Гены и психика.

Автор nunber9, ноября 19, 2018, 22:33:33

« назад - далее »

nunber9

Последнее время постоянно попадаются новости про то, как учёные открыли очередной ген такого-то поведения или такой-то психологической черты или вообще интеллекта. Это всё серьёзные исследования или просто люди ловят хайп на волне моды на всё генетическое?

Вот например, Александр Марков говорит, что гены важнее воспитания, как такое может быть? Так-то понятно, что у биолога всё будет от биологии, но что об этом думают психологи, знает кто? Раз всё так "плохо", то почему у нас продолжают во всём винить родителей? Почему до сих пор среди педагогов живо представление о том, что взрослый может лепить ребёнка как ему того хочется, а ребёнок таким и вырастит? Какое применения данному знанию видишь лично ты?


catty

#1
Вы поднимаете достаточно сложный вопрос. Тем паче "научить всему" и "вылепить что угодно" это очень общие понятия. Я думаю, что большинство участников данного форума можно научить, например, плести гобелены, наверное это то, что педагоги называют "можно научить всему". Но вот научить осла читать, например, еще никому не удавалось. Потому что это осел, а не человек. То есть, я хочу сказать, что есть определенные гены у человека, которые позволяют ему научится читать. Прежде всего это, определяемый генами в процессе развития человека,  достаточно хорошо развитой мозг с долговременной, кратковременной и рабочей памятью.
Да,гены влияют на интеллект и поведение. Но не определяют их полностью.  То есть, например, судя по всему, есть генетическая предрасположенность к шизофрении, но как правило, болезнь начинается после каких-то тяжелых обстоятельств.  Если у человека есть генетическая предрасположенность, но правильное воспитание и жизнь не преподнесла ему таких обстоятельств, он не заболеет.
Что касается фразы психологов "вины родителей", то они часто калечат детей своим воспитанием.  Например, есть генетическая предрасположенность к истерикам у ребенка, но мать не умеет себя с ним вести. Вместо того, что бы отвлечь или просто не обращать внимания и давать понять что она недовольна его поведением, она все время идет на поводу, покупает очередную игрушку стоит только устроить чаду очередной "концерт". В итоге у ребенка образуется навык: что бы получить - надо просто как следует поорать.  :'(

Cow

#2
Цитата: nunber9 от ноября 19, 2018, 22:33:33
Последнее время постоянно попадаются новости про то, как учёные открыли очередной ген такого-то поведения или такой-то психологической черты или вообще интеллекта. Это всё серьёзные исследования или просто люди ловят хайп на волне моды на всё генетическое?

Вот например, Александр Марков говорит, что гены важнее воспитания, как такое может быть? Так-то понятно, что у биолога всё будет от биологии, но что об этом думают психологи, знает кто? Раз всё так "плохо", то почему у нас продолжают во всём винить родителей? Почему до сих пор среди педагогов живо представление о том, что взрослый может лепить ребёнка как ему того хочется, а ребёнок таким и вырастит? Какое применения данному знанию видишь лично ты?

Я бы рекомендовал просмотреть Савельева "Церебральный сортинг". С кочки зрения нейрофизиолога и в ретроспективе, он сей вопрос качественно рассмотрел.
А я лично, пока просто осмысляю данное знание. И его применение вижу прежде всего именно в качественном осмыслении, а только после оного - в  весьма аккуратном применении. Времена прапорщиков от педагогики, которые учат макак прыгать, а не думать и не могут тому их выучить, надеюсь кончаются. Даже с макаками этот номер не проходит, а с людьми .......... :)

Micr

1. Характер одного человека может сильно меняться в течение жизни. Гены меняются слабее.

2. Как я читаю в Интернете, дизиготные близнецы имеют внешность разную, как обычные братья и сестры. https://otvet.mail.ru/question/22602564  Из разной внешности следует разное эмоциональное отношение со стороны родителей, а это может вызывать разные психологические черты самих близнецов. Поэтому с моей личной точки зрения предложенное истолкование результатов близнецового метода не заслуживает большого доверия.
Даже более того, монозиготные близнецы тоже вполне могут иметь чем-то различающееся отношение со стороны родителей.


3.
Цитата: nunber9 от ноября 19, 2018, 22:33:33Почему до сих пор среди педагогов живо представление о том, что взрослый может лепить ребёнка как ему того хочется, а ребёнок таким и вырастит?

Это представление во все времена вызывало у людей сомнения. И не зря, наверное.

Micr

Цитата: Micr от ноября 23, 2018, 23:08:09Из разной внешности следует разное эмоциональное отношение со стороны родителей

Цитата: Micr от ноября 23, 2018, 23:08:09монозиготные близнецы тоже вполне могут иметь чем-то различающееся отношение со стороны родителей

P.S. Со стороны не только родителей, это я не подумал.


василий андреевич

  Наследуется "геометрия" нейронной сети. Изобразим ее в виде модели гравитирующего круга-шара. Внутри нейроны с закрепощенными связями, ответственные за врожденные рефлексы. Ближе к "поверхности" нейроны с потенциальными связями. У наружной поверхности свободные нейроны, ответственные за психические связки. Эквипотенциальные поверхности внутри шара размыты.
  Формирование внутренней консервативной среды, по видимому, начинается у эмбриона уже через пару недель после зачатия, когда самой сети еще нет, но идет закладка клеток хорды с обособлением головной части, обустраивающих межклеточные связи. Влияние внешней среды на процесс коммуникации между такими клетками практически не изучен, но отражение этого влияния в структуру связей несомненно.
  После появления на свет продолжается размножение нейронных клеток внешней, условно свободной зоны и обустройство связей в ней и с подстилающими зонами.
  Работоспособность модели может быть выявлена через наблюдения за становлением психики ребенка. Чем меньше влияние внутренних зон раздражения на внешние, тем социальнее будет поведение. Разумное (рациональное, логическое) поведение, вовсе не обязательно связано с деятельностью зоны свободных нейронов, а вот коммуникационное, т.е. социальное, поведение именно с ней.
  Ну и средняя, переходная, зона - это что? А возможно именно то, что мы называем условно рефлекторным, плюс, инстинктивным поведением.

Vladimirkox

#6
Цитата: василий андреевич от ноября 24, 2018, 08:00:05Наследуется "геометрия" нейронной сети.
Наследуются правила, по которым формируется нейронная сеть и то, в чем нейронная сеть находится. Геометрия образутся в результате взаимодействия уже существующего, правил действующих в настоящий момент, и факторов внешней среды (даже если это чрево метери, то важна и диета матери, и её эмоциональное+физиологическое состояние).
Да-да, генотип и фенотип, которые даже геометрию кроны дерева формируют.

kostik

Цитата: Vladimirkox от ноября 24, 2018, 13:22:21
Цитата: василий андреевич от ноября 24, 2018, 08:00:05Наследуется "геометрия" нейронной сети.
Наследуются правила, по которым формируется нейронная сеть и то, в чем нейронная сеть находится. Геометрия образутся в результате взаимодействия уже существующего, правил действующих в настоящий момент, и факторов внешней среды (даже если это чрево метери, то важна и диета матери, и её эмоциональное+физиологическое состояние).
Да-да, генотип и фенотип, которые даже геометрию кроны дерева формируют.

Правильно ли я Вас понял: если вспомнить второй закон Менделя, то наследуются не признаки, а правило рассшепления  признаков 3:1.

василий андреевич

Цитата: Vladimirkox от ноября 24, 2018, 13:22:21Наследуются правила, по которым формируется нейронная сеть и то, в чем нейронная сеть находится.
"Геометрия" поставлена в кавычки не только от того, что знаю мало, но более, что бы привнести трехуровневую модель, в которой наследуется лишь малая толика того, что разовьется в пренатальный период и период становления уже не фенотипа, но феномена. Генетически строится не столько сеть для врожденных рефлексов, сколько закладываются потенциальные возможности для ее развития в зависимости от обстоятельств. Да и многие врожденные рефлексы нижнего уровня у человека теряют свои функции, начиная участие в построении второго уровня.
  Можно наскоро полистать глоссарий по когнитивным искажениям, что бы предвзято выявить долю участия нижнего и среднего уровня в деятельности верхнего, аналитического.
  Модель призвана для той гипотезы, что предковые формы для расширения функций выживания могли наращивать, главным образом, первый уровень. Когда надобность некоторых функций теряла актуальность, сеть разрывалась, высвобождая "свободные" нейроны, переключавшиеся на иные, вырабатываемы при жизни, функции, допустим для образования инстинктов полового поведения.

  Человек, вырвавшись из привычной среды, потерял надобность многих функций первого и второго уровней, что и обеспечило ему невиданные до толи потенциальные возможности развития в период становления фенотипа.
  Потому, возможно, психосоматические "отклонения" от среднестатистичности так характерны именно для нашего вида. Тогда тенденция к сокращению объем мозга вполне объяснима - истончается второй уровень, подпитываемый глубинным, но растрачиваемый на деятельность третьего уровня. Можно ли третий уровень расположить в коре головного мозга? Не знаю, но, кажется, можно.

Vladimirkox

Цитата: kostik от ноября 24, 2018, 16:39:52
Цитата: Vladimirkox от ноября 24, 2018, 13:22:21
Цитата: василий андреевич от ноября 24, 2018, 08:00:05Наследуется "геометрия" нейронной сети.
Наследуются правила, по которым формируется нейронная сеть и то, в чем нейронная сеть находится. Геометрия образутся в результате взаимодействия уже существующего, правил действующих в настоящий момент, и факторов внешней среды (даже если это чрево метери, то важна и диета матери, и её эмоциональное+физиологическое состояние).
Да-да, генотип и фенотип, которые даже геометрию кроны дерева формируют.

Правильно ли я Вас понял: если вспомнить второй закон Менделя, то наследуются не признаки, а правило рассшепления  признаков 3:1.
Не правильно.
При эволюции диссипативных систем в зависимости от свойств среды и свойств автономных модулей формируются сложные структуры, это иногда называют "детерминистические правила".
Простейший пример: касание-прилипание, этот алгоритм формирует дендроиды.