Квалификация и технология.

Автор ключ, октября 23, 2017, 16:30:07

« назад - далее »

Nur 1

Никто не реагирует, поэтому попробую объяснить по другому. Напряжение это что? Работа по переносу чего-то откуда-то куда-то, не изменяющая природу этих чего и куда. Тензор, исходя из этого - некто или нечто, совершающий (-ее) такую работу. Есть план, есть результат - как два отдельных пространства. В каждой из этих пространств есть величины, равные по модулю выражения. Если результат достигнут, модуль не меняется, но, почему-то, исполнители еле переводят дух. И все они, в один голос утверждают, что усталость нарастала по мере достижения. Планировщики (не плановики), тем не менее, радостно потирают руки и заявляют о готовности компенсировать напряжение, то есть траты всяких там сил, и тоже через "цифирь" в ведомости заработно-премиального характера. Она, эта цифра, заменяет нам обобщенное представление о проделанной работе как того, что объединяет план и достижение в что-то единое. Особо занудливые не преминут сказать о том, что эта цифра, означающая работу в ее непрерывном понимании от начала и до - это и есть эквивалент энергии, заключенной в разнице потенциалов и о других тому подобных вещах.
Вот, предлагаю сопоставить эти цифры с представлением о тензоре - может, что и вытанцуется...   

ключ

#106
Ничего не пойму,как то всё запутано.

Я о более простых вещах.
На своём примере.
Я могу от руки нарисовать на стене мелом метровый круг с точностью радиуса в сантиметр.
Или распилить метровую палку на две полуметровые на глаз с точностью в несколько миллиметров.
Или сделать на планшайбе кобошон из осколка камня без всяких разметок и посадить его в каст одним нажатием без возможности вытащить и поправить. (причем после изрядной дозы водки).

Это даётся многолетней тренировкой (и неплохим врождённым глазомером). Это сложные работы.

А вот сделать такое орудие по описанной технологии я НЕ СМОГУ ,поскольку это НАМНОГО БОЛЕЕ СЛОЖНО.
ИМХО сложнее работы слесаря 5-6 разряда.
Как  найти подходящий камень,кстати? Понятия не имею,какой подойдёт.
(Пробовал,кстати.Не получается ничего. Просто осколки совершенно беспорядочной формы).

Gundir

Цитата: ключ от марта 20, 2018, 23:23:45Ничего не пойму,как то всё запутано.

Я о более простых вещах.
На своём примере.
Я могу от руки нарисовать на стене мелом метровый круг с точностью радиуса в сантиметр.
Или распилить метровую палку на две полуметровые на глаз с точностью в несколько миллиметров.
Или сделать на планшайбе кобошон из осколка камня без всяких разметок и посадить его в каст одним нажатием без возможности вытащить и поправить. (причем после изрядной дозы водки).

Это даётся многолетней тренировкой (и неплохим врождённым глазомером). Это сложные работы.

А вот сделать такое орудие по описанной технологии я НЕ СМОГУ ,поскольку это НАМНОГО БОЛЕЕ СЛОЖНО.
ИМХО сложнее работы слесаря 5-6 разряда.
Как  найти подходящий камень,кстати? Понятия не имею,какой подойдёт.
(Пробовал,кстати.Не получается ничего. Просто осколки совершенно беспорядочной формы).
Вы просто не тренировались в этой технологии. Но, ничего чудесного там нету. Существуют в России лаборатории (уже давно) по трассологии. Там колют самые разные орудия, и массово, для них тут практическая польза. Погуглите книжки Жени Гири. А вообще, это (трассологию) придумал еще в 50-е такой Семенов. Смысл вот в чем. Находят древнее орудие, на нем следы сработанности. Что с ним делали? Методика такая - делают такое же и начинают им работать. Потом сравнивают следы сработанности на древнем и вновь созданном. Понятно, что надо десятки орудий. ребята колют - шум стоит. Круче неандеров. Просто, как в любой профессии, нужно научится

ключ

#108
Цитата: Gundir от марта 20, 2018, 23:42:49Существуют в России лаборатории (уже давно) по трассологии. Там колют самые разные орудия,

Тут и заковыка то.
В этих лабораториях не неандертальцы работают.

Ремесло предполагает обучение.
Оно было добровольным или принудительным?
Сколько лет занимало?
Как отбирались кандидаты в Мастера?

Ремеслу взрослый обучается гораздо легче,чем молодёжь. Тем более-дети.
Калека какой нибудь?
Но не всякий калека обладает задатками.

Тут вдобавок язык нужен развитый. Такие вещи подражанием не делаются,объяснений требуют.

Невозможно массовое производство таких изделий без развитой организации и культуре производства.

По другому- даже Великий от Бога Мастер не оставит приемников. И всё...

ключ

Вдобавок-мелкие и точные ручные работы требуют терпения и усидчивости.
С этим проблемы и у большинства современных людей.
(У всех ли красивый почерк? А почему-крючки писать неохота было?)

А как с этим было у неандертальцев?

Gundir

Цитата: ключ от марта 21, 2018, 00:10:55А как с этим было у неандертальцев?
прекрасно. Видел составленный из семи разных орудий нуклеус (на картинке, но, все таки) фишка в том, что на поселении нашли 7 штук орудий, и они по негативам ложились друг в друга (с мелкими лакунами для подработки). Т.е эти неандеры, взяли кусок каменюги, и так его заготовили, чтобы в семь ударов получить семь разных готовых орудий. Полностью расколов нуклеус. Это, я Вам скажу, три дэ мышление. Высокий уровень программирования. Уже на стадии заготовки они прекрасно понимали, что хотфт получить. И, такую начальную болванку,ю со всеми площадками для отщепления и строили. Круче кубик-рубика, пожалуй

ArefievPV

Цитата: ключ от марта 20, 2018, 23:56:58
Ремеслу взрослый обучается гораздо легче,чем молодёжь. Тем более-дети.
Калека какой нибудь?
Извините, но это не так. Всё с точностью до наоборот...

Есть такой древний метод обучения детёнышей и взрослых (он даже нечеловеческий) - "вприглядку" и "делай как я". По сути, имитация. Детёныши в виду более высокой пластичности мозга (соответственно, и восприимчивости) гораздо легче обучались таким способом. Дети имитируют движения автоматически (типа, имитационный рефлекс).

Тем более, когда детёныш ещё не овладел речью, ему для обучения только такой способ и доступен.
Разумеется, есть ещё и дрессировка. Но для сложных последовательностей действий без навыков развитой коммуникации (владения речью) дрессировка мало подходит.

ArefievPV

Цитата: ключ от марта 20, 2018, 23:56:58
Тут вдобавок язык нужен развитый. Такие вещи подражанием не делаются,объяснений требуют.
Не нужен. Наглядная демонстрация (как и рисунок) является объяснением. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - поговорка как раз об этом...

ArefievPV

Цитата: ключ от марта 20, 2018, 23:56:58
Невозможно массовое производство таких изделий без развитой организации и культуре производства.
Возможно. Традиция культурная. Сначала детёныши подражают взрослым, затем взрослые обзаводятся своими детёнышами, которые начинают им подражать и т.д.

А потом археологи находят "массовое производство". :)

василий андреевич

Цитата: Nur 1 от марта 20, 2018, 22:56:24попробую объяснить по другому.
Цитата: ключ от марта 20, 2018, 23:23:45Ничего не пойму,как то всё запутано.Я о более простых вещах.
Нур как раз о ваших мытарствах.
  скульптура - это просто камень, у которого мастер убирает все лишнее. мастер - это ремесленник, способный разнести в своем воображении целевые скульптуры по разным категориям. между целями возникает рельеф напряжений, через который проходят линейные алгоритмы ремесла. тензоры - лишь математический прием, позволяющий описать сложный рельеф за счет перенесения точки зрения. разумеется, мастер использует не математику, а интуицию, прокладывающую оптимальный маршрут-алгоритм действий от камня к нужным скульптурам.
  например, все сапо-неандры видели, что при заливании кострища некоторые камни раскалывались с образованием острых кромок, но только мастер-творец смог увидеть заготовки и изделия, как тензорное пространство потенциальных возможностей.

Cow

Цитата: Nur 1 от марта 20, 2018, 22:56:24
Вот, предлагаю сопоставить эти цифры с представлением о тензоре - может, что и вытанцуется...
Тяжело пока это у меня в голове укладывается.
Даже опять поговорка в ней всплыла:
В армии матом не ругаются. На нем там разговаривают.

Так и у меня: Сам из процессов описываемых тензорами состою, но осознаю это весьма плохо. :-[

Цитата: ключ от марта 21, 2018, 00:10:55А как с этим было у неандертальцев?
Мелькали такие сведения, что неандеры были ближе к хищникам, чем сапы и охотились даже ночью. Соответственно и  зрительную теменную кору имели по более развитую, чем у сапов. По данным измерений эндокранов. Можно допустить , что  и соответственно способности образного моделирования у них, были круче, чем у сапов.
Оттуда и те нуклеусы,которые в обалдение роняют современников, пытающихся воспроизвести индустрию леваллуа,  что Gundir поминает.
Хотя скульпторы и среди сапов встречаются.
Изредка. :)

Nur 1

Глубокоуважаемый Cow, доброго дня!

Попробуем все-таки уложить. Сначала посмотрим на предмет Вашей полемики с уважаемым ключом, как на непрерывный процесс, организованный в окрестностях точки в пространстве, изобилующей необходимыми сырьевыми ресурсами. Попробуем их перечислить:
- кремень,
- обсидиан,
- халцедон,
- другие породы,
- кость,
- дерево и т. п.
Все эти ресурсы по форме объединяются в определенные материалы:
- гальку,
- валуны,
- желваки,
- плитки,
- цельные куски породы неправильной формы,
- пластины,
- полые и плоские кости, бивни и другие зубы,
- бревна, сучья, поленья и т. д.

Nur 1

Насколько я понял, технологии производства орудий восстанавливаются как результат репликативных экспериментов, представление о качествах полученных реплик - функциональных. Понятно, что непосредственно исходные процессы изготовления орудия мы наблюдать не можем, но, к настоящему времени, накопился приличный перечень ударных и отжимных способов расщепления материалов и обработки режущих кромок и заострения концевых частей:
- прокаливание,
- оббивка,
- нанесение уплощающих сколов,
- краевые и струйчатые ретуши,
- получение пластинчатых сколов,
- обработка ножевидных пластин,
- шлифование,
- скобление,
- стругание,
- обрезка,
- распилка  и множество других.

Любопытно, есть данные о затратах сил на осуществление этих приемов, никто не подскажет?

vigsby

Сил уж явно много уйдет на токой вот списочек
Оказываем услуги по горизонтально-направленному бурению в Беларуси

василий андреевич

Цитата: Nur 1 от марта 21, 2018, 15:12:25- прокаливание,
кремний, что тот же обсидиан, обладают низким коэффициентом теплового расширения и, монолитен. это означает, что при скоростном нагреве, когда прокаливается только поверхность, и последующим охлаждением в струе воды на избранную поверхность, произойдет растрескивание по плоскостям, квази параллельным эквипоповерхностям температурного поля. после такой обработки многократно вырстет эффективность оббивки.