количественного накопления информации. Наконец, количество перешло в качество, и стало понятно, что идея о том, что сознанием обладают все формы жизни – фундаментальна, кроме того, посыпалась череда других фундаментальных идей. Иногда казалось, что всё, больше фундаментальных идей не будет. Но через некоторое время возникала новая, ещё более грандиозная идея. В конечном итоге всё это вылилось в формирование системного мировоззрения и системной картины мира.
Ну, теперь, казалось бы, всё, идеи закончились. Не может же быть такое, чтобы одному человеку так подфартило. Но вот пришло новое понимание, и я пишу эту статью. Статья об обожествлении в науке. Эта мысль проскакивала и раньше, но полного понимания не было. Казалось бы, что в науке обожествления не может быть. Но это есть. Фраза «в квантовую физику нужно верить» подтверждает это. Афоризм «заткнись и считай» тоже из этой области. Бозон Хиггса называют частицей бога тоже не случайно. И попытка создания Теории Всего Сущего тоже «из этой оперы». Квантовую физику многие учёные пытаются обожествить. Теорию Большого Взрыва тоже пытаются обожествить.
Откуда возникло такое стремление? Неужели влияние религиозного мировоззрения начинает сказываться на генетическом уровне? Учёные уже пытаются обожествить даже науку. Если это так, то всё, это конец человеческой цивилизации. Эволюция человека остановится на уровне хорошо развитого эмоционального восприятия. Логика у человека не успела развиться до уровня необратимости. Развитие логики так и останется на примитивном уровне, достаточным для существования религий...
Возможно, за этим скрыт более общий закон живой природы: любой вид живой материи развивается до определённого уровня, и останавливается в своём развитии. С точки зрения термодинамики, с точки зрения самоорганизации, любой биологический вид в процессе своей эволюции, рано или поздно, достигает такой точки равновесия, из которой уже не может выйти, и его развитие замораживается на этом уровне. Далее в течение десятков миллионов лет биологический вид прекращает эволюционировать, до тех пор, пока этот биологический вид выдерживает естественный отбор. Как только этот вид начинает не выдерживать конкуренцию с более продвинутыми видами жизни, он постепенно сходит со сцены эволюционного отбора.
Возможно, и человек достиг такой точки равновесия, когда дальнейшая эволюция вида Homo Sapiens прекращается. И это уже не зависит от наших желаний, таковы законы развития живой материи. Человек так и останется существом с недоразвитой логикой,    из-за чрезмерного увлечения способностью абстрагировать.
Была, правда, у меня одна спасительная мысль. Стремление обожествить науку возникло из-за божественного отношения к математике. Из-за того, что математика в современной науке стала играть роль библии. Мнение, «как написано в библии, так и должно быть в жизни» постепенно перекочёвывает в науку в несколько трансформированном виде «как написано на математическом языке, так и должно быть в окружающем мире». Но эта мысль так и не получила дальнейшего развития до тех пор пока мне не попался словарь  И. А. Хасанова «Время как объективно-субъективный феномен. Словарь»[1], изданный в 2011 году.
В этой книге в статье «Многоуровневость физического времени» есть мысль о том, что было бы неплохо в физических теориях предельно малым величинам dt и dv придать конкретный физический смысл. Как только я прочитал эту мысль, сразу стало понятно, почему математика начинает в науке играть роль библии.
Вот эта мысль. В математических теоремах часто используются формулы, где переменные стремятся к нулю или к бесконечности. Если такая формула используется в физике, то считается, что формула справедлива на любых уровнях масштабности от нуля до бесконечности, как в пространстве, так и во времени. Но в реальном мире на различных уровнях масштабности материя многократно изменяет свою структуру и свойства. А математические формулы на это никак не реагируют. Вопреки здравому смыслу, считается, что математическая формула справедлива от нуля до бесконечности. То есть мы как бы признаём, что математика в том виде, какой мы применяем, всесильна везде. Математические формулы могут быть применимы везде, независимо от структурной организации материи. А это путь к обожествлению математики.
Что-то это напоминает мне всесильность бога. Получается интересная параллель между всемогущим богом и всемогущей математикой. Что-то тут не так. Эйнштейн как-то заметил, что всемогущий – это математик, который не играет в кости. То есть Эйнштейн уловил связь между могуществом бога и могуществом математики. И он смог использовать это могущество математики в своих теориях. Но тогда возникает вопрос, а в каком смысле Эйнштейн использовал могущество математики: в научном смысле или в божественном смысле?
Вполне возможно, на основе идеи, что Общая Теория Относительности применима в масштабах от нуля до бесконечности, у Эйнштейна и возникла мысль о создании некой единой теории поля. Эту задачу ему не удалось решить. Но идею подхватили разработчики квантовой физики, которые решили, что поскольку законы гравитации не работают в квантовом мире, тогда должно быть наоборот, законы квантового мира должны работать в мире гравитации. И физики усиленно пытаются создать божественную теорию всего сущего...
Простая мысль, что математика это только один из возможных логических языков, что должны существовать другие логические языки, которыми можно описывать физическую реальность на различных уровнях масштабности материи, никому не приходит. Вполне вероятно, что и саму математику не нужно рассматривать как некую единую категорию, в самой математике существуют различные математические языки для описания различных явлений на уровне логического понимания этих явлений. В частности, на различных уровнях масштабности структурной организации материи, нужно использовать различные математические языки. То есть на каждом уровне масштабности нужно создавать свои теории, а не пытаться создавать некую единую божественную теорию.
Математику можно применять абсолютно или осмысленно. Абсолютно – это означает, что мы верим, что математическими методами мы напрямую описываем реальный окружающий мир. Осмысленно – это означает, что мы понимаем, что математическими методами мы описываем образы в нашем сознании. Думаю, что абсолютное применение математики может оторвать нас от реальности. Поэтому математику нужно применять только осмысленно. Так ли это?
Помню, ещё в школе, в кабинете математики висел плакат: «Математика – язык природы». Тогда я к этому относился не очень осмысленно. Но позже, в университете, начал обращать внимание на стиль преподавания. И у меня сложилось представление, что нам внушали, что математика язык природы, с помощью которого мы напрямую можем изучать саму природу. А некоторые преподаватели были уверены, что это сама природа пытается общаться с нами на языке математики. Это и есть абсолютное применение математики. И с таким применением, видимо, согласны почти все современные учёные.
С таким отношением к математике я тоже был согласен, я был истинным материалистом. И только когда разобрался, как работает сознание, постепенно начали зарождаться сомнения, которые длительное время отметал в сторону. Естественно, я же не понимал, что поменять научные взгляды, это почти то же самое, что поменять религиозную веру. То есть, практически это невозможно. Но логика взяла своё, и пришлось разбираться, что же такое математика на самом деле.
Думаю, что математика это обычный логический язык, с помощью которого можно описывать окружающий мир. По сравнению с бытовым языком математический язык более точный, но не абсолютно точный, это всего-навсего описательный язык. А как мы применяем языки описания?
Вот мы наблюдаем какое-то явление. В своём сознании создаём образ этого явления. И уже к этому образу в сознании применяем математику. Если явление мы наблюдаем во всех подробностях, то образ явления в нашем сознании совпадает с реальным явлением почти на 100%. В этом случае с очень хорошим приближением можно считать, что математику мы применяем к реальному явлению в окружающем мире. Для явлений в макромире всё так и происходило, и мы привыкли считать, что математику применяем к реальным событиям в окружающем мире. Для нас математика стала языком природы.
Вот мы наблюдаем какое-то явление во вселенной, по многим причинам, наблюдаем не полностью, частями, и только из одной точки, с Земли, некоторые явления просто наблюдаем в застывшем виде. В своём сознании создаём образ этого явления. Поскольку наблюдение не полное, остальное мы дорисовываем в своём сознании, часто дорисовываем с помощью математики. И уже к этому, дорисованному в нашем сознании образу, основательно применяем математику. Если мы не обращаем внимания на придумки в нашем сознании, и считаем, что применяем математику к реальному явлению, значит, применяем математику абсолютно, веря в её непогрешимость. Если мы понимаем, что применяем математику к частично придуманному образу явления в нашем сознании, значит, применяем математику осмысленно. Думаю, разницу между этими подходами должен понимать каждый.
Теперь переместимся на передовой фронт исследований ядерного мира. Максимум, что мы можем увидеть визуально в микромире, это атом в виде маленького пятнышка. То есть ядерный мир для нас невидим. Единственный способ исследований – это бомбардировка мишеней потоками элементарных частиц. Способ очень грубый и неточный, причём статистический. Естественно, мир элементарных частиц мы вынуждены исследовать только индетерминистическими методами. По этой причине мир элементарных частиц представляется нам вероятностным. Просто у нас нет возможности изучать ядерный мир детерминистическими методами. У нас практически даже нет возможности по результатам экспериментов создавать математические модели ядерного мира. Физики теоретики поступают наоборот: они сначала разрабатывают математические модели, а потом проверяют их экспериментально. Какая модель ближе к эксперименту, та и правильная. Причём эта проверка выглядит в виде маленького пика на статистической кривой. Величина пика часто в пределах статистических ошибок эксперимента. Поэтому чтобы убедиться в истинности результата эксперимента, его повторяют многократно, и среднестатистическую величину принимают за истину. Вот вам и вероятностный ядерный мир. Каков ядерный мир в реальности нам не понять. Ядерный мир рисуется в нашем сознании с помощью математики. В результате мы имеем только математическую статистическую картину ядерного мира, придуманного в нашем сознании. Это почти как каналы на Марсе. И мы должны этому верить?!
Изучая макромир, мы привыкли, что применяем математику напрямую к окружающему миру. Эту же парадигму мы перенесли в изучение микромира. То есть мы уверены, что применяем математику напрямую к ядерному миру. А это не так. Эта парадигма применима при изучении макромира, потому что образ макромира в нашем сознании очень близок к реальному макромиру. Ядерный мир для нас невидим, образ ядерного мира мы придумываем в своём сознании, и математику применяем к этому образу. А насколько образ ядерного мира близок к реальному ядерному миру, мы не знаем. Мы просто стали верить, что математическое описание должно быть истинным.
Мы стали верить в математику, считая математику непогрешимой. Физики теоретики строят математический квантовый мир, считая его истинным. Это абсолютный подход в науке, и абсолютное использование математики. Но я человек не верующий, и меня такой подход не устраивает. Мне нужен осмысленный подход.
Я ничего не имею против квантовой физики. Но не могу её воспринимать в качестве последней истины. Ядерный мир вероятностный, и то, что нам рисует квантовая физика, это один из возможных вариантов математического устройства ядерного мира. Пока у нас нет других методов изучения ядерного мира, поэтому то, что делают физики очень полезно. Нужно же изучать ядерный мир хоть какими-то способами. Но, скорее всего, ядерный мир окажется совсем не таким, каким его рисует квантовая физика.
Я ничего не имею против теории Большого Взрыва. Но и её не могу воспринимать в качестве последней истины. Выше было отмечено, что вселенную мы тоже изучаем индетерминистическими методами, поэтому картина Вселенной представляется вероятностной. Теория Большого Взрыва – это один из возможных вариантов математического устройства видимой части вселенной. Но, скорее всего, вселенная окажется совсем не такой, какой её рисует теория большого взрыва.
Рассмотрим пример использования математики в астрономии. В книге С. Вейнберга[2] «Гравитация и космология», на стр. 330 - 333 рассмотрен простейший пример создания математической модели звёзд, которые называют политропой. Вначале, на стр. 330 и 331, определяют начальные условия для создаваемой математической модели. Далее, на стр. 331 и 332 при выполнении  некоторых  приближений,   выводится   уравнение   состояния   политропы   p = Kρυ. На стр. 332 вводится новая независимая переменная ξ и зависимая от неё ещё одна переменная Θ. И с учётом граничных условий выводится формула для радиуса политропы (звезды, 332)      R=(Ky/(4πG(y-1)))^(1/2) 〖ρ(0)〗^((y-2)/2) ξ_1 . Автор эту формулу называет радиусом звезды, хотя по применяемым методам, это радиус математической политропы. 
Я ничего не имею против данного математического метода, но мы должны чётко понимать, что в результате его применения у нас есть упрощённая математическая модель звезды, которую называют политропой. Физики здесь нет, и к реальным звёздам эта модель неприменима, разве что, и то весьма условно, к красным карликам.
Вернёмся к идее И. А. Хасанова о том, что в математических формулах параметры dt и dV не могут быть полностью абстрактными, они должны носить конкретный физический смысл. Но для наглядности я буду использовать параметр dx.
В той же книге «Гравитация и космология» на стр. 333 приведена формула для вычисления массы звезды: M=∫_0^R▒〖4πr^2 〗 ρ(r)dr.  Ничего не имею против математического применения этой формулы. Если ввести численные значения констант, как это сделано в книге, то результаты вычислений можно подогнать для некоторых конкретных видов звёзд. Но ведь это просто математическая эквилибристика! А где физика?
Для красных карликов, и даже для красных гигантов, эту формулу можно применять с некоторой степенью точности. А для голубых гигантов и сверхгигантов?  В этих звёздах примерно треть радиуса занимает зона ядерных реакций, а остальные две третьих радиуса – это зона лучистого переноса энергии. Зона конвективного переноса энергии практически отсутствует. Но в формуле интегрирование от 0 до R, без всякого учёта внутреннего строения звезды. Что в этом случае понимать под функцией ρ(r)? А каков смысл величины dr, если на гравитационном уровне масштабности звезда это гравитационный объект, на электромагнитном уровне масштабности это высокотемпературный газ, а на ядерном уровне масштабности это смесь излучения с элементарными частицами? Если подробно проанализировать любую физическую теорию, то окажется, что она построена на множестве допущений, и по существу теория является не физической, а математической.
Главным критерием современных теорий стала их внутренняя непротиворечивость. Этот же критерий является главным в математике. Случайно ли это? Думаю, не случайно. По существу, и квантовая физика, и теория большого взрыва, это не физические, а математические теории, главной целью которых является правильность вычислений. Из правильности вычислений следует правильность теории. То есть в современной науке философское отношение к истине перевернули. Раньше из правильной теории следовали правильные вычисления, сейчас, наоборот, из правильных вычислений следует правильность теории. Хотя, на мой взгляд, это необратимые утверждения.
Любая теория строится на некоторых допущениях, поэтому любая теория является приближённой и не может претендовать на истину в последней инстанции. Главным критерием истинности теории всегда были наблюдения. Не думаю, что в этом вопросе что-то изменилось. А как быть, если наблюдений нет, наблюдения невозможны или они неправильно трактуются? Для масштабов Метагалактики или ядерного мира такая ситуация вполне реальна. Поэтому мы не можем быть полностью уверенными, что наша картина Метагалактики и ядерного мира является истинной. Но перед результатами вычислений мы отбрасываем всякие сомнения, мы просто верим в голые вычисления. Хотя в науке вообще ничего нельзя воспринимать на веру.
В своё время Птолемей создал математическую модель планетной системы, по которой великолепно вычислялись моменты наступления многих явлений в планетной системе. По этой причине систему Птолемея длительной время считали правильной. Но это оказалось не так. То есть голые вычисления не могут быть гарантом истины. Но мы забыли этот поучительный пример.
Эйнштейн в своей статье «О современном состоянии теории поля»[3] писал, что теоретические исследования вообще преследуют две цели, одну из которых он назвал «логической единственностью», и об этом он писал: «Для меня в этом и заключается постоянное очарование научного мышления; это образует, так сказать, религиозный базис научных изысканий»[3]. У меня нет претензий к Альберту Эйнштейну, он создал то, во что верил. А верил он и в математику, и в бога, что может вызывать интересные методологические вопросы к его теориям.
Окружающий мир таков, каков есть. А вот как мы будем этот мир описывать: таким, каким его видим, или таким, каким мы его придумываем? Эйнштейн придумал четырёхмерный континуум, и заставил всех поверить в его существование. Но видим мы мир трёхмерным. Поэтому повторю вопрос, как мы будем этот мир описывать: таким, каким его видим, или таким, каким мы его придумываем? Вопрос более чем серьёзный.
Занимаясь проблемой сознания, мне удалось придумать математический способ изучения сознания[4], способ, совершенно оторванный от реального мозга. Реальное строение мозга одно, а придуманный математический метод к реальному мозгу как бы и не относится. Но это придуманный метод, который может очень эффективно описывать сознание мозга. Этот пример чётко свидетельствует о том, что математика это только исследовательский метод. И то, что создано математическим методом, совсем не обязательно будет совпадать с реальным миром. Математический метод – это функциональное описание реальности, не обязательно совпадающее с этой реальностью. Так и с четырёхмерным континуумом, описание Вселенной с помощью метрики Римана, это только функциональное описание некоторых свойств Вселенной на языке математики, и это описание не обязательно  совпадает с реальным миром.
Это можно сравнить с абстракционизмом, когда художник наляпывает на холст краски. Один человек смотрит на такое произведение искусства и ничего не видит. А другой человек смотрит, и ощущает при этом какое-то духовное состояние. Но это духовное состояние не материально, и никак не связано с реальным миром. Так и метрика Римана нематериальна и не связана с реальным окружающим миром. Мы это придумываем в своём сознании. Но художники абстракционисты могут манипулировать сознанием только части любителей искусства. А вот учёные абстракционисты хотят манипулировать интеллектуальным сознанием всех учёных.
Поэтому вопрос о том, как мы будем описывать окружающий мир: таким, каким его видим, или таким, каким мы его придумываем, это очень актуальный вопрос. На данном этапе развития науки придуманное математическое описание мира победило. Но надолго ли? А поскольку такое в истории человечества уже было, всё придуманное в сознании требует какого-то нового философского осмысления.
Сознание человека является очень гибкой структурой, его можно формировать за счёт различных манипуляций. Да, можно всем внушить, что окружающий мир таков, каким мы его рисуем с помощью математики. Сознание человека можно исказить таким образом, что мы поверим в абстрактные математические построения, как поверили в бога, и затормозить развитие науки на столетия или даже на тысячелетия. А может даже затормозить или остановить дальнейшую эволюцию человека как биологического вида. Поэтому излишнее абстрагирование мне перестало нравиться. На базе излишнего абстрагирования в научном сообществе начинает формироваться божественное отношение к математике. Математику начинают отождествлять с самой природой, а это только метод изучения природы.
По-видимому, впервые глобальным манипулированием сознания занялись в религии, может даже бессознательно. Вполне возможно, что религиозные деятели и сейчас не понимают, что религия – это манипулирование сознанием. В настоящее время манипулированием сознания очень активно занимаются в политике. Даже появились специальные политтехнологи, которые добиваются поставленной цели без силового давления, только за счёт манипулирования сознанием. Всё это стало возможно за счёт науки, и, казалось бы, что в самой науке манипулирования сознанием быть не может. Во всяком случае, в фундаментальной науке. Но это не так. Современные абстрактные математические теории прижились в науке за счёт манипулирования сознанием учёных.
В статье «Функциональное восприятие мира»[5] рассмотрены примеры движения фотона между зеркалами и распада мюона, и реальное объяснение этих примеров без привлечения эффекта замедления времени. Но такое реальное объяснение почему-то в науке не прижилось, прижилось функциональное объяснение на основе эффекта замедления времени. Такое могло произойти только за счёт манипулирования сознанием с помощью математического языка.
Математический язык является таким же описательным языком, как и бытовые языки, только это строго логический язык, поэтому он более точный. Но для объяснения реальных явлений этот язык используется с множеством допущений и приближений. И как любым другим языком, математическим языком можно манипулировать с целью влияния на сознание человека. За счёт манипулирования математическим языком, реальные объяснения явлений в природе можно заменить функциональными объяснениями, и добиться веры в функциональное объяснение. Это трудная задача, но  когда вера становится общепризнанной, дальнейшее принятие функционального восприятия мира становится лёгкой задачей. Так было при формировании религиозного мировоззрения, такое же происходит и при формировании научного мировоззрения. Мы просто этого не понимаем и стараемся не замечать. До поры до времени. Думаю, что пришло время понимания. И вопросы, связанные с манипулированием математическим языком требуют нового философского осмысления.
Система образования давно перестала быть «лучом света в тёмном царстве», а может и никогда не была им, и превратилась в основной инструмент манипулирования сознанием, в том числе и с помощью математического языка. Потому что любой власти нужны послушные люди. И основной целью системы образования стало воспитание послушных людей, и подготовка их к жизни в режиме послушания.
В науке тоже нужно послушание. Старый бог не устраивает многих учёных, он не владеет математическим языком. Поэтому в масштабах от вакуума до Метагалактики старый бог не может нам нарисовать окружающий мир. Верующим учёным нужен новый бог, математический бог, который может на математическом языке дорисовать нам то, что мы не можем видеть и понять с помощью обычного сознания. А без манипулирования сознанием учёных, создать новую, теперь уже научную религию, невозможно.
Литература.
   Хасанов И. А., Время как объективно-субъективный феномен. Словарь, 2011.
   С. Вейнберг, Гравитация и космология, «Мир», 1975.
   А. Эйнштейн, Физика и реальность, «Наука», 1965, 264 – 265.
   Мурашкин В. В.  Физический и математический методы изучения сознания,
статья на сайте http://wladimir-murashkin.narod.ru
   Мурашкин В. В.  Функциональное восприятие мира,
статья на сайте http://wladimir-murashkin.narod.ru
09.03.2014.                                                Владимир Мурашкин.

Некто_Владимир

Вокруг нас реальная вселенная. А в мозгах ментальный большой взрыв. Парадокс заключается в том, что для нас важнее те представления, которые у нас в мозгах, а не в реальности. Физики ведь давно решили, что каковы наши  теории, таков и окружающий мир. А дальше всё просто, Великие абстракционисты создают в своих мозгах что-то ментальное, а спорить с абстракционистами бесполезное занятие. Попробуйте поспорить с Василием Андреевичем...