Эволюция статуса полов.

Автор Alexeyy, октября 01, 2024, 16:21:17

« назад - далее »

Alexeyy

В (Cintas-Peña M. et al. 2023) рассказывается об уникальных для иберийского медного века (3,2-2,2 тыс. л. до н. э.) находках высокостатусных захоронений женщин в Валенсине (Испания), коих там нет у мужчин, и что может являться реликтом особо высокого статуса женщины в прошлом. Более высокого, чем мужского. В 1-ую очередь, это – особо богатое (для своего времени) захоронение женщины. На его уникальность, в частности, указывает его одиночность. Т. к. погребальная практика медного века в Иберии в основном характеризуется коллективными захоронениями. Судя по погребальному инвентарю, это - наиболее социально выдающаяся личность всего иберийского медного века. В захоронении был роскошный набор престижных вещей, в частности, бивень африканского слона, не имеющий аналогов в Западной Европе. Коме показанных на Рис. вещей было ещё маленькое медное шило, а через какое-то время после погребения - женщине сделали еще одно подношение (на Рис. – не показано): сверху был аккуратно уложен набор плоских сланцевых плит, несколько больших керамических тарелок, много других предметов из слоновой кости и др.; выделяется красивый кинжал с клинком из горного хрусталя и рукояткой из слоновой кости, украшенной 90 перфорированными дискообразными бусинами из перламутра. А в большой керамической тарелке на Рис. сохранились химические следы вина и каннабиса. В костях женщины был обнаружен поразительно высокий уровень ртути, что говорит об интенсивном прижизненном воздействие киновари. Т. к. этот ртутный минерал используется как краситель, то вместе с коноплей и вином указывает на то, что женщина выполняла какую-то культовую функцию.
То, что ни в одном из детских захоронений, найденных в Валенсине, нет погребального инвентаря - по-зволяет предположить, что среди общин, которые жили или часто посещали это место, социальный статус не приписывался по рождению (там же). Что указывает на то, что женщина из упомянутого захоронения получила высокий статус за какие-то личные заслуги; следы на костях говорят о том, что она была занята тяжёлым физическим трудом, и она не приобрела этот статус по наследству.
Всего в 100 м к югу от этого захоронения было обнаружена грандиозная, элитная гробница, где, воз-можно, хоронили только женщин. Всего - 25 человек (возрастом от 20 до 35 лет), трое из которых - в кори-доре, двое – в малой палате и 20 – в большой. Для 15 из которых удалось (остеологически) установить, что они принадлежали женщинам (остальные - неизвестно). Это коллективное захоронение делалось после 2-3 поколений от упомянутого одиночного женского: между 2,7875±0,0875 и 2,72±0,085 тыс. л. до н. э. Из гробницы была извлечена большая коллекция элитных артефактов, многие из которых были изготовлены из экзотического сырья, включая слоновую кость, горный хрусталь, золото, янтарь, милонит и кремень. Кроме того, некоторые женщины в большой палате были одеты в изысканные наряды, сделанные из тысяч перфорированных бус, вырезанных из морских раковин, включая тунику, закрывающую все тело. Как и в случае с женщиной одиночного захоронения, у большинства женщин, большой камеры в костях тоже обнаружен необычайно высокий уровень ртути. А у одной из женщин было 6 паль-цев на каждой стопе, что, вероятно, отмечало ее как особую личность при жизни, что характерно для многих культур мира. Причём удалось установить, что вышеупомянутые вторичные подношения одиночно захороненной женщине делались тоже через 2-3 поколения после её похорон. Всё это говорит о том, что женщины из гробницы были последователями женщины из одиночного захоронения и что все они были служителями культа. Причём, во всём иберийской медном веке не было найдено ни одной другой могилы, хотя бы отдаленно сравнимой по материальному богатству и изысканности с рассмотренными двумя. Богатые женские захоронения были хорошо известны и раньше - в бронзовом или железном веках (например, женщины в Ла-Альмолойи, Францхаузене или так называемая «Принцесса Викс»), но при этом были и высокостатусные мужские захоронения, которые преобладали. Что, косвенно, указывает на то, что женщины медного века Иберии играли главную руководящую роль.



Cintas-Peña M., Luciañez-Triviño M., Artús R. M., Bileck A., Bortel P., Kanz F., Rebay-Salisbury K., Sanjuán L. G. 2023. Amelogenin peptide analyses reveal female leader-ship in Copper Age Iberia (c. 2900–2650 BC) Scientific Reports volume 13, Article number: 9594, https://www.nature.com/articles/s41598-023-36368-x .

npvol

 Я бы вспомнил в этой связи т.н. "палеолитические венеры" - произведения верхнепалеолитического искусства, изображающие довольно уродливые женские фигуры, символизирующие, по-видимому, плодородие, плодоношение, продление рода и т.п... Этой традиции даже не тысячи, а десятки тысяч лет!

Alexeyy

Только на счёт их интерпретации в верхнем палеолите как плодородия я очень сомневаюсь. В неолите такой смысл был: ранним неолитом женщины "заведовали" - занимались мотыжным земледелием,  мужчины  нет. А в верхнем палеолите земледелия - не было. И экстраполяция интерпретации Венер как символа плодородия в верхний палеолит, у меня складывается впечатление, высосана из пальца.

npvol

#3
Тогда остается символ "продления рода"? Хотя древние вполне могли функции женщины связать с функциями природы...? И для этого не нужно заниматься земледелием. Меня поражает география и хронология этих артефактов...

Alexeyy

#4
Есть мнение, что это - предмет эротики. Порой, очень в теле. У какого-то современного первобытного народа толстые женщины очень модны (запасы жира помогают выкормить ребёнка в случае эксцессов). И они (толстушки) - просто эротичны. Но это не исключает параллельного и другого содержания.
 Верхний палеолит - это кризис палеолита. А в кризис усиливается эротика (секс как естественный наркотик). Плюс, предполагаю, что в верхнем палеолите организация обществ, часто, была, "дамоцентричной".

npvol

С «эротической» гипотезой я категорически не согласен. Представления о женской красоте в верхнем палеолите были скорее всего такие же, как и сейчас. А изображения женщин идут вразрез...
Посмотрел в инете
Во-первых, СКУЛЬПТУРНЫЕ изображения в основном женские, именно «венер».
Во-вторых, наскальная ЖИВОПИСЬ куда реалистичней – правда, фигуры людей обычно условны (но не гротексны, как «венеры»), а фигуры животных, хоть порой и стилизованы -  реалистичны и эстетичны...

Alexeyy

Цитата: npvol от октября 02, 2024, 15:01:43С «эротической» гипотезой я категорически не согласен. Представления о женской красоте в верхнем палеолите были скорее всего такие же, как и сейчас.
Очень наивно полагать, что представления о женской красоте со временем не менялись. Тем более, с верхнего палеолита. Они даже за несколько последних сотен лет радикально менялись.

npvol

Цитата: Alexeyy от октября 02, 2024, 15:15:25наивно полагать, что представления о женской красоте со временем не менялись
Ну в чем-то я согласен, конечно.
Но, если бы палеолитические венеры были эталонами красоты в верхнем палеолите, то человечество вошло бы и в неолит и, возможно, в современность с этими эталонами уже не красоты (они же меняются?), а в физическое состояние... Время было достаточно, чтобы отсеять не соответствующих?

npvol

Цитата: Alexeyy от октября 02, 2024, 15:15:25Они даже за несколько последних сотен лет радикально менялись.
сколь же радикально?

Alexeyy

Примерно, как бублик и палочка.

Alexeyy

#10
Цитата: npvol от октября 02, 2024, 15:46:32Но, если бы палеолитические венеры были эталонами красоты в верхнем палеолите, то человечество вошло бы и в неолит и, возможно, в современность с этими эталонами уже не красоты
Нет, конечно! Вообще наивно так думать. Эталоны - меняются. Много раз радикально менялись. Уже в конце верхнего палеолита радикально отличались от начала.

npvol

#11
Вы уже во  втором посте говорите о наивности...
Вы хотите сказать, что "венеры" были образцом и эталоном красоты в верхнем палеолите?  :D
Девочки хотели бы стать на них похожи, а мужики мечтали именно ими овладеть, а не стройными красавицами?
Я уже выше намекал, что отбор в таком случае встретил бы современность женщинами - "крокодилами"  :)

Alexeyy

Цитата: npvol от октября 02, 2024, 18:57:27Вы уже во  втором посте говорите о наивности...
Я это хорошо помню.

Цитата: npvol от октября 02, 2024, 18:57:27Вы хотите сказать, что "венеры" были образцом и эталоном красоты в верхнем палеолите?  :D
То, что хотел сказать - уже сказал в основном, в 4-м сообщении.

Цитата: npvol от октября 02, 2024, 18:57:27Я уже выше намекал, что отбор в таком случае встретил бы современность женщинами - "крокодилами"  :)
А, вот Вы о чём. Теперь понял. Пардон.

npvol

Конечно, это некий нереалистический символ. Возможно, это просто изображение божества... Из языческого пантеона... Возможно, главного. Но кто другие его члены? Их изображений в таком количестве нет.   А может вообще тогда превалировал какой-то монотеизм? Учитывая беспрецедентные протяженность и распространение?
Это были весьма миниатюрные статуэтки, т.е. то, что можно было носить с собой и переносить.  Наскальная живопись имела совсем другой смысл...
Это все просто предположения. Для возможного обсуждения...

Alexeyy

Не очень то они нереалистичны: скорее всего, это форма отложения жира, которая и сейчас встречается в Африке. Как курдюк. В нестабильные первобытные времена жировой запас - это очень важно. Особенно женщинам (чтоб детей растить). Откуда, отбором, и формируется мода на "тушки". Я как-то давно видел фильм про каких-то африканских первобытных и там женщины - ну просто "туши" типа помпушных верхнепалеолитических Венер и техние мужики от такого - просто "тащатся".