Эволюция паттернов поведения и их формирование.

Автор Братюня, февраля 27, 2021, 20:17:50

« назад - далее »

Братюня

Цитата: Alexeyy от марта 30, 2021, 10:49:23Склонен думать, что особо сильный алкоголизм в древнем мире шёл волнами - рука об руку с социально-экономическими кризисами.
вполне возможно... А там где нельзя было напиться  люби жевали коку, закидывали насвай и пр.. "вкусняшки" =)

Я забыл название этого растения - но его в Азии употребляли как в Южной Америке - коку повсеместно... что говорить... "Путы разума - тяжелы" =(

Бермет Улановна

Доброго времени суток, уважаемые форумчане!

Мне кажется вполне уместным оставить здесь ссылку на статью, в которой дан очень интересный взгляд на формирование поведения у этносов.

"... Теория этногенеза Л. Н. Гумилева удивительным образом перекликается с современными теориями игр, социобиологии, ЭСС (эволюционно стабильной стратегии), описанными в книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Если взять различные сочетания основных типов поведения по Докинзу: альтруист - эгоист, агрессивный - робкий, то можно сделать следующие аналогии: пассионарий Гумилева соответствует агрессивному альтруисту, субпассионарий — агрессивному эгоисту, гармоничная личность — робкий эгоист, представитель реликтового этноса — робкий альтруист.

... Постепенно этнос, теряя пассионарность, через фазу обскурации, что особенно заметно в условиях изоляции, вступает в фазу гомеостаза, слияния с природой. При отсутствии внешних врагов эволюционно стабильной стратегией является тип поведения робких эгоистов. Гумилев приводит следующий пример: «В Исландии потомки викингов постепенно утратили пассионарность. В 12в они прекратили заморские походы, в 13в кончились кровавые распри между семьями, а когда в 1627г на остров высадились алжирские пираты, они не встретили никакого сопротивления. Исландцы позволяли жечь свои дома, насиловать жен, забирать в рабство детей, но не нашли в себе решимости поднять оружие.... Два века спустя, в 1809г ... на рейде появился бриг под черным пиратским флагом и потребовал сдачи города (Рейкьявика)... Никакого сопротивления кучке бандитов оказано не было. Тысячи потомков яростных «пенителей моря», завоевателей Англии, Нормандии и Винланда, покорно сносили безобразия нескольких десятков разбойников, не сопротивляясь, и даже не спасаясь бегством.» (Л. Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. с.375)."

Собственно, сама ссылка: http://mnenie.akipress.org/unews/un_post:9033



Alexeyy

Очень интересная параллель!
Но только я бы усложнил картину Гумилёва: мне кажется, что "гармоничники" и "субпассионарий" относятся, скорее, к одной и той же эпохе гомеостаза. Сосуществуя, отражают 2 разные стратегии поведения в разных общественных стратах в условия гомеостаза.

василий андреевич

Цитата: Бермет Улановна от июня 11, 2021, 09:47:11... Постепенно этнос, теряя пассионарность, через фазу обскурации, что особенно заметно в условиях изоляции, вступает в фазу гомеостаза, слияния с природой.
Это закономерно в моделях энтропийно изолированных систем. Примеры можно расширить  "счастьем" Гавайцев или бонобо и даже вовсе неодушевленных систем, переходящих на колебательный режим функционирования. При этом система становится неотделимой частью среды обитания - можно сказать "адаптивный гомеостаз" или экосистемное стагнирование, способное поддерживаться сколь угодно долго до "экстраординарного события", обычно разрушительного.
  А вот каким образом рождаются пассионарии? Гумилев говорил, что они рождаются как бы изнибытия. Кардинальные мутации - это допустимый ответ. Жаль невозможно сказать, как отбор этих кардинальных мутаций приводит к рождению нового и вовсе не случайного (пассионарного) качества.

  Если термин паттерн перевести, как предтечу, то именно череда предтеч, строго не связанных между собой причинно-следственными связями, порождает ту новую среду, с которой придется "бороться" нарождающемуся новому этносу, приобретая черты пассионария.
  Островная "эволюционная модель" хороша тем, что вторженец-нувориш вначале переделывает среду под себя, зачастую губя эндемиков, но постепенно сам становится эндемиком до следующего "пришествия".