Археологические культуры: пределы существования и распространения

Автор Evol, апреля 19, 2020, 05:30:16

« назад - далее »

Evol

Эта плоскость, по площади, подобна поверхности, окружающей небольшой объем того, что мы называем цивилизацией. Армянское нагорье и горы Загрос, например, ограничивают эту плоскость с севера, принуждая цивилизацию, поначалу, распространяться в низинах, вдоль побережий Средиземного моря и Персидского залива. Следующие волны цивилизационного развития, "послойно", выйдут, уже, к берегам Черного и Каспийского морей и далее. С тем, чтобы, спустя тысячелетия, отразившись от дальних океанов, вернуться в Африку, в которой, прежде, человечество представляло собой некоторое множество не вовлеченных в государственное строительство племен.

Evol

Цитата: василий андреевич от января 06, 2021, 12:07:05Ну а расширение царства - это уже дифференциация колонии на специализирующиеся провинции. Насколько провинции способны быть самостоятельными от ядерного центра, но подчинены собственным центрам второго-третьего порядка?

Вот, уважаемый василий андреевич, идеи, разве, нельзя представить как аналогии генам? Сперва речь идет о наборе идей, которые, подобно гомеозисным генам, кодируют части организации общества, общие для всех народов и племен и связанные с решением задач удовлетворения потребностей, общих для всех и лежащих в основании пирамиды уважаемого А. Маслоу. А оригинальности определятся индивидуальными убеждениями, до какой-то степени, похожими на гены, работающие в дифференцированных соматических клетках. Что, эволюционно, стоят над менее специализированными, как подготовленные работники после курсов обучения (образования, помните, мы заикались о том, что образование разделяет, как раз генерализованную массу дошколят и сообщество специалистов и т. п.).

василий андреевич

  Дорогой Эвол, я понимаю Ваше желание провести прямые аналогии, что бы био-социологию описать языком других дисциплин. Но такое может быть обречено на провал, если не ясны самые глубинные принципы организации системы из беспорядочности среды.
  Мы совершенно привыкли, что суть жизнедеятельности, как работа по обустройству системы, сводима к обесцениванию доступного ресурса, а потому не можем предложить лучшего определения жизни, чем выживание. Но выживание должно быть следствием, а не причиной усложнения организованности. На этом и ломаются теоретические копья физических суждений, ибо примат рассеяния над консолидацией должен оставаться незыблем. Так что прямых аналогий не будет. Выразим это так: нет прямой к совершенству.

  А есть неизвестно как состоявшийся через "усложнение" геном в цитоплазме под мембраной. И есть неизвестно как состоявшаяся культура, как и геном, сохраняющая фенотипический остов популяции при естественном умирании носителей этого культурологического фенотипа.
  Отсюда, удобнее идеи сравнить с нарушениями в геноме, которые исправляются (вымываются, рассеиваются) через сохранность традиции, культа, культуры. А выжившую идею придется отождествить с мутацией, которая может получить развитие при изоляции носителей этой идеи от популяции. Именно отсюда рождается мое убеждение, что земледелие не является следствием традиций собирательства.

  Для затравки введем модель традиционного кочевья и препятствие на его пути в облике междуречья, с разнообразием-мозаичностью ресурса. Кочевую традицию можно сравнить с кинетикой поступательного движения. Идею специализации на одном из ресурсов - с нарушением. Следовательно, выживет то нарушение, которое обретет изоляцию, порождающую культ обожествления основного продукта питания. Это обожествление Вы вполне можете сравнить с колебательным эл.маг. контуром, чутко реагирующим на незначительные изменения в колебаниях внешних условий, но пропускающим мимо "ушей" новации, далекие от этого культа.

  Таким образом, на препятствии имеем отсев от кочевников особей с особым складом психики, способном сосредотачиваться на насущном в ущерб поиска свободных мест под солнышком. Генералисты уходят, специалисты (симбиотики) остаются. Нарушение состоялось, как мутация, обретшая свою особую нишу. "Месопотамское до-государство" - это племенная мозаика условных симбиотиков, которые все более и более закрепощаются в своем мирке, доводя быт до ритуализации вовсе бестолковых и ущербных для выживания традиций. И естественно, что таковые общины беззащитны пред натиском новых кочевников.
  Именно все новые кочевые порции легко разрушают местечковые традиции, создавая племенные турбуленции, складывающиеся в новые комбинации объединений, после ухода очередной волны. Смешение традиций (интерференция) - это то, что помогает не выродиться отдельным племенам, а выработать стратегию пластичной подгонки ритуалов при терпимости к личностным эмоциональным взбрыкам идей внутреннего мироустройства. Отсюда выходит, что и технологические идеи много лучше найдут применение не в консолидированном кочевье, а в постоянно дробящемся и "перекристаллизующемся" способе оседлого выживания. И земледелие ляжет на уже подготовленную психосоматикой почву, символизировав тем качественный скачок к построению социальной экосистемы.
  Парадокс в том, что силы внешних нашествий, вместо того, что бы разрушать культуру, приводят к ее консолидации, оформляемой через верховенство Творческого Духа над меркантильными потребностями. Археологическое отражение - это мегалитические памятники.

  И теперь к самому опасному суждению. Внимательно, шаг за шагом, наблюдая стезю собирательства мы не сможем узреть перехода к земледелию, но, оглянувшись назад во времени обнаружим, что земледелие уже состоялось. А это не описываемо в рамках классической физики.

Evol

Я вернусь к написанному Вами, уважаемый василий андреевич, а, пока, продолжу про Месопотамию. В год рождения будущего аккадского царя Нарам-Суэна юг Двуречья отпал от аккадской империи и там воцарилась четвертая династия Урука. О времени царствования урукских царей этой династии известно, как я понял, из расчетов специалистов, использовавших метод обратного отсчета от точки вторжения в Шумер кутиев.
Самым известным шумерским царем является Гильгамеш из первой династии урукских правителей. Время их правления определяют c 2750 г. по 2550 гг. до н.э.   

Evol

Последующие 17 лет - это период быстрого возвышения эблаитского царства на западе от Аккада и заметного расширения владения царей Элама. Северная часть Мари распалась на несколько относительно небольших государств, среди которых выделялись Харран и Курда. Харран, ныне, - административный центр в турецкой провинции Шанлыурфа, известный из библейской книги Бытия как место погребения отца одного из патриархов - Авраама и храмом бога Луны Сина.

Evol

Уже к 2240 г. до н. э. Эбла достигла пика своего влияния в восточном Средиземноморье. Помимо прочих территорий эблаитские цари завоевали Дамаск, доведя площадь своего государства почти до 100 тыс. кв. км, а Элам продвинул границы своих владений до территории Урука. Заметные изменения произошли в северной Месопотамии, где от некогда большого царства Мари остался небольшой кусочек, еще не завоеванный, вновь, правителями Аккадской империи.

Evol

Все же, проиллюстрирую материал в теме общими сведениями о физико-климатических особенностях Месопотамии. Я, выше, писал, что в пределах региона можно выделить три различных зоны: гористое плато, подпирающее Армянское нагорье и горы Загрос, являющееся частью единой Загросской складчатой дислокации, см., пожалуйста, https://ru.wikipedia.org/wiki/Загрос и https://ru.wikipedia.org/wiki/Диапир и плавно переходящее в плато Джезире, см., пожалуйста, https://ru.wikipedia.org/wiki/Джезире.   

Evol

В направлении на юго-восток плато Джезире, как пишут источники, уступом отделено от южной, низменной части Месопотамии. Этот уступ представляет собой аллювиальную низменность, что расположена к северу от дельтовой равнины, см., пожалуйста, http://ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/05-8-5-2.htm. На этом рисунке нетрудно отличить основные особенности рельефа Месопотамии, https://naturae.ru/foto/mesopotamskaya-nizmennost.jpg

Evol

Различия в физико-географических условиях названных районов Месопотамии заметны и сегодня, см., пожалуйста, окрестности гг. Ниневия и Арбела, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассирия#/media/Файл:Greater_Zab_River_near_Erbil_Iraqi_Kurdistan.jpg: местность у руин Вавилона, https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилон#/media/Файл:US_Navy_030529-N-5362A-001_A_U.S._Marine_Corps_Humvee_vehicle_drives_down_a_road_at_the_foot_of_Saddam_Hussein's_former_Summer_palace_with_ruins_of_ancient_Babylon_in_the_background.jpg; и Урука, https://ru.wikipedia.org/wiki/Урук#/media/Файл:Uruk_Archaealogical_site_at_Warka,_Iraq_MOD_45156521.jpg. Как я заметил ранее, соответственно тому в истории Междуречья принято выделять шумеро-аккадский до XXV по XX века до н. э., старовавилонский XX-XVI века до н. э., средневавилонский, с 1749 по 1150 гг. до н. э. и ассиро-вавилонский с нововавилонским периоды, с XI века до н. э. по 539 году до н. э.

Evol

Это деление совпадает, примерно, с доминированием в регионе тех или иных этносов. В течении второй половины третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии господствовали аккадцы и шумеры. Старовавилонский период - это время доминирования амореев, средневавилонский - касситов. Наконец, ассиро-вавилонский и нововилонский периоды ознаменовались господством ассирийцев и халдеев, вплоть до завоевания Месопотамии персидским царём Киром II из династии Ахеменидов.

Evol

Полагаю, было бы любопытно сравнить не только нюансы государственного устройства, но и особенности хозяйствования, характерные для каждого периода и связанные с практикой в существовании того или иного господствующего этноса.
С общими сведениями о сельском хозяйстве в древней Месопотамии можно ознакомиться в следующем популярном материале, см., пожалуйста, https://ru.qaz.wiki/wiki/Agriculture_in_ancient_Mesopotamia.

Evol

Мне, лично, всегда было интересно, как и насколько те или иные практики выращивания и виды сельскохозяйственных культур влияют на формы существования тех или иных народов. Почему ведущей зерновой культурой в древней Месопотамии стал именно ячмень? Как получилось, что из 2,5 млрд. тонн зерна, производимого, ныне, в мире, 2 млрд. приходятся на три культуры - кукурузу, 850 млн. тонн, пшеницу, около 750 млн. тонн и рис, около 500 млн. тонн? На ячмень - всего 141 млн. тонн, овес - 23 млн. тонн, рожь - около 15 млн. тонн, на прочие и того меньше.

А как распределялись доли этих же культур в мировом хозяйстве в прошлом?

Evol

В дополнение к предыдущему ответу и предваряя возможные будущие - предлагаю любопытствующим следующую статью, материал которой может представить отправную точку обсуждения, см., пожалуйста, https://lenta.ru/articles/2014/09/26/mesopotamia/.

Evol

Кстати, как я понял, мировое производство бобовых, плоды которых используются в качестве сухих зерен, составляет, ныне, около 75 млн. тонн в год. Из них, примерно, 16,2 млн. тонн приходится на горох, 9 млн. тонн - на фасоль и 6,4 млн. тонн на чечевицу. Общий объем производства зерновых в денежном выражении составляет около 650 млрд. долларов США, из которых 110-111 млрд. приходится на суммарный объем мировой торговли зерновыми. В натуральном выражении это, приблизительно, 400 млн. тонн. В свою очередь, объем мирового рынка бобовых составляет около 13 млрд. долларов - в 7, с лишним, раз меньше рынка злаков.

Evol

Более подробно с особенностями рынка зерна можно ознакомиться, например, в следующем материале, см., пожалуйста, http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Mirovoj-rynok-zernovyh/.
В других темах, на форуме, я приводил расчеты, которые показывают, что за 70 лет жизни усредненный человек съедает количество пищи, превышающее его собственный вес, примерно, в 1000 раз. В соответствии с этими расчетами получается, что из этого количества  до 1/3 приходится, как раз, на зерно - где-то до 350 кг за год. Вот интересно, а какова доля мясных продуктов в рационе одного человека сегодня?