Ну а пока пауза, предложу главу из книги "Интуитивные мемуары".
Есть только методы.
Нас учили, что наука не только описывает окружающий мир, наука объясняет этот мир. И то, что написано научным языком, реально существует в окружающем мире. Но даже в науке некоторые суждения меня смущали и вызывали недоверие. Например, каков окружающий мир, материалистический или идеалистический, детерминистический или индетерминистический. И так продолжалось до тех пор, пока не пришло маленькое интуитивное озарение: многочисленные термины и теории, которыми мы пытаемся объяснить окружающий мир, прямого отношения к этому окружающему миру не имеют, всѐ это только методы изучения окружающего мира. А методы могут быть разными. Вначале люди придумали мифологические методы изучения окружающего мира. Да, мифы, которые люди придумывали тысячи лет назад, нужно считать методами изучения окружающего мира. Таково было сознание человека в те далѐкие времена, и ничего лучше мифологического метода человек тогда придумать не мог. Человек того времени думал, что мир таков, каким он изображѐн в мифах. Позже появились боги и божественный метод изучения окружающего мира. Да, религии тоже нужно считать методом изучения окружающего мира. Таково было сознание человека в те времена, и у многих людей сознание так и осталось развито на том же эмоциональном уровне. Таким людям достаточно объяснения мира с помощью религии. И таких людей много рядом с нами, в современном мире. Эти люди тоже думают, что мир таков, каким он описан в духовных книгах. Потом возникла философия и философские методы изучения окружающего мира. Появились околонаучные методы, типа астрологии и алхимии. В глубинах философских размышлений появились мысли о том, что окружающий мир не обязательно существует таким, каким мы его видим, окружающий мир можно придумать. Зародился идеализм, и возникло противостояние между идеализмом и материализмом.
Наконец, зародилась наука и научные методы. Количество научных методов изучения окружающего мира и человека постепенно нарастало. Но даже многие учѐные продолжают думать, что каковы их теории, таков и окружающий мир. Может это ощущение записано у нас на генетическом уровне? Повторюсь, это парадоксально, но сочинители древних мифов считали, что каковы их мифы, таков и окружающий мир. В рамках различных религий верующие тоже считали и считают в наше время, что написанное в их духовных книгах реально отражает окружающий мир. И даже последователи Птолемея решили, что какова система Птолемея, такова и планетная система. В реальности всѐ было совсем не так, но это никого не заставляло задуматься: почему не так? Наконец, мы дожили до создания квантовой физики, но в глобальном плане ничего не изменилось. Физики теоретики тоже решили, что каковы их теории, таков и окружающий мир. Это заставляет задуматься, что социальная эволюция общества идѐт очень медленно. И история нас ничему не учит. Даже учѐные думают, что окружающий мир таков, каким мы его придумали в своих мозгах. На самом деле все учения и теории существуют только в нашем сознании, и всѐ это только методы изучения окружающего мира. В наше время доминируют религиозные и научные методы изучения окружающего мира. А методы могут быть разными. В рамках веры существуют различные религиозные методы описания окружающего мира. И многих людей вполне устраивает божественное устройство мира. В рамках науки должны существовать различные научные методы познания окружающего мира. И они существуют.
Например, в науке на уровне электромагнитного макромира существуют методы механики и термодинамики. А на уровне электромагнитного микромира и ядерного мегамира существуют методы молекулярно-кинетической теории и электродинамики. На уровне гравитационного мира преобладают методы детерминизма, а на уровне ядерного мира преобладают методы индетерминизма. И это нормально. Но эти методы сосуществуют на соседних уровнях структурной
масштабности материи, а могут сосуществовать методы и на одном структурном уровне масштабности материи. Но даже учѐные не понимают, что владеют только методами. Они уверены, что владеют теориями, и их теории сама сущность окружающего мира. Более того, многие учѐные стремятся доказать, что правильной является именно их теория. Например, физики теоретики уверены, что правильной является только квантовая физика, и на этой основе пытаются создать ещѐ более общую теорию всего сущего. Глупее ничего не придумаешь. Много размышлял о дуализме элементарных частиц, пытаясь вообразить и представить, что это за частицы. Бесполезно, никаких мыслей не приходило. Может не случайно, не с той стороны искал, поэтому интуиция и не срабатывала. А если подойти к этому вопросу с нужной стороны, то всѐ просто. У нас есть два основных метода изучения элементарных частиц. Один метод корпускулярный, с его помощью можно установить некоторые свойства элементарных частиц. Другой метод волновой, с его помощью можно установить другие свойства элементарных частиц. Это только методы, которые позволяют установить некоторые свойства элементарных частиц. И эти методы нельзя смешивать вместе. Рассмотреть подробнее эти частицы с помощью электромагнитного зрения мы не можем. Поэтому они и представляются нам такими необычными и загадочными. Скорее всего, на этом уровне масштабности нам нужно другое зрение, чтобы понять все подробности. Может быть, со временем это другое зрения и появится. Но нам не хочется ждать. Тем более, мы не считаем, что у нас есть только методы. Мы считаем, что познаѐм саму суть материи, поэтому свалили всѐ в одну кучу, и у нас элементарные частицы стали обладать дуализмом свойств. Как это происходит, не ясно, мы вроде бы описали их свойства только математически. Но выводы сделали глобальные. А чтобы разные умники не придирались, ввели запрет, что вообразить элементарные частицы невозможно. Вот так! И в квантовую физику нужно просто верить, верить, как в религию.
Теория Большого Взрыва – это тоже только один из возможных методов изучения гравитационного мира. Благодаря этому методу нам удалось понять многие свойства материи в Метагалактике. Но, фактически, Метагалактику мы наблюдаем в застывшем виде. Физическое время на космическом уровне масштабности течѐт очень медленно. И мы можем сильно заблуждаться в наших представлениях о вселенной. Понятно, что наблюдая многообразие галактик, находящихся на разных этапах эволюции, мы можем сделать некоторые правильные выводы о возникновении и формировании галактик. Но полной уверенности у нас быть не может. Думаю, что ошибку в изучении Метагалактики мы сделали в самом начале еѐ изучения. Мы установили, что космологическое красное смещение в спектрах галактик существует. И мы смогли установить величину этого красного смещения. Но какова природа этого красного смещения? Ещѐ ничего не зная о Метагалактике, мы сразу объяснили красное смещение эффектом Доплера. В этом наша ошибка, мы отказались изучать природу галактического красного смещения. Отсюда неизбежно возник метод большого взрыва, который стал доминирующим в изучении вселенной. И даже вселенная у нас перестала быть бесконечной, что мы и зафиксировали даже в еѐ названии, слово Вселенная стало писаться с заглавной буквы. Интуитивно уже понимаешь, что пройдѐт время, наши представления о формах существования материи расширятся, и нам станет понятно, что красное смешение в спектрах галактик имеет совсем иную природу, и никакого отношения к эффекту Доплера не имеет. Теория Большого Взрыва рухнет, и нам придѐтся всѐ начинать сначала. Но это только интуитивное понимание, а нужны логические доказательства. Интуитивное понимание нам пока ни о чѐм не говорит, может, только что-то подсказывает.
Конечно, все учѐные с этим не согласятся. Многие учѐные останутся верны теории большого взрыва, квантовой физике, и продолжат создавать божественную науку. Но те, кто поймут ошибки человечества, начнут создавать новую науку, начнут
развивать новые представления об окружающем мире, и развитие человечества продолжится. Если мы, конечно, выживем к тому времени. Конечно, когда говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, то это звучит величественно. Если сказать, что Ньютон открыл метод изучения гравитации, то это звучит довольно скромно. Общая Теория Относительности Эйнштейна – тоже звучит величественно. А на самом деле ОТО это только другой метод изучения гравитации. Существуют и другие методы изучения гравитации, только они не прижились. Вполне возможно, что другие методы не прижились потому, что у нас к ним отношение как к теориям. А теория должна быть одна. Если бы относились к ним, как к методам, тогда у нас было бы несколько методов изучения гравитации. Думаю, что в этом нужно разобраться. Ещѐ пример, объясняющий целесообразность отношения к теориям, как к методам. Кеплер открыл три закона обращения планет вокруг Солнца. А когда Ньютон открыл всемирный закон гравитации, появилось уточнение третьего закона Кеплера. Но что такое уточнение закона? Закон ведь закон! А если бы мы называли три закона Кеплера методами. То уточнение Ньютоном третьего метода Кеплера, звучит правильнее. Придумывается метод изучения, а через какое-то время этот метод уточняется. Более того, ещѐ через какое-то время может последовать новое уточнение метода. Это звучит логичнее, чем в том случае, если бы мы использовали термин «закон». Да и с точки зрения языка, это выглядит правильнее. Стоит над этим подумать. Закон – это что-то вечное. Методы могут изменяться.