Города прошлого и будущего, культура, энергетика, логистика

Автор Шаройко Лилия, мая 31, 2022, 16:32:44

« назад - далее »

василий андреевич

Цитата: ключ от января 22, 2024, 17:15:58Наличники ,как и рамы,строители не делают. Сам хозяин-тоже (кроме немногих умельцев
Цитата: Шаройко Лилия от января 22, 2024, 23:11:58есть версия, что если такая тенденция была она могла быть связана с тем, что множество крестьян переехало в города,
Вроде выхваченные цитаты никак не связаны...
  Но смотрим так, хозяин заказывает новый дом и к нему "древние" наличники. Получаем новую культуру дома, "проходящую сквозь" приемственную - наличники. И еще раз к Хлебникову, которого друзья-поэты прозвали Велемиром, о "морозном поцелуе Руси". Наличники, как длинная волна, вымораживает-конденсирует, проходящие сквозь нее короткие волны мод. Лично меня, когда подхожу к этому "моменту физики", охватывает состояние "оторопь". И преследует из темы в тему.
  Приблизительная оторопь охватила и в прошлом году, когда, возвращаясь из Карелии, решили провести сутки и ночь в "рабочем поселении" Некрасовское меж Ярославлем и Костромой, на впадении речки Солоница в Волгу.
  Там в поселке длиннючая улица Советская упирается в древний монастырь. По бокам улицы (не везде) личные дома, как новенькие здания районной адмистрации. Прираскрыл причинность водитель такси - поселок "откупили" работники Газпрома. И облик стал подобный тому фрагменту, где с одной стороны улицы столетняя изба-барк с вывеской "инфекционное отделение", а напротив в зазаборьи декоративный склон с фонтаном и прудиком, венчаемый лечебницей реабилитационного центра из "стали и стекла". Есть и краеведческий музей, который не успели посетить. Есть и мост через речку, где другие монастыри, но я постоял только на мосту, символизирующему канал "тонкой" связи меж "мультиверсами".

  Из деревни в город, ничем не лучше-хуже обратки из города в деревню. Это колебательный процесс стоячих волн в самом канале связи меж разными историями становления. Конвергенция и дивергенция (турбуляция) в одно флаконе с прошлым и будущим.

Шаройко Лилия

#316
Немного в сторону от археологии первобытного человека( я туда вернусь,  сегодня смотрю лекцию Итоги палеонтологического года и нашла лекции по палеогенетике), но в сторону средневековья. То, что касается обсерватории перенесу потом в тему Возникновения науки со ссылкой сюда, не хочу сегодня перекрывать сообщение наверху, которое сейчас в разделе, где она лежит. Думаю, так будет лучше для общего равновесия главной страницы форума.

22 марта был день рождения Углугбека. Кто таков?

https://indicator.ru/astronomy/desyat-let-istorii-nauki-ulugbek-astronom-stroitel-i-shakhid.htm

Десять лет истории науки. Улугбек: астроном, строитель и шахид

ЦитироватьРовно 630 лет назад родился выдающийся человек, когда-то живший и творивший на территории бывшего Советского Союза. Великий ученый и математик, заказчик (а отчасти и архитектор) прекрасных древностей, дошедших до нас, скверный правитель и полководец. Внуку Тимура не удалось совместить научную деятельность и управление государством. Пока он изучал звездное небо, его сверг с трона родной сын.
В честь Улугбека мы вспоминаем статью, написанную научным редактором портала еще в 2007 году для сайта журнала "Вокруг Света".

Статья длинная, в основном дальше цитирую то, что касается астрономии и истории города Самарканда, ниже будет видео созданное судя по всему горожанами этой культурной столицы Узбекистана (чем то похожей по статусу на Петербург в России, такое впечатление сложилось у меня по видео)
Самарканд (узб. Samarqand/Самарқанд) — третий по численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандской области (вилоята).

Итак, фрагменты биографии Улугбека связанные со строительством научного пространства в средневековом Узбекистане.

Цитироватьзнаменитый астроном и математик Мухаммад-Тарагай, которого все называли Улугбеком — Великим князем.

Мухаммад-Тарагай родился 22 марта 1394 года у семнадцатилетнего сына великого Тимура Шахруха и его жены Гаухарх-Шад. По заведенному обычаю, двор везде сопровождал властителя, а Железный Хромец был в это время в своем втором походе в Иран и Переднюю Азию. Так и случилось, что будущий великий ученый родился в городе Султания в Иранском Азербайджане.

ЦитироватьТимур решил взять руководство судьбой внука в свои руки. Следующие 11 лет своей жизни Улугбека станет воспитывать старшая жена Тимура Сарай Мульк-ханым — та самая, с которой связана легенда о строительстве знаменитой мечети Биби-Ханым в Самарканде

ЦитироватьОднако и сам Тимур не остается в стороне: с младенчества Улугбек сопровождает деда в его походах. В 1397–1398 годах внук Тимура вместе с ним в Индии , в 1399–1404 — в Малой Азии и Сирии . Как предполагают историки, именно во втором походе восьмилетний Улугбек попал в покоренный Тимуром анатолийский город Эрзерум. В 1402 году ребенок, третьеклассник по нашим меркам, увидел руины знаменитой обсерватории в городе Марага (ныне Мераге, город в иранской провинции Восточный Азербайджан).

Это была крупнейшая обсерватория средневековья, в ней хранилось более 400 тысяч рукописей. Ее построил во второй половине XIIII века Насиреддин Туси (1201–1274). Здесь работали более 100 астрономов. Комплекс занимал большую территорию — 347 на 137 м. Составленный в этой обсерватории астрономический каталог «Зидж Эльхани» содержит самые точные для своего времени таблицы движения планет, положений звёзд, шестизначные таблицы тригонометрических функций, перечень географических координат 256 городов мира. Марагинская обсерватория перестала существовать в середине XIV века. Но в начале XV века Мухаммад-Тарагай успел увидеть то, что от нее осталось. Астроном XIV–XV веков Киясаддин Каши писал, что на проект обсерватории в Самарканде безусловно оказала влияние архитектура Марагинской обсерватории.

В наше время дети могут просто «заболеть» звездным небом, но в Средневековье взрослели значительно раньше. В 10 лет, еще до смерти деда, Улугбек начинает свою карьеру властителя: он становится правителем Ташкента и Могулистана (Семиречье и Восточный Туркестан). В том же возрасте его женят.

В 1409 году, в ходе войн за наследство Тимура, отец Улугбека, Шахрух (по нашим меркам, кстати, тоже весьма нестарый человек — ему 32 года) берет Самарканд. С этих пор Улугбек становится правителем — сначала Самарканда, а два года спустя (в 1411 году) — и всего Мавераннахра.

С тех пор Мухаммад-Тарагай начинает превращать Самарканд в интеллектуальный центр ханства. Он сам был образованным человеком: знал языки, хорошо разбирался в теории музыки и поэзии, обладал потрясающей памятью. Описан случай, когда список многочисленных охотничьих трофеев за всю его жизнь оказался утерянным. Улугбек восстановил его по памяти — и, когда потом список все-таки нашелся, расхождения оказались невелики.

Молодой правитель еще не уладил волнения в стране, но уже начал повсеместное строительство.

Символом архитектуры Узбекистана является площадь Регистан . На ней стоят три медресе — средневековых исламских вуза, которые поставлены буквой «П». Правая вертикальная палочка (медресе Шир-Дор) и перекладина (медресе Тилля-Кари) — построены в XVII веке, а вот слева — медресе Улугбека.


ЦитироватьУмный и образованный, он активно сотрудничал с зодчим, и результат получался великолепный: в Самарканде сохранились медресе Улугбека и прекрасный мавзолей Кази-заде ар-Руми у входа в Шахи-Зинду, в Бухаре стоит медресе Великого князя. При Улугбеке строятся прекрасные бани — важный элемент общественной жизни того времени.

А сам Улугбек отдается своей страсти — астрономии. А для этого, как посоветовал ему, в частности, известный ученый Кази-заде ар-Руми (около 1360 — около 1437), необходимы зиджи — звездные таблицы, качество которых астрономов уже не устраивало.

ЦитироватьВ 1417 году в Самарканде собирается «ученый совет». 24-летний правитель собирает около ста ученых из разных мест и обсуждает с ними, как строить обсерваторию, какие инструменты должны быть в ней и какие наблюдения проводить.

Сроки строительства обсерватории в разных источниках расходятся. Скорее всего, работы начались в 1417–1419 годах и закончились в 1419–1420 году. Скорее всего, завершение строительства произошло в 1419 году, потому что свою главную книгу — «Зидж», сборник астрономических и тригонометрических таблиц — Улугбек с коллегами закончил в год своей смерти, а построены эти таблицы были как раз на основании заранее запланированного тридцатилетнего цикла наблюдений.

В итоге астрономы всего мира получили удивительно точные значения координат 1018 неподвижных звезд. С не меньшей точностью в «Зидже Улугбека» представлены и тригонометрические таблицы. Улугбеку удалось вычислить значение синуса одного градуса — важной астрономической постоянной — с точностью до восемнадцатого знака после запятой! (разумеется, после перевода в десятеричную систему. Улугбек представлял значения функций в шестидесятиричных дробях).

Вычисленная Улугбеком длина астрономического года оказалась равной 365 дням, 6 часам, 10 минутам, 8 секундам. Погрешность (по сравнению с современными данными) составила всего 58 секунд

реконструкция внешнего вида обсерватории и сохранившаяся подземная часть главного инструмента


Средневековый чертеж того, как это работало



Древняя и новая история Самарканда

Значительную часть ролика в середине занимает описание обсерватории и ее инструментов, есть интервью с директором исторического музея. Мне очень понравилось, легкая ненавязчивая атмосфера , очень много фактической информации с датами событий, конкретными именами исторических личностей,  и механизмами работы исторических научных сооружений.

Ну и просто практически непрерывно умопомрачительно красиво, то что в теме возникновения человека npvol называет

Цитата: npvol от апреля 02, 2024, 15:18:15....следствие не виданного до сих пор в земной биоте интеллекта, разума, сознания ... следствие прогрессивной эволюции человека (хомо до сапиенса) и его культуры в целом...

И коротко, всего 15 минут. Фильм 2022 года




ключ

#317
Интересный вопрос и ,как часто бывает-с утратой многих сведений.
Не только получение ,но и оценка подобных результатов предполагает наличие какой то школы ,и достаточно сильной. А вовсе не инициативы одиночки.
Сведения о ней ,видимо ,в значительной мере  утрачены.
Узбеки вроде тоже ничего иного не говорят. или сами не знают.
https://uz.wikipedia.org/wiki/Mirzo_Ulugʻbek

https://uz.wikipedia.org/wiki/Ziji_jadidi_Koʻragoniy

Больше представляется ,что урматту Мирза Улугбек был более академиком тех времен (т.е. организатором и спонсором исследований ,чем исследователем самолично.)
Сильная и сложная цивилизация вообще то....

Шаройко Лилия

Спасибо огромное Ключ, я обязательно отвечу подробно завтра, сейчас вообще сил нет, только на то, чтобы уснуть и видеть сны.. Коротко-тоже думаю что как минимум Улугбек был в составлении каталога не единственным участником.

Цивилизация действительно сильная не только узбекская, те места вообще в истории науки играли большую роль, просто мало известны в подробностях дат и имен широкому кругу.

ключ

#319
Цитата: Шаройко Лилия от апреля 05, 2024, 21:31:28не только узбекская,
Дело осложняется тем .что "узбекская" цивилизация сформирована гораздо позднее.
Те времена-это сартские и другие племена ,о которых довольно мало известно. И в основном известно о правителях и войнах ,а не о занятиях ,достижениях и вообще повседненой жизни.

Приводимые сегодня сведения во многом субъективны ,противоречивы и адаптированы "под себя" разными приводителями.(рассчитывать на достоверность сведений из интернет-ресурсов современного Узбекистана вряд ли можно на 100%)
Вообще история (тарых)-одна из наиболее почитаемых дисциплин у среднеазиатских народов. И наиболее сохраняемых.
Но тут налицо ситуация с наличием исторических воспоминаний и отсутствием исторических источников.

Исследования подобного плана-явно коллективное занятие,имеющее мотивацию ,организацию и финансирование (как и нынешние академии). Кто именно был организатором-трудно сказать.
Надо думать-Мырзо Улугбек был именно таким организатором. И здесь много всяких "как?"  и "почему?"
(и  Пётр Алексеич  и Владимир Ильич   и Василий Иваныч ко всему тоже являются любимыми героями фольклора и сильно гипербализованы).

василий андреевич

Цитата: ключ от апреля 05, 2024, 00:39:24Больше представляется ,что урматту Мирза Улугбек был более академиком тех времен (т.е. организатором и спонсором исследований ,чем исследователем самолично.)
А к кому Вы отнесете Михайло Ломоносова? К исследователям или организаторам? Но наверняка к Личностям не ниже "Василий Ивановичей".
  Сравните с геологической последовательностью. История - это порядок напластований (стратиграфия), которая в региональном масштабе сменяется относительно кратким периодом складкообразования (эндогенный фактор) при постоянном действии выветривания-забывания (экзогенный фактор). Остаются только синклинальные ядра "Улугбеко-Ломоносов", а антиклинальные выпячивания выносятся в забвение. Потом период пенеплена-выравнивания, потом новые исторические напластования с сохранением древних синклинальных ядер, как базовых установок, до следующего тектонического преобразования.

Шаройко Лилия

#321
При всем уважении, Ключ
Не надо раздувать в моей теме политику, чтобы она вся полетела в мусорное ведро
В любой истории любого народа есть приписывание руководителю того что делали подчиненные, начиная с гробниц Тутанхомона, если не раньше.
Любая история любого народа содержит и исторические воспоминания и документы и вряд ли у Вас есть квалификация чтобы судить о уровне достоверности и соотношении просто чьих то воспоминаний и документов именно в отношении статьи научного редактора проекта Индикатор с размещения которой началась эта линия темы.

В общем в моей теме прошу фраз типа
Цитата: ключ от апреля 05, 2024, 23:51:30
Цитата: Шаройко Лилия от апреля 05, 2024, 21:31:28не только узбекская,

другие племена,о которых довольно мало известно. И в основном известно о правителях и войнах ,а не о занятиях ,достижениях и вообще повседненой жизни...

Приводимые сегодня сведения во многом субъективны ,противоречивы и адаптированы "под себя" разными приводителями.(рассчитывать на достоверность сведений из интернет-ресурсов современного Узбекистана вряд ли можно на 100%)...

Но тут налицо ситуация с наличием исторических воспоминаний и отсутствием исторических источников....

Исследования подобного плана-явно коллективное занятие,имеющее мотивацию ,организацию и финансирование (как и нынешние академии). Кто именно был организатором-трудно сказать....

не писать и тему под бан ими не тянуть.
 Смысла в них особого нет, такие вещи в любой истории любых стран и народов встречаются, ничего интересного в них нет, особенно когда они фактами вообще не подтверждены, а насколько я помню никаких документов и ссылок на научные исследования  и цитат из них, подтверждающих высказываемые мысли приводить Вы никогда не практикуете. В смысле такого не было вообще ни в одном сообщении Вами написанном.

Если есть конкретные замечания к приведенным фактам из статей Википедии на которые ссылались в предыдущем тексте, приведите  пожалуйста конкретные примеры и доказательства того, что на самом деле происходило что-то другое.

Попытки приписать именно конкретной стране типичные категории исторических ошибок, существующие повсеместно, как будто она отличается в худшем смысле от других нелепы и у меня в теме точно этим заниматься не нужно. В отношении любой страны.

Так что если речь будет идти об общих фразах их лучше сделать нейтральными, если это неприемлемо тогда с сожалением попрошу Вас тему покинуть.
Если есть конкретные описания народов существовавших в этот период на территории Узбекистана или других стран - добро пожаловать.
В целом часто Ваши мысли неординарны и интересны, поэтому я вначале обрадовалась Вашему появлению

ключ

#322
Цитата: Шаройко Лилия от апреля 06, 2024, 10:31:41Если есть конкретные описания народов существовавших в этот период на территории Узбекистана или других стран - добро пожаловать.


Вот отличный узбекистанский учебник истории для 7 класса. Скачивается на русском языке. (сюда в ПДФ к сожалению по размеру не влазит)

https://www.test-uz.ru/book.php?id=97

Очень много сведений в простом изложении и корректной форме.

Шаройко Лилия

#323
Пока у меня открывается учебник поискала сартские племена в Узбекистане, я действительно не знаю кто там из народов на территории этого государства жил во времена внука Тимура, который (сам Тимур) был по русскоязычной Википедии тюркских и монгольских кровей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамерлан
ЦитироватьТамерла́н или Тиму́р (9 апреля 1336[2][1][...], Шахрисабз, Чагатайский улус — 19 февраля 1405[1], Отрар, Государство Тимуридов) — тюрко-монгольский завоеватель, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии и стал первым правителем династии Тимуридов. В русских летописях его также именовали Темир Аксак[3], в старотатарских источниках встречается вариант Аксак-Тимур[4][5].

Тимур оставил после себя сложное наследие, включая свою жестокость и стремление к культурному развитию, что делает его одной из наиболее противоречивых фигур в истории Центральной Азии.

Википедия на любых языках - вообще по ее внутренним правилам источник, в котором размещают тексты все кто хочет а модераторы корректируют если успевают. Поэтому я ее могу только как стартовый источник видеть, чтобы потом искать уже что то авторское, подкрепленное научным званием и рецензируемым размещением, история вообще наука сложная по достоверности.

Но хочу узнать что за сартские племена жили в Узбекистане по Вашему мнению Ключ и как историки на это смотрят.

Пока что в учебнике открыла страницу где написано что Юнеско называет Самарканд перекрестком множества культур.
про тюрков задолго до Тамерлана узбекский скачанный по Вашей ссылке Ключ пишет так:

ЦитироватьВо времена Тюркского каганата в состав Согда входила территория
от современного Пенджикента до Карманы. В начале VII века Бухара

представляла собой союз независимых владений. Местные правите-
ли Согда иногда объединялись с правителями независимых государств

Чача и Хорезма. Эти крупные политические объединения в определён-
ные сроки проводили съезды в крупных городах. Фергана не входила

в состав Согдийского политического объединения и была отдельным
независимым государством.
Народы, входящие в состав Тюркского каганата, вели различный
образ жизни. У кочевых тюрков были сильны традиции общины. Их
основным занятием было скотоводство. Население города занималось
ремеслом и торговлей. В Фергане и Согде добывали золото, железо и

медь, в Илаке – свинец, серебро и золото, а в Шахрисабзе – соль и по-
лудрагоценные камни. Среди торговцев самое высокое положение зани-
мали купцы Согда.

В первой половине VII в. расширились экономические взаимоотно-
шения между Западным каганатом и Китаем. В это время торговые по-
сольства направлялись в Китай девять раз. Только за один год в Китай

прибыли крупные торговые караваны из Бухары, Самарканда, Иштихана
и Уструшаны (Джизакская и Уратепинская области).

Кто такие узбеки по русскоязычной  Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбеки

ЦитироватьУзбе́ки (узб. ўзбек / oʻzbek / اوزبک, мн. ч. ўзбеклар / oʻzbeklar / اوزبکلر) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, доля которого составляет около 80 %. Достаточно большое количество узбеков проживает в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северном и восточном Туркменистане.

там же

ЦитироватьЭтногенез узбеков
Древний период

Женская статуэтка с каунакес. Хлорит и известняк, Бактрия, начало II тысячелетия до н. э.

Фрагмент хорезмийской фрески V—III века до н. э.

Скульптурное изображение головы хорезмийского воина из Гяур-калы, I век н. э., Узбекистан

Скульптура хорезмийского воина, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербурге
Узбеки являются потомками самых древних народов Средней Азии, чье постоянное присутствие в Центральной Азии засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры, согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена[30][31].

По мнению таджикского историка Б.Гафурова, узбекский народ образовался не только от кочевников-узбеков, но и от оседлых народов согдийцев и хорезмийцев и из тюркоязычных народов живших в стране с глубокой древности[32].

По мнению академика А. Аскарова, одними из древнейших предков узбеков были местные прототюрки и тюрки. В число предков узбеков входили коренное осёдлое и скотоводческое население Средней Азии, говорившее на тюркском и восточноиранском диалектах. Начало процесса смешения племён и родов, говоривших на двух языках, является началом узбекского этногенеза.

Пока мне не ясно что такое "узбекская" цивилизация в вашем тексте Ключ:

Цитата: ключ от апреля 05, 2024, 23:51:30Дело осложняется тем .что "узбекская" цивилизация сформирована гораздо позднее.
Те времена-это сартские и другие племена ,о которых довольно мало известно

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сарты

ЦитироватьIX—X века
Название сарт не упоминают в своих сочинениях историки и учёные Центральной Азии эпохи Саманидов: Абу Бакр Наршахи,[6] Абу Рейхан Бируни, Абу Исхак аль-Истахри, Ибн Хаукаль и другие.
XI век
Термин сарт упоминает в своем словаре тюркских языков тюркский филолог из Восточного Туркестана Махмуд Кашгари.[7] Кашгари использовал слово сарт в значении торговец.[8]

XIII век
Термин сарт не упоминается на территории Средней Азии в сочинениях персидских и арабских историков XIII века Ала ад-дин Ата Малика ибн Мухаммед Джувейни (1226—1283),[9] Ибн ал-Асира (1160—1234),[10] Шихаб ад-дина Насави[11] и др.

Сарты в терминологии монголов XIII века
В монгольском «Сокровенном сказании» (1241 год) название сарт впервые появляется как обозначение всего населения государства Хорезмшахов, хотя местные источники не знали этого термина используя этнонимы: тюрк, карлук, туркмен, канглы, таджик, кипчак, халадж, огуз и др. В целом, население государства Хорезмшахов было пестрым и полиэтничным. По мнению Бартольда, в нём жили персы, арабы, тюрки, евреи, туркмены и др.[12][13]. Как сообщает Абуль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (820—912) в Балхе проживала еврейская община, а географ Шамсуддин аль-Мукаддаси писал о многочисленных еврейских поселениях в Хорасане[14].

По «Сокровенному сказанию», когда Чингисхан узнал о гибели его каравана в Отраре, он сказал: «Пойду войною на Сартаульский народ и законною местью отомщу за сотню своих посольских людей во главе с Ухуна. Можно ли позволить Сартаульскому народу безнаказанно обрывать украшенья моих златоцарственных поводьев?»[15]

В Киргизии живут сарт-калмыки — малочисленный народ, ойратского происхождения.[16] Несмотря на культурное и языковое влияние киргизов считаются отдельной этнической группой[17].

XIV — первая половина XV века
Ни разу не упоминают термин сарт на территории Средней Азии историки эпохи Тимура (1336—1405) Шараф ад-дин Язди,[18] Низам ад-Дин Шами,[19] Фасих аль-Хавафи,[20] включая кастильского посланника Клавихо, побывавшего в Шахрисабзе и Самарканде в 1404 году. Эти авторы использовали названия чагатаец, тюрк, узбек, таджик, могол, барлас и др.
Но может я еще не все нашла.

Вначале перепутала сартов и сарматов, но отредактировала текст убрав первоначальную ошибку. Пока плохо ориентируюсь в вопросе, но уже интересно.

ключ

Цитата: василий андреевич от апреля 06, 2024, 08:54:08А к кому Вы отнесете Михайло Ломоносова? К исследователям или организаторам? Но наверняка к Личностям не ниже "Василий Ивановичей".

К кому я отношу? Как бы он меня не отнес.... :)

Вероятно-чей то очень удачный выбор.
Редкий случай ,когда именно тот ,кто надо оказался именно там ,где надо.
  Человек увлеченный по "хоббийному" типу ,энтузиаст. При этом умеющий спорить и настаивать ,не стремящийся к личному комфорту и без выраженной материальной заинтересованности. С отличными дипломатическими и организаторскими способностями.
Сложный комплекс.

Не на голом месте ,однако. Не было бы Академии-что тогда ?
Ломоносов не пропал бы ,конечно ,но скорее всего подобным не мог бы заниматься чисто физически.
Думаю ,что и у Улугбека какая то довольно сильная "академия" была.



ключ

#325
Цитата: Шаройко Лилия от апреля 06, 2024, 12:58:09что за сарматы

Сарты а не сарматы.
Как отдельная группа племен относительно кипчакских и иранских (вообще  сложнейшая этноистория,которую мы плохо знаем)

Шаройко Лилия

#326
Да, исправила предыдущий текст, в середине его редактирования до меня дошло, что название народа другое , действительно вначале перепутала, вообще ничего на тему кто где жил в Узбекистане не знала до начала чтения, но согласитесь узбеки совсем по найденному никак не похожи на появившихся позднее периода каталога Улугбека

Цитата: ключ от апреля 05, 2024, 23:51:30"узбекская" цивилизация сформирована гораздо позднее.

когда их этногенез датируют так:
ЦитироватьУзбеки являются потомками самых древних народов Средней Азии, чье постоянное присутствие в Центральной Азии засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры, согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена

Или есть возражения?

самые поздние формирования смешения племен и общепринятое название узбеков вроде бы  период  до каталога. Работы по которому в статье:
Цитироватьначались в 1417–1419 годах

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбеки#История

ЦитироватьСуществует несколько гипотез происхождения слова узбек. Основные из них:

Наиболее раннее упоминание слова узбек в качестве личного имени относится к XII веку. Слово узбек возникло в Средней Азии среди огузских племён ещё до прихода монголов.

Личное имя Узбек встречается в арабских и персидских исторических сочинениях. Усама ибн Мункыз (ум. в 1188 г.) в «Книге назидания», описывая события в Иране при Сельджукидах, отмечает, что одним из предводителей войск Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула[85]. Согласно Рашид-ад-дину, последнего представителя огузской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225)[86].

В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи[87].

Согласно Аллену Франку и Питеру Голдену личное имя Узбек появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака[88]. Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов[89].

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака образуется союз кочевых тюрко-монгольских племён, придерживавшихся ислама, введённого Узбек-ханом (1312—1342), прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (1361—1375) и его противником Тохтамышем.

Намного позже завершения правления Узбек-хана, а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака[90][91].

а цивилизация этих народов начала формироваться еще раньше если я правильно понимаю ситуацию, мне пока что названия мест Дешт-и-Кипчак мало что говорят.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дешт-и-Кипчак
— исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь от низовий Дуная до Иртыша и озера Балхаш. И от Нижней Сырдарьи и Крыма до Булгарии Волжско-Камской[5].

Gundir


ключ

Цитата: Шаройко Лилия от апреля 06, 2024, 13:34:52названия мест Дешт-и-Кипчак мало что говорят.

Скорее всего не удастся узнать ,кем и когда было введено это название и что означало именно тогда.
И именно в понимании тех ,кто его употреблял.
Либо это название условной географической зоны.
(хотя на эту тему есть очень своеобразные версии ,например такая-
https://homeread.net/book/polyn-poloveckogo-polya-murad-adzhi#tx
Книжка очень сложная ,но если в ней можно считать сомнительным многое ,нельзя считать таковым всё).

На более простом уровне путаницу вносит множество общепринятых ,групповых и местных названий и самоназваний ,которые не совпадают между собой.
Речь идёт о событиях на огромной территории ,населенной множеством очень разных между собой народов в течении длительного времени. С очень разным развитием хозяйства ,культуры и всего остального.
Многие из них не сохранили документов или не имели на то время своей письменности.
Тут нужна бы послойная "карта событий" с шагом хотя бы в 10 лет ,но такой в доступе нету.



Gundir

Цитата: ключ от апреля 06, 2024, 16:25:52Скорее всего не удастся узнать ,кем и когда было введено это название и что означало именно тогда.
Ничего вообще ни разу хитрого в этом нет. Все известно до знака