Археологические культуры: пределы существования и распространения

Автор Evol, апреля 19, 2020, 05:30:16

« назад - далее »

Evol

Цитата: василий андреевич от апреля 23, 2020, 16:30:28сила - это градиентная касательная к математической траектории в координатах энергия - протяженность.

Ага, протяженность, таки, посредничает в проявлении силы.

Evol

Цитата: василий андреевич от апреля 23, 2020, 16:30:28Физически, будет всё тот же процесс отсеивания длинноволновой избыточности и за их счет консолидация коротковолновых раздражений, образующих новое ядро. В терминах информации мы получаем ее концентрацию на фоне рассеяния избыточных сведений.

Получим, если будет, во что уткнуться.

василий андреевич

  Попробуем назвать культуру внеорганизменной (внегенетической) памятью.
  Получим, что организм еще не родился, а память о том, как вести себя, уже есть в форме предметов, создаваемых поколениями. Следовательно, археологическая культура то, что в своем развитии устанавливает рамки для генетических (видовых) поведенческих стереотипов. Или иначе - культура - это специфически организованная социальная ниша.
  Такое суждение тривиально, но надо сделать шаг к мембранной аналогии. Под культурной мембраной четко поляризованный общественный уклад, являющийся кластером третьего порядка или фактурой. Вне мембраны - поляризованные поверхности граничной среды второго порядка или текстура. Структурная "линия" от культурологического ядра в направлении бесконечной среды - это интересующая нас координатная ось.
  Нешуточный вопрос: что будем откладывать по оси У?

василий андреевич

Цитата: василий андреевич от апреля 25, 2020, 07:32:08надо сделать шаг к мембранной аналогии.
Для чего это может быть надо?
  Строение мембраны определяет избирательность потоков между внешней и внутренней средой. При этом в добиогенную стадию не нужно изобретать "насосов", работающих против силовых градиентов. Достаточно разобраться в гидрофобных отношениях внешней слоистой и внутренней кластерной водой. И та и другая будут выталкивать из себя соединения, части которых придется встраиваться в мембрану. Отсюда следует ожидать рост дисбалланса между внешней и внутренней сторонами мембраны. Более того, обладая большей поляризацией, внутренняя вода будет выстраивать структуры с локализованными участками компактной упаковки гидрофильных молекулярных окончаний. А это, в свою очередь, приведет к искривлениям внутренней мембранной стенки, что определит канализацию развития глобулы к усложнению "складчатого наполнения" цитоплазмы.
  Теперь культура ранних сообществ. Термин самоодомашнивание вместо сапиенизация вполне годится. Общий дом в образе очага или мастерской по выделке шкур - это то, что отделяет внутренний средовой уклад от внешнего мира, текстурированность (слоистость) которого падает по мере удаленности. Бытие определяет не столько сознание, сколько культурную оболочку, взращиваемую между двумя мирами. И если внешний мир за "входом в пещеру" полон "духов предков", то по мере удаленности становится своеобычной средой.
  В этой среде бродят такие же и "не такие" племена. Именно местечковая культура ставит барьеры между племенами, но раскрывает их для избранных. Избирательность - это подобие свадебного танца некоторых насекомых и птах - не правильно танцуешь, ищи другого партнера, с которым организуй внутривидовую изоляцию.
  Получаем канализацию уже не за счет случайных мутаций генома, а за счет отбора подходящих для одомашнивания к своему быту. Свой-чужой не по цвету кожи или волос, а по умению держать каменное рубило.

  На диаграммах это будет выглядеть, как временная петля, на фоне общего потока к разупорядочиванию. По сути, такая временная петля - это состояние динамического равновесия, называемого "информационным" гомеостазом.

Андрэ Натальер

Господа-энциклопедисты!
А можно вернуться к картам и проекции земного ядра на поверхность в районе Рифтовых разломов?
Вы как-то ненароком соскочили на водород и гелий и от конкретно-исторических реалий ушли в хляби небесные. От которых потом пригидрофилились к социумам муравьёв.
Путь аналогий и метафор - поэтический путь. Я в восторге от этой поэзии, оттого как ловко вы лавируете между аллюзиями, функциями и теориями. Вместе с поэзией вы успели побыть прозаиками и проволками. Диво-дивное!
Можно ли вернуться к этапам развития палеолита и синхронно палеолитического общества? Как вы проскочили от них к цивилизациям через аналогии с эволюцией формирования звёзд. Я упустил там суть. Дальше было просто интере-есно, но несвязанно. Клип смотрел, поскольку образность диалога зашкаливает, суть спряталась за гравитацией муравейника... После молекулярно-водородной стадии астрогенеза...
Помедленнее, пожалуйста, я, правда, записываю.
и опыт - сын ошибок трудных...

василий андреевич

  Нет ничего проще создания статуи Аполлона - надо лишь освоить ремесло по откалыванию лишнего от глыбы мрамора)))
  Культура - это ремесло, рожденное в муках преодоления "рифтовых зон". Такая рифтовая зона подобна мембране, в ней застревают адаптанты к тому, что есть природная среда, а проскакивают-преодолевают "отходы производства адаптантов". Получаем простенькую (ха-ха) картинку: перед преградой был чистый свет от солнышка, после прохождения "дифракционной решетки рифтов" - спектральные культурологические полосы, как штрих-коды на современной упаковке. Продукт мы скушаем, а про упаковку тут же забудем. Но эти штрих-коды начинают жить собственной стезей развития, являясь информацией к действию для способных отказаться от инстинктивности в пользу наблюдательности за последствиями своих еще не состоявшихся действий.
  Вот я и пытаюсь увидеть эту скрытую стезю из Ваших, Андре, сведений. Пусть не через "ген путешественника", а через отказ от рефлекторной агрессии в пользу разумного взвешивания последствий агрессии. Это еще не сапиентация, но уже самоодомашнивание. "Ты, сволочь, ни хрена не приносишь в дом мяса, однако умеешь сделать для меня такое хорошее копье с кремниевым наконечником - потому не буду до поры тебя кушать". Если в самих "рифтовых зонах" кушают сапы друг друга, то за их пределами это становится не выгодным.
  Вот и получаем разумность не как свойство "самосовершенствования", а как среду, диктующую искать выходы за преграды рефлекторной деятельности. Смог, пусть мутационно случайно, недоразвиться рефлексу агрессии - убегай от агрессивной среды в терпимую. Тогда множество недоразвитых, допустим, через неотению, рефлексов - это новый неупрощаемый комплекс навыка, называемого уже культом.

  Эвол предлагает взглянуть на рифтообразование, как следствие тех же закономерностей, которые порождают и культуру - набор культов. Пусть будет поток тепла из недр, ему в противовектор ставится гравитационная дифференциация. Встреча таких потоков выразится в образовании рифтовой зоны, как динамически развивающейся преграды-мембраны встречным потокам. Физико-математика будут одни и те же.

Evol

Цитата: василий андреевич от мая 13, 2020, 07:44:28Пусть будет поток тепла из недр, ему в противовектор ставится гравитационная дифференциация. Встреча таких потоков выразится в образовании рифтовой зоны

Можно написать проще. Рифт - канал, по которому подводится тепло к территории, занятой относительно равномерно распределенными коллективами организмов. С концентрацией вблизи водопоев. В таких районах наблюдается особенно большое разнообразие трофических связей. При подведении энергии конкуренция становится особенно интенсивной, многие звенья выпадают, замещаясь другими. Выпавшие вынуждены покидать данные районы, мигрировать и заселять другие.
Можно вспомнить про засухи - тоже подвод тепла. Тоже приводит к концентрации жизни вокруг источников воды, опять-таки, с локальным увеличением количества связей и возрастающей конкуренцией.

Evol

Связи я уже сравнивал с бозонами, организмы - с фермионами. Конкуренция может возрастать как под влиянием неблагоприятных условий существования, так и при перенаселении. Ситуации, вроде, противоположные по знаку, но приводят к одинаковому результату, выселению части насельников из ядра и заселение других уровней-территорий.

василий андреевич

Цитата: Evol от мая 13, 2020, 08:04:05Можно написать проще. Рифт - канал, по которому подводится тепло к территории,
Можно. А можно и еще проще))) - рифт- данность Свыше, надо только "подключиться" к ней.
  Откуда дровишки? и тепло в том числе. От Солнышка, как удачи вселенского масштаба. И это тепло надо преобразовать на поверхности Земли в концентрат, типа биологической деятельности, которая выдает отходы структурированного углерода. Углерод избыточной концентрации (структурированности) рассеивается в недра, где, распадаясь на элементы, выделяет то тепло, которое создает разнообразие условий все для той же биоты. И это не перпетум мобиле, хотя и выглядит похоже.

Андрэ Натальер

Спасибо.
Рифтообразование однозначно должно менять климат, поскольку и ландшафт меняется, и зоны инсоляции.
Хорошо.
В терминах плоскости- объёма обитание на водоразделе разве не может являться аналогом обитания внутри объёмной топографии, потому что есть измерение верх-низ плюс ко всем четырем сторонам равнины?
и опыт - сын ошибок трудных...

Evol

Цитата: Андрэ Натальер от мая 13, 2020, 17:05:17В терминах плоскости- объёма обитание на водоразделе разве не может являться аналогом обитания внутри объёмной топографии, потому что есть измерение верх-низ плюс ко всем четырем сторонам равнины?

На склонах - думаю, да.
На самом гребне, предположу, затруднительно будет, там доступные измерения - только точки и линии.

василий андреевич

  Тепловой поток из недр несоизмеримо мал в сравнении с Солнечной инсоляцией, а потому имеет значение только для вопросов горообразования. Рифтовая линейно протяженная зона - это концентрация разнообразия условий по количеству соизмеримых со всей Африкой. Потому Африканская модель может быть подменена рифтовой.
  Физически в рифтовой зоне имеем хаотизацию-смешение миграционных волн, при этом сам рифт, модельно, становится источником когерентных миграционных вол второго порядка, способных на удалении дать интерференционную картину чередования стоянок длительного функционирования. Длительное функционирование подразумевает, что такие стоянки постоянно подпитываются новым гено-фенотипическим материалом, при сохранении культа, допустим, камнеобработки.

  Всего лишь приложение к корпускулярно волновой теории. При этом не столь важен именно Африканский рифт - любое препятствие, в том числе и мембрана, неся функцию смешивания и когеренции, будет работать по единой теории - способствовать образованию мест предпочтительной энергетической концентрации с областями разряжения. Накладка ландшафтно-климатического фактора - безусловна, но сие действует всегда и везде, а потому образует лишь фон, тушующий возможность расчетов.
  Потому и вопрошал о "гене путешественника", что это ключевое в идее сетчатой эволюции.
  Для хомо-сапов средой для отбора становится камнеургия, позволяющая осваивать ландшафтные зоны, не свойственные фенотипичности. И уже не столь важно, что таковую "среду" племя несет с собой. Ландшафт становится уже не фактором, а подспорьем. А вот дифференция на психотипы приобретает актуальность, позволяя переходить к разделению труда по способностям.

Андрэ Натальер

ЦитироватьПотому Африканская модель может быть подменена рифтовой.
Поддерживаю. В зону Рифта входит Прикрасноморье, очень важный регион.
Цитироватьпри сохранении культа, допустим, камнеобработки.
Вы употребляете слово "культ" в непривычном контексте. Если есть обоснования такого употребления, то дайте, пожалуйста, ссылку. Возможно, это обосновывалось где-то на портале, в какой-то из тем, а я пропустил.
Цитироватьобразует лишь фон, тушующий возможность расчетов.
Археология имеет дело с огромным количеством неизвестного. Расчёты чего можно/нужно делать, благодаря такой теории? Можно ли рассчитывать вероятность нахождения стоянок? культурных остатков? Уместно ли это при пренебрежении ландшафтом?
ЦитироватьПотому и вопрошал о "гене путешественника", что это ключевое в идее сетчатой эволюции.
  Для хомо-сапов средой для отбора становится камнеургия, позволяющая осваивать ландшафтные зоны, не свойственные фенотипичности. И уже не столь важно, что таковую "среду" племя несет с собой. Ландшафт становится уже не фактором, а подспорьем.
Мне всё же непонятна концепция "гена путешественника".  :-[
Кочевье - было основным способом существования первобытных коллективов. То, что мы фиксируем спустя миллион лет, кажется миграцией, но на самом деле было медленным расширением ареала обитания, отвечающего увеличению численности популяции. Реальные миграции не столь часты. Дискретность раскопанных материалов требует вводить термин "миграции", но обычно это было расселение со скоростью 0,7-1 км в год, а то и за 5 лет (только позавчера читал статью о распространении Граветта в приледниковой Европе). И это при общем бродяжьем образе жисти.
Вот если говорить о "гене экологического путешественника", как приспособе для миграции сквозь климатические зоны и изменяющуюся ландшафтно-климатическую среду, тогда да. Понятно. Понятно и та ремарка, где Вы говорите, что свою среду обитания п/б коллективы носят с собой.
Мне видится, что модель сетчатой эволюции должна работать в случае "языковой непрерывности" (лингвистический термин, означающий языковую близость популяции своим соседям, и отличие от более дальних соседей, при этом ближние понимаю друг друга всегда, а дальние могут разговаривать на разных языках), в нашем случае: популяционной непрерывности, когда заселяются все возможные пространства для обитания с разной степенью плотности и частоты контактов между соседями. Я отражаю это на своих картах, заполняя ареалы проживания популяций даже там, где сейчас стоянок не найдено.
Фактически же, такое расселение должно быть похоже на интерференционную картинку с зонами разрежения и концентрации в силу неравномерности ландшафтов и их ресурсов для выживания групп на разных этапах культурогенеза. 
ЦитироватьА вот дифференция на психотипы приобретает актуальность, позволяя переходить к разделению труда по способностям.
Упустил и не успел законспектировать мысль о системах с 4 переменными: генотип, фенотип, психотип и... ещё был какой-то компонент.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

И ещё тема, которую Вы не раз затрагивали, что камнеургия становится средой отбора для хомо.
Мысль крайне интересная и продуктивная, но Вы её обычно вскользь вбрасываете и редко разворачиваете. Возможно, я пропустил.
Среда бросает вызов организму и палеосоциуму на отбор "лучших";
Вторая среда, культурная среда точно так же вызывает к жизни иной отбор как в социуме, так и в организме древних.
Связи в коллективе опосредуются вторым естеством, культурой и способностью эту культуру (культурное наследие) воспроизводить.
До сих пор, кажись, понятно.
Дальше переход мысли к неотении - в ретротени
Приплетение сюда культа, рефлекторной и нерефлекторной деятельности - в ещё большей тени.
и опыт - сын ошибок трудных...