Эпидемия - двигатель прогресса!

Автор extratime, февраля 23, 2021, 22:09:14

« назад - далее »

василий андреевич

  Война - не конкуренция, а способ уничтожения конкурентов. Не прогрессивная эволюция, а паразитическая деградация. Бацилла эпидемии уничтожает избыточную плотность, т.е. тот порядок, который и без нее был бы уничтожен факторами всеобщего обесценивания.

Alexeyy

Цитата: extratime от марта 08, 2021, 22:27:50
Цитата: Alexeyy от марта 08, 2021, 20:40:52Правильно ли я понял, что не будь у людей эпидемий, то никогда не появились в каждодневном быту самолёты, поезда, ракеты, компьютеры, смартфоны и т.д. и т.п.?

Скорее всего да,  вполне возможно человечество не смогла бы сделать прогресс в науке. Вам конечно трудно с этим согласиться. Но мои исследование в этой области по средневековье меня только убедило. 

Меня сейчас больше интересует другой вопрос на сколько эпидемия могло повлиять на культурные достижение в верхенем палеолите и неолите.

Надеюсь скоро мои работы выйдут в печать.
Такой концепт никогда не войдёт в науку.
Корреляция – это не значит причинно-следственная связь.
Обычно, альтернативные концепции начинают изобретаться в силу отрицания, в силу какой-то «дубовой» предубежденности, экономических факторов. И, обычно, они носят фанатичный характер и не способны к объективному анализу.
  Для Верхнего палеолита и неолита корреляция, да, есть: после периода разных болезней идут периоды бурного экономического роста. В эти периоды (болезней, кризиса) так же идёт расцвет и сексуальных меньшинств, что рушит традиционную семью, и эмансипации женщины. Но мы же утверждаем, что эти явления являются причиной будущих экономических подъёмов и что без них вход не вошли, ни телевизоры, ни смартфоны и т.д. и т.п.
  Верхний палеолит и неолит плохи тем, что по ним труднее просечь суть процессов в силу неполноты данных.
  После эпидемий чумы в Древнем Риме его мировое лидерство кануло в прошлое.
  Однако, оно перешло к Китаю и Индии, где, вроде, тогда не было страшных эпидемий, как в античном Риме: тановский Китай, а так же синхронная Индия показали чудеса развития социальной организации: там распространились формы социальной организации. Которая распространится в Европе лишь сотни лет спустя. Но вы при этом почему-то настаиваете, что эпидемия привела к тому, что Европа стала развиваться быстрее потому, что эпидемия сломила старую социальную организацию несмотря на то, что после эпидемии Европа как раз так и очень замедлилась в развитии, а развиваться, как раз, быстрее всего и с новыми формами социальных отношений (без рабства) стали не пострадавшие от эпидемии регионы – Китай и Индия. Так с 1 по 1000 год ВВП западноевропейских стран упал с 11,146 млрд. долларов до 8,366, а Китая, немого, вырос: с 26,82 до 27,494.
  Но такая корреляция Вас почему-то не устраивает и Вы продолжаете активно настаивать на том, что лишь эпидемия в Древнем Риме привела к тому, что в Европе потом стал возможен социальный, технологический, экономический и прогресс, а то, что в Китае это наступило много раньше – почему-то не берёте в счёт.
 
«Раньше всего ... профессиональные корпорации ремесленников зародились в Индии, где они выступали в виде джати (каст) сословия шудра (торговцев и ремесленников). В индийских феодальных государствах VII— XII вв.» «имелись профессиональные касты (ткачей, ювелиров, башмачников, оружейников, резчиков по дереву и т.д.)» (Виргинский В., Хотеенков В. 1993).
Во время правления династии Раштракутов художники, мастера работали как члены гильдий, а не индивидуально. Надписи упоминают гильдии ткачей, производителей масла, ремесленников, корзинщиков, изготовителей циновок и продавцов плодов. «Надписи говорят, что эти гильдии имели свою собственную милицию, чтобы защитить транзитные товары и, подобно деревенским собраниям, они использовали банки, которые предоставили деньги торговцам и для других видов коммерческой деятельности».

Но нависших высот, в то время, процесс сложения феодальных отношений достиг именно в Китае - во времена империи Тан (618-907 гг.).
Тогда Китай опередил в своём развитии все остальные страны мира. Уже тогда в нём доминировало цеховое производство (цеха представляют собой объединение отдельных мастеров под одной крышей, которое, поначалу, преследует лишь цель отстаивать свои хозяйстенно-экономические интересы), которое в Западной Европе лишь складывается в XI в., кроме Италии, где, как и в Византии, складываются в IX в. Тогда как в Европе, во время тановского расцвета, имел место упадок городской жизни и хозяйства были, преимущественно, натуральными и слабо взаимодействующими. А в Китае «Процветали сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля. Цеховой строй является типичным для эпицентров развития для Феодальных отношений. 

И без всяких эпидемий и много раньше, чем там где бушевали эпидемии (в Китае вообще рабства, в классическом смысле, не было) в прямом противоречии с утверждением о том, что без эпидемий невозможен был бы отход от старых социальных отношений (рабства), что и, якобы, вообще не позволило бы реализоваться технологическому прогрессу.
Китай прямо демонстрирует, что очень даже позволило и даже много раньше, чем там, где были эпидемии.
Но Вы, наверно, будете говорит, что Европа потом всё равно опередила и будете упорно настаивать на том, что причина этому – именно чума в античном Древнем Риме?
Т.е. из всех возможных причин выберите единственную в качестве главной, которая бы подходила под то, чтобы подогнать под заранее заготовленный ответ: эпидемии – главный двигатель прогресса социального и, как следствие. Технологического.
Но при этом то, что периодическая смена географических эпицентров развития – это закономерность, обусловленная экономическими причинами Вы, наверно, предпочтёте проигнорировать?

Виргинский В., Хотеенков В., 1993. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века, МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Virg/index.php .

василий андреевич

Цитата: Шаройко Лилия от марта 10, 2021, 14:19:13Дети не только это делают. Им свойственны и жалостливость и дружественность и самопожертвование в защите сверстников, принятие наказаний вместо других.
Да, конечно. Я навскидку хотел выпятить наиболее броский инстинктивный рудимент. Я - семья - группа - страна (популяция) - и т.д. это система убывающих ценностей, позволяющая выживать виду, в экосистемном сообществе.
  Человек достиг состояния, когда представляет уже не вид, а экосистему под названием социум со множеством, не знаю как назвать, пусть каст. В касте пока действуют законы вида. Потому только остается уповать на идиллию типа жизни "над" национальным парком, не нарушая природу "под" мегаполисом. Но до этого еще далеко. Групповой инстинкт давит. Справедливость оказывается местечковым понятием.

Шаройко Лилия

#108
В общем я собиралась сделать так сказать личный обзор перехода из касты в касту как пример смешений социума( семья Евгения Борисовича это отец советских времен градоначальник, мама переводчик с английского, преподавала, сестра его уехала учиться в Москву потом с мужем в Израиль потом в Канаду, сейчас во Флориде, приезжала давно мы с ней довольно долго здесь разговаривали бродя по городу,  ее сын (то есть племянник мужа) в Израиле, приезжал к  нам года полтора назад, хотел остаться в Москве, но опять вернулся.

Племянница моей мамы живет в Нью-Йорке, адвокат. Моя мама была химик-аналитик и председатель небольшого профкома на заводе БОР где изготавливали сырье для космической промышленности, отец одно время начальник рудника, сменил массу работ, но все время зарабатывал втрое больше мамы. Они оба крестьяне из деревень, но возле больших городов, несколько часов дороги: Киева и переезжали под Харьков(отец) и Волгограда(мама). Их родители крестьяне, детей отправили в ВУЗы, то есть они приехали из деревень, поступили без протекций, и получили высшее образование в областных центрах. Их предки крестьяне из зажиточных, но не раскулаченных, только один из двоюродных прадедов мамы был владелец конного маленького заводика, его конечно спрессовали в революцию.) В общем контрастных переходов даже перепрыгиваний сквозь касты была масса. Плюс все мои предки это сплошное смешение национальностей все начиная с 16 прадедов -прабабушек были разных наций.

Но все это личные истории в столкновении с масштабными историческими событиями, можно вывести из них закономерности, если смотреть через призмы общих черт. Но для этого нужно время. И лучше в ненаучном разделе.
Так что я с утра займусь наконец картами и думаю это будет самое полезное что можно сделать для форума раз возвращается желание идти в этом направлении, оно растет, это хорошо.

Шаройко Лилия

#109
Я еще хочу добавить немного по войне как битве в рамках конкуренции. Все что написал Павел в этом отношении я разделяю кроме слов
Цитата: АrefievPV от марта 10, 2021, 08:18:05(и не надо сюда тащить морализаторство).

Война имеет корни в биологии разумеется. Я здесь протестовала не против того что одна цивилизация прессует другую. Подавляет ее если ее военная мощь выше. Конечно примеров масса.

Но это не маркер более высокого уровня развития и не маркер цивилизованности уж точно. В моем представлении да и в классической литературе, в том числе фантастической, например у Лема или Стругацких  цивилизованность и высокий уровень развития -это способность признавать другой путь развития, способность видеть вообще в самых нестандартных формах цивилизацию и разум. Признавать ее право на существование.

Это как раз отличает уровень развития человека не свойственный животным, хотя и они в основном нейтральны если нет прямой конкуренции за ресурсы решающие вопросы выживания. Решение такого столкновения цивилизаций и народов с помощью войны и захвата это как раз уровень пещерной дикости и животных инстинктов.
И возводить это в правило и закономерность не стоит с моей точки зрения.

Или мы не отличаемся от зверей. А даже они способны к симбиозу и сосуществованию на одной территории. Мы то должны вроде как-то прогрессировать в сторону разума. Сейчас есть тенденции признавать существование других форм жизни, других принципов жизни на экзопланетах, других форм разумной жизни. Признается мышление животных и интеллект насекомых. Это результат развития общества.
Мораль один из его атрибутов, она неотделима от понятия социума.
Согласна с Василием Андреевичем

Цитата: василий андреевич от марта 10, 2021, 16:46:48Человек достиг состояния, когда представляет уже не вид, а экосистему под названием социум со множеством, не знаю как назвать, пусть каст. В касте пока действуют законы вида. Потому только остается уповать на идиллию типа жизни "над" национальным парком, не нарушая природу "под" мегаполисом. Но до этого еще далеко. Групповой инстинкт давит. Справедливость оказывается местечковым понятием.

Справедливость действительно очень по разному воспринимается если социум закрыт и вырабатываются общие ее принципы в процессе глобализации. Но это не единственная тенденция. Есть процесс признания другого социума его внутренней логики. Типа да вот этот народ живет так, такова его система координат, нам это дико.
Есть два варианта -
1.Нам это дико, но интересно
2. Нам это дико и поэтому все эти люди должны начать жить как мы.

В моей системе координат первый вариант более цивилизованный.

extratime

Цитата: Питер от марта 09, 2021, 15:17:35Главная    причина    технического  прогресса  -  война.  Увы  и   ах,  но    это  так.   Война   требует   развития  технологий  по  всему   фронту
Результаты прогресса, «благодаря» войнам и гонки вооружения  видны только по XIX и ХХ веку, в остальных случаях это концепция очень и очень слаба.



- почему развитые цивилизации завоевывали менее технологичные кочевники?

- гонка вооружения это как бы конкуренция, когда попеременно меняются местами, но где мы видим конкуренция в Европе? Ситуация была, например вперед выходит Испания, затем его догоняет и место занимает Англия, позже снова перегоняет Испания и вырывается вперед. Но такого не происходила, Испания побывав когда то на вершине пришла в упадок (или осталась на уровне и перестала прогрессировать) и навсегда уступила другим странам Европы.

- Некоторые военную или оружейную теорию пытаются объяснить даже антропогенез, и верхний палеолит, но это идея трещит по швам.   

extratime

Цитата: АrefievPV от марта 10, 2021, 08:18:05Может даже дойти до того, что эпидемия разразилась вследствие прогресса! Развитие транспорта, быстрота перемещения огромных масс людей на большие расстояния, развитие индустрии обслуживания – всё это вкупе может превратить обычное заразное инфекционное заболевание в эпидемию и, даже – в пандемию
эпидемия чумы уже находят в бронзовом веке. Пока генетика и технология пока не позволяет найти бациллы чумы ранее или  начали иcкать в последнее время? Но то что болели и умирали люди всегда и в верхнем палеолите это факт. Так что вряд ли прогресс мог повлиять на чуму.

Есть другая корреляции там где происходит частичное вымирание популяции, или после какой нибудь катастрофической деполуплчции проходит время и на пустом месте рождается прогресс. Там где должно было наоборот произойти регресс.

extratime

Цитата: Alexeyy от марта 10, 2021, 12:53:20Но нависших высот, в то время, процесс сложения феодальных отношений достиг именно в Китае - во времена империи Тан (618-907 гг.).
Тогда Китай опередил в своём развитии все остальные страны мира. Уже тогда в нём доминировало цеховое производство (цеха представляют собой объединение отдельных мастеров под одной крышей, которое, поначалу, преследует лишь цель отстаивать свои хозяйстенно-экономические интересы), которое в Западной Европе лишь складывается в XI в., кроме Италии, где, как и в Византии, складываются в IX в. Тогда как в Европе, во время тановского расцвета, имел место упадок городской жизни и хозяйства были, преимущественно, натуральными и слабо взаимодействующими. А в Китае «Процветали сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля. Цеховой строй является типичным для эпицентров развития для Феодальных отношений. 

Это важно! потому что именно в это время 628 году  была чума «Шируе» (названого в четь правителя Персии) у Сасанидского государства начались  большие проблемы, вымерло большое количество людей, арабы вторглись на территория и захватили столицу. Почти в это же время возникает Тибетской империя (618-841 гг.)



Что происходит в Танской Империи. Император улучшает положение крестьянства, сократил сроки трудовой повинности, освободил кабальных рабов, поддерживал наиболее бедные слои населения. Самым важным решением Ли Юаня, был указ о выдаче каждому трудоспособному мужчине земельного надела. Также небольшие наделы получили государственные рабы, что практически уравняло их в правах со свободными крестьянами, купцы и ремесленники. Здесь видно произошли реформы, толчком наверное внешние силы, возможно чума.

Да на каких то 100-150 лет Танская империя вроде процветает (кстати потом резко приходит в упадок), но в таких хронологических датировок и в других местах происходи возвышение. Халифат (630-750 г.), Франкская государства, Возникновения Хазарского каганата, Восточные Тюрки (630 г.).



Alexeyy

Цитата: extratime от марта 10, 2021, 23:24:09
Цитата: Alexeyy от марта 10, 2021, 12:53:20Но нависших высот, в то время, процесс сложения феодальных отношений достиг именно в Китае - во времена империи Тан (618-907 гг.).
Тогда Китай опередил в своём развитии все остальные страны мира. Уже тогда в нём доминировало цеховое производство (цеха представляют собой объединение отдельных мастеров под одной крышей, которое, поначалу, преследует лишь цель отстаивать свои хозяйстенно-экономические интересы), которое в Западной Европе лишь складывается в XI в., кроме Италии, где, как и в Византии, складываются в IX в. Тогда как в Европе, во время тановского расцвета, имел место упадок городской жизни и хозяйства были, преимущественно, натуральными и слабо взаимодействующими. А в Китае «Процветали сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля. Цеховой строй является типичным для эпицентров развития для Феодальных отношений.

Это важно! потому что именно в это время 628 году  была чума «Шируе» (названого в четь правителя Персии) у Сасанидского государства начались  большие проблемы, вымерло большое количество людей, арабы вторглись на территория и захватили столицу. Почти в это же время возникает Тибетской империя (618-841 гг.)



Что происходит в Танской Империи. Император улучшает положение крестьянства, сократил сроки трудовой повинности, освободил кабальных рабов, поддерживал наиболее бедные слои населения. Самым важным решением Ли Юаня, был указ о выдаче каждому трудоспособному мужчине земельного надела. Также небольшие наделы получили государственные рабы, что практически уравняло их в правах со свободными крестьянами, купцы и ремесленники. Здесь видно произошли реформы, толчком наверное внешние силы, возможно чума.
Это называется подгонять факты под заранее заготовленный вывод. Непосредственным толчком тановского роста был глубочайший внутренний, кровавый конфликт никак не связанный с какой-либо эпидемией и именно он и стал непосредственной причиной реформ, фактически, упразднивших рабство.
  «В 560-х гг., еще до объединения страны, началось восстановление экономики в новом демографическом цикле. Период восстановления длился до конца VI столетия, для этого времени характерны рост численности населения и увеличение посевных площадей. В конце VI столетия появляются признаки Сжатия: сообщения о голоде, крестьянское малоземелье, рост городов, развитие ремесел и торговли. Так же как во времена Ши-хуанди, Сжатие было ускорено отвлечением сил народа на престижные стройки и чрезмерным ростом повинностей, т. е. перераспределением ресурсов в пользу государства и в ущерб народу. Перераспределение ресурсов привело к структурному кризису, который вскоре перешел в общий экосоциальный кризис. Так же как в I в., экосоциальный кризис начался с экологической катастрофы, прорыва дамб на Хуанхэ и наводнения, вызвавшего голод и эпидемии. Затем начались восстания и гражданские войны, в ходе которых погибла большая часть феодальных домов, а большинство рабов получили свободу. В конечном счете феодальный уклад — наследие времен варварского завоевания — был уничтожен, и к власти пришла этатистская монархия (трансформация СB). Однако этот результат был достигнут ценой демографической катастрофы, погубившей большую часть населения страны.
  В 617 г., когда империя Суй была охвачена огнем мятежей и восстаний, наместник провинции Тайюань Ли Юань отказался повиноваться императору, выступил со своими войсками в поход на Чанъ-ань и овладел столицей. В следующем году Лю Юань провозгласил себя императором Гаоцзу (618–626 гг.) и основал новую династию Тан. Гаоцзу на время отменил налоги и повинности, благодаря этому ему удалось усмирить крестьянские восстания. Количество рабов резко уменьшилось, часть из них получила свободу во время восстания, некоторые категории рабов были освобождены указами новой власти. В 624 г. была восстановлена надельная система — как и раньше, на семейную пару полагался надел в 120 му; трудовая повинность была ограничена 20 днями в году, налог составлял два даня зерна и два куска шелка — это был очень легкий налог, потому что с надела в 120 му можно было собрать больше 200 даней зерна.» (Нефедов С. А. 2008: стр. 337-338)

Нефедов С. А. 2008. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М. https://www.academia.edu/10858776/Нефедов_С._А._Факторный_анализ_исторического_процесса._История_Востока._М._2008._-_Factor_analysis_of_the_historical_process._The_history_of_the_Orient .

Цитата: extratime от марта 10, 2021, 23:24:09Да на каких то 100-150 лет Танская империя вроде процветает (кстати потом резко приходит в упадок), но в таких хронологических датировок и в других местах происходи возвышение. Халифат (630-750 г.), Франкская государства, Возникновения Хазарского каганата, Восточные Тюрки (630 г.).
  Да, но в Китае, а Так же в Индии, возвышение нового социального уклада произошло вне всякого существенного влияния чумы вопреки утверждению о том, что без эпидемии не могла бы измениться социальная организация и что, якобы, заморозило бы технологический прогресс.
  Кроме того, выше я приводил данные о том, что ВВП в Европе, примерно, к тому времени упало по сравнению с осевым. Так ВВП чумного эпицентра - Италии с 1 до 1000 года дико сократилось с 6,475 до 2,25 млрд долларов (в ценах 1990 года) и её опередила безчумная Япония у которой ВВП вырос, за этот период, с 1,2 до 3,118 млрд долларов вопреки утверждению о том, что именно чума приводит к более быстрому социально-экономическому развитию. Подушевой ВВП Франции, за тот же период, сократился с 473,2 до 425 долларов. Даже несмотря на некоторый расцвет Франкского государства, синхронный с тановским. В Италии сократился с 809 до 450. В Испании – с 498 до 450, в Греции – с 550 до 400. В 30 государствах Западной Европы – с 576 до 427. Тогда как в Китае – чуть подрос - с 450 до 466. В Индии – не изменился. В Японии – с 400 до 425. Выросли и безэпидемные Византия и Арабы. Так в Турции подушевое ВВП выросло с 550 до 600, в Иране и Ираке – с 500 до 650.
В тех регионах, где прокатилась чума – ВВП, примерно, ко временам тановского подъёма, вырос меньше всего. Прогресса в них было меньше всего.

Gilgamesh

Цитата: Шаройко Лилия от марта 10, 2021, 14:19:13По поводу демократии
По поводу бана за политику на форуме поговорить не хотите? Последнее предупреждение.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Шаройко Лилия

Согласна перебор, больше не буду писать в этой теме

Gilgamesh

Да в других темах политической аналитики как бы тоже не надо. Даже международной.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

extratime

Цитата: василий андреевич от марта 10, 2021, 08:37:24Война - не конкуренция, а способ уничтожения конкурентов. Не прогрессивная эволюция, а паразитическая деградация.
Согласен!
Добавлю...

мы отличаемся от животного мира тем что мы развивались больше по культурному пути а не по физическому-сильному.

То есть слабый но умный в человеческий популяции, не всегда умрет. А вот в животном мире такие как Хокинг умрут как только приступы болезни начнут проявляться.

Естественный отбор выбирает при войне, когда выживает самый сильный и не всегда умный. А при эпидемии отбор он выборочный, 50% умных 50% сильных. 
И важно что при войнах не играет роль мутации... Хотя при войнах какой нибудь условно, политрук тот кто много говорил демагогии мог выжить


Шаройко Лилия

Цитата: Gilgamesh от марта 11, 2021, 18:25:07Да в других темах политической аналитики как бы тоже не надо. Даже международной
тогда желательно привести цитаты неприемлемого
можно в теме Вопросы администратора
но это на будущее
я прочту и буду понимать что Вы хотите
ближайшие дни, возможно дольше меня в любом случае не будет.
Возможно пару недель.
Можно зачесть их как бан на Ваше усмотрение.
Можно месяц бана.
Но я хочу увидеть цитаты неприемлемых текстов если это возможно

василий андреевич

Цитата: extratime от марта 11, 2021, 18:58:51мы отличаемся от животного мира тем что мы развивались больше по культурному пути а не по физическому-сильному.
Да. Но подведите теоретическую базу.
  Что бы выживать в культурологической среде, это среду надо наработать. В нее нельзя войти, как в пространство, освободившееся после эпидемии. Заход осуществляется с багажом памяти, преобразуемом конфигурацией занимаемой протяженности.
  Ужас войны в том, что уничтожаются не кладовщики на складе тушенки, а самые деятельные члены общины. Уничтожаются именно они, потому что первыми бросаются отстаивать прогресс, добытый их трудом и потом. В этом отношении эпидемия статистически более терпима с раскладом фифти/фифти.

  Но необходимо учитывать, что прогресс - это не линейно поступательное движение. И это не синусоида. А пила. Медленное накопление знаний вершает революционный сброс в хаотическое состояние. Новым знанием будет то, что "выжило", т.е. условный осадок после аннигиляции в борьбе со старым. Под осадком и следует понимать культуру, т.е. новый культ взаимоотношений.
  Вариация культа - это нрав (но не норов). Нравы организуются в общественную нравственность или мораль. Мораль - это свод устных или письменных запретительных законов, выработанных племенем-кастой-социумом, как трансформация памяти с учетом ранее допускаемых ошибок. Отсюда, личная нравственность, иначе этика - это добровольно взятые на себя ограничения личной свободы в угоду морали. Если этика противоречит морали, то это культурный бунт - такой индивид либо выгоняется в иные моральные общины, либо изолируется.
  Когда этически сдерживаемая свободная энергия "аморалов" превышает способности культурологической системы сдерживать их запретами, наступает неизбежный морально-этический кризис или революция. Вот эти революции и маркируются войнами или эпидемиями. Если "зараза" пришла на фоне расцвета культуры, то она останется эпизодом, но вблизи пика кризисной ситуации разразится в чумной бунт с тем коловращением граждан, который приведет к эпидемии, не ведающей границ.