Эволюция морали

Автор ecce, мая 04, 2018, 18:49:17

« назад - далее »

Nur 1

Возможно, в теме, перечислить все более или менее известные формы взаимодействия этносов?
Например:
1. Ассимиляция - ...
2. Аккомодация - ...
...
и т. д.

А потом рассмотреть, как изменяется при этом мораль?

Nur 1

Уважаемый Максет, добрый день!

Цитирую Вас:
« Ответ #74 : Сегодня в 07:49:10
У любого социума, то бишь группы людей объединенных общими интересами, есть свой идеологический отец-родитель, который и передает в эту группу созданную им программу поведения.»

Можно об этом подробнее? Особенно в части возникновения "идеологического родителя" и, если получится, в историческом плане.
По моему мнению, это -  один из ключевых моментов возникновения социальной группы.

Максет

Цитата: Nur 1 от июня 20, 2018, 09:53:43
Уважаемый Максет, добрый день!

Цитирую Вас:
« Ответ #74 : Сегодня в 07:49:10
У любого социума, то бишь группы людей объединенных общими интересами, есть свой идеологический отец-родитель, который и передает в эту группу созданную им программу поведения.»

Можно об этом подробнее? Особенно в части возникновения "идеологического родителя" и, если получится, в историческом плане.
По моему мнению, это -  один из ключевых моментов возникновения социальной группы.

Добрый день.
Попробую.
Например, возьмем такую социальную группу как советский народ. Идеологический родитель этой группы – В.И. Ленин. У Ленина был свой идеологический  родитель, который заразил его идеей диктатуры пролетариата – К. Маркс. Ленин создал целую программу поведения и умудрился загрузить эту программу в головы пролетариата, что привело к созданию целого небывалого в истории государства и небывалого в истории народа, объединенного общей программой поведения, созданной Лениным.
Правда, эта программа поведения проиграла в конкурентной борьбе более естественной и потому более жизнеспособной программе поведения – капиталистическим взаимоотношениям.

Nur 1

Утверждают, что идея через структуризацию превращается в знание.
Как это понимать?

Baerlin

Цитата: Ivan(novice) от июня 20, 2018, 03:44:39К сожалению, едва ли получится мораль рассматривать с точки зрения этологии.
Смотрим на "Академике":
Первоначально понятие морали было сформулировано в гуманитарных науках. Причем определение это является не естественно-научным. Только с появлением нового направления науки " Этология человека" стало возможным рассматривать мораль человека и в том числе и животных с другой точки зрения. На мой взгляд смешивать гуманитарные аспекты с естественно научными не является продуктивным. Вопрос-то стоял об эволюции морали, а значит предметом рассмотрения должно быть поведение человека как биологического вида. А мораль несомненно относится к поведению человека. И мне кажется это является единственным продуктивном подходом. Смотрим сайт http://ethology.ru/

Baerlin

Цитата: Ivan(novice) от июня 20, 2018, 03:44:39Мораль- это набор правил поведения для особи данного этноса по отношению к другим особям данного этноса. Для каждого этноса этот набор правил поведения свой.
Этнос это очень большая социальная группа и вряд ли возможно рассматривать этнос с точки зрения этологии. Может быть здесь применима социобиология и то в ограниченном объёме. Всё-таки объектом изучения этологии человека является группа индивидуумов непосредственно взаимодействующими друг с другом. Это семья, коллектив, случайные группы-типа едующих в одном вагоне метро, трамвае, автобусах. То есть группы, где люди имеют непосредственный контакт. Онлайн общение пока оставляем за скобками.

Baerlin

Цитата: Ivan(novice) от июня 20, 2018, 03:44:39И относить мораль исключительно в людям, т.к. к другим животным такой термин не применим.
Согласитесь, "аморальный лев", "аморальный баран" или "высокоморальная выдра" - звучит комически, как пародия на людей
Если относить мораль только к людям, то не стоит это понятие рассматривать с точки зрения этологии. Здесь же мы пытаемся рассмотреть неразрывную связь между человеком и животными. Тем не менее и к животным можно отнести понятие морали, как правил поведения. В этом случае "аморальный лев" не более чем эмоциональная окраска привнесённая из вненаучного лексикона.

Baerlin

Цитата: Ivan(novice) от июня 20, 2018, 04:11:31И это правило не соблюдается для всех людей.
Например, часть населения России в 20 веке посчитало аморальным, что блага распределяются в соответствии с положением особи в иерархии. И устроила Октябрьскую революцию.
Т.е. распределение благ в соответствии с положением особи в иерархии не является моральным для всех без исключения групп людей.
Ещё раз, государство и культурные таксоны не является предметом рассмотрения этологии человека. Для этого существуют другие гуманитарные(пока) науки.

Nur 1

Так, хорошо. Если мы ставим знак равенства между поведением и моралью, значит, появляется необходимость увязать мораль и уровни ее регуляции. В этологии принято писать о нескольких основных уровнях: биохимическом и т. д. Вот интересно, каков химизм морали, есть соображения на этот счет?

Nur 1

Могу подсказать вариант ответа: вот есть биохимический уровень, он полностью применим к морали. Пожалуйста, см. соответствующие разделы этологии. Это верно?

Ivan(novice)

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 15:29:06
Первоначально понятие морали было сформулировано в гуманитарных науках. Причем определение это является не естественно-научным.
Да, так и есть.

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 15:29:06
Только с появлением нового направления науки " Этология человека" стало возможным рассматривать мораль человека и в том числе и животных с другой точки зрения.
Понимаете, мои комментарии не умаляют ценности этологии как науки. Они просто иллюстрируют, что у каждой науки есть свой предмет изучения, объект исследования. Традиционно этология изучает врожденные формы поведения. Если этология постепенно превратится в науку, изучающую поведение в полном объеме, а не только отдельные его формы, буду только двумя руками "за".
Но пока этология дает только некоторые аспекты поведения человека, но не исследует поведение человека целостно, как объект изучения.
Ранее создавал тему про науку о поведении людей:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9412.0.html

Все сегодняшние науки (психология, этология, антропология, социология, экономика) исследуют отдельные аспекты поведения человека. И каждая наука рассматривает поведение человека со своей точки зрения.
Проиллюстрирую свой тезис следующим примером. Объектом исследований механики является движение механических тел. Можно ли исследовать движение механических тел с точки зрения химии? Да, можно. Тело, состоящее из одних химических элементов (кирпич) будет иметь инерцию, отличную от тела, состоящего из других химических элементов (поролон), при одном и том же объеме.

Так и в нашем случае. Каждая наука рассматривает какой-то отдельный аспект поведения людей (генетический, общественный, экономический, психологический и т.п.), тогда как поведение человека в каждый момент времени едино, в общем случае включает в себя все эти аспекты. И плодотворным, на мой взгляд, является рассмотрение поведения человека как целостного объекта исследований и поиск его закономерностей.

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 15:29:06
На мой взгляд смешивать гуманитарные аспекты с естественно научными не является продуктивным.
Согласен.

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 15:29:06
Вопрос-то стоял об эволюции морали, а значит предметом рассмотрения должно быть поведение человека как биологического вида.
К сожалению, человек отличается от других биологических видов. Поэтому рассмотрение морали с точки зрения биологии - это только один из аспектов, а не целостный взгляд на мораль. Не получится вывести мораль людей из этологии других животных. Это также верно, как не получится из механики вывести закономерности броуновского движения частиц. Нужна другая наука  - термодинамика.

Ivan(novice)

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 15:52:38
Этнос это очень большая социальная группа и вряд ли возможно рассматривать этнос с точки зрения этологии. Может быть здесь применима социобиология и то в ограниченном объёме. Всё-таки объектом изучения этологии человека является группа индивидуумов непосредственно взаимодействующими друг с другом. Это семья, коллектив, случайные группы-типа едующих в одном вагоне метро, трамвае, автобусах. То есть группы, где люди имеют непосредственный контакт. Онлайн общение пока оставляем за скобками.
Ок, тогда если изменить формулировку так?
Мораль- это набор правил поведения для особи данной группы по отношению к другим особям данной группы. Для каждой группы этот набор правил поведения свой.

Ivan(novice)

Цитата: Baerlin от июня 20, 2018, 16:03:07
Если относить мораль только к людям, то не стоит это понятие рассматривать с точки зрения этологии. Здесь же мы пытаемся рассмотреть неразрывную связь между человеком и животными. Тем не менее и к животным можно отнести понятие морали, как правил поведения. В этом случае "аморальный лев" не более чем эмоциональная окраска привнесённая из вненаучного лексикона.
Хорошо, попробуем так. Можете привести примеры морального и аморального поведения животных?

Ivan(novice)

Цитата: Nur 1 от июня 20, 2018, 19:19:07
Если мы ставим знак равенства между поведением и моралью, значит, появляется необходимость увязать мораль и уровни ее регуляции.
Уважаемый Nur 1 !

Не получится поставить знак равенства между поведением и моралью. Мораль - лишь один из параметров поведения.
Уважаемый Baerlin очень удачно сформулировал, что такое мораль:
Мораль- это набор правил поведения для особи данной группы по отношению к другим особям данной группы.

Такое определение морали очень хорошо увязывается с остальными формулировками:
Правила поведения - это "требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение — наказание" (Вики).

У поведения, кроме правил, есть и другие параметры: алгоритм поведения, устраняемый дискомфорт (потребность), результат поведения.

ArefievPV

Цитата: Ivan(novice) от июня 21, 2018, 02:34:47
У поведения, кроме правил, есть и другие параметры: алгоритм поведения, устраняемый дискомфорт (потребность), результат поведения.
Может, заменить слово параметры на слово атрибуты?

И ещё. Вы перечисляете ряд атрибутов поведения. Вот это: «устраняемый дискомфорт (потребность)» – как-то выпадает из данного ряда...
Может, заменить такую формулировку на следующую: «причина (или цель) поведения»?
И, разумеется, добавить в ряд перечислений атрибут: «правила поведения».

В итоге: у поведения есть следующие атрибуты – правила поведения, алгоритм поведения, причина (или цель) поведения, результат поведения.

P.S. Это не придирка, просто реплика...   :)