Что случайно в эволюции?

Автор pavel, мая 16, 2006, 22:04:18

« назад - далее »

pavel

Москвич
В принципе я довольно подробно «разжевал» свою позицию – от вас кроме общих рассуждений ничего нет. Пожалуйста приведите субстрат «интеллекта муравейника».
По поводу нейронов. Нет на самом деле интелекта нейронов – я с вами полностью согласен, как например ген и синтез на нем полипептида не обладает жизнью. Есть интеллект индивидуума, а вот субстрат интелекта индивидуума – это его нервная система.

А по поводу цитоскелета как «нервной системы клетки» - кажется был уже об этом спор. У прокариот нет цитоскелета. Тут недавно sss про нанобактерии очень подробно осветил – у них и подавно ничего подобного нет, про вирусы я вообще не говорю. Как с ними со всеми быть. Это уже не говоря о том что само по себе утверждение об цитоскелете как «нервной системе» клетки – не имеет никаких ни эмпирических, ни теоретических оснований – разве что ваше желание чтобы этот «интеллект» где-то присутствовал.

Комбинатор
Здесь наши взгляды расходятся. По моему, попытка удвоения количества законов – например биологические закономерности и плюс еще системные законы, исторически себя не оправдала.

Психология (здесь и зоопсихология и нейропсихология и т.д.) имеет предметом изучения психику животных и человека, биология - живые организмы, химия – вещество, физика – превоматерию: эл. частицы и их поля. Это естетсвеннонаучные дисциплины.
Вопрос: что за предмет у Системологии (системного подхода), раз она относится к естетсвеннонаучным дисциплинам.
«When people agree with me, I always feel that I must be wrong».

«If you want to avoid seeing a fool you must first break your mirror».

Комбинатор

Цитата: "pavel"Вопрос: что за предмет у Системологии (системного подхода), раз она относится к естетсвеннонаучным дисциплинам.

Я не очень понимаю, что конкретно вы подразумеваете под систематологией. То, о чём я говорю, наиболее близко к кибернетике (в том изначальном смысле, в котором использовал этот термин Винер, как "науке об управлении и связи в животном, машине и обществе"). То есть, предметом её изучения являются все системы УПРАВЛЕНИЯ поведением какой-либо системы. Замечу, что управление может быть как централизованным, так и децентрализованным.

Москвич

pavel
ЦитироватьВ принципе я довольно подробно «разжевал» свою позицию
Ну и что? - за этой позицией, по сути, не стоит ничего кроме определения интеллекта как свойства нейронной сети. Не вижу необходимости столь же подробно разжевывать: тавтологичность такой позиции очевидна.

Цитироватьот вас кроме общих рассуждений ничего нет. Пожалуйста приведите субстрат «интеллекта муравейника».
Павел, степень общности/конкретности моих рассуждений зависит от того, насколько я хочу ввязываться в дискуссию. - Ну грубо говоря, мне все равно, как вы отнесетесь к гипотезе: у меня нет целей вас обратить. У вас были "общие" возражения, я на них ответил. Если вы полагаете, что какие-то вопросы остались без ответа, укажите.
А те "конкретные" вещи, которые мне известны, вряд ли вас заинтересуют - вы же изначально знаете, что 'интеллект' возможен только в виде головного мозга.

Да, субстрат интеллекта муравейника - муравьи. Могли бы догадаться. - Кстати, внутри каждого муравья наличествуют ганглии: т.о. муравейник представляет собой подвижную сеть нервных узлов.


Цитироватьсамо по себе утверждение об цитоскелете как «нервной системе» клетки – не имеет никаких ни эмпирических, ни теоретических оснований
Это просто глупость.

Tinkoff

Юрич

/Возможно, один из самых уважаемых ученых-критиков теории эволюции профессор Филип Джонсон из Калифорнийского юридического института признает, что эволюция происходила и что в некоторых случаях это было связано с естественным отбором, но он настаивает, что «не существует неопровержимых экспериментальных доказательств», что эволюция не управлялась каким-то Божественным планом. Конечно, нечего и надеяться когда-либо доказать, что никакая сверхъестественная сила не нажимала на рычажки, чтобы благоприятствовать одним мутациям и мешать другим./


/ что в некоторых случаях это было связано с естественным отбором,/

А в других случаях, с чем связано?

Но, напоминаю Юрич, без всяких «божественных сил» существуют другие естественные теории, кроме «теории отбора».

«Но примерно то же можно сказать о любой научной теории. Успешное применение законов Ньютона или Эйнштейна к движению тел Солнечной системы никак не мешает предположению, что изредка какая-то комета получает небольшой толчок от Божественной канцелярии. Совершенно ясно, что Джонсон ставит этот вопрос не из-за желания проявить беспристрастную непредубежденность, а потому, что, по религиозным соображениям, его гораздо больше заботит проблема жизни, чем движение комет. Однако единственный путь, по которому может идти любая наука, это предположить, что не было никакого Божественного вторжения, и посмотреть, насколько далеко удастся при этом продвинуться" (с) Стивен Вайнберг.»

Очень  неосторожное со стороны господина С. Вайнберга заявления.

Конечно, мало кто знает  труды Ньютона, может даже физик  г-н С. Вайнберга не знает.

Но, как бы там ни было, он как в воду глядел.

Ведь, верно И. Ньютон считал ,что планеты тормозятся в эфире, и поэтому Бог должен «подкручивать  небесный механизм ».
Но, как это происходит? Возможно, в том числе и с помощью комет.
А Ньютона, очень беспокоило и движение комет и планет, и в том числе из религиозных убеждений.

Вавилов С. И.

«Богословские и исторические работы Ньютона и его религиозные воззрения»

««Ньютон был несомненно глубоко религиозным человеком и, кроме того, ученым богословом. Локк писал в 1703 г. своему племяннику Кингу следующее: «Ньютон действительно замечательный ученый и не только благодаря своим поразительным достижениям в математике, но и в теологии и благодаря своим большим знаниям в священном писания, в чем мало кто может с ним сравняться». В широких кругах слава Ньютона как богослова была также велика; мы уже приводили выдержки из дневника кембриджского студента де ля Прима от 1692 г., гдe Ньютон именуется «блестящим математиком, философом, богословом и пр.»
»


«Основной мотив религиозной аргументации Ньютона в применении по крайней мере к астрономическим явлениям сводится к так называемым «начальным условиям». Принципы механики и закон тяготения позволяют описать движения светил, если даны различные начальные условия: масса светила, начальная скорость и положение, положение орбиты на небесной сфере и т.д. Одних принципов для решения задачи, таким образом, недостаточно, нужны начальные данные, которые при данной постановке задачи могут быть произвольными: «Изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого существа», — говорит по этому поводу Ньютон в «Началах».
»

Само тяготение Ньютон считал нематериальным

«Если тяготение механически необъяснимо при помощи давления или ударов, причина его, по мнению Ньютона, может быть только нематериальной»
»

«Аксиоматичность, недоказуемость «принципов» позволяет Ньютону считать их первичными предначертаниями творца: «При помощи этих принципов, по-видимому, составлены все материальные предметы из твердых частиц, сочетавшихся различным образом мыслящим агентом при первом творении», — пишет Ньютон в «Оптике».
»
»


Напоминаю С.И. Вавилов был президентом Академии Наук.



/ Однако единственный путь, по которому может идти любая наука, это предположить, что не было никакого Божественного вторжения, и посмотреть, насколько далеко удастся при этом продвинуться /

Еще раз напоминаю,

Без всяких «божественных сил» существуют другие естественные теории, кроме «теории отбора».

Tinkoff

Юрич

/ Но пока вроде бы ничто не ставит под сомнение случайный ее характер./

Вы отлично знаете, что до Дарвина, во время Дарвина, после Дарвина, и в том числе и в наше время такие люди есть.

/ Вы мне советовали читать специалистов. Вот специалист пишет: /

По генетике популяций.

Ну и пишет и молодец, некие другие специалисты напишут противоположное.

Что бы так считать, какие для этого вообще какие-то исследования нужны?

Как вы думаете в креационисткой  биологии, если бы она дошла до основ генетики, стали бы отрицать случайные порчи генетического материла при репродукции?

А все исследования, которые действительно существуют,  легко вписываются в рамках экологии. Чем вы так гордитесь, могло бы, излагаться креационистами.  

Более того, микроэволюционные  явления признал Линней, креационист.


С. Сковрон
«Развитие теорие эволюции
»
«В 1762 г. Линней, как отмечает Glass, считал, что бог дал творческое начало только высшим систематическим категориям, а именно родам, а возможно и отрядам. Дальнейшая дифференциация, приводящая к образованию видов, происходила уже собственным естественным путем. В последнем издании "Системы природы" Линией опустил выше цитированное предложение о постоянстве видов, а еще позже не колеблясь утверждает, что виды являются результатом Деятельности времени.»

Однако,  если бы наука развивалась под флагом креационизма, то Линней скорей бы взял свои слова обратно о микроэволюции

«Описанные как Линнеем, так и иными авторами, примеры внезапного перехода одного вида в другой, относятся к мутации некоторых генов и поэтому не могут служить примером преобразования одного вида в другой. В случае пелорических цветов у льнянки мы в настоящее время знаем, что речь идет о рецессивной мутации гена, поэтому пелорические особи должны быть гомозиготами, которые при скрещивании дают исключительно пелорические формы.»


Таким образом, современная наука, менее микроэволюционная чем считал креационист Линней.
Отличие состоит в том, что она из этих фактов, делает далеко идущие выводы

Basileus

Цитата: "Комбинатор"Имеется в виду определение чего?
Последние страницы полторы этой ветки разговор крутится вокруг интеллекта. Уже было высказано мнение, что спор в сущности терминологический. Вот я и попросил привести определение того, что обсуждается. Была отсылка к компьютерным наукам, в которых якобы определение искуственного интеллекта уже устаканилось. Я в этом сомневаюсь.
Сразу скажу, что лично мне больше импонирует точка зрения pavel'а, но вступать в дискуссию без определения основного понятия я не хочу..

Комбинатор

Цитата: "Basileus"
Цитата: "Комбинатор"Имеется в виду определение чего?
Последние страницы полторы этой ветки разговор крутится вокруг интеллекта. Уже было высказано мнение, что спор в сущности терминологический. Вот я и попросил привести определение того, что обсуждается. Была отсылка к компьютерным наукам, в которых якобы определение искуственного интеллекта уже устаканилось. Я в этом сомневаюсь.
Сразу скажу, что лично мне больше импонирует точка зрения pavel'а, но вступать в дискуссию без определения основного понятия я не хочу..

В компьютерных науках устаканился термин, а не его определение.
Как я уже сказал, если данный термин раздражает слух, то я могу его не употреблять. Дело не в названии.
Хотя, например, на западе употребление слова  "интеллект" применительно к растениям уже начинает восприниматься без особого отторжения. См., например:
http://perdurabo10.tripod.com/id1161.html
==========================================
Do Plants Think? Scientists Are Beginning To Believe It

By James Donahue

March 2004

A recent article in the Christian Science Monitor reports on new research by scientists in "the evolving paradigm of plant intelligence."
............................

Gilgamesh

Москвич,
"Обратите внимание, что обвиняя других в ерничестве, вы сами из себя одно лишь ерничество представляете. Пока вы пустой. Тренируйтесь. "
Господин-полный, планку беседы установили Вы, так что расхлебывайте. Тем не менее в каждой шутке лишь доля шутки. Смысл же здесь такой - перенесение свойств мозга на первые попавшиеся объекты, состоящие из клеток просто потому, что они состоят из клетоу - абсурд, некультурное и нечистоплотное мышление, а именно этим Вы и занимаетесь.

"Инерция мышления довольно наглядна. Вы смотрите на нейронную сеть человека и утверждаете, что никак иначе интеллект не может быть реализован. Но внятных запретов я не вижу. Почему непременно нейроны, непременно электрические потенциалы? - если бы вы не знали фасеточного глаза, то наверняка утверждали бы, что орган зрения возможен только как он реализован у позвоночных...Логика та же самая."
Логика не та же самая. Вы переносите закономерности функционирования нервной системы на объекты, которым НЕЧЕМ фунционировать подобным образом. Вы не обосновываете, а постулируете это (как на митинге - пытаетесь громче и раньше крикнуть). От обоснования Вы не просто отказываетесь, это выглядело бы как "не знаю, извините", а увиливаете:

"Ну и что? - за этой позицией, по сути, не стоит ничего кроме определения интеллекта как свойства нейронной сети. Не вижу необходимости столь же подробно разжевывать: тавтологичность такой позиции очевидна."
&
"Это просто глупость."
Вам осталось только закричать "Караул, убивают!!"


Комбинатор
"В том числе и Докинзом (кстати, не вижу здесь ничего плохого)"
Я тоже не вижу. Не знаю, почему Вы считаете, что я должен видеть в трудах Докинза что-то крамольное. Нет, я считаю его выдающимся биологом. Но с Вами он, полагаю, не согласился бы. Было у него в нескольких местах написано о том, что рассматривать гены как объекты истинно мыслящие - это передергивание его описательной модели. Едва ли он согласился бы рассматривать так генофонд.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

pavel

Комбинатор
Все-таки кибернетика, теория систем, системотехника и т.п. - это технические дисциплины. В естествознании они имеют ограниченную область применимости, кибернетика в биологии - там где можно выделить обратные связи, разделить на управляющее устройство и объект управления. Согласен что это возможно.
Но заметте сколько бы ни применялись к естественным объектам понятия этих дисциплин дальнейшая попытка развить количественный подход средствами этих дисциплин выглядят весьма и весьма убого - как говориться "не в тему".
Я раньше высказывал свое мнение по этому поводу. Считаю что основные понятия этих наук (думаю сюда еще семиотика обязательно входить должна): информация, УУ и ОУ и т.п. применимы на качественном уровне и выражают сущность материальности вообще и конкретно - физической, химической, биологической и психологической. Это онтологическое (философское) рассмотрение. Но здесь видимо наши взгляды расходятся.



Москвич
Действительно, пока от вас только лозунги. Нельзя ли все же более конкретно.
«When people agree with me, I always feel that I must be wrong».

«If you want to avoid seeing a fool you must first break your mirror».

Basileus

Попытаюсь кратко суммировать пройденные этапы. В этой ветке часто всплывают термины типа "клеточный интеллект", "планетарный интеллект", "интеллект муравейника". В связи с этим было высказано возражение, что единственный реальный интеллект существует у нас в голове, субстратом его является нервная система, а характерным типом активности этого субстрата - является индукция и распространение импульсов электромагнитной природы. Я более чем уверен, что просто-напросто все говорят на разных языках и понимают под интеллектом разные вещи.
Да, в компьютерных науках на спорах об искуственном интеллекте уже давно собаку съели, но насколько я понимаю - пока все сходятся к тому, что его (ИИ то есть) до сих пор не создано и споры ведутся о возможностях его создания.
Отсюда такое соображение. Если уж инженеры-компьютерщики до сих пор не преуспели, а ведь это практически их "естественная" область, о каком интеллекте может идти речь применительно к муравейнику или растению?
Кстати о растениях. Приведенная ссылка крайне неубедительна и скорее свидетельствует против защищаемого положения. Christian Science Monitor - явно неавторитеный источник для большей части здешней публики. Из обрывков того, что там удалось уловить - невнятные указания на несколько видов таксисов и геометрические закономерности онтогенеза. Все это сдобрено душещипательной байкой про рубку леса, плюс ссылка на некую мифическую работу "by some Russian biologists" про фиксацию потенциалов на капусте. В общем - по всем признакам - типично креационистский текст.

Комбинатор

Цитата: "Gilgamesh"Комбинатор
"В том числе и Докинзом (кстати, не вижу здесь ничего плохого)"
Я тоже не вижу. Не знаю, почему Вы считаете, что я должен видеть в трудах Докинза что-то крамольное. Нет, я считаю его выдающимся биологом. Но с Вами он, полагаю, не согласился бы. Было у него в нескольких местах написано о том, что рассматривать гены как объекты истинно мыслящие - это передергивание его описательной модели. Едва ли он согласился бы рассматривать так генофонд.

Возможно и не согласился бы. В те времена, когда он писал свою книгу, инерция мышления была ещё больше, чем сейчас. :)

Комбинатор

Цитата: "pavel"Комбинатор
Считаю что основные понятия этих наук (думаю сюда еще семиотика обязательно входить должна): информация, УУ и ОУ и т.п. применимы на качественном уровне и выражают сущность материальности вообще и конкретно - физической, химической, биологической и психологической. Это онтологическое (философское) рассмотрение. Но здесь видимо наши взгляды расходятся.

Да, мне интересно измерить основные закономерности развитмя биоты и в численной форме. На мой взгляд, это важно, например, с точки зрения понимания того, как потенциально жизнь могла развиваться и на других планетах. Насколько тот путь, который прошла эволюция на Земле, типичен для любого эволюционного биологического процесса, в что в нём случайно. Наконец, насколько социальную и технологическую эволюцию можно рассматривать как продолжение биологической.

Комбинатор

Цитата: "Basileus"
Кстати о растениях. Приведенная ссылка крайне неубедительна и скорее свидетельствует против защищаемого положения. Christian Science Monitor - явно неавторитеный источник для большей части здешней публики. Из обрывков того, что там удалось уловить - невнятные указания на несколько видов таксисов и геометрические закономерности онтогенеза. Все это сдобрено душещипательной байкой про рубку леса, плюс ссылка на некую мифическую работу "by some Russian biologists" про фиксацию потенциалов на капусте. В общем - по всем признакам - типично креационистский текст.

Я не в конем случае не настаиваю на серьёзности этой ссылки. Привёл её лишь что бы подчеркнуть, что термин интеллект многие применяют не только к полутора килограммам серого вещества.
По поводу определения интеллекта. Общепринятого определения в кибернетике (компьютерных науках) нет, но многоие из тех кто работает в этой области, соглашаются с таким примерно определением - интеллектом называется способность системы предвидеть будущее. Чем статистически точнее система прогнозирует развитие ситуации в будущем, и чем дальше по времени она может прогнозировать, тем выше её интеллект. Как видите, под это определение подпадает практически вся биота. Разница между человеком и бактерией не качественная, а количественная.

Игорь Антонов

Цитата: "Basileus"Отсюда такое соображение. Если уж инженеры-компьютерщики до сих пор не преуспели, а ведь это практически их "естественная" область, о каком интеллекте может идти речь применительно к муравейнику или растению?
Кстати о растениях. Приведенная ссылка крайне неубедительна и скорее свидетельствует против защищаемого положения.
По поводу интеллекта растений есть и более серьёзные публикации.
Например:
A.Trewavas (Professor of Plant Biochemistry,  University of Edinburgh)  "Aspects of Plant Intelligence"

Цитата: "Комбинатор"По поводу определения интеллекта. Общепринятого определения в кибернетике (компьютерных науках) нет, но многоие из тех кто работает в этой области, соглашаются с таким примерно определением - интеллектом называется способность системы предвидеть будущее.
Я бы чуть-чуть усилил эту формулировку: "Интеллектом называется способность системы  планировать будущее".

В упомянутой выше статье об интеллекте растений формулировка ближе к биологии, но её смысл тот же: "Интеллект – способность организма адаптивно перестраивать своё поведение в ответ на вызов среды".  

Важный момент, который в этих определениях опускается  – это нестереотипность подлинно интеллектуального поведения. Механический автомат может  успешно выполнять умнейший алгоритм. Что не делает саму машину интеллектуальной. Интеллект означает способность создавать  алгоритмы решения задач, а не только выполнять их.

И главный для меня вопрос  (открытый) – за счёт чего и как механистичный автоматизм физико-химического движения материи переходит в  свойственную только живым организмам интегративность ощущения проблемы и стремления к её решению.

Шрёдингер в книге "Разум и материя" рассуждает о сознании, но в рамках наших определений его рассуждения не в меньшей мере  чем к  сознанию относятся к интеллекту:

"Любая последовательность событий, в которой мы принимаем участие ощущениями, восприятиями и, возможно, действиями, постепенно выпадает из сферы сознания, когда одна и та же череда событий многократно повторяется. Но она немедленно выстреливается в сознательную область, как только в процессе повтора или событие, или окружающие условия отличаются от тех, которые встречались во всех предыдущих случаях. Однако (во всяком случае, в первый раз), в сознательную сферу проникают лишь те модификации, или "дифференциалы", которые отличают новый случай от предыдущих и, таким образом, требуют "новых соображений".
Сознание – это преподаватель, руководящий обучением живой субстанции и оставляющий своего ученика наедине со всеми задачами, для решения которых тот достаточно подготовлен.
...Ответ, предлагаемый мной, выглядит следующим образом: то, что выше описывалось как свойство нервных процессов, является свойством органических процессов вообще, а именно, процессов, которые связаны с сознанием в силу своей новизны.
Ну не абсурдно ли полагать, что эволюционный процесс должен непосредственно и осмысленно относиться к сознанию, принимая по внимание его чрезмерную медлительность по сравнению не только с малой продолжительностью жизни индивидуума, но и с историческими эпохами?.. Heт. В свете вышеизложенных соображений это не так. Их кульминационной точкой становится связь сознания с такими физиологическими вещами, которые преобразуются при взаимодействии с изменяющейся окружающей средой. Более того, мы пришли к выводу, что сознательными становятся лишь те модификации, которые находятся в процессе обучения, пока (гораздо позже) они не станут наследственно зафиксированной, натренированной и бессознательной собственностью вида. Короче говоря, сознание есть феномен в зоне эволюции."

sss

Комбинатор
интеллектом называется способность системы предвидеть будущее.


Черт, опередили! :D
Согласен с определением, сам только-что хотел практически дословно такое же написать.
Однако дальше идет утверждение, что под такое определение подходит вся биота, включая бактерии. Пардон-с, поясните на примерах, как, например, бактерии предвидят будущее. На мой взгляд, бактерии (как и многие другие формы жизни) просто реализуют определенные алгоритмы в ответ на изменение условий. А то, что в этих алгоритмах предусмотрены многочисленные условные переходы и подпрограммы, интеллекта им не добавляет.
Вы же не считаете объекты в ООП "наделенными интеллектом".