Автор Тема: Гипотеза самоодомашнивания человека  (Прочитано 7677 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дж. Тайсаев

  • Участник форума
  • Сообщений: 9264
    • Просмотр профиля
    • Российская культурология
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #15 : Февраль 29, 2016, 08:41:26 »
Чисто случайно попал в эту тему, просматривал "кто в онлайне" и взгляд уткнулся в тему со странным названием...... так и нашел это сообщение.

Цитировать
Видел лет десять назад по телеку эксперимент, может и в сети есть. Женщинам давали понюхать рубаки, которые носили разные мужчины. И женщинам "понравились" рубашки не от "быстро бегающего мачо", а от самых "послушных".
По моему объяснение этому вполне банальное. Современное общество уже не согласно нюхать запахи той интенсивности, которые ещё в сравнительно недавнем прошлом им казались приятными и навевали на поэтические мысли вроде как.... о дивный аттрактант, о буйный ферромон.....
Сейчас всё изменилось. Мачо они потому и мачо, что много андрогенов, а значит и пот самый пахучий.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #16 : Март 04, 2016, 14:28:16 »
http://antropogenez.ru/online-discussion/
Человек и собака: одомашнивание или эволюция?

20 марта. Онлайн- дискуссия.

Цитировать

Похожи ли собаки на своих хозяев? Еще в первой половине 20 века ряд ученых обратили внимание: тысячи лет человек и собака претерпевали сходные изменения. В их числе:

«грацилизация» - уменьшение лицевого скелета
уменьшение объема мозга
ускорение взросления
изменение формы агрессивности
способность размножаться круглый год
и т.д.
А ведь все это – признаки, свойственные именно домашним животным. Так что же получается: человек – сам себя одомашнил?

У этой гипотезы есть как сторонники, так и противники. Последние обращают внимание на тот факт, что эволюция – это естественный, а одомашнивание – искусственный целенаправленный процесс, и в случае человека стоит говорить скорее не об одомашнивании, а о специализации… или даже биологической деградации.

20 марта с 15:00 до 17:00 Вы сможете, не выходя из дома, оказаться в центре дискуссии, ведущийся по правилам научного диалога!

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #17 : Март 04, 2016, 14:32:50 »
https://m.youtube.com/watch?v=zeilLQXOhfM

Про эксперименты с лисами.

Онлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 8165
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #18 : Март 07, 2016, 13:02:21 »
https://m.youtube.com/watch?v=zeilLQXOhfM
"Трудно стать человеком, а его другом еще сложнее".
  Живодером стать проще. А если живодер будет другом живодерёмого, то ОК.
  Вспомню свой стародавний пример: это не эвенк одомашнил оленя, а олень до-местифицировал эвенка, по дружбе позволив драть шкуру с мяса.
  Будущая собака тоже позволила когда-то по недоумению своему поохотиться рядышком с ней человека. И теперь не разобрать кто-кого больше любит...

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #19 : Март 08, 2016, 13:30:49 »
http://mysciencestyle.blogspot.ru/2012/01/kak-bonobo-sami-sebya-priruchili.html

 
Как бонобо сами себя приручили
 Обыкновенный шимпанзе и шимпанзе-бонобо — ближайшие родственники, но при этом разительно несхожи характерами. Исследователи полагают, что более покладистый нрав бонобо сформировался благодаря процессам, сравнимым с одомашниванием и приручением человеком диких животных.

Есть известный эволюционный парадокс, связанный с нашими ближайшими родственниками — шимпанзе. Шимпанзе обыкновенный и шимпанзе-бонобо заметно различаются внешне и ещё сильнее разнятся поведением. Обыкновенные шимпанзе — это крупные агрессивные приматы, конфликты и драки в их сообществах обычное дело. Бонобо же — этакие «дети цветов» среди приматов и вообще среди животных. Они куда более миролюбивы, обожают играть и в буквальном смысле предпочитают заниматься любовью, а не войной: первые европейцы, обнаружившие сообщества бонобо, были едва ли не шокированы разнообразием и интенсивностью сексуальной жизни этих обезьян.

Эволюционные пути бонобо и обыкновенных шимпанзе разошлись между одним и двумя миллионами лет назад, и зоологи до сих пор ломают головы над тем, что же за это время произошло такого, чтобы два ближайших вида стали так сильно разниться «взглядами на жизнь». Брайан Хэар из Университета Дьюка (США) предлагает остроумную гипотезу, которая объяснила бы такое смягчение характера у бонобо. Эти шимпанзе отличаются от агрессивных родственников не только поведением, но и целым набором анатомических черт. Череп бонобо меньше, а его лицевой отдел заметно короче, чем у обыкновенных шимпанзе. У бонобо короткие клыки, на шерсти попадаются «обесцвеченные» участки, и различия между полами выражены не очень сильно.

Г-н Хэар с коллегами обратил внимание на то, что такие же признаки характерны для одомашненных животных.

Когда человек начинал приручать будущих «четвероногих друзей», он в первую очередь из каждого поколения отбирал тех, кто отличался менее угрожающей внешностью и более мягким характером. В качестве совсем недавнего примера такого одомашнивания исследователи приводят историю домашней серебристой лисицы, выведенной в 50-х годах прошлого века Дмитрием Беляевым. Через двадцать поколений у лис уменьшился череп, хвост стал изогнутым, а уши — отвисшими, делая животных похожими на дружелюбных дворняжек. Характер тоже смягчился: при приближении человека лисы не рычат угрожающе, а виляют хвостом. Эксперимент показал, что одомашнивание вызывает появление ряда признаков, которые не были целью отбора и которые отличают дикую разновидность от домашней.

И именно эти признаки отличают бонобо от обыкновенных шимпанзе.

Что же подтолкнуло бонобо к такому «самоодомашниванию»? В статье, опубликованной в журнале Animal Behaviour, исследователи предлагают следующую схему развития событий. Где-то в период между одним и двумя миллионами лет назад река Конго разделила две популяции шимпанзе. Плавать обезьяны не умеют, так что перед ними встало непреодолимое географическое препятствие. Северные шимпанзе оказались один на один с гориллами, с которыми им пришлось конкурировать за территорию и ресурсы. И это никак не могло способствовать смягчению характера, а потому агрессивность, направленная на внешний мир, так или иначе отражалась и на поведении внутри сообщества. Взаимоотношения между обыкновенными шимпанзе строятся на подавлении: самки — самцом, одной стаи — другой.

В свою очередь, южные шимпанзе оказались на территории, где было много еды и никаких конкурентов. Поскольку воевать оказалось не с кем, они могли позволить себе выстраивать более тесные и дружественные связи друг с другом. Северные самки выбирали из двух зол меньшее: если бы они отдавали предпочтение более «куртуазным» самцам, от популяции вскоре ничего не осталось бы, поэтому во имя сохранения вида им приходилось терпеть насилие от своих «викингов». Южные самки от такого выбора были избавлены и поэтому могли спокойно воплощать в жизнь мечту об идеальном самце, который будет мягок, дружелюбен и т. д.

Одомашнивание делает животных менее агрессивными и растягивает время созревания: взрослая особь может до смерти сохранять какие-то ювенильные признаки. Кроме изменений во внешности, приручённые животные чутко отзываются на социальные контакты, они более открыты общению. Интенсивность социальных связей ведёт к большему разнообразию поведения, которое выражается в играх, взаимном груминге, брачных ритуалах и т. п. Всё этом имеет место у бонобо. Можно сказать, что их самоприручение произошло в силу благоприятного стечения обстоятельств, избавившего от жёсткой конкуренции за ресурсы.

Мысль о том, что приручение может быть эволюционным событием независимо от воли человека, весьма оригинальна и заманчива. Однако сами исследователи признают, что насчёт происхождения шимпанзе существует и другая точка зрения, согласно которой обыкновенные шимпанзе произошли от бонобо. Если так, то тогда надо объяснить, почему обыкновенные шимпанзе так «одичали». С другой стороны, «гипотеза самоодомашнивания» требует больше примеров, то есть больше видов, которые бы под эту теорию подходили. Учёным остаётся лишь искать такие самоприручённые виды и надеяться, что дальнейшие исследования в экологии, генетике и поведении шимпанзе подтвердят эту остроумную, хотя и несколько парадоксальную гипотезу.

Подготовлено по материалам Scientific American.

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #20 : Март 08, 2016, 13:41:24 »
https://snob.ru/selected/entry/12608?preview=print

Обезьяна, которая отказалась взрослеть


Карликовые шимпанзе бонобо из Конго считаются самыми близкими родственниками человека. Они отличаются от обычного шимпанзе более дружелюбным нравом, стремлением к демократии, альтруизмом. Одним словом, они инфантильнее — как и люди

Ученые установили: обезьяны, которые в своем поведении больше похожи на людей, — это те, кто во взрослом возрасте ведут себя как детеныши. Напрашивается вывод: большеголовый, голый, дружелюбный Homo sapiens — это шимпанзе, вставший на путь неотении. Ну, как страус, который на самом деле есть ни что иное, как птенец, решивший не учиться летать, а заняться сексом, чтобы стать отдельным видом.
Серия экспериментов была поставлена на приматах, живущих в заповеднике неподалеку от Киншасы, республика Конго. Ученые наблюдали поведение 24 особей бонобо и 30 шимпанзе. Эксперименты касались отношения обезьян к самому дорогому и желанному в их жизни — еде, а опосредованно, через еду, и их отношения друг к другу.

Во всех экспериментах бонобо всех возрастов вели себя так, как у обычного шимпанзе ведут себя только малыши. Они охотно делились пищей с друзьями, даже если ради этого надо было специально открывать для них дверь:

Взрослые шимпанзе и в природе, и в эксперименте — щедрые, пока маленькие, но скупые и жадные во взрослом возрасте. Зато они с годами делаются хорошими психологами, а бонобо, даже взрослея, ведут себя как простаки. В отличие от обычных шимпанзе, они с большим трудом учились тому, как отличать «добрых» экспериментаторов от «злых»; у кого стоит просить еду, а у кого нет. Они трогали за руку всех людей без разбора — лишь бы поиграть.

Такую разницу в поведении ученые объясняют тем, что в природе у бонобо в своем ареале обитания нет конкурентов. Поэтому они остаются всегда доброжелательными, немного инфантильными и несообразительными. У шимпанзе жизнь куда тяжелее — они конкурируют с гориллами и, кроме того, у них в стае господствует четкая иерархия: первыми едят крупные самцы, занимающие в стае господствующее положение, потом все остальные члены социума, а дети питаются последними.

Однажды я увидела собственными глазами и даже ощутила на себе, как работает такая иерархия. Мне было семь лет, и мы с родителями поехали в обезьяний заповедник, расположенный под Туапсе. Ученые в качестве эксперимента выпустили в дикие условия стаю гамадрилов-павианов и наблюдали за их поведением. Сейчас этого заповедника больше нет, а жаль. Наблюдать было очень интересно, я бы сказала — захватывающе. Главными в заповеднике были обезьяны, им можно было все, а туристы должны были соблюдать определенные правила поведения и считаться с обезьяньим порядком. Я этот порядок нарушила и была тут же наказана.

Обезьяны привыкли к туристам и к тому, что туристы угощали их всякими лакомствами. Они выстраивались длинной вереницей перед человеком, который распаковывал свою сумку, и ждали, что вот сейчас начнется главное и самое интересное. Что же у этого двуногого в его сумочке: помидоры, сливы, огурцы, колбаска, яйца, вареная картошка? Обезьяны радовались всему. Когда я потянулась к своему рюкзачку, передо мной тоже выстроилась очередь: первым был вожак стаи, за ним его приближенные, в конце толпились женщины и дети. Мне было ясно, что если я буду соблюдать их порядок, то маленькому детенышу, который повизгивал от нетерпения, не достанется ничего — еды с собой у меня было не очень много. А угостить хотелось именно его, он был очень трогательный. Я достала бутерброд и поступила неэтично — понесла его в самый конец очереди малышу, вместо того, чтобы отдать вожаку. И вожак меня тут же наказал — догнал, оскалил свои клыки и пару раз провел когтями по руке. Поранить он меня не хотел — на руке остались только белые полосы — просто воспитывал. Но пришлось отдать бутерброд ему — никуда не денешься.

Вот так это выглядит в природе. Понятно, что в условиях жесткой иерархии животное всегда ощущает давление и вполне обоснованный страх, что пищи может не достаться. А это провоцирует нежелание делиться, в человеческом эквиваленте — жадность.

Ученые считают, что общий предок шимпанзе и бонобо был довольно агрессивен, но впоследствии бонобо эволюционировали в сторону инфантилизма и доброжелательности благодаря благоприятным условиям среды обитания. На это потребовалось с точки зрения эволюции совсем немного времени — одно мгновение продолжительностью в пару миллионов лет. Дивергенция бонобо и шимпанзе произошла 2,5-0,85 миллиона лет назад. Ученые говорят, что для изменения социального поведения достаточно перестройки всего лишь нескольких генов.

Зачем нам все эти знания? Дело в том, что и в эволюции человека произошло, по-видимому, нечто подобное. В прошлом году группа ученых из Шанхая установила, что определенные гены, ответственные за развитие мозга и когнитивных способностей, у человека активируются намного позже, чем у шимпанзе или макаки резус. Значит, человек, с его альтруизмом и дружелюбием — это вечный Питер Пэн, инфант, похожий больше на бонобо, чем на обычного шимпанзе.
Было бы ужасно интересно оказаться пять миллионов лет назад в Африке и узнать — что же действовало на нас так инфантилизирующе?

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #21 : Март 08, 2016, 13:44:44 »
Зоолог Десмонд Моррис пишет: «В поведенческом смысле религиозная деятельность состоит в том, что большие группы людей собираются вместе для (...) изъявлений своей покорности некоему доминирующему индивиду. Доминирующий индивид, о котором идет речь, в различных культурах принимает те или иные обличья, но всегда является воплощением огромного могущества. (...) Если эти выражения подобострастия осуществлены успешно, то доминирующий индивид оказывается умиротворен. Поскольку его власть чрезвычайно велика, умиротворяющие церемонии должны осуществляться через регулярные и частые промежутки времени».

Возникновение религии Десмонд объясняет нашим происхождением от общего с современными обезьянами предка. В социальных группах ближайших родственников человека — шимпанзе — властвует альфа-самец, которому подчиняются остальные члены группы. Человеческая система коммуникации намного сложнее, чем у шимпанзе, но общего тоже до смешного много. При опасности низкоранговые животные просят у высокорангового самца защиты, принимая «позу подставления» — в свою очередь, высокоранговое животное принимает «позу покрытия». Это может быть похлопывание по спине или плечу: наше, человеческое, похлопывание по плечу — это выражение поддержки, идущее от «сильного» к «слабому», и в принципе является той же «позой покрытия», как и вытянутая вперед рука, с которой стоят на трибунах вожди. Могущественная фигура бога является проекцией древней фигуры «вожака стаи» и приносит нашей внутренней обезьяне то душевное спокойствие, которое низкоранговые животные испытывают, твердо зная, что именно их альфа-самец — самый крупный и могучий во всей округе.

И действительно, журнал Scientific Reports недавно сообщил, что группа шимпанзе в Африке создала проторелигию и молится пирамидкам из камней в пустых стволах старых деревьев.

Из газеты Lenta.ru:
http://lenta.ru/columns/2016/03/07/boganet/
« Последнее редактирование: Март 08, 2016, 13:51:35 от Dessa »

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #22 : Март 08, 2016, 16:57:23 »
Путь к одомашниванию людей
Хотя наши человекообразные предки вымерли, мы можем найти следы самоодомашнивания человека в ископаемых останках. Археологи отмечают, что у людей постепенно развивались морфологические изменения, подобные тем, что возникают у других видов при одомашнивании. По сравнению с архаичным человеком Homo, жившим от 200 до 300 тыс. лет назад, современные люди обладают более тонкими костями, мелкими и тесно посаженными зубами, укороченным лицом (поэтому у нас хорошо очерчен подбородок) и — что наиболее интересно — у нас уменьшился череп. Существуют даже такие данные, согласно которым за последние 50 тыс. лет человеческий мозг стал меньше на 10–30 %.
Эти анатомические признаки проявляются именно с того периода, когда люди стали осваивать современные формы поведения. Например, сложные культурные артефакты начинают встречаться при археологических раскопках слоев, относящихся именно к периоду около 50 тыс. лет назад. Среди таких находок следует упомянуть захоронения (вместе с собаками), предметы искусства, рыболовные крючки, кострища, хижины и составное оружие — например, стрелы с наконечниками. Очевидно, люди освоили очень сложные способы совместных взаимодействий, которые требуют практически современных умственных способностей.
Изучение ныне живущих племен, занимающихся охотой и собирательством, указывает на то, какие механизмы могут стимулировать отбор, направленный против агрессии. Большая часть сравнительно краткой эволюционной истории нашего вида относится к эпохе, в которую предки человека занимались почти исключительно охотой и собирательством. Земледелие начало появляться на Ближнем Востоке и в Китае чуть больше 12 тыс. лет назад. Современное промышленное общество сформировалось всего несколько поколений назад. Это означает, что все люди занимались охотой и собирательством на протяжении многих тысячелетий эволюции вида.
Наша социальная организация не соответствует социально-общественным нормам тех племен, которые и сегодня остаются охотниками и собирателями. Исследования, проведенные в течение прошлого века, показали, что в этих племенах нет лидера или какого-то доминирующего представителя, принимающего решения за всех. Напротив, охотники-собиратели активно противодействуют тем соплеменникам, которые пытаются подчинить себе группу. В то же время самки бонобо выступают против агрессивных самцов. Племена охотников и собирателей также зачастую изгоняют, отвергают и даже убивают тех, кто силой пытается сосредоточить в своих руках всю власть. Эта кросс-культурная исследовательская работа, в сущности, доказывает, что примитивные человеческие сообщества применяют групповой отбор. Он направлен против агрессивных соплеменников, склонных к насилию над другими членами группы.

http://www.romanbook.net/book/11407102/?page=21

Онлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 8165
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #23 : Март 08, 2016, 19:59:24 »
Спасибо за "выжимки" о бонобо, вроде бы знал уже, но все одно почерпнул много интересного и поучительного.
  Но вот не знаю, появились ли несколько конкурирующих стай у бонобо? Или прирост "населения" одной стаи равен смертности?
  Да и в среде охотников собирателей не слышал об исследованиях, как части одного племени все дальше расходятся друг от друга.

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #24 : Апрель 18, 2018, 11:03:10 »
Интересная статья


Schizophrenia and Human Self-Domestication: An Evolutionary Linguistics Approach.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/m/pubmed/28463847/

Schizophrenia (SZ) is a pervasive neurodevelopmental disorder that entails social and cognitive deficits, including marked language problems. Its complex multifactorial etiopathogenesis, including genetic and environmental factors, is still widely uncertain. SZ incidence has always been high and quite stable in human populations, across time and regardless of cultural implications, for unclear reasons. It has been hypothesized that SZ pathophysiology may involve the biological components that changed during the recent human evolutionary history, and led to our distinctive mode of cognition, which includes language skills. In this paper we explore this hypothesis, focusing on the self-domestication of the human species. This has been claimed to account for many human-specific distinctive traits, including aspects of our behavior and cognition, and to favor the emergence of complex languages through cultural evolution. The "domestication syndrome" in mammals comprises the constellation of traits exhibited by domesticated strains, seemingly resulting from the hypofunction of the neural crest. It is our intention to show that people with SZ exhibit more marked domesticated traits at the morphological, physiological, and behavioral levels. We also show that genes involved in domestication and neural crest development and function comprise nearly 20% of SZ candidates, most of which exhibit altered expression profiles in the brain of SZ patients, specifically in areas involved in language processing. Based on these observations, we conclude that SZ may represent an abnormal ontogenetic itinerary for the human faculty of language, resulting, at least in part, from changes in genes important for the domestication syndrome and primarily involving the neural crest.

Оффлайн Dessa

  • Участник форума
  • Сообщений: 1288
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #25 : Апрель 18, 2018, 11:08:57 »
Ещё:

Language Impairments in ASD ( autism spectr disorder) Resulting from a Failed Domestication of the Human Brain

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5002430/

Оффлайн Nur 1

  • Участник форума
  • Сообщений: 2491
    • Просмотр профиля
Re: Гипотеза самоодомашнивания человека
« Ответ #26 : Апрель 18, 2018, 15:43:46 »
Интересно, насколько процесс доместикации животных и растений похож на процесс "одомашнивания" косной материи - никто не задумывался?
Не обнаружится ли здесь чего-нибудь общего?
Та же стандартизация или вот это: что-то, так сказать, для психологического комфорта, а что-то - для удовлетворения физиологии...