Автор Тема: эволюция приготовления пищи у сапиенсов и несапиенсов  (Прочитано 22857 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ключ

  • Участник форума
  • Сообщений: 1378
    • http://remont-seif.ru
нужно приличный запас дров принести

Это вообще главный вопрос ,который никто не учитывает !
Всё пригодное для костра будет сожжено за три дня в радиусе хотя бы ....безопасной отлучки.

А уж отопление каких то пещер ! Это вагон надо топлива на зиму.
Если была нужда в постоянном использовании огня-добыча топлива труднее ,чем добыча еды.
Что и в современное время имеет место быть.

Оффлайн Alexeyy

  • Участник форума
  • Сообщений: 4211
нужно приличный запас дров принести

Это вообще главный вопрос, который никто не учитывает !
Ну, пока, я только Вас "видел" из тех, кто не учитывал :)

Оффлайн ключ

  • Участник форума
  • Сообщений: 1378
    • http://remont-seif.ru
Ну, пока, я только Вас "видел" из тех, кто не учитывал

Я вообще не понимаю .как может быть организована жизнь коллективного лагеря.

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 10301
  А че таке - коллектив?
  Имеем кучу сырых палок. Что должно произойти в природе, что бы "палки" стали дровами?
  Правильно, палки должны самоорганизвоться. А раз такое невозможно само по себе, то нужен внешний Разум. Все четко и ясно.

  Проводим эксперимент. Кидаем в камин сырые дрова. Если камин разгоревшийся, то загорятся и сырые полешки, но к.п.д. будет очень низким, потому что придется затратить уйму энергии на просушку сырых полешек.
  Вариант с предварительной просушкой дров, гораздо эффективней. Его суть в том, что тепловые случайности среды, собственно производящие сушку, могут быть использованы, как фактор эффективного сжигания сухих дров. Получаем пример долгой эволюции, разряжающейся, как моментальный взлет.

  А Эвенки этого не знают, потому осуществляют процесс горения костра-камина без топора и термодинамики. Вырываются с корневищем давно погибшие стволики маленьких лиственниц. Затем складываются веером вершинка к вершинке и запаливаются. Процесс сушки происходит автоматически, надо только не лениться время от времени подталкивать пяткой одну из направляющих веера.
  Но Эвенки - кочевой народ. Как применить эдакую технологию в пещере? Нужен ли топор для заготовки потенциальных дров? Или идея топора была следствием исчерпания "мелких лиственниц" в округе?
  А уж о форме эвенкского ножа я пока говорить не буду. Он и сверло, и топорик, и рубанок... И даже вилка с ложкой - видел, потому знаю.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2021, 10:38:39 от василий андреевич »

Оффлайн ключ

  • Участник форума
  • Сообщений: 1378
    • http://remont-seif.ru
Но Эвенки - кочевой народ.

Эвенки и все современные народы-имеют своё семейное жильё и хозяйство. и семейную территорию.
Древние стоянки ,надо думать ,на отдельные дворы / квартиры не делились.

Инстинктивный посыл трудиться есть у муравьёв. Но не у людей (тем более-обезьян).
Опыт добровольных трудовых коммун и сегодня-негативный.
Работает только военный вариант. Но военный -зто система субординации ,лестница командиров.
И то-дисциплина трудно поддерживается. Предки были сознательнее нас ?
.
Безупречное подчинение вождю?
А если какая то ошибка вождя-какие будут последствия? Погубит всех ?

Оффлайн Alexeyy

  • Участник форума
  • Сообщений: 4211
Идите коммунизм и др. обсуждать куда подальше из этой темы: https://paleoforum.ru/index.php/topic,11767.msg251334.html#msg251334 ("Социальная органиация у первобытных").

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 10301
.
Безупречное подчинение вождю?
  Дорогой Ключ. Нафига вождизм. Посмотрите "эвенкийский нож" и сделайте умозаключение с костью.
  Я ж не предлагаю бытовать в чуме, русский не выдержит. Но подсмотреть можно. Я бичевал с ними почти год!!! Ужас, но житие примечательно.
  Вождь - матка. Когда тетка наружности медведицы начинает готовить пшеничные лепешки на своей привлекательной ляжке, не мытой с года рождения, поневоле задумаешься откуда у кочевника появляется мука.))))

  Ни ягод, ни грибов не кушают, а их в августе море. Завар типа чаги, плюс, вяленое мясо. Даже рыбу не особо вкушают. Отвар у "очага" - это как у Бога за пазухой.

  Спросите, откуда я там оказался - не отвечу - "якутяночек" до сих седых влас люблю.
  Но нож. Почему такой? Кость голени оленя, запеченая, - вкуснятина. Но эту консерву надо разбить, а каменюг в ягельной тайге нетути. Как быть - придумайте сами. Намекну, что "свободное время" - это когда нельзя делать необходимое.
 

Оффлайн Gundir

  • Участник форума
  • Сообщений: 2939
Я бичевал с ними почти год!!!
Интересный этнографический опыт. А Ваши сожители были чистые охотники, или оленеводы?
Когда тетка наружности медведицы начинает готовить пшеничные лепешки на своей привлекательной ляжке, не мытой с года рождения
Да, этнографам приходится быть не брезгливыми)))

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 10301
  Ох, бичевал, конечно, не значит, что жил как семья. В летний сезон, семья эвенков была у нас "каюрами", а заодно выпасала олешек голов в тридцать. Они ставили чум, мы палатки. Железная печурка была только в большой камеральной. А на осень и зиму я согласился остаться в маленьком поселке, заодно что бы "подумать" над картами, а так - для охраны скарба на следующий сезон. Т.е. был свой балок вполне сносный для зимовки, я переселялся в него, когда местным удавалось раздобыть водку - пить вместе с ними - вот действительно ужас. Беда, так беда. Потому интуитивно все эвенки стараются покинуть поселок, кто как охотники на пушнину, кто с олешками. Я только делал вылазки от скуки на пару недель то к одним, то к другим.
  Брезгливость - иногда и теперь передергивает от воспоминаний, но тогда мог вполне привыкнуть, например, вместо мытья посуды дать ее на вылизывание собачкам, они и ссадины вылизывают и залечивают на руках получше всяких антибиотиков.
  Это теперь у кочевника есть в припасах и сгущенка, и чай. А так ведь только мясо и рыба причем без щепотки соли, пищу не солят и поныне. На такой диете и я приучился обходиться без соли.
  Вырезанные без ошметков куски оленины на костях подвешиваются на сквознячке и быстро с поверхности покрываются сухой корочкой, и так могут сохраняться больше месяца. А вот со спины мясо ловко вырезается лентами метров аж по десять. Эти "веревки" развешиваются вокруг костра в чуме и подвяливаются с дымком. Такая "колбаса" жестковата, я резал ее на кусочки, а они могли с наслаждением сосать, пережевывая и при этом занимаясь другой работой. А то и полоснуть резко ножом у самых губ и носа, что бы отрезать кусочек - я так не рискнул сделать ни разу.
  Розжиг костра в дождик при мокром ягеле - плевое дело. Берут обломок ветви, упирают в грудь и своим ножом, как рубаночком подрезают тонкие шкурки древесины, получая сухой, легко воспламеняющийся веник с набалдашником. Шашлык по-сибирски, это хариусы, проткнутые палочками через рот по хребтине. Палочки под наклоном втыкаются вокруг костра - вкуснятина в собственной шкуре. С кусками мяса или крупной рыбы сложнее, но вполне - главное, не пригорает.
  Нож, уж не знаю где они их куют, вроде без закалки. У каждой речушки он точится на округлой гальке одной стороной. Так как нож выгнутый, как труба, разрезанная вдоль да еще с неровными поверхностями, получается заточка обоих кромок с одной стороны при едва заметных пилообразных шероховатостях. Вот эта форма - откуда она? Как разделать олешка без ножа и топора по сухожилиям и между хребтинами? А надо ведь еще и шкуру снять и, не дай бог, проткнуть желудок.
  Вот и подумайте, Ключ, можно ли изготовить подобие такого ножа, допустим, из бедренной кости оленя. Во всяком случае расколотая после запекания и высасывания жира-мозга, она очень острая и вроде прочная, вполне годная для постоянной заточки-правки.

Оффлайн Cow

  • Участник форума
  • Сообщений: 1610
  Нож, уж не знаю где они их куют, вроде без закалки.
Ага. Без. Но особо продвинутые, делали ножны с кармашком для бруска.

А уж о форме эвенкского ножа я пока говорить не буду. Он и сверло, и топорик, и рубанок... И даже вилка с ложкой - видел, потому знаю.
Так оно и было. Тож видал.
 И возник у меня вопрос по поводу китайцев. Зачем и почему едят палочками? Пишут кисточкой.  А бронзовую вилку, китайскую нашли - датировали вроде  4-м тысячелетием до Р.Х.
Мелкую моторику себе развили таковую, что она и в язык и в письменность и похоже в мышление впечаталась?
Непонятно. Вредно оказывается есть с ножа для головы. Не зря меня бабка шугала за это . Как оказалось. :)

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 10301
И возник у меня вопрос по поводу китайцев. Зачем и почему едят палочками? Пишут кисточкой.  А бронзовую вилку, китайскую нашли - датировали вроде  4-м тысячелетием до Р.Х.
  Ну да. В принципе, тема поедания приготовленного не менее интересна, чем тема приготовления. Нафига приборы, если уже есть руки и зубы. Но горячо, однако. Палочка или раздвоенная типа вилки удобна для большого горячего куска. Читал еще в детстве, что вилка в Европах появилась очень поздно - вкушали с ножа или руками, жир с которых вытирали о кожаные штаны. И даже широкие "манишки" (или как их там) придумали тогдашние олигархи, что бы паводно плебеям не было - в таких нагорловых прибамбасах ну никак без длинной вилки не обойтись.
  Возможно Китайцы экспериментировали с вилками, но по "второму кругу" пришли к двум палочкам, как более традиционному варианту, дескать, так удобнее кунать вкушаемое в соус. А уж по части соусов - те перешагнут французов и не оглянуться.
  Кстати, почему там суп-бульон - это последнее блюдо в застолье, которое выпивают из пиалы, а не черпают ложкой? Для чего и когда родилась ложка? Какой наглый хамлюга придумал так черпать из общего котла? Как скушать кашку размазню вместо плова? Ведь если таковая получалась, то грош цена манипуляциям палочкам и ножам с вилками. Это "китайцам" можно языком, потому как борода жидкая не мешала. У "чукчей" все проще - шибко умные - голова в каменную кастрюлю не влезала)))